Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике 7 класс "Физические забавы"
рабочая программа по физике (7 класс)
Естественнонаучная направленность данной программы состоит в том, что она вооружает ребенка научным методом познания, мышления и развития исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа» или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.
Новизна и актуальность: Для школьников изучение физики далеко не всегда становится радостным событием: эта сложная наука часто вызывает трудности. Преодолеть их и полюбить физику поможет участие в кружке «Физические забавы», где вопросы учебного материала по предмету будут рассмотрены в игровой и развивающей форме. Программа построена на основе современных требованиях модернизации системы образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеурочная деятельность по физике | 54.64 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности по физике
Кружок «Физические забавы»
7 класс
1.Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Направленность образовательной программы: Естественнонаучная направленность данной программы состоит в том, что она вооружает ребенка научным методом познания, мышления и развития исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа» или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.
Новизна и актуальность: Для школьников изучение физики далеко не всегда становится радостным событием: эта сложная наука часто вызывает трудности. Преодолеть их и полюбить физику поможет участие в кружке «Физические забавы», где вопросы учебного материала по предмету будут рассмотрены в игровой и развивающей форме. Программа построена на основе современных требованиях модернизации системы образования.
Цель данной дополнительной образовательной программы кружка «Физические забавы» создание условий для развития творческого мышления обучающихся, умений самостоятельно применять и пополнять свои знания через решение практических задач в рамках учебного материала по физике.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
- расширить знания основного курса физики, повысить интерес к его изучению;
- познакомить с методами получения физических знаний, приобрести умения практического использования измерительных приборов; обработки и анализа результатов при решении экспериментальных задач;
- формировать умение работать в группе; вести дискуссию;
- дать представление о методах физического экспериментального исследования как важнейшей части методологии физики и ряда других наук, развить интерес к исследовательской деятельности
- предоставить ученику возможность реализовать интерес к выбранному предмету.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является то, что данная программа не создает учебных перегрузок для школьников, так как теоретический материал изучается на уроках физики, но данный курс позволяет на более качественном уровне рассмотреть известные физические объекты и обратить внимание на отработку навыков экспериментатора.
Программа направлена на школьников, интересующихся физическими опытами, конструированием, изготовлением приборов, наблюдениями явлений природы, историей физики. Их познавательные возможности не обязательно превышают средний уровень. Учитывая это, глубина изучения материала, математический аппарат, применяемый при изложении, подбор задач, методика преподавания во многом совпадают с принятыми в учебном курсе. Однако, они отличаются большей дифференциацией обучения, учетом индивидуальных особенностей школьников, их образовательных запросов.
Программа адресована обучающимся 7 классов ОУ, рассчитана на один год изучения по одному часу в неделю. Занятия ведутся в кабинете физики и, при необходимости, в информационном центре школы.
Формы организации занятий: лабораторные работы, учебные проекты, практические занятия, конференции. Лабораторный и демонстрационный эксперимент не требует специального оборудования, прост в исполнении и доступен для объяснения обучающимся.
Методы применяемые в ходе занятия основаны на деятельности детей: 1. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию). 2. Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
3. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).
Предполагается, что освоение курса обучающимися
- позволит сформировать устойчивую мотивацию к предмету;
- разовьет навыки исследовательской деятельности;
- будет способствовать осознанному выбору профиля старшей школы.
Для реализации программы имеются видеоматериалы, компьютерные программы, подобрано оборудование. К средствам обучения по этому курсу относятся: физические приборы, учебные пособия по физике, справочные материалы, научно-популярная литература, дидактические материалы, компьютерные обучающие программы.
Предусматривается итоговый и промежуточный контроль (анкетирование, индивидуальные собеседования, защита рефератов или проектов). Система контроля – безоценочная.
Академические успехи обучающихся при изучении данного курса выявляются посредством контроля, который включает:
- текущий контроль, осуществляемый в процессе работы учеников в группе, самостоятельного изучения теоретического материала, работы над задачей;
- контроль в форме презентаций творческих проектов, где оценивается качество выполненной обучающимися работы. Результаты выполненной работы фиксируются в листе достижений, который вкладывается в портфолио личных достижений каждого учащегося.
Личностными результатами в данном курсе являются:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.)
Предметные результаты предполагаются следующие:
- умение работать с физическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), использовать различные языки физики (словесный, символический), таблицы и схемы;
- развитие способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
- умение решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
- умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении нестандартных задач.
В процессе прохождения программы у обучающихся формируются метапредметные учебные действия:
- строить план исследования;
- самостоятельно собирать и настраивать установки для выполнения лабораторных работы;
- проводить простые измерения и выполнять обработку результатов;
- участвовать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения;
- применять теоретический материал к решению практических задач.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
- основные законы и понятия различных разделов физики;
- цикла познания в естественных науках: фактов, гипотез, экспериментов, следствий.
Учебно-тематический план
Перечень разделов | Количество часов по разделу | Количество часов по каждой теме | |
Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1.Введение | 1 | 1 | - |
2.Строение вещества | 4 | 1 | 3 |
3. Движение и взаимодействие тел | 11 | 3 | 8 |
4. Давление. Закон Архимеда и плавание тел | 5 | 2 | 3 |
5. Работа и энергия | 6 | 1 | 5 |
6. Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Всего | 28 | 9 | 19 |
Содержание программы
І. Введение (1 ч)
Физика – наука о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.
Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.
ІІ. Строение вещества (4 ч)
Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Строение атома и иона. Представление о размерах частиц вещества.
Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах.
Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения.
Практические работы:
- Наблюдение различных агрегатных состояний вещества.
- Выращивание кристаллов.
ІІІ. Движение и взаимодействие тел (11 ч)
Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.
Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы.
Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.
Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.
Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.
Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации.
Практические работы:
1. Графическое представление результатов измерения.
2. Наблюдение зависимости инертности от массы тела.
3. Измерение массы воздуха в классе.
4. Измерение плотности неизвестной жидкости.
5. Определение средней плотности человека.
6. Виды деформации.
ІV. Давление. Закон Архимеда и плавание тел (5 ч)
Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение. Артериальное давление.
Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.
Практические работы:
1. Изучение зависимости давления от площади опоры.
2. Определение плотности вещества методом гидростатического взвешивания.
3. Измерение артериального давления.
V. Работа и энергия (6 ч)
Работа и мощность. Простые механизмы. Условия равновесия тел. Объяснение устройства и принципа действия простых механизмов.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии
Практические работы:
1.Механическая работа и ее измерение.
2.Знакомство с подвижным и неподвижными блоками.
3.Кинетическая энергия и потенциальная энергия.
4.Наблюдение превращения потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
VІ. Подведение итогов за год
Игра по итогам года
3.Календарно- тематическое планирование курса
№ п/п | Дата | Тема занятия | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности ученика(на уровне общеучебных действий) | Форма занятия | |||||||
І. Введение (1 ч) | ||||||||||||
1/1 | 12.11 | Физика – наука о природе | Физика – наука о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы | Наблюдение и описание физических явлений. Высказывание предположения – гипотезы. Применение имеющегося любого жизненного опыта и полученных ранее знаний | Физическая викторина | |||||||
УУД: Личностные: 1.Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера. 2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Регулятивные: 1.Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Познавательные: 1.Создавать структуру взаимосвязей в физике как науке о природе. 2. Выражать смысл ситуации различными средствами – словесно, рисунками, графиками. Коммуникативные: 1.Участвовать в обсуждении вопроса о возникновении и развитии науки о природе. 2.Высказывание предположений – гипотез | ||||||||||||
ІІ. Строение вещества (4 ч) | ||||||||||||
2/1 | 19.11 | Молекулы, атомы, ионы. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Диффузия | Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Строение атома и иона. Представление о размерах частиц вещества. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. | Выполнение опытов по обнаружению молекулярного строения вещества. Наблюдение и объяснение явления диффузии. Выполнение опытов по обнаружению действия сил молекулярного притяжения. | Групповая работа по выполнению эксперементаль ных заданий | |||||||
3/2 | 26.11 | Практическая работы: «Наблюдение различных агрегатных состояний вещества». | Наблюдение различных агрегатных состояний вещества. | Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества | Практическая работа в парах | |||||||
4/3 | 03.12 | Практическая работа: «Выращивание кристаллов» | Выращивание кристаллов. | Наблюдение процесса образования кристаллов | Практическая работа (фронтальная) | |||||||
5/4 | 10.12 | Игра «Что я знаю о строении вещества» | Повторение темы | Выполняют интерактивные задания | Интерактивная игра | |||||||
УУД: Личностные: 1.Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Регулятивные: 1 Выдвигать версии объяснения наблюдаемых явлений, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели. Познавательные: 1.Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 2.Представлять информацию в виде таблицы, схемы. Коммуникативные: 1.Участвовать в дискуссии, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | ||||||||||||
ІІІ. Движение и взаимодействие тел (11 ч) | ||||||||||||
6/1 | 17.12 | Как взаимодействуют тела? Сила. | Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие Виды сил. | Наблюдение взаимодействия тел, объяснение того, что при этом происходит с телами Объяснение опытов, характеризующих силу, как меру взаимодействия тел. | Беседа | |||||||
7/2 | 24.12 | Практическая работа: «Графическое представление результатов измерения» | Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы. | Вычисление силы с помощью динамометра. | Практическая работа | |||||||
8/3 | 14.01 | Практическая работа: «Наблюдение зависимости инертности от массы тела» | Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности. | Объяснение опытов проявления инерции тел. Нахождение различий между инерцией и инертностью. Наблюдение и объяснение зависимости инертности от массы тела. | Практическая работа | |||||||
9/4 | 21.01 | Практическая работа: «Измерения массы воздуха в классе» | Измерение массы воздуха в классе | Измерения массы через вычисление объема тела | Практическая работа | |||||||
10/5 | 28.01 | Практическая работа: «Измерение плотности неизвестной жидкости» | Измерение плотности неизвестной жидкости. | Измерение плотности | Практическая работа | |||||||
11/6 | 04.02 | Практическая работа: «Определение средней плотности человека» | Определение плотности по массе и объему | Определение средней плотности человека | Практическая работа | |||||||
12/7 | 11.02 | Гравитационное взаимодействие | Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы. | Высказывание гипотез, обмен знаниями о Вселенной. Наблюдение зависимости силы тяжести от массы. | Дискуссия: « Что было бы, если исчезло тяготение» | |||||||
13/8 | 18.02 | Сила трения | Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения. | Наблюдение различных видов трения, зависимости силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. | Беседа | |||||||
14/9 | 25.02 | Деформация. | Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации. | Наблюдение различных видов деформации, выполнение опытов по обнаружению деформации | Беседа | |||||||
15/10 | 04.03 | Практическая работа: «Виды деформации» | Виды деформации. | Наблюдение различных видов деформации, зависимости силы упругости от деформации | Практическая работа | |||||||
16/11 | 11.03 | Игра – путешествие « Физика нам поможет» | Основные знания по теме | Выполнение интерактивных заданий | Интерактивная игра | |||||||
Личностные: -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; -формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Регулятивные: -составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; -работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер; -уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Познавательные: -анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия; -строить логичное рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. Коммуникативные: -различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории; -уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | ||||||||||||
ІV. Давление. Закон Архимеда и плавание тел (5 ч) | ||||||||||||
17/1 | 18.03 | Давление тела Передача давления жидкостями и газами. | Давление тела на опору. Паскаль – единица измерения давления. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение. Артериальное давление. | Представление сообщений по теме. Демонстрация простейших опытов. | Мини- конференция | |||||||
18/2 | 25.03 | Практическая работа «Изучение зависимости давления от площади опоры» | Зависимость давления от площади опоры. | Исследование зависимости давления от площади опоры. | Практическая работа | |||||||
19/3 | 01.04 | Архимедова сила. | Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел. | Наблюдение зависимости архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Формулирование условий плавания тел. | Просмотр мультфильма. Беседа по мультфильму | |||||||
20/4 | 08.04 | Практическая работа: «Определение плотности вещества методом гидростатического взвешивания» | Определение плотности вещества методом гидростатического взвешивания. | Выполнение практической работы | Практическая работа: | |||||||
21/5 | 15.04 | Практическая работа: «Измерение артериального давления» | Измерение артериального давления | Посещение медицинского кабинета | Экскурсия в медицинский кабинет школы. | |||||||
Личностные: 1.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. 2.Выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих. Регулятивные: 1.Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. 2.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели. 3.Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. Познавательные: 1.Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности. Коммуникативные: 1. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). 2.Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. | ||||||||||||
V. Работа и энергия (6 ч) | ||||||||||||
22/1 | 22.04 | Работа и мощность. Простые механизмы. | Работа и мощность. Простые механизмы. Условия равновесия тел. Объяснение устройства и принципа действия простых механизмов. | Наблюдение действия простых механизмов. Выяснение условия равновесия тел. Объяснение устройства и принципа действия простых механизмов | Интерактивное занятие | |||||||
23/2 | 29.04 | Механическая энергия | Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии | Наблюдение закона сохранения энергии | Интерактивное занятие | |||||||
24/3 | 06.05 | Практическая работа: «Механическая работа и ее измерение» | Измерение механической работы | Измерение механической работы | Практическая работа | |||||||
25/4 | 13.05 | Практическая работа «Знакомство с подвижным и неподвижными блоками» | Объяснение устройства и принципа действия простых механизмов | Вычисление выигрыша в силе блоков | Практическая работа | |||||||
26/5 | 20.05 | Практическая работа «Кинетическая энергия и потенциальная энергия» | Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. | Наблюдение опытов с телами, обладающими кинетической и потенциальной энергией. | Практическая работа | |||||||
27/6 | 24.04 | Практическая работа «Наблюдение превращения потенциальной энергии в кинетическую и обратно» | Закон сохранения механической энергии | Наблюдение превращения потенциальной энергии в кинетическую и обратно. | Практическая работа | |||||||
Личностные: 1. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. 2.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья Регулятивные: 1.Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. 2.Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства. Познавательные: 1.Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия. 2.Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Коммуникативные: 1.Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории. 2. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | ||||||||||||
VІ. Подведение итогов за год | ||||||||||||
28/1 | 27.04 | Игра по итогам года
| Повторение курса физики | Игра по итогам года |
4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
(учебно-методический комплект)
Литература для учителя
- Бергер Н. Б. Изучение тепловых явлений [Текст] / Н.Б. Бергер- М.: Просвещение, 1981.- 112 с.
- Буров В.А. Фронтальные экспериментальные задания по физике [Текст] / В.А.Буров, С.Ф. Кабанов, В.И Свиридов.- М.: Просвещение, 1981.- 112 с.
- Горнов А.М. Реализация госстандарта по физике в основной школе [Текст]: метод. Пособие / А.М.Горнов, А.Г. Логвиненко, С.А. Тимошенко - ОблИУУ Кемерово, 1995.-112с.
- Мастропас З.П. Физика. Методика и практика преподавания [Текст] / З.П.Мастропас, Ю. Г. Синдеев. –Ростов- на-Дону, Феникс, 2002.- 288 с.
- Семке А.И. Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 класс [Текст] / А.И. Семке.- М.: НЦ ЭНАС, 2006.-120с.
- Стандарты второго поколения «Примерные программы. Физика 7-9 классы: проект. [Текст] – М.: Просвещение, 2011.С. 6-8, 37
- В.С. Болготова. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физики. [Электронный ресурс]/ В.С. Болготова- режим доступа http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html.
- Ивашкин, Д.А. Освоение метода познания на уроках физики [Текст]/ Д.А. Ивашкин // Физ. в шк.- 2011.-№ 14,- С. 23-25.
- Безматерных Т.Д. Внедрение ФГОС. УМК нового поколения - школе XXI века. [Электронный ресурс] / Т.Д. Безматерных – режим доступа http://nytva.taba.ru/NP_konferenciya_2012/Sekciya_3/536557_Bezmaternyh_Tatyana_Danilovna_uchitel_fiziki_MAOU_Gimnaziya_Vnedrenie_FGOS__UMK_novogo_pokoleniya_-_shkole_XXI_veka_Opyt_realiza.html
Литература для обучающихся
- Галагузова М.А Первые шаги в электротехнику[Текст] / М.А. Галагузова, Д. М. Комский - М.: Просвещение, 1988. -143 с.
- Гоциридзе Г. Ш. Практические и лабораторные работы по физике 7 – 11 классы [Текст] / Г.Ш. Гоциридзе-М.: Классик Стиль, 2002.- 96 с.
- Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике [Текст] / учеб.Пособие для учащихся 6-7 кл. средней школы./И.Г. Кириллова.- М.: Просвещение, 1986.-207 с.
- Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку [Текст] / В.Н.Ланге - М.: Наука, 2001. -94 с.
- Лукашик В.И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы [Текст]: Пособие для учащихся/ В.И.Лукашик.- М.: Просвещение, 1987.-192с.
- Низамов И. М. Задачи по физике с техническим содержанием [Текст]/ И.М. Низамов- М.: Просвещение, 1980.- 96с.
- Перышкин А.В. Физика. 7кл. [Текст]: Учебник для общеобразовательных учебных заведений/ А.В.Перышкин- М.: Дрофа, 2010.-192с.
- Колесников К.А. Рабочая тетрадь по физике. Мои размышления при выполнении опытов в домашней лаборатории [Текст]/ К.А. Колесников. – Киров, 2010.-128с.
- Классная физика [Электронный ресурс]./ режим доступа http://class-fizika.narod.ru/
- Виртуальная образовательная лаборатория [Электронный ресурс]. / режим доступа http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=section&layout=blog&id=5&Itemid=94
Компьютерные обучающие программы
- Физика. Интерактивные творческие задания. 7-9 класс. - ЗАО «Новый диск», 2007.
- Открытая физика / под редакцией профессора МФТИ С.М. Козела. – Москва, Изд-во Физикон.
- Библиотека наглядных пособий. Физика, 7-11 класс. 1С: Школа. – М., Изд-во «Дрофа»
- Виртуальные лабораторные работы по физике 7-9 классы / Авторы: Кудряшова Т.Г., Кудрявцев А.А., к.ф-м.н. Рыжиков С.Б., К.ф.н. Грязнов А.Ю.
Оснащение кабинета физики
1. Печатные пособия
1. Портреты выдающихся ученых- физиков. – 2 комплекта
2. Тематические таблицы – 9 комплектов
2. Экранно-звуковые пособия
1. Видеофильмы – 20
3. Технические средства обучения
1. Экспозиционный экран
2. Видеоплейер
3. Телевизор
4. Персональный компьютер
5. Мультимедийный проектор
4.Объекты и средства МТО
Наименование объектов и средств МТО | Основная школа | Кол- во |
Компьютерный измерительный блок | + | 1 |
Барометр- анероид | + | 1 |
Динамометры демонстрационные с принадлежностями | + | 1 |
Манометр жидкостный демонстрационный | + | 1 |
Метроном | + | 3 |
Секундомер | + | 1 |
Термометр жидкостный | + | 1 |
Комплект электроснабжения ( КЭФ) | + | 1 |
Источник постоянного и перем. напряж на 6-10А | + | 1 |
Генератор звуковой частоты | + | 3 |
Осциллограф | + | 1 |
Плитка электрическая | + | 7 |
Комплект соединительных проводов | + | 1 |
Штатив универсальный | + | 1 |
Сосуд для воды с прямоугольными стенками | + | 1 |
Столики подъемные | + | 2 |
Насос вакуумный с тарелкой, манометром и колпаком | + | 1 |
Груз наборный на 1 кг | + | 1 |
Комплект расходных материалов | + | 1 |
Лотки для хранения оборудования | + | 45 |
Весы учебные с гирями | + | 16 |
Секундомеры | + | 1 |
Термометры | + | 15 |
Штативы | + | 5 |
Цилиндры измерительные (мензурки) | + | 15 |
Набор динамометров лабораторных | + | 5Н-1Н |
Набор грузов по механике | + | 1 |
Набор пружин различ. жесткости. | + | 2 |
Набор тел равного объема и массы | + | 2 |
Рычаг -линейка | + | 1 |
Трибометр лаб. | + | 1 |
Комплект по механике поступат.прямолин. движ. согласованный с КИБ | + | 1 |
Комплект « Вращение» | - | 1 |
Тележки легкоподвижные | + | 2 пары |
Ведерко Архимеда | + | 2 |
Камертоны на резонир. ящиках с молоточком | + | 1 |
Машина волновая | + | 1 |
Прибор для демонстр. давления в жидкости | + | 1 |
Прибор для демонстр. атмосферного давления | + | 1 |
9. Призма наклон. с отвесом | + | 1 |
10. Сосуды сообщающиеся | + | 1 |
11. Стакан отливной | + | 1 |
12. Стробоскоп | - | 1 |
13.. Трубка Ньютона | + | 1 |
14. Трибометр дем | + | 1 |
15 Шар Паскаля | + | 1 |
16. Кюветы стекл. | + | 1 |
- Планируемые результаты прохождения программы
Планируемые результаты изучения физики по конкретным темам курса планируются следующие:
Обучающийся научится:
- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел;
- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
- распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;
- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
- различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
- на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;
- представлять результаты исследования виде реферата, проекта.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; экологических последствий исследования космического пространства;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);
- приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике "ЛабораториУМ"
знакомство учащихся начальной школы с основами физики...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Физика и человек» направление «Прикладная физика» для обучающихся 10 класса
В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания физическим параметам, характеризующие человека и физическим процесам, протекающие в организме человека. Но даже в...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная физика"
Курс внеурочной деятельности «Занимательная физика» ориентирован на развитие интереса школьников к изучению физических процессов, происходящих в природе, к овладению физическими методами п...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная физика» для 7-9 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная физика» для 7-9 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика»
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Физика» 9 класс (базовый уровень) на 2021-2022 учебный годРабо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экспериментальная физика и решение задач"
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11-х класса обладающих определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Заняти...