"Золотое правило нравственности"
классный час (6 класс) на тему
Классный час «Золотое правило нравственности».
Тема: Золотое правило нравственности.
Цель: дать понятие о «золотом правиле нравственности», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о морали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoe_pravilo.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Золотое правило нравственности».
Тема: Золотое правило нравственности.
Цель: дать понятие о «золотом правиле нравственности», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о морали.
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска; тест «Какой Я?».
Ход занятия:
I. Вызов.
В.:«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
(По книге «Классическая басня».)
В.: Как вы понимаете слова матери в этой басне?
Д.: В жизни каждому нужно быть дружелюбным. Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.
У.: И зло обернётся к тебе тоже.
В: Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.
У.: Очень хорошая мысль. Но когда и где появилось это высказывание?
II. Сообщение нового материала.
У.: Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?
Золотая монета, золотая брошь, золотое правило
(Золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном значении)
У.: Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему занятию?
Д.: Мы будем говорить на уроке о правилах поведения.
У.: Я думаю, темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».
В.: Итак, тема нашего занятия «Золотое правило нравственности».
Чтение статьи по учебному пособию на стр. 42–43.
Обсуждаем.
У.: Золотое правило нравственности - способ правильного выбора поступка на основе доброго отношения к другому человеку.
У.: Почему появилось золотое правило?
Д.: Люди хотят знать, как нужно поступать в том или ином случае. Как правильно доказать, что я правильно поступил.
У.: Подтвердите ваши мысли цитатой из статьи.
У.: Как и когда появилось это правило?
В.: Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».
У.: В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
У.: Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».
У.: Чему учат эти правила?
Д.: Быть добрым. Творить добро в жизни.
У.: Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло. Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.
У.: Наши дети написали мини – сочинения как золотое правило используется в жизни. Несколько сочинений дети зачитают сами.
У.: Так чему же учит нас золотое правило?
Д: Учат правильно жить. Не делать плохого, потому что всё плохое возвращается.
У.: Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности.
Ситуации раздать детям по группам, ситуации обсудить, высказать своё мнение.
«Шёл по лесу человек. Споткнулся о торчащий корень и сильно поранил ногу. Сидит, идти домой не может. А неподалёку на полянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно, пойдёмте играть, посидит и сам дойдёт до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь?» А девочка Лиза подошла к человеку и протянула руку: «Опирайтесь на меня, я вас домой провожу».
«Ребята шли в парк. Погода была отличная. Тут ребята увидели, что посередине проезжей части стоит старушка и не может перейти дорогу. Дети остановились, и стали думать, как поступить. А как бы поступили вы?»
«Ребята пошли в кинотеатр. И тут увидали, что мальчик мучает кошку. Кошка уже и не кричала и не сопротивлялась, а мальчик продолжал привязывать к её хвосту консервные банки. Один из ребят, Игорь, стал громко смеяться. А как бы поступили вы?»
-А как бы поступили вы? (ответы детей)
У.: Как применять золотое правило нравственности в жизни?
Д.: Попытаюсь встать на место того человека, и поступлю по отношению к нему так как хотел бы, чтоб он поступил ко мне.
Каково будет мне, если со мной так поступят?
Хочу ли я, чтобы со мной так поступили? Нет. Лучше так не поступать.
В.: У каждого человека, маленького и большого, взрослого и ребёнка есть удивительная возможность – возможность мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью и превращаются в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право выбирать, какой будет ваша лестница – большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Будем считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни, и давайте назовём её «Лестницей жизни».
Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит во многом от того как мы относимся к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд, идти рядом. Давайте подумаем о том, каким будет наше движение?
У.: Вспомните примеры того, как действует это правило в жизни. Можно из своей жизни или из жизни ваших друзей или знакомых.
III. Рефлексия.
Тест «Какой Я?».
В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое, победит – решаешь сам ты.
Твоё мнение
Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? У вас на столах карточки, на которых записаны качества человека, положительные и отрицательные. Ваша задача отделить положительные от отрицательных.
Доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, доверчивость, честность.
После этого на доске отрываются слова о качествах человека. Но они перепутаны, задача детей выстроить их в правильном порядке.
Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?
После этого заполняются бланки с тестом.
Хочу избавиться | Хочу приобрести |
Вывод:
Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
Посеешь привычку – пожнёшь характер.
Посеешь характер – пожнёшь судьбу.
I V. Домашнее задание.
Расспроси своих близких о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.
Мама ...
Папа ...
Брат/сестра ...
Бабушка/дедушка ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Золотое правило нравственности
Золотое правило нравственности.Конспект урока по курсу Основы светской этики. 5 класс....
"Золотое правило нравственности"
В этом году я веду еще один предмет - "Основы Светской Этики". Есть уроки. разаработка и ведение которых мне особенно нравятся и некоторыми из них я хочу поделиться с вами....
Конспект открытого урока на тему "Золотое правило нравственности" (модуль "Основы светской этики") 4 класс
В конспекте урока обозначены цель и задачи, указаны тип урока, его вид, приемы и методы, используемые технологии, виды деятельности, планируемые результаты, оборудование урока; представлен...
План конспект занятия по этикету на тему: "Золотое правило нравственности" 2 год обучения (5-6 класс)
Методическая разработка предназначена для обучающихся второго года обучения программы дополнительного образования детей "Школа этикета", 11-13 лет....
Урок "Золотое правило нравственности"
На уроке рассматриваются правила взаимоотношений между членами общества, взаимопонимание и толератные отношения....
Презентация по обществознанию "Золотое правило нравственности" 6 класс
Презентация по обществознанию "Золотое правило нравственности" 6 класс...