ОРКСЭ. Урок "Золотое правило нравственности".
методическая разработка по теме

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок №20 «Золотое правило нравственности»

Цели:

Образовательная: знакомство с понятиями, обозначающими признаки нравственных поступков: мотив, цель, средства достижения цели, само действие, результат. Воспитательная: формировать умения правильно оценивать себя, свои поступки и поступки других; учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей, предвидеть исход ситуации, находить оптимально правильный способ выхода из создавшейся ситуации.

Развивающая: развитие творческой активности, развитие речи. Развивать умения осмысленного чтения произведений, анализировать прочитанное; вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

 Задачи урока: познакомиться с формулировкой золотого правила нравственности; научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;

зародить желание делать выбор в пользу добра;

следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

 Планируемые достижения учащихся: уметь объяснять и применять золотое правило нравственности; уметь оценивать поступки с точки зрения нравственности; научиться прислушиваться к себе и к окружающим.

Авторский медиапродукт – презентационное сопровождение урока (среда POWER POINT)

ТСО: интерактивная доска, проектор, компьютер.

Ход урока

1. Орг.момент

- Добрый день, ребята! Присаживайтесь.

2. Подготовка к восприятию нового материала

- Вспомните русскую народную сказку «Лиса и Журавль».

(Сказка представлена на слайде проектора или в приложении)

Чтение сказки по ролям.

Беседа.

-Какую цель преследовала лиса, приглашая журавля в гости?

 (Ответы детей) Намерение попасть в гости, наесться на неделю.

-Её действия для достижения своей цели?

(Она пригласила журавля в гости, угостила.)

- С какой целью журавль пригласил лису в гости? (Проучить её, наказать её и т.д.)

 - Его действия для достижения цели?

  (Налил окрошку в кувшин с узким горлышком?)

- Результат поступка?

 (Лиса ушла несолоно хлебавши, дружба врозь.)

- Почему журавль так поступил с лисой?

( Потому что она с ним так поступила.)

-Вспомните пословицу, выражающую основную мысль сказки.

( Как аукнулось, так и откликнулось.)

Вывод: 

- К какому же выводу мы пришли?

 ( Не поступай с другими плохо, чтоб с тобой не поступили так же.)

3. Знакомство с новым материалом.

 Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся с. 42.

Обращаемся к рубрике «Вы узнаете» с.42. Обсуждаем ее пункты.

4. Самостоятельная работа учащихся. 

Задание: выпишите в тетрадь из пособия золотое правило нравственности в положительной или отрицательной формулировке ( в той, которая вам ближе и понятнее).

5.Работа с вопросами и заданиями учебника

- Расскажите, как же вы понимаете золотое правило нравственности.

- Оцените поступки главных героев сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключение Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.

6. Тест по теме «Золотое правило нравственности»

1. Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?

а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

2) Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?

а) Потому что это закон государства.

б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.

в) В этом правиле заключается добро человеческих отношений.

г) Все варианты верны.

3) Что необходимо для того, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?

а) Задуматься о своих поступках.      в) Все варианты верны.

б) Любить самого себя.                    г) любить людей как самого себя.

4) Какое чувство мешает соблюдать золотое правило нравственности? а) Восторг.                  б) Страх.                в) Уважение.            г) Жалость.

5) Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?

а) Потому что даёт людям добро и радость

б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.

в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.

г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.

6) Вставь пропущенное слово.

Как аукнется, так и ….             Что …, то и пожнешь.

7) Отметь словосочетания связанные с золотым правилом нравственности.

а) Играть на пианино.                           г) Делиться с другом.

б) Поддерживать товарища.                д) Ходить на рыбалку.

в) Бегать  по дороге.                            е) Отзываться на чувства окружающиx

7.Беседа с учащимися.

Задание: Приведите примеры применения  золотого правила нравственности.

9. Задание на дом.

 Вместе с родителями попытайтесь оценить поступки героев сказки или другого произведения с точки зрения золотого правила нравственности.

Приложение.

Русская народная сказка.

Лиса и журавль.

Лиса с журавлем подружились. 
Вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке.
Подала и потчует:
- Покушай, мой голубчик, куманек, сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает, А лисица в это время лижет да лижет себе кашу - так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит:
- Не обессудь, любезный кум, больше потчевать нечем.
- Спасибо, кума, и на этом! Приходи и ты ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка. Не стыдись, голубушка!
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает: Толку все нет и нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел.
- Ну, не обессудь, кума, больше угощать нечем!

Взяла лисицу досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как не солоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотое правило нравственности

 Золотое правило нравственности.Конспект урока по курсу Основы светской этики. 5 класс....

"Золотое правило нравственности"

В этом году я веду еще один предмет - "Основы Светской Этики". Есть уроки. разаработка и ведение которых мне особенно нравятся и некоторыми из них я хочу поделиться с вами....

"Золотое правило нравственности"

Классный час «Золотое правило нравственности».Тема: Золотое правило нравственности.Цель: дать понятие о «золотом правиле нравственности», активизировать познавательную деятельность учащихся через вклю...

Конспект открытого урока на тему "Золотое правило нравственности" (модуль "Основы светской этики") 4 класс

В конспекте  урока обозначены цель и задачи, указаны тип урока,  его вид, приемы и методы, используемые технологии, виды деятельности, планируемые результаты, оборудование урока; представлен...

урок по ОРКСЭ "Золотое правило этики"4 класс

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Золотое правило этики" Цель урока: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добр...

Рабочая программа к курсу ОРКСЭ (Основы духовно-нравственной культуры России)

В материале представлена рабочая программа к курсу для 5 класса...

Статья " О месте и роли предмета ОРКСЭ в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников"

Статья может быть использована учителями ОРКСЭ для подготовки к родительскому собранию....