План конспект занятия по этикету на тему: "Золотое правило нравственности" 2 год обучения (5-6 класс)
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Вавилина Наталья Михайловна

Методическая разработка предназначена для обучающихся второго года обучения программы дополнительного образования детей "Школа этикета", 11-13 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razrabotka_zolotoe_pravilo_nravstvennosti.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в объединении дополнительного образования

«Школа этикета»

 2 год обучения

(5-6 класс)

Тема: «Золотое правило нравственности»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «Золотое правило нравственности», христианской моралью

Задачи:

- развивать  познавательную деятельность, мышление  учащихся ;

- формировать потребность понимать другого, уважать его позицию, точку зрения.

Оборудование:  проектор, компьютер, мультимедиапрезентация

Ход занятия

 1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я снова очень  рада видеть вас! Давайте улыбнемся друг другу и подарим друг другу кусочек солнца, тепла и здоровья, ведь говоря здравствуйте и улыбаясь друг другу мы желаем друг другу здоровья и хорошего настроения! Садитесь.

2. Сообщение темы и цели урока.

-Тема нашего занятия «Золотое правило нравственности»

-Скажите,  пожалуйста, как вы понимаете это высказывание? (ответы детей)

-Сегодня мы познакомимся с понятием «Золотое правило нравственности».

Слайд 1

-Как вы думаете, как и когда появилось это правило? (ответы детей)

-Давайте обратимся к интернет - источникам.(ответы детей)

3. Вступительное слово педагога. Изучение нового материала

   В известных, дошедших до нас памятниках культуры, почти за 2,5 тысячи лет определяется единый принцип построения человеческих отношений.

 В древнеиндийском эпосе Махабхарата (5 в. До н.э.) есть такие строки :

Слайд 2

«Те поступки людей, которых человек для себя не желает, что самому неприятны, пусть не делает другим людям». Известны изречения из Библии : «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому», 

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Те же по форме и смыслу слова мы находим в древней этике:

«Остерегайся сам того, чего не одобряешь в других» (Катон).

«Не делай сам того, что порицаешь в других» (Публий Сир)

Как пишет Диаген Лаэртский , на вопрос : «Какая жизнь самая лучшая?»- древнегреческий философ ответил  Фалес ответил:

«Когда мы не делаем того, что ты порицаешь в других».

«Какое слово ты скажешь, такое в ответ и услышишь» ( Гомер).

Слайд 3

Известный русский писатель и мыслитель 18 века Д.И. Фонвизин  делит это правило на две части , употребляя понятия «беспорочность» и «добродетель». «Беспорочность» требует не делать того другому, чего себе не желаешь, а «добродетель» велит делать то другим, что пожелал бы себе.

То же выражение мы находим у К.Маркса:  

«Поступай по отношению к другим так, как бы желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

В том или ином виде передает мысль и народная мудрость:

«Что людям желаешь, то и сам получаешь»,

«Что посеешь, то и пожнешь»,

«Не делай другого тому, чего сам себе не желаешь».

Как видим, золотое правило нравственности открыли очень давно.

Этот принцип построения человеческих взаимоотношений-так называемое «Золотое правило нравственности» - является главным критерием нравственного поведения всех цивилизованных народов. 

Скажите, вы соблюдаете это правило? (ответы детей).

Как применять это правило в жизни? Можно ли составить алгоритм

применения этого правила?

  Групповая работа 

Прежде чем совершить какой-либо поступок я:

1.Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие.

Подумаю:

1.Каково будет мне, если со мной так поступят?

1.Хочу ли я, чтобы со мной так поступили?

http://festival.1september.ru/articles/609499/1.gif

Нет. 
Лучше так не поступать.

-  Вспомните примеры того, как действует это правило в жизни. Можно из своей жизни или из жизни ваших друзей или знакомых.

- Послушайте отрывок из басни, и сделайте выводы:

 «Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
(По книге «Классическая басня».)

-  Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

Д.:В жизни каждому нужно быть дружелюбным.

Д.: Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.

Д.: И зло обернётся к тебе тоже.

Д.: Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.

-  Очень хорошая мысль.

- Скажите, чему учит золотое правило нравственности?

Д.: Быть добрым. Творить добро в жизни.

Д.: Думать о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло.

Д.: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.

Д: Учит  правильно жить.

-Да, с помощью этого правила человечество попыталось выработать универсальный способ выбора поступка. Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не дает ответа на вопрос: Что в конкретном случае является добром , а что злом? Человек должен решить это сам на основе своих собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.

-А сейчас давайте порешаем этические задачи:

Работа в парах.

Оцените поступки главных героев сказки А. Н. Толстого «Приключения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.

Работа по картине.

Рассмотрите картину В. Поленова «Христос и грешница»

-Кто знает притчу о том, как Христос спас грешницу?

-Давайте вновь обратимся к интернет –ресурсам.

-Как же Христос защитил женщину?

Это правило у православных христиан принято называть золотым правилом этики.

Рефлексия:

 Тест «Какой Я?».

В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.

Твоё мнение

  1. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.
    __________________________________________________________________
    __________________________________________________________________
  2. Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

Хочу избавиться

Хочу приобрести

 

 

 

 

 

 

 

 

-Как же уберечься от осуждения других?

-Почему это правило называют золотым?

-Можете ли вы о себе сказать, что вы беспорочны и добродетельны?

-Проанализируйте свои взаимоотношения с друзьями или близкими. Так ли вы поступаете с ними, как хотите, чтобы поступали с вами?

-Что нового вы сегодня узнали? Какие выводы сделали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект занятия по профилактике пожаров (новогодние праздники) Игра по станциям «Я пожара не боюсь - правила все знаю!»

Игра по станциям рассчитана на детей среднего возраста от 10 до 15 лет, пять команд по 5-7 человек.Цель: Формирование у обучающихся прочных и осознанных навыков безопасного поведения (профилактика пож...

Конспект занятия для средней группы. Тема «Золотая осень».

Цель: Выделить характерные особенности осени как времени года. Продолжать знакомить с растительным миром: объяснить причину листопада, найти отличные и похожие признаки деревьев. Провести опыт с отдал...

План конспект занятия производственного обучения (швейное дело) 10 класс "Выполнение образца отделочных швов (мелкие складки)".

План конспект производственного обучения 10 класс в разделе "Машинные отделочные работы при пошиве швейных изделий" по теме "Выполнение образца отделочных швов "мелкие складки"...

План конспект занятия по начальному обучению накату слева в группе НП 1 года обучения

План-кончпект одного занятия в группе начальной подготовки первого года обучения....

План-конспект занятия с подростками по теме "Правила безопасного общения подростков в сети"

Материалы содержат  алгоритм занятия с подростками по формированию навыков безопасного общения в сети....

План-конспект занятия по теме: «Путешествие в страну английского языка посредством применения игровых приемов на занятии» для учащихся первого года обучения

Тема занятия: «Использование приемов игровой технологии на занятиях по     английскому языку».Цель: создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации ...