Золотое правило нравственности
методическая разработка по обществознанию (5 класс) по теме
Золотое правило нравственности.
Конспект урока по курсу Основы светской этики.
5 класс.
Подготовили:
Лазеева Т.Н., учитель истории
МОУ «Гимназия №1
МО «Ахтубинский район»
Сейдалиева Т.П.,учитель русского языка
МОУ «Успенская ООШ
МО «Ахтубинский район»
Ахтубинск – 2011 г.
Цель проекта: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.
Задачи:
Ø развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
Øформировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
Øучить прогнозированию последствий своих поступков;
Øразвивать готовность к социальному взаимодействию.
Оборудование урока:
v учебное пособие
v мультимедиа
v раздаточный материал
Основные понятия урока:
Социальные нормы , мораль, нравственность , добро и зло, справедливость, совесть , дружба.
Предварительная подготовка:
• подбор текстового материала, видеофрагментов
• театрализация сказки
• изготовление костюмов
• создание презентации
План урока:
1.Организационный момент. – 2 минуты.
2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки (или ее прочтение). – 5 минут.
3. Беседа по содержанию сказки. – 10 минут.
4.Работа в группах. - 5 минут.
5. Физкультминутка.
6. Постижение основных понятий и идей урока. - 15 минут.
7. Применение на практике приемов нравственного поведения. – 5 минут.
8. Итоги и рефлексия – 2 минуты.
9. Домашнее задание. – 1 минута.
1. Учитель зачитывает сказку:
« На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.
Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.
Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.
- Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.
- Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.
И вдруг попросил:
- Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.
- Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.
- Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.
Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»
2. Вопрос:«Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?
Вы правы, она совершила добрый поступок.
3. Задание:На лепесточках напишите крупными буквами слова, которыми можно определить добро.
На доске учитель и дети собирают цветок: в центре слово добро.
4. Вопрос: А почему люди ценят добро?
Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно.
- Какие правила регулирования отношений в обществе вы знаете?
( В ходе ответов на доске изображается схема).
- А к какому из них относится понятие добра?
Мораль – это правила доброго поведения. Их тоже много. Но среди них есть самое главное, его называют «золотым правилом морали».
- Почему его так называют?
- А почему говорят «золотые руки», «золотая голова», «золотые слова», « золотая мысль»?
Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков.
5. Группам раздаются тексты для самостоятельной работы, зачитываем их вслух:
Текст №1 « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».
Текст №2 «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе»
Текст №3 « В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека.
- Почему?
- Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добр ?
- А что нужно еще?
Вы правы, нужно следовать трем основным правилам:
Первое:делай добрые дела.
Второе: накапливай опыт добрых дел.
Третье:говори добрые слова и улыбайся
6. Учитель предлагает детям подарить друг другу добрые слова.
7. В заключении учитель читает стихотворение Булата Окуджавы:
«Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову.
На любовь свое сердце настрою…
А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
8. Итог урока, рефлексия.
9. Домашнее задание.
- читать параграф 20;
- подобрать пословицы по теме урока;
- нарисовать картину доброго дела, подобрать или написать к нему стихотворение (задание по выбору)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya__zolotoe_pravilo_nravstvennosti.pptx | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Золотое правило нравственности. Одной из важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания школьников является формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. На уроке учащиеся познакомятся с золотым правилом нравственности, с историей его появления, формулировкой этого правила. Урок направлен на формирование умения осознанно применять золотое правило нравственности в жизни.
Цель проекта: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах. Задачи: развивать самостоятельность и оригинальность мышления; формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; учить прогнозированию последствий своих поступков; развивать готовность к социальному взаимодействию.
Оборудование урока: учебное пособие мультимедиа раздаточный материал
Основные понятия урока: Социальные нормы Мораль Нравственность Добро и зло Справедливость Совесть Дружба
Предварительная подготовка: подбор текстового материала, видеофрагментов театрализация сказки изготовление костюмов создание презентации
План урока: 1.Организационный момент. – 2 минуты. 2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки ( или ее прочтение). – 5 минут. 3. Беседа по содержанию сказки. – 10 минут. 4.Работа в группах. - 5 минут. 5. Физкультминутка. 6. Постижение основных понятий и идей урока. - 15 минут. 7. Применение на практике приемов нравственного поведения. – 5 минут. 8. Итоги и рефлексия – 2 минуты. 9. Домашнее задание. – 1 минута.
1.Организационный момент «Жизнь дана на добрые дела».
2 . Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки ( или ее прочтение)
« На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги. Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи. Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца. - Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она. - Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез. И вдруг попросил: - Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком. - Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка. - Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц. Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»
Счастливый принц
3. Беседа по содержанию сказки. Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима? А почему люди ценят добро ? добро благодарность уважение дружелюбие Оказание помощи забота понимание
1. « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим ». 2. « Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе ». 3. « В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: « И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» . Ч ему же учат эти правила, что их объединяет? Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. 4. Работа в группах : Высказывания мудрецов, живших в разные времена, в разных землях.
Золотое правило нравственности - Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. - Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
Ребята, давайте жить дружно! 5. Физкультминутка.
6 . Постижение основных понятий и идей урока. Следуйте трем основным правилам: Первое : делай добрые дела! Второе : накапливай опыт добрых дел! Третье : говори добрые слова и улыбайся! Закон доброго отношения к людям: Подумай о товарищах, потом о себе. Уважая себя, уважай других. Будь общителен, активно помогай другим .
7. Применение на практике приемов нравственного поведения. Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.
8. Итоги и рефлексия: Тема урока Вызвало тревогу научился убедился новое вспомнил
9 . Домашнее задание. Нарисуйте картину доброго дела и подберите или напишите сами к нему стихотворение.
Использованная литература, интернет ресурсы. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение , 2010 . Обществознание: человек, природа, общение: учебник для 5 класса. Под редакцией Л..Боголюбова. 2007. Пословицы и поговорки народов мира. Сказки народов мира. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание. В.И.Даль. М:Эксмо, 2010. http :// www.stihi.ru/2011/05/10/7816 http://www.proshkolu.ru/user/kanechka0504/file/1471359 / http://www.manwb.ru/articles/persons/great_europ/wild
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Золотое правило нравственности"
В этом году я веду еще один предмет - "Основы Светской Этики". Есть уроки. разаработка и ведение которых мне особенно нравятся и некоторыми из них я хочу поделиться с вами....
"Золотое правило нравственности"
Классный час «Золотое правило нравственности».Тема: Золотое правило нравственности.Цель: дать понятие о «золотом правиле нравственности», активизировать познавательную деятельность учащихся через вклю...
Конспект открытого урока на тему "Золотое правило нравственности" (модуль "Основы светской этики") 4 класс
В конспекте урока обозначены цель и задачи, указаны тип урока, его вид, приемы и методы, используемые технологии, виды деятельности, планируемые результаты, оборудование урока; представлен...
План конспект занятия по этикету на тему: "Золотое правило нравственности" 2 год обучения (5-6 класс)
Методическая разработка предназначена для обучающихся второго года обучения программы дополнительного образования детей "Школа этикета", 11-13 лет....
Урок "Золотое правило нравственности"
На уроке рассматриваются правила взаимоотношений между членами общества, взаимопонимание и толератные отношения....
Презентация по обществознанию "Золотое правило нравственности" 6 класс
Презентация по обществознанию "Золотое правило нравственности" 6 класс...