Одарённые дети: выявление, поддержка и воспитание.
статья по теме
Одарённые дети: кто они? Все ли дети являются одарёными?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_odaryonnye_deti.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каринская средняя общеобразовательная школа
Заместитель директора по УВР Варламова Г.И.
Одарённый ребёнок: выявление, поддержка и воспитание.
Одарённый ребёнок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одарённый, то есть наделённый определённым даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями. Сегодня в России очень актуальна проблема выявления, поддержки и развития одарённых детей. Раннее выявление одарённых детей – это важный вопрос. Практически каждый учитель может сказать, кто из учеников одарённый, кто просто способный.
Проблема выявления и поддержки одарённых детей, заключается в том, что наша система образования не адаптирована на таких детей. Возможно, для них необходимо создавать учреждения дополнительного образования, чтобы они могли обучаться с обычными детьми и, одновременно, получать дополнительные знания. Особенно сложно это осуществлять в сельской местности, где не настолько широко развита сеть учреждений дополнительного образования, как в городах. Это подводит к выводу о том, система дополнительного образования в России несовершенна и нужно над этим работать. Выявить одаренных детей не сложно, сложно найти то заведение, в котором он бы мог совершенствовать и развивать свои способности!
Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. При помощи одноразовой процедуры тестирования выявить одарённость невозможно. Поэтому вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одарённого» либо как «неодарённого» на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одарённых» и «неодарённых» коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
С учетом вышесказанного можно сделать следующие выводы. Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке (например, на количественных показателях, характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития).
При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом используются разнообразные методы:
различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т.п.);
специальные психодиагностические тренинги;
экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.;
проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Для поддержки одарённых детей учителя нашей школы применяют различные технологии. Часто в своей работе они применяют проектные технологии. В проектной деятельности ученик осознаёт свою миссию – раскрыть другим значение освоенных им технологических способов деятельности. Проектная деятельность позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, а также сформировать устойчивый интерес к предмету исследования. Для чего нужен метод проектов? Он позволяет:
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
• Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Одновременно с выявлением и поддержкой талантливых детей должно проводиться их сопровождение в течение всего периода становления личности.
В рамках этого направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы.
Организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми:
• создание условий в школьной системе воспитания для социальной адаптации одаренных детей (Совет класса, творческие дни, внеклассная работа и т.д.);
• психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;
• создание системы стимулирования и поощрения учащихся: отмечать наиболее интересные работы участников конкурсов, олимпиад, фестивалей (грамоты, премии, награды);
• организация туристических поездок для расширения кругозора одаренных детей;
• активизация разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, творческие коллективы);
•ведение Портфолио (для фиксирования достижений учащихся).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на конференции "Из опыта реализации мероприятий по программе выявления и поддержки одарённых детей «Радуга творчества» МБОУ ДОД ЦДТ «Гном»
В данном материале представлен опыт работы Центра "Гном" с одарёнными учащимися...
« Выявление, сопровождение и поддержка одарённых детей».
Как определить, выявить одаренного ребенка в классе, не пропустить момент проявления его индивидуальности?Само слово "одарённый" вызывает довольно противоречивое отношение. Воображение подсказывает об...
статья "Одарённые дети: выявление и поддержка"
Статья о выявлении и поддержке одарённыхдетей...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся – как приоритетное направление в системе выявления и поддержки одарённых детей (особенности, результаты и перспектива)
Актуальность. На современном этапе общественного развития в России утверждается общенациональная образовательная политика, главная задача которой – достижение высокого качества образования, его ...
Выявление и поддержка одарённых детей
Презентация по работе с одарёнными детьми...
«Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одарённых детей»
В данной работе представлены принципы специализации образовательных программ дополнительного образования детей разного возраста, описаны основные направления, проблемы, принципы, формы и методы органи...
Выявление и поддержка одарённых детей в области литературного творчества и изобразительной деятельности
Конкурс творческих работ обучающихся . литературного творчества, изобразительной деятельности и развития творческих способностей в области книжной графики и литературного творчества прошел...