Вечер памяти "Минувшее мы вновь переживаем"
классный час по теме
Сценарий праздника, посвящённого Дню Победы. Материал можно использовать и для проведения классных часов патриотической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vecher_pamyati.docx | 58.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Супоневская сош №2»
Подготовила и провела
Классный руководитель:
Волкова Елена Ивановна
Форма проведения
Лирико-поэтическая композиция
Цель:
развитие патриотических чувств учащихся: гордости и сопричастности к истории своей страны, глубокого уважения и благодарности к ратному подвигу участников великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
Подготовительная работа
- Изготовление стенгазеты «Старые фотографии рассказывают», подготовка устных представлений этих фотографий и компьютерной презентации.
- Подбор фонограмм военных песен для музыкального оформления вечера.
- Подготовка выразительного чтения наизусть стихотворений, инсценировок, используемых в ходе вечера.
- Подготовка пригласительных билетов для ветеранов, участников боевых
действий.
Оформление, оборудование и инвентарь:
- Празднично украшен цветами зал, стулья расставлены по возможности полукругом. Приготовлены почетные места для ветеранов;
- Плакат «Память - ближайший синоним таких понятий, как мораль, совесть, нравственность»;
3., Музыкальный центр, видеопроектор, компьютер; 4. Декорации для инсценировок.
Звучит песня «Сидят в обнимку ветераны» или «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»
Ведущий 1:
Глянь на живых
Пока они живые...
Запомни шрамы их и седину.
Их мужество в те годы грозовые
Спасло от рабства вольную страну
Глянь на живых
Запомни их награды,
Медали их и Славы ордена.
И помни:
Ничего-то им не надо.
Была бы вечно счастлива страна.
Глянь на живых.
Они ведь смерть встречали.
И смерть поныне снится им порой.
Они грустят,
Они скорбят ночами
О тех, что спят в земле сырой...
А сколько тех.
Чьи души отлюбили навсегда!
Они ушли в созвездия,
В метели,
В цветы.
Что украшают города.
Они ушли
И стали пылью пашен,
Что улеглась в накрапах грозовых...
Они живут!
Они дыханье наше,
Они сердца оставшихся в живых.
И помни ты.
Живой и невредимый,
Довольный положеньем и судьбой,
Что мы до той поры
Непобедимы,
Покамест память павшего с тобой!
Ведущий 2:
Односельчане, братья, земляки,
Товарищи по службе. По работе.
Давайте вспомним красные полки.
Поклонимся и матушке пехоте.
И вспомним всех односельчан своих,
Живущих ныне, трижды вспомним павших, Свободу нам с тобою отстоявших.
До самой смерти мы в долгу у них!
Объявляется минута молчания.
(запись «Удар метронома»)
Учащиеся:
- Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил...
- Тем, кто согревался дыханьем своим в стужу блокадных ночей...
- Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей...
- Тем, кто на речных переправах шел, словно камень, ко дну...
- Тем, кто на века безымянный канул в фашистском плену...
- Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов...
- Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов...
- Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается наш вечер.
Ведущий 1:
Сегодня все цветы - им, все улыбки - им, все тепло майского солнца - им. Им -отстоявшим, защитившим, не согнувшимся, смерть одолевшим.
Звучит фонограмма песни Ю. Антонова «Красные маки», дети вручают «маки» ветеранам и участникам войны.
Ведущий 2:
Вам, ветераны яростных сражений,
Чья молодость закалена в бою.
Приносим мы любовь и уваженье,
И светлую признательность свою!
Ведущий 1:
За то. что вы геройски воевали,
За то, что шли сквозь тысячу смертей. За то, что никогда не забывали
О долге перед Родиной своей!
На экране появляется надпись: «Не померкнет слава твоя в веках, главный герой войны - Солдат»
Ведущий 1:
Ранним солнечным утром в июне, В час, когда пробуждалась страна, Прозвучало впервые для юных Это страшное слово - «война2.
Звучит запись песни "Священная война», стихи Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова.
Ведущий 2:
Отечественная война...
Воюющий народ...
Никогда не забудут советские люди 22 июня. В это воскресное утро открылась новая страница в истории нашей страны - горькая и героическая. Началась война против фашистской Германии - самая тяжелая и кровопролитная из всех войн, которые только пришлось пережить народам нашей страны за всю их многовековую историю.
Ведущий 1:
В то июньское утро весь народ вынужден был стать воюющим. Шахтер и токарь, пахарь и учитель, люди мирных профессий взяли в руки оружие, что бы защитить справедливость, человеческое достоинство, свободу и независимость своего Отечества. Им предстояло овладеть военной наукой и наукой ненависти, их ждали невиданные, предельные испытания.
Ведущий 2:
Быстро продвигались вражеские полчища на восток и уже в августе 1941 года оккупировали Брянскую область.
В войне с фашистской Германией исключительно важное значение приобрела борьба в тылу врага.
Звучит песня С. Каца «Шумел сурово Брянский лес»
Ведущий 1.
Расскажи-ка, Брянский лес, Расскажи. Десна-река,
Как громили партизаны Чужеземного врага.
Чем платили оккупантам
За грабеж и за разбой.
За истерзанную землю,
За сожженный край родной.
Ведущий 2:
В брянских лесах воевало 60 тыс. партизан. Народные мстители были объединены в 130 отрядов, 27 бригад и соединений. Партизаны и подпольщики провели более тысячи боевых операций, уничтожили свыше 145 тыс. вражеских солдат и офицеров...
На экране демонстрируются кадры кинохроники военных лет. На их фоне:
Ведущий 1:
Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,
Отстаивая право на свободу,
К победе шел, Россия, твой солдат.
И не сломила, сердце не сгубила
И душу не растлила нам война.
Видать, нечеловеческая сила
Ему, солдату русскому, дана.
Звучит песня «Баллада о солдате»
Ведущий 2:
Война? Война! Любой из нас Еще живых людей
Покуда жив. запомни час. Когда узнал о ней.
Война...
Звучит песня «Если б не было войны»
Ведущий I:
В мае 1941 года в стенах каждой школы прозвенел последний звонок для выпускников, а в самый канун войны - и в предвыходной день 21 июня - прошел выпускной бал. А уже наутро 22 июня воспитанники школы ушли на фронт. Иные и не вернулись...
Ученик:
В далекий год. простясь с учителями,
Длину дорог измерив фронтовых,
Они держали главный свой экзамен
И в танковых боях, и в штыковых.
Веселые, отважные, простые,
В свой звездный час не дрогнули они.
И в память о них по всей России
Горят сегодня вечные огни.
Инсценировка стихотворения Э. Асадова «Письмо с фронта» Ученик в одежде солдата:
Мама, тебе эти строки пишу я.
Тебе посылаю привет.
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя, и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем подмышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало.
Суровою двойкой дневник «украшал». Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут на войне.
Приятели, книжки, дискуссии, споры –
Все сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так. Возвратимся - оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки.
Застыли орудия. как стадо слонов,
И где-то по мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки.
За жизнь, за тебя, за родные края.
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи под неласковым небом, Склонившись, мне тихую песню поешь,
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война не грозила.
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу...
Звучит песня «Он вчера не вернулся из боя» В.Высоцкого.
Ученик:
Он пал за мир - как сказано о нем.
Так мы тебя о сыне извещали.
Мы жизнью нашей, нашим светлым днем
Твоей обязаны печали.
И мы всегда в долгу перед тобой,-
Коль не страдаем памятью короткой.
Перед тобой, перед его вдовой
И перед каждой долею сиротской.
И мы тебя с волненьем узнаем
На торжествах и в мирном свете буден.
Вот мать того, кто пал в бою с врагом
За жизнь, за нас. Снимите шапки, люди!
Проходит срок и боли, и кручине.
И ты уже за жизнью трудовой,
За вдовьей думой о семье, о сыне
Не ждешь вестей от почты полевой.
Но так же, как и в горькую годину,
Мы славим подвиг павшего в бою.
А подвиг тот - он твой наполовину,
Ты половину вынесла свою.
Ты рядом шла, сражаясь вместе с нами,
И ныне с нами ты в строю, вдова.
Священная годов минувших память
Да будет в новом подвиге жива!
На экране появляется надпись: «Подвиг Матери солдата»
Ведущий 2:
Так вспомним подвиг Матери солдата, воспитавшей, провожавшей, ждавшей и работавшей, заменяя сына и мужа. - в победе есть и ее доля.
Ученица:
Ой, зачем ты, солнце красное,
Все уходишь - не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын не возвращается?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою.
Отзовись, моя кровиночка!
Маленький,
Единственный..
Белый свет не мил.
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое.
Зорюшка моя.
Горюшко мое,-
Где же ты?
Не могу найти дороженьки.
Чтоб заплакать над могилою.
Не хочу я ничегошеньки,-
Только сына видеть милого.
За лесами моя ластынька!
За горами, за громадами...
Если выплаканы глазыньки,
Сердцем плачут матери...
Белый свет не мил.
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое.
Зорюшка моя.
Горюшко мое,-
Где же ты?
Ученик читает стихотворение муссы Джалиля «Варварство»
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили.
А сами,
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят. Пришел хмельной майор
И медными глазами
Окинул обреченных...
Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня..
Нет, этого я не забуду дня.
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел, плакали как дети реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами.
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля.
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: могучий дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался звук,
Прервав проклятье, что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной, головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна,
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи Дитя, что ей всего дороже.
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня! Пусти! Чего ты ждешь? -
И хочет вырваться из рук ребенок.
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнешь ты вольно,
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно,-
И он закрыл глаза. И заалела кровь.
По шее лентой красной, извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь.
Две жизни и одна любовь.
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское.
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят.
Но выше подними великой правды знамя.
Омой его земли кровавыми слезами.
И пусть его лучи пронзят.
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
Ведущий 2:
Война была особенно суровой для женщин, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Да разве об этом расскажешь.
В какие ты годы жила,
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла.
В то утро ты быстро простилась
С друзьями, работой, семьей.
Один на один со слезами
Ты встретилась с этой войной.
Ведущий 1.
Юная девчонка Маша-медсестра,
С нами вместе, тонкая,
Грелась у костра.
С нами вместе ела ты,
В штыковую шла,
Наши песни пела ты.
На снегу спала.
Хрупкая и слабая,
Сколько в жизни раз
Из огня, из пламени
Выносила нас.
В битвах огрубевшие,
Как сестру любя,
Мы в атаках бешеных
Берегли тебя...
Но в одном сражении
За клочок земли
Машу от ранения
Мы не сберегли.
Маша, маша, Машенька!
Раны боль остра!
Ты прости нас, Машенька,
Наша медсестра.
Как ромашка скошена,
На виду у всех
Красные горошины
Падают на снег.
Юная, курносая,
Храбрый наш солдат!
На руках я нес ее
В ближний медсанбат...
В глубь Росси раненых
Поезда везли.
Мы весною раннею по Европе шли.
Но весна победная
Не свела дорог:
Я письма ответного получить не смог.
Где? В какой ты местности?
Как сложилась жизнь?
Машенька, ровесница,
Друг мой! Отзовись!
Или вечной памяти?..
Нет, не может быть.
Ведь сражалась с нами ты
И должна ты жить
С нами ты!..
Слышишь, Маша:
Жить!
На сцену выходит девушка в черном платке:
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою.
Отзовись же, мой единственный...
Белый свет не мил.
Изболелась я...
Не могу найти тропиночки.
Чтоб заплакать над могилою.
Не хочу я ничегошеньки,
Только друга видеть милого...
В полях чужой земли
Без имени пропал ты, без могилы.
Хотя б домой рубаху привезли,
Чтобы слезами кровь на ней
Я смыла...
С другой части сцены выходит юноша в солдатской одежде:
Я жив, родная,
Я живой.
В полях чужой земли я нахожусь.
И немец стережет мою тюрьму.
Здесь кровь и горе, все чужое,
Чужое солнце
Восходит над холмами.
Но почему нахмурилось оно?
Не греет, не ласкает нас лучами Безжизненное, бледное пятно?
Но я солдат!
Этих слов забывать я не смею!
Ни в пути.
Ни в беде, ни в бою!
Узник черного лагеря смерти
Как молитву шепчу в тишине:
Я вернусь к тебе, Россия,
Знаю, помнишь ты о сыне.
Брови русы, очи сини.
Я вернусь к тебе, Россия.
Ведущий 2:
Голубика моя, голубика,
Речка Угость, кудря-мурава,
Расскажи, журавель,
Расскажи-ка.
Где над ним поросла сон-трава?
Да молчит журавель..
Зацепился
За колодезя ветхий сруб.
И не скажет он.
Где притомился.
Где уснул мой солдат-однолюб.
А как в Летошниках. у орешни,
Собираются бабы в круг...
В холодах пролетели дни вешние.
Серебром одарили подруг.
И поют они, вдовы седые,
Про свою неумолчную грусть.
И слова этой песни простые.
Словно слезы любви твоей, Русь.
Звучит песня «Вдовы России» Ведущий 1:
Песни в боевой обстановке были нужны, как снаряды и патроны. Они вдохновляли на героические свершения, создавали атмосферу высокого солдатского оптимизма.
На экране появляется надпись: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне»
Звучит песня «Огонек» Ученик:
Мы по дорогам пыльным с боем шли.
От бомб земля дрожала, как живая.
Мы каждый метр своей родной земли,
Отстаивали, кровью поливая. Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины завывали... И песня нашей спутницей была
В бою. В походе. На ночном привале.
Ребята в солдатской одежде, инсценируя привал, поют песню под гитару «В землянке» на слова А.Суркова.
Один из ребят говорит:
Четвертый год нам нет житья
От этих фрицев.
Четвертый год соленый пот
И кровь рекой.
А нам бы песни петь
И в вальсе покружиться.
Вокальная группа исполняет песню «В лесу прифронтовом». Две пары кружатся в вальсе.
Ученик - солдат:
Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала. Трехрядка под накатом бревен Была нужней для блиндажа.
Чем для Германии Бетховен.
И через всю страну струна Натянутая трепетала.
Когда проклятая война
И души и тела топтала.
Стенали яростно, навзрыд, Одной-единой страсти ради:
На полустанке - инвалид,
И Шостакович - в Ленинграде.
Звучит «Военный вальс», пары продолжают кружиться.
Ведущий 2:
В часы передышек, привалов часто можно было слышать: «Раскудрявый клен зеленый»
Вокальная группа исполняет «Раскудрявый клен зеленый»
Ведущий 1:
Ну и, конечно же, какой русский солдат без гармошки и веселой частушки!
Исполнение частушек под гармошку
Ведущий 2:
Память, солдатская память, Строгая доля мужчин...
К ней ничего не прибавить, Кроме седин и морщин. Память слезу вытирала, Молодость, встретив свою.
К ней ничего не прибавить. Кроме седин и морщин. Память, солдатская память, Строгая доля мужчин...
Ведущий 1:
Закон жизни: все хорошее забывается быстрее, а тяжелое, трагичное помнится долго. Потому-то мы, народ наш. так долго помним те 1418 страшных дней, казавшихся бесконечными...
Звучит запись голоса Левитана, сообщавшего об окончании войны.
Ведущий 2:
Без малого 4 года
Гремела грозная война.
И снова русская природа
Живого трепета полна.
И вот дорогою обратной.
Не покоряемый вовек.
Идет, свершивши подвиг ратный.
Великий русский человек.
На сцену выходит человек в плащ-палатке, в руках у него вещмешок. Тихо звучит мелодия из произведения немецкого композитора Р.Вагнера «Шелест леса».
День 9 мая 1945 года знает весь мир.
Мы шли к этому дню 4 года
И, когда пришли, изумились.
Тихо! Как тихо стало на земле,
Оказывается, еще поют петухи
И распускаются деревья...
Домой, скорей домой!
Прощайте, кто не дожил до Победы!
Мы отомстили за вас!
Звучит песня «Ехал я из Берлина», сл. Л. Ошанина, муз. И. Дунаевского.
Ведущий 1:
Еще стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день Большого Мая
Уже вступал в свои права.
Армейский зуммер пискнул слабо:
Два слова сняли грузный сон.
Связист из полкового штаба
Вскочил и бросил телефон. И все!
Никто не звал горнистов,
Никто не подавал команд.
Был грохот радости неистов.
Дробил чечетку лейтенант.
Стреляли танки и пехота.
И, раздирая криком рот,
Впервые за 4 года
Палил из «Вальтера» начпрод.
Не рокотали стайки «Яков»
Над запылавшею зарей.
И кто-то пел, и кто-то плакал.
А кто-то спал в земле сырой.
Вдруг тишь нахлынула сквозная
И в полновластной тишине
Спел соловей, еще не зная,
Что он поет не на войне.
Вокальная группа исполняет «Венский вальс», ел. Ясеня, муз. Лученка. Ведущий 2:
Пусть же проходят за годами годы, Ветеранов не забудет страна.
Свято и ревностно
Память народа
Ваши хранит имена.
Бились отважно
И стойко с врагами
Вы за отчизну свою.
Вечная слава
И вечная память
Живущим
И павшим в жестоком бою!
Ведущий 1:
Люди, внимайте!
Слушайте, граждане!
Медные горла скорбят
Пусть откликается каждое, каждое,
Каждое сердце на этот набат.
Чтобы оно над святыней не плакало,-
Слезы потерь не нужны.
Вы разожгите от вечного факела
Гнев против новой войны.
Ведущий 2:
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажились.
Как раковая опухоль земли,
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с планеты унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от Хатынской боли
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой...
Пусть мир взорвется криком:
«Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мертвый, а живой!»
На фоне приглушенной музыки ученица читает: Помните
Через века, через года Помните
О тех,
кто уже не придет никогда
Помните!
Не плачьте,
В горле сдержите стоны.
Памяти павших
Будьте достойны
Вечно достойны.
Люди, покуда сердца стучатся, Помните.
Какой ценой завоевано счастье. Пожалуйста, помните!
Во все времена
Бессмертной земли
О погибших помните,
Люди земли!
Убейте войну!
Прокляните войну!
Ведущий 1:
Давно умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю.
Но будет вечно спать солдат,
Что смертью храбрых пат в бою.
Он сохранил тебе и мне
И человечеству всему
Покой и счастье мирных дней.
Все вместе:
Мы поздравляем вас с великим днем!
С днем нашей славы! С днем Победы!
Звучит песня «День Победы», сл. Харитонова, муз. Д. Тухманова.
Ведущий 2:
Дай Бог. Вам. ветераны, долгих лет!
Вы были на фронтах,
За нас сражаясь,
И пусть после войны мы родились на свет,
Но подвиг ваш
Доныне восхищает.
Ведущий 1:
Низкий поклон и тем, кто сегодня с оружием в руках стоит на защите Родины! Счастья вам, долголетия, мирного неба над головой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дети обучаются тому, что они переживают»
Советы Дороти Нолти для родителей О критицизме по отношению к детям; О домашних заданиях и образовании...
Вечер встречи "Вот мы и встретились вновь!"
Сценарий вечера встречи выпускников 2 февраля 2012 г....
Классный час в форме познавательно-исследовательской работы «Жевать – не переживать?»
Классный час...
10 способов научить ребенка переживать стресс.
Рекомендации....
Программа внеурочной деятельности (научно – познавательное направление) Кружок «Вместе играем, учимся, переживаем» 1а класс
Согласно многим периодизациям психического развития личности, младший школьный возраст определяется периодом жизни человека от 6-7 до 9-10 лет. Это одно из наиболее важных обстоятельств в жизни ребен...
Сценарий выпускного вечера в 11 классе "Все то, что никогда к нам не вернется вновь..."
Выпускной для своего класса провожу сама, с максимальным участием каждого выпускника. Обычно участвует весь класс....