Программа дополнительного образования «Уроки здоровья»
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования «Уроки здоровья»
Пояснительная записка
Программа «Уроки здоровья» изучается в начальной школе.
Актуальность программы.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предполагаемый курс занятий нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Программа не нарушает общей структуры изучения окружающего мира, а создает условия для более глубокого и вдумчивого его познания.
Актуальность данного курса подкрепляется практической значимостью, что способствует повышению интереса к познанию здорового образа жизни, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся. /
Цель курса: становление валеологической культуры школьников как путь к осознанию в младшем школьном возрасте необходимости ведения здорового образа жизни.
Задачи программы:
1. Формирование первичных представлений об организме человека.
2. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.
3. Обеспечить обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
4. Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
В результате освоения программы, обучающиеся должны усвоить:
- Устройство своего организма (элементарные сведения об анатомии человеческого тела).
- Роль природы в восстановлении и поддержании здоровья человека.
- Технологии безлекарственного оздоровления.
- Основы личной безопасности и профилактику травматизма и инфекционных заболеваний.
- Основы здорового образа жизни.
Для реализации программы используются разные формы и методы работы: познавательные и занимательные занятия, групповая и индивидуальная работа, практические занятия, игровая деятельность.
Сроки занятий.
В первом классе курс рассчитан на 33 часа. В последующих классах (втором, третьем, четвертом) – на 34 часа. Занятия проводятся в течение года, 1 раз в неделю.
1 класс
Тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Тип занятия | Конечный результат по достижению цели | Дата проведения |
1. | Знаешь ли ты свое тело? | Комбинированный | Дать первичные представления о собственных антропометрических данных (вес, рост, возраст). Завести дневник наблюдения за своим здоровьем. | |
2. | Экскурсия в медкабинет. Любимые доктора. | Комбинированный | Уточнить и расширить представление о назначении медицинского кабинета. | |
3. | Невидимки нашего тела. Сердце. | Комбинированный | Расширить представление детей о внутреннем устройстве человеческого тела, познакомить с основными требованиями принципами работы сердца. | |
4. | Невидимки нашего тела. Легкие. | Комбинированный | Познакомить со строением и значением легких для человека, упражнять детей по развитию объема легких. | |
5. | Зачем делать зарядку? | Комбинированный | Формирование потребности в выполнении ежедневной утренней зарядки, осознание ее важности для ведения здорового образа жизни. | |
6. | Невидимки нашего тела. Кровообращение. | Комбинированный | Первичное ознакомление обучающихся с устройством кровеносной системы человека, ролью кровеносных сосудов. | |
7. | Невидимки нашего тела. Органы пищеварения. | Комбинированный | Ознакомление с основными отделами пищеварительной системы, познакомить с понятием «пищеварение». | |
8. | Невидимки, живущие в нашем теле. Скелет | Теория | Ознакомление детей с устройством и функциями скелета. | |
9. | Загадки нашего тела. Кости, суставы. | Комбинированный | Продолжить ознакомление обучающихся со строением скелета, соединением костей. | |
10. | Силачи нашего тела. Мышцы и сухожилия. | Комбинированный | Ознакомление детей с понятиями «мышцы» и « сухожилия». | |
11. | Невидимки нашего тела. Головной мозг. | Комбинированный | Ознакомление детей с устройством головного мозга, как он работает. | |
12. | Глаза – главные помощники человека. | Комбинированный | Продолжать знакомиться с органами нашего тела. Выучить упражнения для глаз. | |
13. | Чтобы уши слышали. | Комбинированный | Ознакомление детей со строением уха. Как беречь слух. | |
14. | Чтобы зубы были здоровыми. | Комбинированный | Знать: зуб – живой орган, здоровые зубы – здоровый организм. Уметь правильно чистить зубы. | |
15. | Зачем человеку кожа. | Комбинированный | Конкретизировать представления детей о внешнем виде и функциях органа осязания – кожи. Знать правила ухода за кожей. | |
16. | Здоровая пища для всей семьи. | Теория | Формировать основы здорового рациона у детей, осмысленного выбора продуктов питания. | |
17. | Здоровая пища для всей семьи. | Теория | ||
18. | Сон – лучшее лекарство. | Теория | Для чего нужен сон. Гигиена сна. | |
19-20. | Здоровые и вредные привычки. | Теория | Формировать понятие о здоровых привычках человека, осознание необходимости ведения здорового образа жизни. | |
21. | Доктора фитоаптеки. | Теория | Познакомить детей с методиками лечения народными способами, пользой лекарственных трав, воспитывать бережное отношение к природе. | |
22. | Наши помощники – закалка и тренировка. Как победить простуду. | Комбинированный | Формировать у детей интерес к тренировкам, занятиям спортом, объяснять необходимость закаливания организма. | |
23. | Настроение в школе. | Теория | Что такое настроение и как его улучшить. | |
24. | Настроение после школы. | Теория | ||
25. | Как побороть страх. | Комбинированный | Познакомить детей с функцией страха – самосохранением человека, развивать чувство уверенности в себе, в собственных силах. | |
26. | Как стать самим собой. | Теория | Формировать привычку у детей ставить перед собой в дальнейшем развитии. | |
27. | Как стать стройным. | Комбинированный | Познакомить детей с понятием осанки, признаками правильной осанки и значением ее для здоровья. | |
28. | Массаж. Пальчиковая гимнастика. | Комбинированный | Познакомить детей с различными видами пальчиковой гимнастики, развивать кисть детей. | |
29. | Пословицы, загадки и поговорки о здоровье. | Теория | Развитие речи детей, пополнение багажа знаний обучающихся по теме «Здоровье». | |
30. | Дружи с водой. | Теория | Значение воды для человека. Правила гигиены. | |
31. | Правила безопасности на воде. | Теория | Познакомить детей с правилами безопасности на воде. | |
32. | Игра «Азбука здоровья» | Комбинированный | Конкретизировать и систематизировать представления детей о внешнем виде и функциях частей тела человека. | |
33. | Обобщающее занятие. Подвижные игры на воздухе. | Подведение итогов. | ||
2 класс
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Тип занятия | Конечный результат по достижению цели | Дата проведения |
1. | Введение. Твой организм. | Комбинированный | Посещение медкабинета. Занесение антропометрических данных в дневник. | |
2. | Твое здоровье. | Комбинированный | Учащиеся знакомятся с жителями страны Здоровья. Проводится путешествие по стране Здоровья. | |
3. | В красивом теле – здоровый дух. | Практикум | Разучить с детьми комплекс упражнений «Мой рост». | |
4. | Твоя опора тела и движения. | Комбинированный | Заполняется схема-опора по темам «Скелет человека», «Мышцы». | |
5. | Скелет и мышцы человека. | Комбинированный | ||
6. | Осанка. | Практикум | Разучить комплекс упражнений для вырабатывания правильной осанки. | |
7. | Утренняя зарядка. | Практикум | Выводится памятка «Моя зарядка». | |
8. | Твой комплекс упражнений для укрепления мышц. | Практикум | Выполняются упражнения против плоскостопия. | |
9. | Твоя кожа. | Комбинированный | Воспитание у учащихся сознательного отношения к гигиене кожи. | |
10. | Кожа и закаливание. | Комбинированный | Рассматриваются различные виды закаливания. | |
11. | Массаж. | Практикум | Разучивается система массажа для профилактики простудных заболеваний по А. Уманской. | |
12. | Твое питание. | Комбинированный | Воспитание у учащихся потребности в здоровом питании. | |
13. | Витамины и их роль. | Теория | Познакомить детей с понятием «витамины» и их ролью для организма человека. | |
14. | Витамины и их роль. | Комбинированный | ||
15. | Твои продукты – твоя энергия. | Практикум | Дети готовят представление на овощ или фрукт. | |
16. | Язык – орган вкуса. | Комбинированный | ||
17. | Твое любимое блюдо. | Практикум | Дети составляют здоровое меню. | |
18. | Зубы и уход за ними. | Практикум | Уметь правильно чистить зубы. Что вредит зубам. | |
19. | Твое дыхание. | Комбинированный | Разучить с детьми закаливающее носовое дыхание. | |
20. | Значение дыхания. | Практикум | Разучить утреннюю гимнастику для органов дыхания. | |
21. | Система упражнений на развитие дыхания. | Практикум | Разучить дыхательную гимнастику. | |
22. | Твоя кровь. | Комбинированный | Определение пульса. | |
23. | Жизнь без болезней, борьба с микробами. | Комбинированный | Воспитание у учащихся отношения к крови как к «зеркалу здоровья» | |
24. | Твои органы чувств. | Комбинированный | ||
25. | Гигиена органов чувств. | Практикум | Комплекс упражнений по профилактике близорукости. | |
26. | Нервная система. | Комбинированный | Познакомить детей с типами темперамента. | |
27. | Здоровый сон. | Комбинированный | Составление режима дня. | |
28. | Как тренировать память, внимание. | Практикум | Упражнения на развитие внимания и памяти. | |
29. | Твое рождение. | Комбинированный | Заложить основы полового воспитания учащихся. | |
30. | Будущие мамы и папы. | Комбинированный | Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». | |
31. | Здоровые и вредные привычки. | Осознание необходимости ведения здорового образа жизни. | ||
32. | Здоровые и вредные привычки. | Комбинированный | Воспитание отрицательного отношения к вредным привычкам. | |
33. | Обобщающее занятие. | Практикум | Оценить степень осведомленности по всем темам курса. Сочинение на тему: «Какое у меня здоровье и почему?» | |
34. | Подвижные игры на воздухе. |
3 класс
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Тип занятия | Конечный результат по достижению цели | Дата проведения |
1. | Почему мы болеем. Причины болезни. | Теория | Знать причины болезней. | |
2. | Признаки болезни. | Комбинированный | Знать признаки болезней, как помочь больному. | |
3. | Как здоровье? | Комбинированный | Тест «Твое здоровье». | |
4. | Кто и как предохраняет нас от болезней. Как организм помогает сам себе. | Комбинированный | Составление памятки «Как правильно готовить уроки». | |
5. | Здоровый образ жизни. | Комбинированный | Правила здорового образа жизни. | |
6. | Какие врачи нас лечат. | Комбинированный | Знать, какие врачи нас лечат. | |
7. | Инфекционные болезни. | Теория | Вводится понятие иммунитет. | |
8. | Прививки от болезней. | Комбинированный | Значение прививок, просмотр мультфильма. | |
9. | Что нужно знать о лекарствах. | Теория | Для чего нужны лекарства. Рецепт. | |
10. | Домашняя аптечка. | Комбинированный | Что должно быть в домашней аптечке. Составление домашней аптечки. | |
11. | Как избежать отравлений. Отравление лекарствами. | Комбинированный | Аккуратность и осторожность при приеме лекарств позволяет избежать отравлений. Признаки лекарственного отравления. | |
12. | Пищевые отравления. | Комбинированный | Признаки пищевых отравлений. | |
13. | Безопасность при любой погоде. Если солнечно и жарко. | Теория | Знать о пользе и вреде солнца. Признаки солнечного ожога. Когда лучше загорать. | |
14. | Безопасность при любой погоде. Если на улице дождь и гроза. | Теория | Правила поведения при грозе. | |
15. | Правила безопасного поведения в доме. Опасность в нашем доме. | Комбинированный | Правила безопасного поведения дома. Рисунок. | |
16. | Правила безопасного поведения на улице, в транспорте. | Комбинированный | Правила безопасного поведения на улице, в транспорте. Рисунок. | |
17. | Правила безопасного поведения на воде. Вода – наш друг. | Комбинированный | Правила безопасного поведения на воде. Рисунок. | |
18. | Правила обращения с огнем. Чтобы огонь не причинил вреда. | Комбинированный | Правила поведения при пожаре. Маршрут эвакуации. | |
19. | Как уберечься от поражения электрическим током. | Комбинированный | Правила электрической безопасности. Первая помощь пострадавшему. | |
20. | Травмы. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. | Теория | Что такое травмы. Как их избежать. | |
21. | Предосторожности при обращении с животными. | Теория | Правила обращения с животными. Оказание первой помощи при укусах собак и кошек. | |
22. | Укусы насекомых. Как защититься от насекомых. | Теория | Признаки аллергии. Опасные насекомые. Оказание первой помощи. | |
23. | Первая помощь при отравлении ядовитыми веществами. | Комбинированный | Признаки отравления ядовитыми веществами. Оказание первой помощи. | |
24. | Первая помощь при отравлении угарным газом. | Теория | Признаки отравления угарным газом. Оказание первой помощи. | |
25. | Первая помощь при перегревании и тепловом ударе. | Комбинированный | Признаки теплового удара. Оказание первой помощи. | |
26. | Первая помощь при ожогах и обморожении. | Комбинированный | Признаки обморожения. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. | |
27. | Первая помощь при травмах (переломы). | Практикум | Работа в парах. | |
28. | Первая помощь при травмах (растяжение связок и вывих костей). | Практикум | Работа в парах. | |
29. | Если ты ушибся или порезался. | Практикум | Работа в парах. | |
30. | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. | Теория | Оказание первой помощи. | |
31. | Первая помощь при укусах змей, насекомых, собак и кошек. | Комбинированный | Первая помощь при укусе змей. | |
32. | Сегодняшние заботы медицины. Расти здоровым. | Комбинированный | Неизлечимые болезни века. | |
33. | Воспитай себя. | Комбинированный | Тест «Оцени себя». Подведение итогов. | |
34. | Я выбираю движение. Подвижные игры на воздухе. |
4 класс
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Тип занятия | Конечный результат по достижению цели | Дата проведения |
1. | Я – неповторимый человек. | Практикум | Понимать, что неповторимость, уникальность каждого человека – ценность для класса, в будущем – для страны. | |
2. | Мой характер. | Комбинированный | Уметь адекватно оценивать черты своего характера и своих товарищей. | |
3. | Поведение, решения и здоровье. | Комбинированный | Понимать, что здоровье зависит от принимаемых нами решений и от наших поступков. | |
4. | Принимаю решение. Я отвечаю за свое решение. | Комбинированный | Уметь правильно организовать свой день. | |
5. | Учусь настаивать на своем. | Комбинированный | Уверенность в себе следует развивать. У каждого человека есть право отстаивать свое мнение. | |
6. | Учусь понимать других. | Комбинированный | Знать общепринятые правила коммуникации. Самостоятельно искать выходы из конфликтных ситуаций. | |
7. | Чего не надо бояться. Как воспитывать уверенность и бесстрашие. | Комбинированный | Понятие «страхи». Игра «Давайте разберемся». | |
8. | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Спеши делать добро. | Комбинированный | Понятия «доброта, отзывчивость». Игра «Почему это произошло». | |
9. | Почему мы говорим неправду. Поможет ли обман. | Комбинированный | Что такое ложь. Почему люди говорят неправду. | |
10. | «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках. | Комбинированный | Заучивание пословиц о правде и лжи. | |
11. | Я и моя семья. | Комбинированный | Крепкая семья – основа эмоционального, физического и социального здоровья ребенка. | |
12. | Почему мы не слушаем родителей. | Комбинированный | ||
13. | Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. | Комбинированный | Конфликты между детьми и родителями. Как научиться выходить из конфликтных ситуаций. | |
14. | Надо ли уметь сдерживать себя. Все ли желания выполнимы. | Комбинированный | Что такое каприз. Толкование пословиц и крылатых выражений. | |
15. | Как воспитывать в себе сдержанность. | Комбинированный | Игра «Проверь себя». Понятие «сдержанность» | |
16. | Что такое эмоции. | Комбинированный | Понятие «эмоции». Игра «Твое имя» | |
17. | Чувства и поступки. | Комбинированный | Понятие «чувства». Игра «Кто больше знает». | |
18. | Стресс. | Комбинированный | Понятие «стресс». Как справиться со стрессом. | |
19. | Как помочь сохранить себе здоровье. Учимся думать и действовать. | Комбинированный | Игра «Что? Зачем? Как?» Игра «Назови возможные последствия событий» | |
20. | Злой волшебник – табак. | Теория | Почему вредно курить. Курение и спорт – несовместимы. | |
21. | Почему некоторые привычки называют вредными. Зависимость. | Теория | Понятие «зависимость». Любая зависимость опасна для здоровья. | |
22. | Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. | Комбинированный | Игра «Что? Зачем? Как?» Игра «Комплимент». Рисунок. | |
23. | Волевое поведение. | Комбинированный | Понятие «воля». Игра «Давай поговорим». | |
24. | Злой волшебник – алкоголь. | Комбинированный | Алкоголь вреден для детского организма. Алкоголь содержится во всех спиртных напитках. | |
25. | Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор. | Комбинированный | Уметь находить безопасные и интересные способы проведения досуга. | |
26. | Злой волшебник – наркотик. | Комбинированный | Наркомания – смерть нации. | |
27. | Физическое здоровье и окружающая среда. | Комбинированный | Знать о влиянии окружающей среды на здоровье человека, об ответственности человека за здоровье природы. | |
28. | Гигиена труда и отдыха. | Практикум | Использовать активные формы восстановления работоспособности. Формировать привычку разумно сочетать активный и пассивный отдых. | |
29. | Мы – одна семья. Мальчишки и девчонки. | Комбинированный | Мальчишки и девчонки - будущие мужчины и женщины. | |
30. | Как выбрать друзей. Что такое дружба. | Комбинированный | Дружба – это ответственность не только за себя, но и за другого. Кто может считаться настоящим другом. | |
31. | Если кому-нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро. | Комбинированный | Уход за больными требует много терпения, сочувствия и ответственности. | |
32. | Сам себе я помогу – я здоровье сберегу. | Практикум | Конкурсная программа. | |
33. | День здоровья. | Подвижные игры на воздухе. | ||
34. | Будьте здоровы. | Комбинированный | Подведение итогов. Игра «Письма». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематический план программы дополнительного образования детей "Здоровье дарят фитонциды"
Приведен учебно-тематический план программы дополнительного образования детей "Здоровье дарят фитонциды". Программа предназначена для учеников 7-9 классов. Содержание программы раскрывает понятие о яв...
Программа дополнительного образования "Копилка здоровья" (5-8 кл.)
Программа дополнительного образования «Копилка здоровья» направлена на формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья, устойчивой потребности в здоровом образе жизни.Новизну программ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Образовательная программа дополнительного образования "Азбука здоровья"
Образовательная программа дополнительного образования "Азбука здоровья"...
Методическая разработка «Проектная деятельность в дополнительном образовании Проект «Здоровье без гаджетов?!» для творческих объединений технической направленности в дополнительном образовании
Методическая разработка показывает проектную деятельность в области здоровьесбережения в работе с учащимися технической направленностиПредлагаемый материал будет полезен педагогическим работникам осно...
Программа дополнительного образования «Маршруты Здорового образа жизни.» .
Создание здоровьесберегающей среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального,психологического, нравственного здоровья на всех этапах общеобразовательной шк...
Методическая разработка по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание» как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».
Методическая разработка по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание» как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Ра...