ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ ГОУ НПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ПЕТЕРБУРГСКОЙ МОДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (ГОУ НПО ПЛПМ СПб)
методическая разработка на тему
В Положении о музее отражены все необходимы ключевые моменты, которые дают возможность разработки положения о музеях другим коллегам, так как:
Музей - организуется в целях:
- формирования гражданско - патриотического воспитания обучающихся;
- расширения образовательного пространства, совершенствования обучения средствами дополнительного образования;
- формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;
- развития познавательных интересов и способностей молодежи;
- развития социальной активности и творческой инициативы, обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной культуры, источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность;
- овладения практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;
- активного освоения обучающимися окружающей природной и историко-культурной среды;
- развития молодежного самоуправления.
- изучения и пропаганды прошлого и настоящего образовательного учреждения, воспитания у обучающихся и сотрудников любви и уважения к рабочей профессии, стремления умножать славные традиции, заложенные предшествующими поколениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст положения о музее | 74.5 КБ |
на основании положения идет работы в музее | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ГБОУ НПО ПЛПМ Санкт-Петербурга: ___________ / О.Ю. Добрынина/ «___» _________2012 г |
| УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ НПО Профессиональный лицей Петербургской моды Санкт-Петербурга: «___» _______2012 г |
ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ
ГОУ НПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ПЕТЕРБУРГСКОЙ МОДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (ГОУ НПО ПЛПМ СПб)
Прошлое помнят в мире людей. Нужен пример в воспитанье детей.
Нужно нам помнить о наших корнях,
Чтобы разброда не стало в умах.
Памяти той нелегко научить.
Надо наследие нам сохранить -
Всех материальных, духовных вещей.
Создали мы с этой целью музей.
«История живёт в музее нашем»
I. Общие положения.
1.1. Музей является структурным подразделением ГОУ НПО ПЛПМ СПб (в дальнейшем Лицей), созданным для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.
1.2. Музей осуществляет свою работу в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 года № 12-ФЗ (с изменениями от 27.12.2009 N 374-ФЗ), с письмом Министерства образования России № 28-51-181/16 от 12 марта 2003г. «О деятельности музеев образовательных учреждений»; Законом Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ и настоящим Положением.
1.3. Музей - организуется в целях:
- формирования гражданско - патриотического воспитания обучающихся;
- расширения образовательного пространства, совершенствования обучения средствами дополнительного образования;
- формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;
- развития познавательных интересов и способностей молодежи;
- развития социальной активности и творческой инициативы, обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной культуры, источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность;
- овладения практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;
- активного освоения обучающимися окружающей природной и историко-культурной среды;
- развития молодежного самоуправления.
- изучения и пропаганды прошлого и настоящего образовательного учреждения, воспитания у обучающихся и сотрудников любви и уважения к рабочей профессии, стремления умножать славные традиции, заложенные предшествующими поколениями.
Концепция развития музея
Музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и профессиональную познавательную ценность.
Основные направления деятельности музея:
- история работы Лицея, как формы начального профессионального обучения;
- музей боевой славы.
2. Основные понятия
2.1. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретными профильными дисциплинами, видом практической деятельности, областью науки или искусства.
2.2. Профиль музея является комплексным.
2.3. Комплектование музейных фондов - базовое направление музейной деятельности. Включает в себя комплекс мероприятий по разработке и реализации конкретных программ по выявлению и сбору предметов музейного значения, учету и научному описанию музейных предметов.
2.4. Предмет музейного значения - движимый памятник природы, истории, культуры, находящийся в среде своего бытования.
2.5. Музейный предмет памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей, оформленный соответствующим Актом поступления и записанный в Книгу поступлений (инвентарную книгу).
2.6. Экспонат музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции, выставке музея.
2.7. Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).
2.8. Выставка – экспозиция, имеющая, как правило, временный характер или периодически меняющийся состав экспонатов.
2.9. Книга поступлений (Инвентарная книга) – основной документ учета музейных предметов.
3. Организация музея
3.1. Организация музея в Лицее происходит по инициативе педагогов и обучающихся с привлечением родителей, ветеранов, общественности и, как правило, является результатом проектно-исследовательской деятельности, и отражает реальные потребности образовательного процесса.
3.2. Музей создается приказом директора Лицея. Деятельность музея регламентируется внутренним Положением, составленным на основе настоящего Положения, утверждаемым директором Лицея.
3.3. Обязательными условиями для открытия музея являются:
- наличие музейного актива, состоящего из обучающихся, педагогов, родителей, выпускников, ветеранов;
- наличие фонда музейных предметов, собранных и зарегистрированных в инвентарной книге (книге поступлений),
- наличие помещения и оборудования для хранения фондов, создания выставок и экспозиций.
4. Функции и основные направления деятельности
4.1. Основными функциями музея являются:
- создание условий для социализации обучающихся путем совершенствования профессиональной, воспитательной, образовательной и культурно-просветительной деятельности государственного образовательного учреждения музейными средствами и методами;
- организация исследовательской деятельности обучающихся, ориентированная на формирование научных, творческих инициатив и реализующаяся в ходе проектной, поисковой и аналитической работы;
- осуществление профессиональной, массово-организационной, культурно-просветительной, методической, информационной, издательской деятельности;
- документирование процессов и явлений, соответствующих профилю и основной теме музея в их историческом развитии, через комплектование фондов музейных предметов, их учетную и научную обработку;
- постоянное развитие экспозиционно-выставочной работы;
- освоение обучающимися профессионального и культурно-исторического пространства в развитии профобразования Санкт-Петербурга.
4.2. Основными направлениями деятельности музея являются:
- комплектование, учет, хранение и описание фондов музейных предметов;
- экспозиционно-выставочная работа;
- образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа.
5. Учет и обеспечение сохранности фондов
5.1. Все собранные музейные предметы, коллекции, материалы составляют основной, научно-вспомогательный, обменный, библиотечный фонды музея.
5.2. Все поступающие в музей предметы музейного значения подлежат актированию вне зависимости от способа получения (дар, покупка, находка, обмен и т.п.).
5.3. Выдача музейных предметов из фондов музея (возврат, обмен, передача на время, а также списание в связи с утратой музейных свойств) также производятся путем актирования.
5.4. Все предметы, отнесенные к Основному фонду, подлежат обязательной записи в Книге поступлений (Инвентарной книге). Книга поступлений (Инвентарная книга) музейных предметов хранится постоянно в школе.
5.5. Все предметы основного фонда, зарегистрированные в инвентарной книге, подлежат вторичному учету с заполнением Инвентарных карточек на каждый музейный предмет.
5.6. Фонды временного хранения, обменный, библиотечный, научно-вспомогательный (копии, макеты, диаграммы и т.п.) учитываются в отдельных книгах учета по каждому из них.
5.7. Не экспонируемые в данный момент музейные предметы и архивные материалы хранятся в специальных помещениях – в шкафах, обеспеченных запирающими устройствами.
5.8. Обеспечение сохранности экспонируемых материалов достигается применением специального выставочного оборудования.
5.9. Ответственность за сохранность всех фондов музея несет заведующий музеем (руководитель музея).
5.10. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
5.11. Хранение огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, а также находок с мест боевых действий возможно лишь после получения на них актов экспертизы органов МВД, МЧС или Министерства обороны и осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Санкт-Петербурга
6. Содержание работы
6.1. Работа музея планируется и осуществляется в соответствии с общими и конкретными образовательно-воспитательными задачами Лицея, в структуре которого функционирует музей.
6.2. Ежегодное и перспективное планирование ведется по всем основным направлениям музейной деятельности - комплектованию, учету, хранению и описанию фондов музейных предметов, экспозиционно-выставочной работе, образовательно-воспитательной и культурно-просветительной работе.
6.3. В соответствии с планом работы руководитель музея, формирует рабочие группы по каждому направлению, которые осуществляют:
- систематическое, постоянное комплектование, изучение и обработку фондов музея, осуществляя проектную, экспедиционную, поисковую и исследовательскую работу, организуя устойчивые связи с различными административными, общественными организациями, научными и культурно-просветительными учреждениями;
- создание и совершенствование стационарных экспозиций, организацию тематических выставок, как в самом Лицее, так и за его пределами, в том числе в сотрудничестве с другими музеями;
- презентации музея в процессе участия в различных смотрах и конкурсах;
- образовательно-воспитательную и культурно-просветительную работу музейными средствами путем подготовки и проведения экскурсий, лекций и массовых мероприятий для обучающихся своего и других образовательных учреждений, родителей и ветеранской общественности, а также населения своего микрорайона, округа;
- освоение природной и историко-культурной окружающей среды обучающимися своего образовательного учреждения путем организации походов, экспедиций, экскурсий по Санкт-Петербургу, посещения музеев, театров, выставочных залов, памятных мест;
- популяризацию итогов всех направлений своей деятельности через средства массовой информации и Интернет;
- организацию систематического обучения основам теории и практики музейного дела, обмена опытом с целью повышения эффективности функционирования музея в государственном образовательном учреждении.
Реализация программы музея осуществляется по направлениям:
- Музейно-педагогическая практика -
Работа над проектами, связанная с историей, развитием, производственными вопросами, культурой и традициями. Участие в научно-практических конференциях, проектно-исследовательская деятельность: рефераты, доклады.
Приобщение учащихся к культурно-просветительской работе в качестве экскурсоводов
- Музейная педагогика -
Формирование у обучающихся основных навыков и умений музееведения через работу в музее Лицея. Проведение музейных уроков педагогами и родителями.
- Методический опыт -
Накопление педагогического опыта посредством проведения творческо-педагогических мероприятий с целью накопления материала, связанного с развитием музейного дела в Лицее. Создание методической копилки (различные разработки мероприятий, праздников, музейных уроков).
Ожидаемые результаты деятельности музея:
- Сотрудничество и сотворчество различных социальных служб по данному вопросу.
- Развитие приоритетной направленности Лицея в области музееведения как одной из значимой и приоритетной, развивающейся сферы музейной деятельности.
- Формирование профессиональных, культурных, духовных и нравственных ценностей обучающихся на примере истории и судеб замечательных людей Лицея и Санкт-Петербурга и страны в целом.
- Воспитание активной жизненной позиции и познавательного интереса.
- Обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе традиций Профессионального обучения Лицея и нравственных идеалов.
- Возрождения истинных духовных ценностей российского народа, сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций.
7. Оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся в современных условиях.
7. Руководство деятельностью музея
7.1. Ответственность за деятельность музея несет директор Лицея, общее руководство – заместитель директора по воспитательной работе.
Директор Лицея:
- осуществляет непосредственный контроль за организацией деятельности музея;
- назначает приказом по Лицею руководителя музея из числа педработников;
- несёт ответственность за обеспечение условий сохранности музейного фонда;
- руководит формированием единой системы использования музея во всей структуре жизни Лицея.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- обеспечивает плановое изучение педагогическим коллективом научного и воспитательного потенциала музея в образовательном и воспитательном процессах;
- организует изучение, обобщение и распространение лучшего опыта работы педагогов по совершенствованию процесса обучения и воспитания средствами музея;
- планирует работу краеведческих кружков, экскурсий других форм деятельности школьного музея.
7.2. Непосредственное руководство практической работой музея осуществляет его руководитель, назначенный приказом директора Лицея.
Руководитель музея:
- комплектует и организует работу ученического актива музея, с которым осуществляет плановую поисково-собирательную, учётно-хранительную, экскурсионную и выставочную работы;
- ведёт в инвентарной книге учёт подлинных материалов, поступающих в музей, обеспечивает их систематизацию, правильное хранение и экспонирование;
- ведёт плановую научно-исследовательскую работу в архивах города, библиотеках по комплектованию музейного фонда документов;
- обеспечивает связь музея с музеями города, Советом ветеранов Великой Отечественной войны, советом ветеранов педагогического труда и промышленности.
7.3. Перспективное планирование и текущую работу организует Совет музея, избираемый из числа актива музея на общем собрании. Актив музея формируется из представителей ученической, педагогической, родительской и ветеранской общественности. Совет музея разрабатывает планы работы; организует встречи учащихся с ветеранами войны и труда, передовиками промышленного хозяйства, деятелями науки, культуры, искусства; осуществляет подготовку экскурсоводов, лекторов и другую учебу актива. В каждой группе должен быть ответственный за связь с музеем и помощь в его работе.
7.4. В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет из представителей государственных музеев, специалистов профильных для данного Музея наук, музееведов и т.п.
7.5. Деятельность музея и эффективность его использования в образовательно-воспитательном процессе обсуждается на педагогическом совете Лицея.
8. Учет и регистрация музея
8.1. Вновь созданный музей Лицея подлежит учету и регистрации после его открытия.
8.2. Функции по учету и регистрации музея Лицея, контролю за качеством его работы возложены на ГБОУ ДОД Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга и области.
8.3. Музей Лицея один раз в пять лет проходит перерегистрацию.
8.4. Основными требованиями к государственному образовательному учреждению при регистрации музея являются:
- наличие приказа Лицея об открытии музея и назначении руководителя музея;
- наличие подлинных музейных предметов, соответствующих профилю музея, собранных и зарегистрированных в Книге поступлений (инвентарной книге);
- наличие соответствующего помещения, располагающего приспособленным для хранения и экспонирования музейных предметов оборудованием;
- наличие программы развития музея Лицея;
- подготовленные и соответствующим образом оформленные экспозиции;
- систематически работающий музейный актив из числа обучающихся, родителей, педагогов, общественности;
- программа деятельности музея, соответствующая задачам Лицея.
8.5. Для регистрации или перерегистрации музея Лицея представляется в пакет документов в ГБОУ ДОД Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга и области, состоящий из:
- Анкеты музея Лицея.
- Программы развития музея.
- Тематической структуры музейной экспозиции.
- Справки – отчета о работе музея.
- Фотографий, отражающих экспозицию музея и его работу.
8.6. При регистрации музея ему выдается номерной сертификат, утвержденный комиссией ГБОУ ДОД Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга и области.
8.7. Для эффективного функционирования музея в штатное расписание Лицея дополнительно вводятся ставки руководителя музея и документоведа (специалист по работе с фондами).
8.8. Использование выделенных штатных единиц по другому назначению не допускается.
9. Прекращение деятельности музея.
9.1.Вопрос о прекращении деятельности музея, а так же о судьбе его музейных собраний решается советом лицея или педагогическим советом.
9.2. Собрания музейных предметов, хранившихся и взятых на учет в музее, вместе со всей учетной и научной документацией актируются и опечатываются. Соответствующие протоколы вступают в силу только после их утверждения в ГБОУ ДОД Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга и области, ответственного за ведение банка данных по музеям образовательных учреждений.
9.3. Способ дальнейшего хранения и использования собраний музейных предметов определяется создаваемой для этого экспертной комиссией.
9.4. Копии документации о прекращении деятельности музея должны быть переданы в комиссию ГБОУ ДОД Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга и области, ответственную за ведение банка данных по музеям образовательных учреждений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)
В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...
Отчет о работе ШМО ГБОУ лицея №329 Невского района Санкт-Петербурга
В данном представлена работа МО учителей английского языка за период с 1 декабря 2013 года по 3 марта 2014 года. Работа представлена в виде документа и презентации к нему....
"Петербургские традиции" 8 класс История и культура Санкт-Петербурга
«Петербургские традиции»8 классУчебник: Ермолаева Л. К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. (XIX век - начало XX века). - СПб, СМИО Пресс, 2011.15 урок (34 урока в году).Урок построен по при...
"Петербургские традиции" 8 класс История и культура Санкт-Петербурга
«Петербургские традиции»8 классУчебник: Ермолаева Л. К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. (XIX век - начало XX века). - СПб, СМИО Пресс, 2011.15 урок (34 урока в году).Урок построен по при...
Петербургские и Российские события, запечатленные в памятниках Санкт-Петербурга
ПЕТЕРБУРГСКИЕ И РОССИЙСКИЕ СОБЫТИЯ, ЗАПЕЧАТЛЕННЫЕ В ПАМЯТНИКАХ,ТОПОНИМАХ,МЕМОРИАЛЬНЫХ ДОСКАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА...
Квест как альтернативная форма организации образовательного процесса на примере познавательно-игровой досуговой программы «Петербургские окраины» по Шуваловскому парку Санкт-Петербурга
Данная методическая разработка содержит опыт проведения познавательно-игровой досуговой программы для учащихся восьмых классов «Петербургские окраины», которая реализуется с 2009 года в ра...
Методическая разработка: технологическая карта урока по истории и культуре Санкт-Петербурга по теме "Петербургские сфинксы - младшие "братья" и "сёстры" сфинксов египетских"
Урок для 5 класса. Разработан с учётом ФГОС....