"Петербургские традиции" 8 класс История и культура Санкт-Петербурга
план-конспект урока по краеведению (8 класс) по теме

Надежда Владимировна Неженцева

«Петербургские традиции»

8 класс

Учебник: Ермолаева Л. К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. (XIX век - начало XX века). - СПб, СМИО Пресс, 2011.

15 урок (34 урока в году).

Урок построен по принципам компетентностного подхода: изучения материала идет от опыта учеников к получению знаний по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peterburgskie_traditsii.pptx1.62 МБ
Microsoft Office document icon peterburgskie_traditsii.doc53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный Петербург – преемник традиций XIX века?

Слайд 2

Традиция – это Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. (Кравченко А. И. Культурология : Словарь, 2000)

Слайд 3

Петербургские традиции XIX и XXI века

Слайд 4

XIX век XXI век Зимние развлечения Праздничные традиции Летние развлечения

Слайд 10

Современный Петербург – преемник традиций XIX века?

Слайд 14

Д/ з (вопрос на выбор) Спросите у родителей (бабушек или дедушек) о традициях отдыха и развлечений в их семьях. Какие современные традиции Петербурга останутся в будущем на ваш взгляд? Докажите свою точку зрения.



Предварительный просмотр:

Надежда Владимировна Неженцева

«Петербургские традиции»

8 класс

Учебник: Ермолаева Л. К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. (XIX век - начало XX века). - СПб, СМИО Пресс, 2011.

15 урок (34 урока в году).

Цель:  сформировать представление о сходстве и различиях петербургских традиций XIX и  XXI веков.

Задачи:

  • Создать условия для активизации использования собственного опыта;
  • Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
  • Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать).

Прогнозируемые результаты:

  • Предметные:

Учащиеся понимают воспринимают традиции города и их влияние на жителей Петербурга.

Учащиеся понимают понятия традиции, культурное наследие.

  • Метапредметные:

Развитие умения работать с источниками информации, анализировать её.

Развитие умения высказывать собственное мнение, использовать свой социальный опыт.

  • Личностные:

Восприятие учащимися себя, как продолжателей традиций Петербурга и создателей новых традиций.

Осознание учащимися ценности традиций Петербурга и их трансформации под воздействием среды и времени.

Оборудование: учебник, текст, презентация.

Ход урока:

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Примечание

1. Организационный этап

Приветственное слово учителя.

Настраиваются на рабочий лад.

3

2. Постановка темы и проблемы урока

Учитель ставит перед учениками вопрос: Современный Петербург - преемник традиций XIX века?

Предлагает составить определение понятия "Традиция".

Предлагает ознакомиться с определением понятия из словаря.

Выведение темы урока.

Записывают свой вариант ответа, затем обсуждение результатов.

Индивидуальная работа над составлением понятия.

Сравнение своих вариантов и словарной статьи.

Выведение темы урока.

7

Традиция (от лат. (traditio — передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.  Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000

3. Основная деятельность

Предлагает заполнить таблицу. Сначала заполняется графа, относящаяся к современным традициям Петербурга (с опорой на личный опыт учеников).

В преддверии ближайшего праздника, Нового года (и Рождества), предлагает обратиться к семейным традициям празднования Нового года.

Работа с текстом про новогодние традиции  XIX века.

Праздничные традиции: городские и государственный праздники. Их классификация.  

Летние традиции (отдых, семейные вечера). Различия в отдыхе между представителями разных сословий.

Заполняют таблицу. Обсуждение получившихся результатов, сравнение и выявление сходств и различий. Выявление закономерностей, связанных с общим культурным и социальным наследием.

Чтение текста, выделение главного, заполнение таблицы.

Работа с текстом учебника (параграф 14, пункт 5). Сравнение праздников и праздничных дат.

Работа с текстом учебника (параграф 14, пункты 2, 4).Заполнение таблицы.

30

4. Рефлексия

Возвращение к вопросу урока:  Современный Петербург - преемник традиций XIX века?

Делают выводы по проделанной работе, используя данные урока.

3

Сопоставление первоначальных ответов и итоговых.

5. Итог и д\з

Задает д/з, инструктаж.

Запись д/з.

2

Вопросы на выбор: Спросить у родителей (бабушек или дедушек) о традициях отдыха и развлечений в их семье.

Какие современные традиции Петербурга останутся в будущем на ваш взгляд? Докажите свою точку зрения.

XIX век

XXI век

Зимние развлечения

Праздничные традиции

Летние развлечения


Календарь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь


Текст. Новый год в Петербурге.

Петр I положил конец всем календарным неудобствам. Он изменил и летоисчисление, и способ празднования Нового года, ссылаясь на «продвинутых» европейцев. В изданном им указе говорилось, что Новый год отныне следует отмечать 1 января, и следующее новолетие будет считаться 1700 года от Рождества Христова.

Таким образом, с легкой руки царственного реформатора, 1 января 1700 года Россия впервые отмечала праздник Новый год. В указе царя читаем: «В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».

Тогда же в России появился и обычай праздновать Новый год с украшенной, новогодней елкой, в указе Петра говорилось: «… по знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни… А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению инваря (т.е. января) по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет».

Однако, после смерти Петра I новогодние елки украшать перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои питейные заведения, причем эти елки стояли на трактирах весь год — отсюда пошло их название— «елки-палки».

Новогодние гуляния и традиция ставить новогодние елки возродились при Екатерине Великой. А украшать их стали только к середине XIX века. Полагают, что первую новогоднюю елку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай русским пришелся по душе, и они стали устанавливать елки в своих домах. Из столицы империи эта традиция начала распространяться по всей России. К концу XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников

Ёлку украшали различными сладостями: орехами в блестящих обертках, конфетами и даже овощами. На ветках тогда горели восковые свечи. А блестящие шары появились сравнительно недавно — примерно сто лет назад. Макушку елки венчала Вифлеемская звезда.

Так продолжалось вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной ёлки к Рождеству (то есть религии церкви) она была запрещена большевиками, как «буржуазная прихоть» и «старорежимный обычай».

Новый год это непременно новогодние подарки. Кстати, ситуация с подарками на Руси вначале была странной, не дед Мороз дарил подарки, а наоборот, их дарили ему, чтобы он стал добрее. Но со временем, он заметно подобрел и стал сам приносить подарки. В дореволюционной России подарки клали в рождественские носки, в советскую эпоху, новогодние презенты стало принято класть под елочку. Сегодня поступают по-разному.

Новый год это традиционно ломящийся от вкуснейших кушаний новогодний стол, который, кстати, тоже имеет свои традиции.

Почти до середины ХIХ столетия русского как такового новогоднего меню не было, а то, что теперь является неизменными угощениями на Новый год, например, молочные поросята с гречневой кашей и гуси с квашеной капустой или яблоками – на самом деле пришло со стола рождественского. В начале ХIХ века кухня была достаточно простой. Даже в знатных домах на новогоднем столе вполне могли стоять соленые огурцы и грибы, или салат из редьки. А еще почти всегда подавали поросенка, оливье, телячье фрикасе, жареных пулярок, отварную форель в вине, тельное из ершей. А еще фрукты: абрикосы, апельсины, виноград и груши – модны были оранжереи, фрукты выращивались посреди зимы в Петербурге, и в Москве.

На новогоднем столе второй половине ХIХ столетия уже лежит семга, икра, корюшка и ряпушка, сыры – вместе все с теми же редькой и солеными огурцами. К грибам почему-то остыли, но в моду вошли треска и арбузы. Поросенок, жаренный с гречневой кашей, иногда заменяли дичью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

"Петербургские традиции" 8 класс История и культура Санкт-Петербурга

«Петербургские традиции»8 классУчебник: Ермолаева Л. К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. (XIX век - начало XX века). - СПб, СМИО Пресс, 2011.15 урок (34 урока в году).Урок построен по при...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

рабочая программа. 7 класс. История и культура Санкт-Петербурга

Рабочая программа  по «Истории и культуре Санкт-Петербурга. С древнейших времен до конца XVIII в.»  для обучающихся   7 «А», «Б», «В»...