"Петербургские традиции" 8 класс История и культура Санкт-Петербурга
план-конспект урока по краеведению (8 класс) по теме
«Петербургские традиции»
8 класс
Учебник: Ермолаева Л. К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. (XIX век - начало XX века). - СПб, СМИО Пресс, 2011.
15 урок (34 урока в году).
Урок построен по принципам компетентностного подхода: изучения материала идет от опыта учеников к получению знаний по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peterburgskie_traditsii.pptx | 1.62 МБ |
peterburgskie_traditsii.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Традиция – это Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. (Кравченко А. И. Культурология : Словарь, 2000)
Петербургские традиции XIX и XXI века
XIX век XXI век Зимние развлечения Праздничные традиции Летние развлечения
Современный Петербург – преемник традиций XIX века?
Д/ з (вопрос на выбор) Спросите у родителей (бабушек или дедушек) о традициях отдыха и развлечений в их семьях. Какие современные традиции Петербурга останутся в будущем на ваш взгляд? Докажите свою точку зрения.
Предварительный просмотр:
Надежда Владимировна Неженцева
«Петербургские традиции»
8 класс
Учебник: Ермолаева Л. К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. (XIX век - начало XX века). - СПб, СМИО Пресс, 2011.
15 урок (34 урока в году).
Цель: сформировать представление о сходстве и различиях петербургских традиций XIX и XXI веков.
Задачи:
- Создать условия для активизации использования собственного опыта;
- Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
- Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать).
Прогнозируемые результаты:
- Предметные:
Учащиеся понимают воспринимают традиции города и их влияние на жителей Петербурга.
Учащиеся понимают понятия традиции, культурное наследие.
- Метапредметные:
Развитие умения работать с источниками информации, анализировать её.
Развитие умения высказывать собственное мнение, использовать свой социальный опыт.
- Личностные:
Восприятие учащимися себя, как продолжателей традиций Петербурга и создателей новых традиций.
Осознание учащимися ценности традиций Петербурга и их трансформации под воздействием среды и времени.
Оборудование: учебник, текст, презентация.
Ход урока:
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время | Примечание |
1. Организационный этап | Приветственное слово учителя. | Настраиваются на рабочий лад. | 3 | |
2. Постановка темы и проблемы урока | Учитель ставит перед учениками вопрос: Современный Петербург - преемник традиций XIX века? Предлагает составить определение понятия "Традиция". Предлагает ознакомиться с определением понятия из словаря. Выведение темы урока. | Записывают свой вариант ответа, затем обсуждение результатов. Индивидуальная работа над составлением понятия. Сравнение своих вариантов и словарной статьи. Выведение темы урока. | 7 | Традиция (от лат. (traditio — передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000 |
3. Основная деятельность | Предлагает заполнить таблицу. Сначала заполняется графа, относящаяся к современным традициям Петербурга (с опорой на личный опыт учеников). В преддверии ближайшего праздника, Нового года (и Рождества), предлагает обратиться к семейным традициям празднования Нового года. Работа с текстом про новогодние традиции XIX века. Праздничные традиции: городские и государственный праздники. Их классификация. Летние традиции (отдых, семейные вечера). Различия в отдыхе между представителями разных сословий. | Заполняют таблицу. Обсуждение получившихся результатов, сравнение и выявление сходств и различий. Выявление закономерностей, связанных с общим культурным и социальным наследием. Чтение текста, выделение главного, заполнение таблицы. Работа с текстом учебника (параграф 14, пункт 5). Сравнение праздников и праздничных дат. Работа с текстом учебника (параграф 14, пункты 2, 4).Заполнение таблицы. | 30 | |
4. Рефлексия | Возвращение к вопросу урока: Современный Петербург - преемник традиций XIX века? | Делают выводы по проделанной работе, используя данные урока. | 3 | Сопоставление первоначальных ответов и итоговых. |
5. Итог и д\з | Задает д/з, инструктаж. | Запись д/з. | 2 | Вопросы на выбор: Спросить у родителей (бабушек или дедушек) о традициях отдыха и развлечений в их семье. Какие современные традиции Петербурга останутся в будущем на ваш взгляд? Докажите свою точку зрения. |
XIX век | XXI век | |
Зимние развлечения | ||
Праздничные традиции | ||
Летние развлечения |
Календарь
Январь | Февраль | Март |
Апрель | Май | Июнь |
Июль | Август | Сентябрь |
Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
Текст. Новый год в Петербурге.
Петр I положил конец всем календарным неудобствам. Он изменил и летоисчисление, и способ празднования Нового года, ссылаясь на «продвинутых» европейцев. В изданном им указе говорилось, что Новый год отныне следует отмечать 1 января, и следующее новолетие будет считаться 1700 года от Рождества Христова.
Таким образом, с легкой руки царственного реформатора, 1 января 1700 года Россия впервые отмечала праздник Новый год. В указе царя читаем: «В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».
Тогда же в России появился и обычай праздновать Новый год с украшенной, новогодней елкой, в указе Петра говорилось: «… по знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни… А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению инваря (т.е. января) по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет».
Однако, после смерти Петра I новогодние елки украшать перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои питейные заведения, причем эти елки стояли на трактирах весь год — отсюда пошло их название— «елки-палки».
Новогодние гуляния и традиция ставить новогодние елки возродились при Екатерине Великой. А украшать их стали только к середине XIX века. Полагают, что первую новогоднюю елку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай русским пришелся по душе, и они стали устанавливать елки в своих домах. Из столицы империи эта традиция начала распространяться по всей России. К концу XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников
Ёлку украшали различными сладостями: орехами в блестящих обертках, конфетами и даже овощами. На ветках тогда горели восковые свечи. А блестящие шары появились сравнительно недавно — примерно сто лет назад. Макушку елки венчала Вифлеемская звезда.
Так продолжалось вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной ёлки к Рождеству (то есть религии церкви) она была запрещена большевиками, как «буржуазная прихоть» и «старорежимный обычай».
Новый год это непременно новогодние подарки. Кстати, ситуация с подарками на Руси вначале была странной, не дед Мороз дарил подарки, а наоборот, их дарили ему, чтобы он стал добрее. Но со временем, он заметно подобрел и стал сам приносить подарки. В дореволюционной России подарки клали в рождественские носки, в советскую эпоху, новогодние презенты стало принято класть под елочку. Сегодня поступают по-разному.
Новый год это традиционно ломящийся от вкуснейших кушаний новогодний стол, который, кстати, тоже имеет свои традиции.
Почти до середины ХIХ столетия русского как такового новогоднего меню не было, а то, что теперь является неизменными угощениями на Новый год, например, молочные поросята с гречневой кашей и гуси с квашеной капустой или яблоками – на самом деле пришло со стола рождественского. В начале ХIХ века кухня была достаточно простой. Даже в знатных домах на новогоднем столе вполне могли стоять соленые огурцы и грибы, или салат из редьки. А еще почти всегда подавали поросенка, оливье, телячье фрикасе, жареных пулярок, отварную форель в вине, тельное из ершей. А еще фрукты: абрикосы, апельсины, виноград и груши – модны были оранжереи, фрукты выращивались посреди зимы в Петербурге, и в Москве.
На новогоднем столе второй половине ХIХ столетия уже лежит семга, икра, корюшка и ряпушка, сыры – вместе все с теми же редькой и солеными огурцами. К грибам почему-то остыли, но в моду вошли треска и арбузы. Поросенок, жаренный с гречневой кашей, иногда заменяли дичью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)
Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...
История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга
В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...
"Петербургские традиции" 8 класс История и культура Санкт-Петербурга
«Петербургские традиции»8 классУчебник: Ермолаева Л. К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. (XIX век - начало XX века). - СПб, СМИО Пресс, 2011.15 урок (34 урока в году).Урок построен по при...
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9 классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3 (базовый урове...
Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"
Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...
рабочая программа. 7 класс. История и культура Санкт-Петербурга
Рабочая программа по «Истории и культуре Санкт-Петербурга. С древнейших времен до конца XVIII в.» для обучающихся 7 «А», «Б», «В»...
Методическая разработка: технологическая карта урока по истории и культуре Санкт-Петербурга по теме "Петербургские сфинксы - младшие "братья" и "сёстры" сфинксов египетских"
Урок для 5 класса. Разработан с учётом ФГОС....