Классный час в 10-11 классах на тему: "Дороги, которые мы выбираем" (по профориентации).
классный час (10 класс) по теме
Классный час "Дороги, которые мы выбираем" разработан специально для обучающихся старших классов, с целью корректировки профессиональных предпочтений учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_dorogi_kotorye_my_vybiraem.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Дергачевского района Саратовской области
Подыбайло Олеся Александровна
МКОУ СОШ п. Мирный
Дергачевского района Саратовской области
Классный час «Дороги, которые мы выбираем» проводится в 10-11 классах как итоговый после диагностического изучения профессиональных предпочтений учащихся. |
Участники: учащиеся 10-11 классов, классный руководитель.
Цель: помочь учащимся в выборе будущей профессии.
Задачи:
- Скорректировать профессиональные предпочтения учащихся.
- Показать, какие профессии являются перспективными в современном обществе.
Форма проведения - тренинг.
Оформление:
- Презентация
- «Полигон профессиональных предпочтений» и сводная таблица у каждого ученика
- Книжная выставка по теме
- Выставка эссе учеников «Моя будущая профессия»
- Фотогазета «Профессии наших родителей»
Музыкальное сопровождение - песня Е.Крылатова «Прекрасное далёко»
Предварительная работа - сбор информации о профессиональной направленности учащихся:
Мои сферы интересов - приложение 1
Мои склонности - приложение 2
Мой профессиональный тип личности - приложение 3
Мой темперамент - приложение 4
Профессиональные намерения
Положительные качества характера
Отрицательные качества характера
Ход мероприятия.
"Выбор профессии можно сравнить с решением сложной творческой задачи, причем задачи со многими неизвестными, когда требуется учесть множество факторов".
Доктор психологических наук, профессор Л.А. Головей.
- Вводное слово классного руководителя о профессиональной направленности учащихся. Анализ «Полигона профессиональных предпочтений».
Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по своему значению, по роли и по влиянию на судьбу с решением выбора профессии.
Сделать правильный выбор профессии – это значит выбрать работу, которая принесёт тебе удовлетворение и радость, будет нужна людям, обществу.
Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами:
«нужно» - потребности рынка труда;
«хочу» - желания, интересы, склонности личности;
«смогу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
В мире насчитывается более 40 тысяч разных профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых.
Стихийность выбора профессии приводит к неудовлетворённости человека своим существованием, работа становится непосильным бременем.
Я хочу предупредить вас о типичных ошибках при выборе профессии:
- Выбор «за компанию», когда человек, сомневающийся в своих дальнейших планах, решает продолжить обучение со своим другом, подругой, одноклассниками. Но люди- то все разные. То, что подходит одному, другому не подходит. Через какое-то время человек осознаёт, что ошибся, но время уже упущено. И всё же никогда не поздно сделать свой выбор.
- Неправильным будет выбор и в том случае, если человек отождествляет школьный учебный предмет с будущей профессией. Если учащийся имеет хорошие оценки по литературе, это не означает, что он может стать хорошим журналистом.
- Профессия выбирается из соображений престижности. Сейчас, как правило, это работа в бизнес – структурах. Не стоит забывать, что со стороны мы видим только «фасад» - лицевую часть этой деятельности, где всё богато, блистательно. …У любой монеты две стороны. Не забывайте об этом!
Начиная с 9 класса, мы собрали достаточно полную информацию о вашей профессиональной направленности. Все это отражено в профессиограммах, которые есть у каждого из вас.
(У каждого учащегося имеется «Полигон профессиональных предпочтений» и сводная таблица).
Мои сферы интересов | |
Мои склонности | |
Мой профессиональный тип личности | |
Мой темперамент | |
Профессиональные намерения | |
Положительные качества характера | |
Отрицательные качества характера |
Анализ результатов:
- В основу опросника Л.Н.Кабардовой положена идея о делении всех существующих профессий по признаку предмета или объекта, с которыми человек взаимодействует в процессе труда (Ч-Т, Ч-Ч, Ч-ХО, Ч-ЗС, Ч-ПН, Ч-ПЖ). По данным типам профессий вы проставили баллы по умениям, отношению к данному типу и желанию и составили «Полигон профессиональных предпочтений». Он помог вам разобраться, соответствует ли выбранный вами тип профессии вашим умениям, отношению к профессии и желанию. В целом преобладают склонности Ч-Т, Ч-Ч, Ч-ЗС.
- Сферы интересов - математика, компьютер и оргтехника, журналистика, труд в сфере обслуживания, военное дело.
- Профессиональный тип личности-
Реалистический- 0 Интеллектуальный (исследовательский) - 0
Социальный - 1 Бухгалтерский - 1
Артистический - 2 Предпринимательский -17
- По темпераменту преобладают сангвиники
- Профессиональные намерения:
Экономист - 1 -…
Юрист -1 -…
Инженер - технолог - 2 - …
Фармацевт - 2 - …
Социальный работник - 2 - …
Педагог – 2 - …
- Положительные качества характера у большинства - ответственность, трудолюбие, старательность, целеустремлённость, доброта.
- Отрицательные качества характера - невнимательность, неумение распределять время.
Цель занятия - скорректировать ваши профессиональные предпочтения и показать, какие профессии являются перспективными в современном обществе. Для этого проведем тренинг.
- Тренинг.
- Упражнение «Выбор».
Классный руководитель:
Сегодня я предлагаю выполнить творческие задания. Прежде чем перейти к упражнению вам нужно разбиться на группы (яблоко, груша, банан, виноград). Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе, без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время… Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того, чтобы выжить.
Я дам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас незаконченное образование. Вам в помощь даются карточки с вопросами.
Время истекло. Пожалуйста, давайте обсудим ваши действия (выступает один человек из группы).
Молодцы! Хорошо справились с заданием. Я желаю, что бы вы всегда с такой же легкостью справлялись с трудными ситуациями. Ну а теперь займемся более серьезным делом.
Прошу вас разбиться на группы по профессиональным намерениям. И следующее задание будет таким: вы попробуете провести презентацию выбранных вами профессий (приложение 5).
Задание это творческое, но в нём обязательно должно быть отражены следующие параметры:
Содержание труда.
Области применения.
Доминирующие интересы.
Сопутствующие интересы.
Профессиональная направленность.
Необходимые качества.
Препятствовать успешной работе будут такие качества, как…
Родственные профессии.
Карьерные перспективы.
- Презентация профессий.
- Упражнение «Круг».
Учитель:
Я прошу вас встать в круг и по очереди назвать качества личности, которые вам нравятся в стоящем слева от вас человеке.
Спасибо! А теперь переходим к выполнению основного задания.
- Упражнение «Поддержка друзей».
Учитель:
Вы узнали, какие профессии выбрали ваши одноклассники, назвали положительные черты характера. У меня в шкатулке листочки с фамилиями ваших одноклассников. Вы вытягиваете листочки и называете качество, которое необходимо развивать в себе этому человеку, чтобы добиться успеха в реализации своих профессиональных намерений (ответы учащихся).
Молодцы! Спасибо! Удачи!
- Профессиональный гороскоп.
На протяжении многих веков предпринимались попытки найти связь между особенностями личности и знаком зодиака, под которым родился человек.
Знаки зодиака | Учащиеся | Конкретные профессии |
Водолей | Инженер, механик, учитель, переводчик | |
Овен | Учитель, актёр, фермер, врач, журналист, стюардесса | |
Рыбы | Программист, бухгалтер, детектив, электрик, юрист | |
Телец | Спортсмен, инженер, экономист, работник социального обслуживания | |
Близнецы | Инженер, военный, водитель, лётчик, переводчик | |
Рак | Менеджер, бухгалтер | |
Лев | Бизнесмен, менеджер, дизайнер, социальный работник | |
Дева | Инженер, психолог, врач | |
Весы | Экономист, программист | |
Скорпион | Программист, фермер, механик | |
Стрелец | Врач, криминалист, менеджер, лётчик | |
Козерог | Юрист, дипломат |
- Заключительное слово классного руководителя.
Русская пословица гласит: «Всяк кузнец своего счастья». Выбирая будущую профессию, вы, конечно, оцениваете свой характер, интересы и способности, пытаетесь представить себе, способны ли вы стать профессионалом высокого уровня. Но это только первый шаг на пути выбора профессии.
Следующий шаг – самосовершенствование для достижения поставленной цели. Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Поэтому необходимо формировать у себя коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональную устойчивость. Вот тут и приходит на помощь самовоспитание. Среди способов и приёмов, которыми пользуется личность, чтобы воздействовать на своё сознание, волю с целью выработки качеств, необходимых для успешного овладения будущей профессией, основными принято считать самопознание, самообразование, самоприказ, самоубеждение, самоконтроль, самоодобрение, упражнение. Советы по профессиональному самовоспитанию, по развитию внимания, памяти, мышления, воображения, координации движений вы найдёте в книге Елизаветы Николаевны Прощицкой «Выбирайте профессию».
Музыкальная заставка.
Литература
- Кашанов Р.Р. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха.- М.: Аст-пресс, Ижевск, 1999.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах.- Мн.: Харвест, 1999.
- Попова Л.М. Стресс жизни: понять, противостоять и управлять им.- СПб.: Лейла, 1994.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой.- М.:Вако, 240 с.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома.-М.: Новая школа, 1995.
- Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: просвещение, 1990.
- Шнейдер Л.Б. Идентичность. Хрестоматия.- М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 11 классе по теме "Дорога, которую мы выбираем"
Одно из составляющих сущности человека – выбор своего предназначения. На классном часе мы вместе с детьми попробовали опpeдeлить - что нужно для того, чтобы человечек, идущий дорогой...
Внеклассное мероприятие в 11 классе по теме «Дорогою добра»
Классный час....
Классный час в 9 классе на тему "Профессии, которые мы выбираем"
Классный час для учеников 9 класса рассказывает о проблемах школьников, связанных с выбором профессии.Какие профессии сейчас популярны? Какие востребованы? На что надо ориентироваться привыборе п...
разработка урока немецкого языка в 8 классе по теме "Дорогой сказок"
Урок разработан на основе технологии развития критического мышления. УМК И.Л.Бим "Немецкий язык", 8 класс...
Внеклассное мероприятие в 11 классе на тему: «Дорога, которую ты выбираешь»
Образовательные:- подготовить учащихся к правильному выбору будущей профессии;- активизация познавательного интереса.Развивающие:- развитие умения формулировать собственное мнение и позицию;- развитие...
Урок литературы в 5 классе на тему: « Дорога к другу»
Анализ лирической миниатюры М.М.Пришвина...
Открытый урок по математике в 6 классе на тему: «Дорога жизни. Блокада Ленинграда в математических задачах»
План-конспект открытого урока, приуроченного к 80-летию снятия блокады Ленинграда. Урок направлен не только на повторение, пройденного материала, но и на ознакомление детей с числовыми данными о перио...