Открытый урок по математике в 6 классе на тему: «Дорога жизни. Блокада Ленинграда в математических задачах»
план-конспект урока по математике (6 класс)

План-конспект открытого урока, приуроченного к 80-летию снятия блокады Ленинграда. Урок направлен не только на повторение, пройденного материала, но и на ознакомление детей с числовыми данными о периоде блокады, которые поражают своим масштабом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike_v_6_klasse.docx21.5 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике в 6 классе

на тему: «Дорога жизни.

Блокада Ленинграда в математических задачах на проценты и дроби.»

Цели урока:

Формировать умения решать математические задачи на проценты и дроби;

Развивать вычислительные навыки;

Углубить знания об одной из наиболее ярких и героических страницах истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов - 872 дневной блокаде Ленинграда; Используя умения сравнения, анализа, обобщения представленных материалов, помочь учащимся

определить задачи, которые стояли перед жителями блокадного города;

Развивать чувство патриотизма и гражданственности.

УУД: предметные: научиться применять приобретённые знания, умения, навыки по темам «Действия с десятичными дробями», «Проценты» для решения практических задач;

метапредметные: развивать интерес к истории; научиться выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассмотрения;

  личностные: способствовать формированию у учащихся сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте гостей на уроке, присаживайтесь.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

Ребята, у нас сегодня необычный урок математики.  Скажите, какая из войн на территории нашего государства была самой длительной, самой разрушительной? (ответы детей)

Учитель:

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года,

длилась 1418 дней и закончилась 8 мая 1945 года полной победой советского народа и безоговорочной капитуляцией фашистской Германии. 9 мая было объявлено Праздником Победы.

По официальным данным, 26,6 млн человек, из которых около 18 млн приходилось на гражданское население, погибли в войне. На территории СССР было разрушено 1710 городов и более 70 тысяч деревень.

На доске:

...Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна...

Учитель.  Чему посвящены эти строки?

Возможные ответы учащихся.  Блокадному Ленинграду.

Учитель. Эти строчки принадлежат русской советской поэтессе Ольге Берггольц, которая в годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к жителям города.

Цель  нашего  урока  доказать  фактами  и  числами  какой  урон  нанесли  фашисты  нашему государству,  какие  бесчеловечные    условия  жизни  испытывали    из-за  войны  советские  мирные жители и  какие  подвиги  совершали  во  имя  Победы. Одним  из свидетельств героического  подвига  советских  людей  в  этой  войне  является  сражение  за  Ленинград, оказавшейся  в  блокаде.  

А,  что  означает  блокада?

Сегодняшний  урок  мы  посвящаем блокаде Ленинграда. А как вы думайте, какие темы, разделы из пройденного материала по  математике мы сегодня будем применять на нашем уроке?

Возможные ответы учащихся. Мы изучили: действия с десятичными и обыкновенными дробями, отношения,  проценты.

Учитель. Хорошо. Попробуйте сформулировать математическую тему урока.

Записываем число:                      . Классная работа.

Возможные ответы учащихся. Проценты. отношения.

Учитель: тема нашего урока: «Дорога жизни. Блокада Ленинграда в математических задачах.»

3.Актуализация знаний учащихся.

Что называется процентом? Что такое отношение? Что показывает отношения? Как перевести проценты в десятичную дробь?

4. Решение задач.

Задача №1.

На момент установления блокады в городе находилось 2 млн 544 тысячи человек.  Среди них были дети. Сколько было детей, если они составляли 16%?

Решение: Сколько человек находилось в городе? (2 544 000)

Что известно о количестве детей? (16%) Как узнать, сколько было детей? (Поделить 2 544 000 на 100, чтобы узнать 1 %, затем результат умножить на 16. Или перевести 16 % в десятичную дробь и найти дробь от числа через умножение.)
2 544 000 * 0,16 = 407 040 детей находилось в городе.
Что вы можете сказать о количестве? (это очень много)

Учитель:

В  кольцо  блокады  вошли  и  пригородные  районы,  в  которых  осталось  343 тысячи человек. Вечером того же дня в 18:55 , на город  обрушился мощнейший налет вражеской авиации-6327 зажигательных бомб.

Задача №2. Блокада Ленинграда длилась 872 дня. Только 1/3 этого времени город не подвергался обстрелам. Округлите число 872 до сотен и вычислите, сколько дней продолжались вражеские обстрелы?

Решение: Как округлить число 872 до сотен? (посмотреть какое число стоит после разряда сотни, если оно больше 5, то количество сотен увеличится.)

872 ≈ 900
Какую часть времени город не подвергался обстрелам? (1/3)
Тогда какую часть времени – подвергался? (1 – 1/3 = 2/3)
Как узнать сколько это дней? (900 * 2/3 = 600 дней длились обстрелы города)

Задача №3. На 1 км² городской территории пришлось в среднем 480 снарядов.

Узнайте сколько снарядов было выпущено на Ленинград во время блокады, если площадь Ленинграда составляла приблизительно 309, 375 км²?  

Решение: Если на 1 км.кв приходилось 480 снарядов, как узнать, сколько приходится снарядов на территорию всего города?

480 * 309,375 = 148500 снарядов

Учитель:

На 12 сентября 1941 года в Ленинграде находилось муки и зерна на 35 дней, крупы на 30, мяса-на 33, жиров на 45, сахара и кондитерских изделий – на 60 , картофель и овощи почти отсутствовали. Введены продовольственные карточки. 12 сентября к мысу Осиновец с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи с зернами и мукой-начала работу «Дорога Жизни». К 15 ноября по ней было доставлено 24097 тонн зерна, муки и крупы, более 1130 тонн мяса и молочных продуктов. Каждый рейс-на грани, пока Ладога не начала затягиваться льдом. Ждали морозов-когда дорогу можно проложить уже по льду. 20 ноября 1941 года на лед толщиной менее 20 см вышли конные обозы. 22 ноября-машины. Так по «Дороге Жизни» была проложена Военно-автомобильная дорога № 101. За первые три дня затонуло 40 грузовиков.

Задача № 4. За короткую, но очень трудную осеннюю навигацию 1941 года на западный берег Ладожского озера было доставлено около 60 тысяч тонн различных грузов, из них 45 тысяч тонн продовольствия. Сколько процентов от всего груза составляло продовольствие?

Ответ: 45 / 60 = 0,75 или 75 %.

Учитель: В конце ноября ударили морозы. Замерзли трубы-доступная вода  осталась  только  в  Неве.  Подошло  к  концу  топливо.  Перестали  работать электростанции, в домах гас свет.  В  печках-времянках сжигали мебель и книги. Но и этого не хватало.   К декабрю 1941 года город остался в ледяном плену.

Зима  1941-1942  годов.  Блокадный  Ленинград.  Нет  отопления, нет  света.  

Не хватало и продовольствия. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена.  Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300 г хлеба, все остальные-по 150 г. 20 ноября и этот скудный паек пришлось урезать.  

Население стало получать самую низкую норму за все время блокады 250 г на рабочую карточку, а остальные еще ниже.

Началась массовая гибель населения. В декабре 1941 умерло 53 тысячи человек, в январе 1942 года – 100 тысяч.

ЗадачаNo5. Блокада унесла жизни 800 тысяч жителей Ленинграда, более 90% из которых погибло от голода. Сколько человек в Ленинграде погибло от голода?

Ответ: 800*0,9 = 720 человек (то есть большинство людей погибло от голода)

ЗадачаNo6. Чтобы узнать сколько хлеба получали старики и дети, подсчитайте, сколько граммов весит 1/ 8 часть буханки хлеба массой в 1 кг.

Ответ: 1 кг = 1000г
1000 * 0,125 = 125 г

Учитель:  

Несмотря на голод, холод, смерть и разруху город жил и боролся.  Заводы продолжали выпускать продукцию. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков.  

Задача    № 7.  Ленинградцы  во  время  блокады  изготовили  225000  автоматов, что составило  2,25%  от  изготовленных  ими  снарядов.  Сколько  снарядов  изготовили ленинградцы?

Решение: 2,25 % = 0,0225
если дробь – это число, то как найти количество снарядов (разделить на 2,25 – это 1 %, и умножить на 100 – это всё количество)

225000 : 0,0225 = 10 000 000 снарядов

Учитель:

27 января отмечается как День снятия блокады Ленинграда.

В памяти народа навечно останутся 900 дней блокадного Ленинграда, давшему миру непревзойденные образцы стойкости человеческого духа.

5.Итог урока.

Какой вывод мы можем сделать после решения задач?

Какие числа вас впечатлили и чем?

На сколько справились с математическими задачами?

6.Рефлексия.

Оцените себя, подчеркнув нужное

1) устал – не устал

2) понял материал – не понял

3) старался – не старался

4) доволен своей работой – не доволен.

7.Домашнее задание.

№ 855.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великая Отечественная война – 22.06.1941-9.05.1945гг

Слайд 2

...Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена. Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна...

Слайд 3

29.01.24 Классная работа Тема: Дорога жизни. Блокада Ленинграда в математических задачах .

Слайд 4

Задача № 1. На момент установления блокады в городе находилось 2 млн 544 тысячи человек. Среди них были дети. Сколько было детей, если они составляли 16%?

Слайд 5

Задача №2. Блокада Ленинграда длилась 872 дня. Только этого времени город не подвергался обстрелам. Округлите число 872 до сотен и вычислите, сколько дней продолжались вражеские обстрелы?

Слайд 6

Задача № 3. На 1 км² городской территории пришлось в среднем 480 снарядов. Узнайте сколько снарядов было выпущено на Ленинград во время блокады, если площадь Ленинграда составляла приблизительно 309,375 км² ?

Слайд 7

Дорога Жизни 12 сентября 1941 - март 1943 года

Слайд 8

Задача № 4. За короткую, но очень трудную осеннюю навигацию 1941 года на западный берег Ладожского озера было доставлено около 60 тысяч тонн различных грузов, из них 45 тысяч тонн продовольствия. Сколько процентов от всего груза составляло продовольствие?

Слайд 9

Задача №5 . Блокада унесла жизни 800 тысяч жителей Ленинграда, более 90% из которых погибло от голода.

Слайд 10

Задача №6. Чтобы узнать сколько хлеба получали старики и дети, подсчитайте, сколько граммов весит часть буханки хлеба массой в 1 кг.

Слайд 11

Задача № 7. Ленинградцы во время блокады изготовили 225000 автоматов, что составило 2,25% от изготовленных ими снарядов. Сколько снарядов изготовили ленинградцы?

Слайд 12

Оцените себя, подчеркнув нужное 1) устал – не устал 2) понял материал – не понял 3) старался – не старался 4) доволен своей работой – не доволен.

Слайд 13

Домашнее задание: № 855


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике 5 класс по теме :"Простые и составные числа"

Цель: 1)сформировать  понятия  простого  и  составного  числа,  способность  к  установлению  вида  числа  на  основе определения  и...

Открытый урок по математике 5 класс по теме :"Десятичные дроби"

Основная цель: 1)сформировать  способность  к  чтению и  записи десятичных  дробей, определению поразрядного значения цифр десятичной дроби, представлению десятичной  дро...

Классный час на тему:"Дорога жизни"(блокада Ленинграда)

Классный час интересен для учащихся 5-7 классов...

открытый урок по математике 6 класс по теме: "Умножение дробей"

План-конспект урока..Презентация...Самоанализ урока....

Открытый урок по математике (6 класс) на тему "Действия с целыми числами"

В ноябре каждого года у нас в школе проходит "Неделя открытых уроков". Обычно мы стараемся показать самое лучное: играем, отгадываем кроссворды, путешествуем, показываем применение новых технологий, и...

Открытый урок по математике 5 класс по теме "Натуральные числа"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Натуральные числа"...

Открытый урок по математике 6 класс по теме" Положительные и отрицательные числа"

Открытый урок по теме "Положительные и отрицательные числа". Математика 6 класс, учебник Виленкин Н. Я....