Урок литературы в 5 классе на тему: « Дорога к другу»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Максимова Любовь Федоровна

Анализ лирической миниатюры М.М.Пришвина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_doroga_k_drugu.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе на тему:  « Дорога к другу»

Анализ  лирической миниатюры  М.М. Пришвина

  Цели: создать условия для

- обучения  анализу текста;

- развития творческих  способностей  детей;

 - воспитания  чуткого, внимательного читателя, бережно относящегося к родной  природе, умеющего открывать  тайны природы.

Оформление:

 Портрет М.М. Пришвина, иллюстрации учащихся к произведениям М.М.Пришвина,  картины русских художников о природе.

Ход урока.

         «Где ты, мой друг, за долами и за синими морями? Или ты был у меня,  или это я тебя зову из прошлого, или надеюсь увидеть тебя в будущем? Как бы  мне хотелось все свое тебе рассказать, во всем с тобой посоветоваться»,-

 так писал Михаил Михайлович Пришвин в своей книге дневниковых

 записей, которая называлась «Дорога к другу». Эта книга была написана для

 вас.  Ее Пришвин называл «суд совести», «дело жизни».  Мы продолжаем наш разговор о Пришвине. Сегодня на уроке я, вы и он.

 Вместе с нами его замечательные книги. Посмотрите внимательно на

 доску. Как звучит тема нашего урока?

                              Дорога к другу.

 - А кого называл своим другом М.М.Пришвин?

   - Читателя.

- На какого читателя надеется М.М.Пришвин?

- Вдумчивого,  внимательного, доброго, способного видеть сердцем.

 - Давайте же будем настоящими друзьями  Пришвина. Постараемся понять, что скрывается за каждым словом в его миниатюре.

         Прочитаем начало миниатюры М. М. Пришвина:

Грибы тоже ходят.

Осень глубоко продвинулась. Еловый подрост осыпан золотыми монетками берез и красными медалями осин. В лесу ведь и в солнечный день сумерки, а тут еще нападала листва и скрывает от глаз серые, красные, желтые шляпки грибов.

- Какую картину вы мысленно видите, прочитав этот текст?

- Последние дни золотой осени. «Осень глубоко продвинулась», то есть на исходе, близка к концу.

Осенний лес. Высокие березы и осины, а рядом с ними и значительно ниже их - «еловый подрост», поросль молодых елочек. С берез и осин падают золотые и красные листья. Одни из них «застревают» на зеленых ветках-лапках молодых елочек, другие продолжают полет до самой земли. Листьев очень  много: ими и еловый подрост «осыпан», они и на землю «нападали».

- Какие средства языка использует автор в описании ее?

- В этом описании автор использует сравнение:

Осенние листья березы - с золотыми монетами

Листья осин – с красными медалями.

-Почему автор осенние листья березы сравнивает с золотыми монетками, а шляпки грибов просто называет просто желтыми?

-Листья березы тонкие, прозрачные. Они лежат на лапках елок и переливаются на солнце. А шляпки грибов находятся внизу, в сумраке леса, значить, они  блестеть не могут. Они просто желтые.

- Почему употреблено слово листва вместо листья?

-  Нападала листва  и будто укрыла, спрятала лесных деток перед обнажением.  Шляпки грибов создают ассоциации с  маленьким лесным народцем. Скоро весь лес скинет листву, и ничто не сможет защитить их от холода. Листва, как мать, укрывает  грибы и всю землю перед холодной зимой.

- Какие краски употребляет автор? Зачем?

- Зеленый  (еловый подрост) , все оттенки желтого ( золотыми монеткам, желтые шляпки, сумерки солнечного дня), белый ( березы), серые, красные, свет осин. Автор, как художник, рисует картину.

-Что хочет показать автор этой картиной?

- Необыкновенную красоту осеннего леса. Бесценное богатство природы.  Беззащитность природы.

-К чему призывает автор своего друга-читателя?

  -Любить природу.

-Что значит - любить природу?

-Это не значит  просто любоваться. Быть  внимательным наблюдателем природы. Беречь ее. Человек не царь природы, а ее создание. И, следовательно,  должен заботиться о ней как сын.

-Послушайте советы Михаила Михайловича Пришвина своему другу-читателю

 Первый совет писателя: - За неведомым не мчись далеко, оно рядом.

Второй совет писателя:  - Удивляйся каждому мгновению как чуду.

Третий совет писателя: - Внимательно слушай звуки природы -  это                             живые голоса!

Четвертый совет писателя: - Открывай в природе для себя   каждый день                        новую тайну.

 Пятый совет писателя: - Радуйся каждому мгновению  в природе.                              Оно неповторимо!

- Подходит к концу наше путешествие. Но  впереди еще много тайн, загаданных Пришвиным.

         Все нравилось М.М.Пришвину в природе, все восхищало, все

 интересовало, все приносило главную радость жизни - радость общения с

 природой. Всмотритесь еще раз в строки лирической миниатюры  «Неведомому  друг».

Друг мой! Я один, но я не могу быть один. Как будто не падающие

 листья шелестят над головой моей, а бежит река живой воды, и необходимо

 мне дать ее вам. Я хочу сказать, это весь смысл, и радость, и

 долг мой, и все только в том, чтобы я нашел вас и дал вам пить. Я не

 могу радоваться один, я ищу вас, я зову вас, я тороплюсь, я боюсь:

 река жизни вечной сейчас уйдет к себе в море, и мы останемся опять

 одни, навсегда разлученные...

                                                         М. Пришвин

 - А стали ли мы сегодня друзьями Пришвина?

Hе разлучайтесь с книгами Пришвина, читайте книги Пришвина. Они

 ответят вам на многие вопросы, многому научат.

- Что на уроке было новым?

 -Что было самым неожиданным?

- Что  было  самым интересным?

- Какой момент  вызвал душевный подъем, вдохновение?

Задание на дом: Составьте свою миниатюру на тему  «Лес - бесценный дар природы»

Литература:

1. Выготский  Л. С. Мышление и речь.  - М.; Л., 1934.

2.Никитина Е.И. Раздумья по поводу комплексного анализа текста. Журнал            «Русский язык в школе» №1-2001

3. Пришвин М.М. Миниатюры «Грибы тоже ходят», «Неведомому  другу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе по теме "Земле нужен друг, не так ли?"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДанный урок является вводным по теме раздела «Лучший друг планеты – это ты!» по учебнику Биболетовой М.З. “Enjoy English” для 8 класса, представляет собой введение лексического ма...

Урок русской литературы 6 класс по теме: "Язык мой - друг мой"

Данный урок литературы поможет учащимся увидеть, что русский язык - это не только средство общения между людьми, но и богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа; даст возможность при...

урок литературы 6 класс по теме : К.М.СИМОНОВ « ТЫ ПОМНИШЬ ,АЛЕША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ».

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В.П. Полухина. – Москва: Просвещение, 2014 г. Цель урока:  совершенствование навы...

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...