Формирование трудовой культуры у детей со слуховой депривацией.
статья по теме

Носенко Лариса Николаевна

Развитие трудовых навыков является основным при развитии неслышащего ребенка.В статье рассматривается значение общественно - полезного труда, навыков самообслуживания. Предлагаются виды работ с детьми по привитию трудовых навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudovoe_vospitanie.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование трудовой культуры у детей со слуховой депривацией.

      «Трудовое воспитание – это гармония                                                                                                                        

                                                                                                                    трёх понятий: надо, трудно и прекрасно»

 Трудовое воспитание является составной частью воспитания личности и находится в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, т.к. формируя добросовестное отношение к труду у своих воспитанников, мы прививаем ведущие нравственные качества.

          По мнению К.Д. Ушинского, учебный труд едва ли ни самый тяжёлый для ребёнка, ведь он требует большого умственного напряжения, длителен и кропотлив.  Одним из главных видов детского труда на начальном этапе обучения в школе I  вида является общественно- полезный труд, который является основой всей системы трудового воспитания. Общественно-полезный труд – это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая чётко выраженную общественную значимость. В него вовлекаются все воспитанники. В процессе систематического общественно-полезного труда формируются такие нравственные качества, как ответственность, бережное отношение к общественной собственности, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность. Главная отличительная черта общественно полезного труда заключается в том, что это труд, в котором проявляется забота каждого участника деятельности об окружающих людях, о школе, о пришкольной территории.

          Одним из наиболее доступных и простых видов общественно полезного труда, с которым человек сталкивается раньше и чаще всего, является бытовой труд. В условиях интерната для детей-инвалидов по слуху бытовой труд включает в себя самообслуживание, домашнее и школьное. Если дети  приучены дома, в детском саду обслуживать себя, помогать другим, то в школе-интернате педагогу значительно легче организовать труд по самообслуживанию. Именно домашний труд воспитывает у детей уважительное отношение к труду родителей, заботливое отношение к младшим, престарелым членам семьи. Но как показывает практика, таких детей менее 30 %.

          Школьное самообслуживание гораздо шире домашнего и направлено на обслуживание коллектива и самого себя. Круг обязанностей бывших дошкольников расширяется: детям надо уметь чистить одежду, обувь, дежурить в классе, самостоятельно принимать душ, застилать кровать, ухаживать за комнатными  растениями и т.д. Необходимо делать это быстро, аккуратно, соблюдая технику безопасности. Обязательность и повторяемость подобных трудовых процессов оказывает дисциплинирующее влияние, воспитывается чувство коллективизма, формируются прочные санитарно-гигиенические навыки. Воспитанники начинают ощущать себя хозяевами класса, организаторами своего совместного быта.

 С первых дней поступления ребёнка в школу-интернат педагоги вовлекают его в жизнь и дела нового коллектива. Используются различные формы организации трудовой деятельности: отдельные поручения, дежурства, коллективные работы, работы в парах, санпосты.        

  Нашей целью является формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем самым маленьким воспитанникам обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.

    К систематическому выполнению трудовых операций воспитанники подготовительных-1классов привыкают, например, в связи с осуществлением режимных моментов. Так, готовясь ко сну, дети раздеваются и аккуратно укладывают вещи; учатся самостоятельно под контролем воспитателя принимать душ, чистить зубы. При выполнении всех этих действий воспитанники приобретают многие умения и навыки, и воспитатель содействует этому.

     Внеурочная деятельность, которую строит воспитатель, идет по нескольким направлениям: игровая, внеклассное чтение, экскурсии, личностное развитие, бытовой труд ( включая навыки самообслуживания) который,

конечно же, является одним из основных направлений (проходят практические занятия, оборудованные необходимыми материалами, приборами, вспомогательными средствами ).

         Во время подготовки и проведения занятий воспитатель обязательно учитывает индивидуальные особенности и возможности каждого воспитанника, уровень его умений и навыков по данному вопросу при установлении объёма требований к усвоению материала. Предусмотрены вариативность практических заданий, время их выполнения, а также формы общения с ребёнком. Особенно важны для этой категории детей паузы отдыха и физкультминутки в ходе занятия. Такие мероприятия являются пропедевтикой уроков социально-бытовой ориентировки.

  На занятиях показываются не только приёмы выполнения той или иной работы, но и даётся возможность практически поработать самим воспитанникам. Речью, в связи с бытовым трудом, воспитанники овладевают постепенно: сначала усваивают наиболее употребительные слова и только затем переходят к описанию действий. На первых порах воспитанники будут больше уметь делать, чем рассказывать о том, что они делают. В дальнейшем, в процессе ежедневной работы, воспитатель неуклонно следит не только за выполнением воспитанниками усвоенных умений, но и за употреблением усвоенного словарного материала.

 Для проведения занятий по данному виду деятельности разрабатывается, обновляется речевой программный материал. Содержание программного материала можно объединить в следующие группы:

● привитие санитарно-гигиенических навыков;

● навыков по уходу за одеждой;

● по уходу за посудой;

● по уходу за помещением;

● по приёму пищи;

● общественно-полезный труд (работа на участке, уход за растениями, работа в школьной библиотеке, изготовление кормушек и т.д.)

          Школа пытается создать необходимые педагогические условия эффективности детского труда, а именно:

1. чем раньше ребёнок будет приобщён к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;

2. трудовая деятельность должна иметь общественную значимость;

3. радость доставляет только труд, который вызывает чувство усталости, утомления;

4. контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребёнка в своих силах;

5. труд должен сменяться отдыхом;

6. каждое трудовое задание должно заканчиваться полезным и по возможности видимым результатом;

7. труд должен соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям детей;

8. в процессе трудовой деятельности воспитанники должны не только  выполнять порученную им работу, но и учиться самостоятельно организовывать свой труд.

          Формируя трудовую культуру с младшего школьного возраста, мы получим активного, самостоятельного, инициативного, трудолюбивого гражданина своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Тема: «Формирование трудовых навыков у детей с синдромом Дауна».

Доклад о приобщении аномальных детей к доступно-трудовой деятельности....

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕ-НИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Одной из задач специальной коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности ребенка с нарушением и...

Выступление из опыта работы «Интерактивная доска. Новые технологии - новые возможности обучения детей со слуховой депривацией»

Использование учителями интерактивных образовательных систем создает новые развивающие возможности, как для школьников адаптивных школ, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень обра...

Уровень тревожности и копинг– стратегии у детей со слуховой депривацией имеющих семьи и детей – сирот.

Одной из распространенных проблем современности является детская тревожность. Психологи уделяют ей особое внимание потому, что она отрицательно влияет на развитие, общение, здоровье и общий уровень пс...

Особенности формирования трудовых навыков у детей с ОВЗ

Статья.Без знания особенностей развития обучающихся с ОВЗ невозможно правильно организовать учебно-воспитательный процесс в специальной школе, подготовив обучающихся к независимой ни от кого жизни и т...