Формирование трудовой культуры у детей со слуховой депривацией.
статья по теме
Развитие трудовых навыков является основным при развитии неслышащего ребенка.В статье рассматривается значение общественно - полезного труда, навыков самообслуживания. Предлагаются виды работ с детьми по привитию трудовых навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование трудовой культуры у детей со слуховой депривацией.
«Трудовое воспитание – это гармония
трёх понятий: надо, трудно и прекрасно»
Трудовое воспитание является составной частью воспитания личности и находится в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, т.к. формируя добросовестное отношение к труду у своих воспитанников, мы прививаем ведущие нравственные качества.
По мнению К.Д. Ушинского, учебный труд едва ли ни самый тяжёлый для ребёнка, ведь он требует большого умственного напряжения, длителен и кропотлив. Одним из главных видов детского труда на начальном этапе обучения в школе I вида является общественно- полезный труд, который является основой всей системы трудового воспитания. Общественно-полезный труд – это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая чётко выраженную общественную значимость. В него вовлекаются все воспитанники. В процессе систематического общественно-полезного труда формируются такие нравственные качества, как ответственность, бережное отношение к общественной собственности, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность. Главная отличительная черта общественно полезного труда заключается в том, что это труд, в котором проявляется забота каждого участника деятельности об окружающих людях, о школе, о пришкольной территории.
Одним из наиболее доступных и простых видов общественно полезного труда, с которым человек сталкивается раньше и чаще всего, является бытовой труд. В условиях интерната для детей-инвалидов по слуху бытовой труд включает в себя самообслуживание, домашнее и школьное. Если дети приучены дома, в детском саду обслуживать себя, помогать другим, то в школе-интернате педагогу значительно легче организовать труд по самообслуживанию. Именно домашний труд воспитывает у детей уважительное отношение к труду родителей, заботливое отношение к младшим, престарелым членам семьи. Но как показывает практика, таких детей менее 30 %.
Школьное самообслуживание гораздо шире домашнего и направлено на обслуживание коллектива и самого себя. Круг обязанностей бывших дошкольников расширяется: детям надо уметь чистить одежду, обувь, дежурить в классе, самостоятельно принимать душ, застилать кровать, ухаживать за комнатными растениями и т.д. Необходимо делать это быстро, аккуратно, соблюдая технику безопасности. Обязательность и повторяемость подобных трудовых процессов оказывает дисциплинирующее влияние, воспитывается чувство коллективизма, формируются прочные санитарно-гигиенические навыки. Воспитанники начинают ощущать себя хозяевами класса, организаторами своего совместного быта.
С первых дней поступления ребёнка в школу-интернат педагоги вовлекают его в жизнь и дела нового коллектива. Используются различные формы организации трудовой деятельности: отдельные поручения, дежурства, коллективные работы, работы в парах, санпосты.
Нашей целью является формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем самым маленьким воспитанникам обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.
К систематическому выполнению трудовых операций воспитанники подготовительных-1классов привыкают, например, в связи с осуществлением режимных моментов. Так, готовясь ко сну, дети раздеваются и аккуратно укладывают вещи; учатся самостоятельно под контролем воспитателя принимать душ, чистить зубы. При выполнении всех этих действий воспитанники приобретают многие умения и навыки, и воспитатель содействует этому.
Внеурочная деятельность, которую строит воспитатель, идет по нескольким направлениям: игровая, внеклассное чтение, экскурсии, личностное развитие, бытовой труд ( включая навыки самообслуживания) который,
конечно же, является одним из основных направлений (проходят практические занятия, оборудованные необходимыми материалами, приборами, вспомогательными средствами ).
Во время подготовки и проведения занятий воспитатель обязательно учитывает индивидуальные особенности и возможности каждого воспитанника, уровень его умений и навыков по данному вопросу при установлении объёма требований к усвоению материала. Предусмотрены вариативность практических заданий, время их выполнения, а также формы общения с ребёнком. Особенно важны для этой категории детей паузы отдыха и физкультминутки в ходе занятия. Такие мероприятия являются пропедевтикой уроков социально-бытовой ориентировки.
На занятиях показываются не только приёмы выполнения той или иной работы, но и даётся возможность практически поработать самим воспитанникам. Речью, в связи с бытовым трудом, воспитанники овладевают постепенно: сначала усваивают наиболее употребительные слова и только затем переходят к описанию действий. На первых порах воспитанники будут больше уметь делать, чем рассказывать о том, что они делают. В дальнейшем, в процессе ежедневной работы, воспитатель неуклонно следит не только за выполнением воспитанниками усвоенных умений, но и за употреблением усвоенного словарного материала.
Для проведения занятий по данному виду деятельности разрабатывается, обновляется речевой программный материал. Содержание программного материала можно объединить в следующие группы:
● привитие санитарно-гигиенических навыков;
● навыков по уходу за одеждой;
● по уходу за посудой;
● по уходу за помещением;
● по приёму пищи;
● общественно-полезный труд (работа на участке, уход за растениями, работа в школьной библиотеке, изготовление кормушек и т.д.)
Школа пытается создать необходимые педагогические условия эффективности детского труда, а именно:
1. чем раньше ребёнок будет приобщён к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;
2. трудовая деятельность должна иметь общественную значимость;
3. радость доставляет только труд, который вызывает чувство усталости, утомления;
4. контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребёнка в своих силах;
5. труд должен сменяться отдыхом;
6. каждое трудовое задание должно заканчиваться полезным и по возможности видимым результатом;
7. труд должен соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям детей;
8. в процессе трудовой деятельности воспитанники должны не только выполнять порученную им работу, но и учиться самостоятельно организовывать свой труд.
Формируя трудовую культуру с младшего школьного возраста, мы получим активного, самостоятельного, инициативного, трудолюбивого гражданина своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад. Тема: «Формирование трудовых навыков у детей с синдромом Дауна».
Доклад о приобщении аномальных детей к доступно-трудовой деятельности....
ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕ-НИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Одной из задач специальной коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности ребенка с нарушением и...
Выступление из опыта работы «Интерактивная доска. Новые технологии - новые возможности обучения детей со слуховой депривацией»
Использование учителями интерактивных образовательных систем создает новые развивающие возможности, как для школьников адаптивных школ, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень обра...
«Моделирование учебных занятий для детей со слуховой депривацией на основе системно-деятельностного подхода»
Педагогический проект...
«Использование интерактивного оборудования в рамках обучения детей со слуховой депривацией»
Статья...
Уровень тревожности и копинг– стратегии у детей со слуховой депривацией имеющих семьи и детей – сирот.
Одной из распространенных проблем современности является детская тревожность. Психологи уделяют ей особое внимание потому, что она отрицательно влияет на развитие, общение, здоровье и общий уровень пс...
Особенности формирования трудовых навыков у детей с ОВЗ
Статья.Без знания особенностей развития обучающихся с ОВЗ невозможно правильно организовать учебно-воспитательный процесс в специальной школе, подготовив обучающихся к независимой ни от кого жизни и т...