Доклад. Тема: «Формирование трудовых навыков у детей с синдромом Дауна».
материал на тему
Доклад о приобщении аномальных детей к доступно-трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formirovanie_trudovyh_navykov.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Формирование трудовых навыков
у детей с синдромом Дауна»
Формирование трудовых навыков у
детей с синдромом Дауна.
Привитие трудовых навыков в младшем возрасте является одной из важнейших сторон воспитания.
Трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной трудовой деятельности.
В детском доме основные виды труда – это труд детей по самообслуживанию и хозяйственно-бытовой труд, чтобы став взрослыми, они могли бы самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту несложные трудовые операции. Для аномальных детей труд является основным способом их адаптации к жизни.
Труд по самообслуживанию и хозяйственно-бытовой труд имеют большие воспитательные возможности. В процессе самообслуживания у ребенка воспитываются стремление к аккуратности, привычка к опрятности, чистоте и порядку, самостоятельность, умение прилагать усилия для достижения результатов.
Поскольку формирование навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда у детей с синдромом Дауна идет чрезвычайно трудно, а сами навыки отличаются нестойкостью, то сначала необходимо ограничиваться обучением самым элементарным навыкам, связанных с приемом пищи, личной гигиеной, процессом одевания, раздевания.
Формирование каждого навыка сопряжено для ребенка с включением в определенную жизненную ситуацию и овладением речевыми и предметными стимулами. В связи с этим обучение навыкам самообслуживания и хозяйственно-бытового труда должно быть тесно связано с развитием речи и развитием движений.
Воспитатель должен постепенно проговаривать действия, которые он выполняет вместе с ребенком называть используемые предметы, указывать на сделанные ошибки, отмечать даже самые незначительные достижения, а также стимулировать речь ребенка. В процессе овладения трудовыми навыками ребенок учится соотносить слова и предметы окружающей его обстановки, слова и действия, учится понимать речь взрослого, знакомится с некоторыми свойствами предметов. Кроме того у детей развивается моторика, улучшается координация движений.
Если ребенок научится выполнять какое-либо действие при минимальной помощи взрослого, то необходимо предоставить ему возможность выполнить это действие самостоятельно, побуждая жестами и спокойной речью. Воспитатель в этом случае лишь контролирует действие ребенка, отмечает его успехи, указывая на ошибки, а при необходимости помогая ему.
Я отдельно остановлюсь на процессе одевания и раздевания. Как помочь малышам усвоить правила, связанные с одеванием и раздеванием, одеваться и раздеваться последовательно, самостоятельно, складывать вещи аккуратно.
Дети обычно снимают с себя одежду, когда ложатся спать. Воспитатель проверяет одежду, расположена ли она в соответствии с установленными правилами: вывернуты ли рукава, нет ли вещей наизнанку, на всех ли колготах есть метки, указывающие переднюю сторону, и сам же устраняет недостатки, складывая вещи. После сна воспитатель обращает внимание детей, как сложена одежда, и говорит, что когда следующий раз будете снимать одежду, то обязательно надо сложить так. И каждый раз, снимая одежду, воспитателю надо напоминать о последовательности действий. Если рядом одевается, раздевается малыш, овладевший некоторыми навыками, это ситуация получит подкрепление – воспитатель опирается на пример умеющего, как на образец, и одновременно обращает его внимание на затруднения ребенка, у которого еще не все получается. Некоторые дети даже помогают другим детям. Очень важно, чтобы воздействие взрослых на детей было согласованным во всех мелочах. С этой целью полезно провести игру – одеть и раздеть куклу, чтобы дети запомнили, в какой последовательности это делается.
Важно не допустить сутолоки, торопливости, особенно в зимнее время, когда одежды много и процесс одевания, раздевания усложняется.
Надо обязательно отмечать красивый шарф, куртку, шапочку. Это создаст обстановку доброжелательности.
Воспитательная значимость хозяйственно-бытового труда заключается в его направленности на удовлетворение нужд всей группы. Поддержание порядка в окружающей обстановке, стирка белья для кукол, носовых платков, уборка групповой комнаты, протирание пыли с мебели, заправка постели, уход за внешним видом, подготовка к завтраку, обеду, ужину или занятиям – это содержание хозяйственно-бытового труда.
Начиная работу, воспитатель прежде всего должен выяснить, у кого из детей сформированы элементы самостоятельности, умение выполнять какие-либо действия, и тогда можно будет больше уделить внимания обучению детей недостающим умениям.
Ведущей формой организации хозяйственно-бытового труда являются поручения. Лучше всего высказать поручение в форме просьбы или пожелания.
Участие ребенка в труде должно быть связано для него с положительными эмоциями. Это возможно при условии, если воспитатель одобряет действие ребенка, поддерживает его. Особенно важно это для аномальных детей.
Сформированные элементарные навыки позволяют чаще вовлекать детей в труд, опираться на самостоятельность при выполнении ставших знакомыми поручения.
Основной целью было – формирование у детей конкретных навыков, обеспечивающие их бытовую независимость от окружающих, а также овладение элементами бытового труда.
Дети научились самостоятельно кушать, под контролем воспитателя засучивать рукава, умываться с мылом, вытираться полотенцем, убирать мыло и полотенце, зная свою полочку, в санитарный уголок, чистить зубы, последовательно складывать свою одежду.
Перед сном снимают обувь, меняя ее на тапочки, утром переодеваются, зная свою полочку в обувном шкафу. 5 человек из 13-ти умеют завязывать шнурки, фартуки, мыть игрушки, протирать парты, убирать рабочее место после занятий.
Следующим этапом моей работы является – научить всех детей группы самостоятельно одеваться на улицу, завязывать шарф, застегивать молнию и пуговицы, мыть пол, убирать постель, стирать мелки вещи. На занятиях по СБО учиться накрывать стол, убирать и мыть посуду, готовить бутерброды и простые салаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕ-НИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Одной из задач специальной коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности ребенка с нарушением и...
Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра"
Педагоги-дефектологи в своей работе нередко встречаются с детьми с нарушением интеллекта, которые не пользуются активной речью как средством общения. В докладе представлена методика работы (начальные ...
МУЛЬТИСЕНСОРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ «НУМИКОН»
Методические рекомендации...
Особенности формирования трудовых навыков у детей с ОВЗ
Статья.Без знания особенностей развития обучающихся с ОВЗ невозможно правильно организовать учебно-воспитательный процесс в специальной школе, подготовив обучающихся к независимой ни от кого жизни и т...
Выступление на методическом объединении учителей технологии по теме: «Развитие трудовых навыков у детей с ослабленным зрением»
Различие трудового обучения в школе слабовидящих в массовой школе состоит в коррекционной направленности методов обучения, определенных в дидактике. Эти особенности определяются индивидуальными возмож...
Статья на тему: "Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру"
Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру...
Консультация для родителей "Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста средствами природы"
консультация для родителей детей дошкольного возраста...