Уровень тревожности и копинг– стратегии у детей со слуховой депривацией имеющих семьи и детей – сирот.
статья

Одной из распространенных проблем современности является детская тревожность. Психологи уделяют ей особое внимание потому, что она отрицательно влияет на развитие, общение, здоровье и общий уровень психологического благополучия ребенка. Данная статья поможет Вам подробнее разобраться в этом вопросе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Уровень тревожности27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Нилова Елена Олеговна

педагог- психолог

ГБОУ школа - интернат №20

Петроградского района

Санкт- Петербурга

Уровень тревожности и копинг– стратегии у детей со слуховой депривацией имеющих семьи и детей – сирот.

     Одной из распространенных проблем современности является детская тревожность. Психологи уделяют ей особое внимание потому, что она отрицательно влияет на развитие, общение, здоровье и общий уровень психологического благополучия ребенка.

Тревожность - отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую личностную черту - индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги в разных обстоятельствах. Психологическая наука рассматривает тревожность как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, переживание эмоционального  дискомфорта, связанного с ожиданиями опасности, угрозы, неблагополучия (А.В.Микляева, Е.В.Новикова, А.М.Прихожан, П.В.Румянцева, Б.Филипс, К.Хорни и др.).

Копинг-стратегии-  осознанно используемые человеком приемы совладания с трудными ситуациями. В.А. Ташлыков отмечал, что диапазон механизмов  совладания со стрессом при столкновении с непреодолимой ситуацией широк от попыток активного преодоления проблем до полного отказа от необходимых действий.

     В школе – интернате №20 Петроградского района СПб обучаются дети с различной степенью нарушениями слуха имеющие родителей и  воспитанники детского дома.

Была поставлена задача определить уровень тревожности и копинг – стратегии детей с нарушениями слуха воспитывающихся в семье и детей – сирот. В нашем исследовании мы использовали  метод наблюдения, составленный адаптированный опросник, методику определения школьной тревожности Филлипса (выборочно),  методику копинг- стратегий, адаптированную Н.А. Сиротой и В.М. Ялтонским.

Для удобства  воспитанники, участвующие в эксперименте, были условно названы:  дети- сироты (1 группа) и дети воспитывающиеся в семье (2 группа).

Сирота – это обычный ребенок, которому более всего необходимо удовлетворение следующих потребностей: физиологической, потребности в безопасности, а также потребности во взаимопонимании и любви (А. Маслоу). Из опыта работы с данной категорией,  дети-сироты имеют худшие показатели физического здоровья по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. У них наблюдается дефицит массы тела, более низкий рост, в основном третья и четвертая группа здоровья. С психологической точки зрения, рассматривая образ «Я» ребенка- сироты можно отметить малую эмоциональность, сниженную самооценку и низкий уровень притязаний. Психическое развитие детей – сирот, носит специфический характер: проявляется повышенная тревожность или агрессивность. Интеллектуальное развитие детей воспитывающихся вне семьи отличаются дисгармоничностью, в сравнении с детьми растущими в семье. Уровень речевого развития – развито слабо, но активно общаются между собой жестовой речью. Наблюдаются дефицит внимания со стороны взрослого, таким детям требуются персональное внимание и одобрение со стороны взрослых. Самостоятельно выполнять задания дети не стремятся поэтому требуется пошаговый контроль и одобрение. В мотивационной сфере доминирует желание связанные с повседневной жизнью, у них отсутствуют мотивы и представления о будущем, не формируется в достаточной степени стремление к самостоятельности, ответственности за свои поступки, для них характерно приспособление к ситуации. Часто наблюдаются эмоционально-поведенческие расстройства, гиперактивность, импульсивность, дифицитарность внимания. Одной из характеристик ребенка – сироты является повышенная тревожность.

Рассматривая группу детей воспитывающихся в семье следует отметить: высокий уровень притязаний, страх проверки знаний. Эти показатели напрямую зависят от  родителей и  мнения учителей; наблюдается бережное отношение к личным вещам. Круг общения данной категории детей, как правило, характеризуются расширенным диапазоном в общении.

рис.1 Сравнительная диаграмма групп детей

Если рассматривать данную диаграмму показатель школьной тревожности в обеих группах незначительно отличаются. Наибольший показатель в группе детей – сирот привлечение внимание к себе, лидерство и стремление к общению. Наименьшие показатели в данной группе – страх самовыражения, проблемы и страхи в отношении с учителями. Данная категория детей стремится к «автономии», стремление к реализации самостоятельного поведения (то поведение, которое считает нужным, не учитывая окружающие факторы, стремятся отстаивать свою точку зрения любым способом). К личным вещам, как правило, относятся пренебрежительно (дадут новую). Уровень притязаний ниже, чем во второй группе, т.к. все решения принимаются за детей (многие бытовые вещи принимают как само собой разумеющееся – обед готов, вещи постираны).

Общий вывод подтвердил, что дети живущие в семьях на замечания реагируют, как правило, адекватно,  наблюдается ровное поведение, общаются со сверстниками непринужденно. Но  проявляют повышенный уровень школьной тревожности. Дети- сироты  не испытывают тревоги по поводу школьного обучения, но на замечания реагирует неадекватно, стремятся привлечь внимание к себе любыми способами. Имеют низкий уровень притязаний,  стремятся к конкуренции,   предпочитают общение с детьми воспитывающимися в семье, к личным вещам, как правило, относятся небрежно

      Тревожность играет важную роль в эмоционально- волевой регуляции поведения и в целом является существенным фактором, обуславливающим формирование адаптивного внимания личности. Проблема изучения феномена тревожности, причины  ее  возникновения в современной психолого-педагогической  литературе обсуждаются достаточно активно. В профилактике и преодолении тревожности у детей существенную роль играет обеспечение ребенка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения при условии единого целенаправленного взаимодействия педагогов и родителей, а при работе с детьми- сиротами вся ответственность ложиться на педагогический коллектив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование трудовой культуры у детей со слуховой депривацией.

Развитие трудовых навыков является основным при развитии неслышащего ребенка.В статье рассматривается значение общественно - полезного труда, навыков самообслуживания. Предлагаются виды работ с детьми...

Формирование позитивного образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проект содержит размышления по теме :"Формирование позитивного образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"...

«Особенности развития и воспитания детей-сирот дошкольного возраста с синдромом материнской депривации»

Проблема социального сиротства одна из острейших в России. С каждым годом увеличивается число детей, оставшихся  без попечения родителей. Катастрофически растет в следствие усиления алкоголизма, ...

Выступление из опыта работы «Интерактивная доска. Новые технологии - новые возможности обучения детей со слуховой депривацией»

Использование учителями интерактивных образовательных систем создает новые развивающие возможности, как для школьников адаптивных школ, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень обра...

«Актуальные вопросы образования детей с ОВЗ в условиях учреждения для детей-сирот»

В материале  описывается опыт создания специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспит...