Внеурочная деятельность
классный час (9 класс) по теме

Левдина Марина Анатольевна

Предварительный просмотр:

                   Классный час: «Дружбой дорожить умейте»

        Цель: познакомить детей с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга, научить разделять радости и печали друзей.

Приветствие. Все берутся за руки и здороваются друг с другом, называя соседей по имени.

       Педагог. Сегодня мы с вами поговорим о дружбе. Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность. «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг», - писал в 12 веке Шота Руставели. Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу. Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.

         Все за одного, а один за… (всех)

           Семеро одного… (не ждут)

           Один в поле…(не воин)

           Старый друг лучше…(новых двух)

           Без беды друга не…(узнаешь)

           Нет друга, так ищи, а нашел так…(береги)

           Сам пропадай, а друга…(выручай)

           С кем поведешься, от того и…(наберешься).

Сейчас я предлагаю закончить предложение, текст которого написан на доске:

            «Настоящий друг - это тот…»

            «Друзья всегда…»

        «Я могу дружить с такими людьми, которые…»

        «Со мной можно дружить потому, что…»

Друзья это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои секреты. Друг встанет к тебе лицом, даже если все от тебя отвернутся. Друг просто придет и скажет: «Не вешай нос». И улыбнется, и похлопает тебя по плечу. Ведь он все понимает, все видит, он верит в тебя. Это человек, от светлого сердца которого и день становится не таким хмурым, и прохожие – не такими равнодушными, и неудачи – не такими большими и неисправимыми, и ты сам  не таким потерянным и скучным. Друг – кто хочет, чтоб ты был лучше его.

        Друг – это тот, кто делает тебя лучше, умнее, добрее, сильнее, лишь для того, чтобы ты делал добро не ему одному, а всем людям.

Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В. И Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый поставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми. Настоящий друг разделит радость и огорчение, проявит сочувствие в трудную минуту, утешит и поддержит, окажет помощь.

        Вот как об этом сказал великий В. Шекспир:

                Настоящий друг везде

                Верен в счастье и беде,

                Грусть твоя его тревожит,

                Ты не спишь – он спать не может,

                И во всем, без лишних слов

                Он помочь тебе готов.

       Ребята, как вы думаете, при каких условиях наш класс может быть дружным или может быть дружба отдельных ребят друг с другом? (идет обсуждение).

Ведущий подводит итог: «Конечно, если будет совместная деятельность, общие переживания, взаимность, внимательность и доброжелательность друг к другу».

- Часто ли в нашем классе мы видим улыбку расположения и доброе отношение друг к другу?

- Часто ли мы внимательны друг к другу? Пусть каждый вспомнит какой- то пример, когда в классе по отношению к нему проявили заботу и чуткое отношение, ведь это и есть внимательность. Таких примеров немного. Значит, в нашем классе не хватает существенного – заботливого и чуткого отношения к другому человеку. И мы с вами будем учиться этому.

        Дружба для вас много значит и вы должны по-настоящему дорожить ею. Но умеете ли вы понимать своего друга? Сейчас мы это проверим.

Игра называется «Сиамские близнецы» Эта игра проводится в парах. Тонким шарфом или платком стоящим рядом участникам связываются руки (правая и левая), но так, чтобы их кисти остались свободными. Детям выдают по фломастеру, их задача – нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Но сложность в том, что рисовать можно только рукой, которая привязана к партнеру. Тема рисунка остается свободной. Необходимо предупредить, что оценивается не только качество рисунка, но и ход работы.

        По окончании работы проанализировать: возникали ли конфликты или затруднения в выборе темы, если да, то какие, оба ли принимали одинаковое участие в работе, понравился ли их рисунок, что нужно для сотрудничества.

        Мы с вами выяснили, что такое дружба, как ладить со своим другом, нарисовали красивые рисунки. Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.

Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «Требуется друг». После прочтения вопросы: Встречались ли вы с такими «друзьями» в жизни? Почему у девочки возникли проблемы с друзьями?

        Иногда дружбу понимают как снисходительность. Но это не одно и то же. Настоящий друг обязательно скажет тебе, если ты совершаешь ошибку. Если он позволяет вам делать то, что заведомо может принести вред вам или другим людям и не пытается остановить вас, то он не настоящий друг.

        Мы не можем наших друзей заставить измениться, но мы должны стараться помогать, друг другу жить по совести.

Педагог обращает внимание детей на доску, где записаны слова знаменитых людей о дружбе: «Настоящая дружба правдива и отважна» (Шиллер)

«Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания» (Цицерон) Согласны вы с такими утверждениями?

        Сейчас я вам предлагаю обсудить непростые ситуации из жизни:

- если друг (подруга) предложит вам, человеку некурящему, закурить.

- друг прогуливает уроки и вам предлагает делать вместе с ним то же самое.

        Следующая игра называется «Помощь друга»

Я прошу каждого написать на листочке свою мечту. Затем собираю свернутые листочки и складываю в общую коробку и предлагаю детям по очереди вытащить один из листочков. Дети должны подумать, как настоящий друг может помочь чьей-то мечте исполниться, и написать об этом на обратной стороне листочка. Затем снова собираются листочки и зачитываются.

        Подводятся итоги классного часа. Что вам понравилось, что было самое главное?

Дети высказываются.

         



Предварительный просмотр:

Экологический вечер «Природа – наш друг, береги ее!»

Цель: воспитание  любви  к окружающему миру  бережного  отношения к нему,  что способствует формированию экологической грамотности детей, экологической культуры.

Задачи:

- формировать ответственность за все происходящее вокруг;

- способствовать развитию экологической этики, этики ответственности в отношениях с природой;

- воспитывать любовь к природе.

Оформление вечера: картины художников о природе, плакаты со словами в защиту природы.

На фоне музыки «Времена года» П. И. Чайковского ведущий читает:

«Как это страшно – умиранье рода,

Всех поголовно, всех до одного,

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего.

И поползет проказа запустенья

И пересохнут ниточки воды

И птицы вымрут

И падут растенья

И зверь не обойдет своей беды

И сколько тут корысти не ищи ты,

Какой ты отговоркой не владей,

Земля защиты требует защиты.

Она спасенья просит у людей!

Сегодня мы поговорим  с вами о вещах не слишком простых, но очень важных. Хотя человек и считает себя царем Природы, но он только маленькая, хотя и важная, ее частичка. Он зависит от того, светит солнце или нет, какова чистая вода для питья, сильно ли загрязняют атмосферу миллионы автомобилей.

        Зависит человек и от тех, рядом с кем он живет на земле – от зеленых растений, животных, птиц, рыб. Но как мы зависим от природы, так и она зависит от нас. Человек слишком долго не обращал внимания на то, уничтожая животных, вырубая леса, распахивая почву, он изменяет Природу. И не всегда в лучшую сторону.

Показ фильма «Проблемы экологии»

Ведущий. Даже сегодняшняя польза завтра может обернуться огромным вредом. Например, перегораживая реки плотинами, создавая огромные  водохранилища, мы меняем климат целых районов. На месте пашен, лесов, лугов появляются болота и солончаки, птицы погибают или навсегда покидают родные края.

        Всё это относится к предмету очень важной науки – экологии. А лучше понять эту науку и ее важность нам помогут писатели нашего края, которые пишут стихи о природе и передают нам ее боль, ее страдания, ее красоту. О чем плачет природа, на что просит обратить наше внимание? Об этом нам говорит ненецкий поэт Юрий Велла в своем стихотворении «Лесные боли» (зачитывается стихотворение)

        Ведущий. Конечно, человек не может не использовать Природу для своих нужд: он разрабатывает месторождения полезных ископаемых, потребляет огромное количество воды. Но использование Природы может быть разумным. Не все, что мы берем у природы можно восполнить. Например, для образования полезных ископаемых требуются миллионы лет. Но ведь можно пользоваться этими ископаемыми экономно, добывая из недр только ту их часть, которая действительно нужна человечеству. И не оставлять после себя груды отходов. Также и с водой, к сожалению,  ее количество на земле ограничено и чистой воды становится все меньше и меньше. И леса нужно рубить с умом. Настоящий лес вырастает за столетия, а иногда он никогда не вырастет на прежнем месте, сколько бы мы не старались засеять семенами оголившуюся землю. Уничтожая  леса, мы буквально рубим сук, на котором сидим: дышать-то завтра, чем будем? Брать у природы с умом, а отдавать с любовью и вниманием.

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На Планете мы останемся одни!»

Ведущая: Чудесное творение природы – лес! Немногое может сравниться с ним красотой.

«Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь!»

Лес наш русский лес. Мы с гордостью произносим эти слова. Исстари лес кормил, одевал и согревал человека, защищал от врагов. Но не всегда мы относимся к нему бережно. Иному человеку ничего не стоит просто так из озорства, одним взмахом топора срубить в лесу дерево, разрушить птичье гнездо.

«Все так изранено в лесу, как после дней войны,

Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.

От этой черствости людской болит душа моя.

Под искалеченным дубком не ветер стонет-я.

Вот муравейник подожжен кощунственной рукой.

Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах, как в дни большой беды.

Хмельного ухарства следы, беспечности следы…

Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной все листья слезы льют. (П. Бровка)

           Звучит песня группы «Любэ» «Не рубите мужики»

Ведущий: Есть среди экологических катастроф так называемые техногенные. Это аварии на построенных человеком заводах, нефтепроводах, гибель танкеров наполненных горючим. Чем же грозит природе разлив нефти? Одна из самых крупных аварий на нефтепроводах России произошла в 1994 году в республике Коми.

     Причиной трагедии стала изношенность труб. После аварии нефть вытекала в течении нескольких недель! В результате были покрыты толстой пленкой многие ручьи и реки, огромные площади полей и пастбищ.

        При попадании нефти на почву образуется безжизненный слой, в результате этого погибают растения. На восстановление травяного покрова уйдет не меньше 15-30 лет. Многие мелкие животные гибнут в «нефтяных ловушках», окруженные со всех сторон ядовитой жидкостью. От нефти слипается оперение водоплавающих птиц и они погибают от переохлаждения. Птицы могут отравиться парами нефти.

        Ведущий: Когда человек серьезно болен, как говорят врачи, у него бывает кризис – тот момент, когда решается, будет он жить или нет. А экологический кризис возникает в Природе в результате в результате нарушения экологического равновесия, под воздействием различных стихийных бедствий – наводнений, извержений вулканов, лесных пожаров, землетрясений. Или в результате неразумных действий человека – загрязнение атмосферы, воды, почвы, строительство на реках плотин, осушение болот, вырубка лесов. Сегодня экологический кризис настойчиво и тревожно дает о себе знать: все меньше на земле чистых рек и озер, солнечные пляжи превращаются в «кладбища» погибших водорослей, исчезают джунгли и вековые леса, гибнут тысячи птиц и животных, а самые близкие наши «друзья» - автомобили отравляют нас, выбрасывая в воздух огромное количество ядов.

        Ведущий: В результате деятельности человека меняется климат на Земле. Через «озоновые дыры»  проникают космические лучи. Способные уничтожить все живое и даже после теплого «грибного» дождика листва на деревьях порою желтеет, как осенью.

        Сегодняшний экологический кризис может привести (если мы не одумаемся) к экологической катастрофе. Сейчас человечество, как былинный богатырь на распутье у придорожного камня, на котором написано: «Направо пойдешь – совсем пропадешь. Налево пойдешь… Куда повернет человечество от этого предупреждающего знака: к дружбе с окружающим нас миром или к заранее проигранной войне с ним – решать и нам с вами.

        Ведущий: На фоне музыки ведущий  читает стихи «Мечта»

«Я хочу оказаться там,

Где с гор сбегает река.

Я хочу оказаться там,

Где хрустальна, чиста вода

Хоть немного хочу попить

Там, где небо, так близко к нам.

Взором я хочу пробежать

По холодным, сверкающим льдам.

Все же есть на нашей планете эти чудные места,

Где рождаются в счастье дети,

Где природа проста и чиста»

Да, есть на нашей планете места, где не ступала нога человека, где природа не тронута жестокой рукой человека и в наших силах и возможностях сохранить ее.

Прежде чем что-нибудь сделать в природе, очень хорошо подумайте, а стоит ли?

«И теперь я наказ хочу людям дать:

Все живое – живущим навек отдать,

Все, что в водах,

Пусть плавает вечно,

Звери, птицы пусть носятся бесконечно

На земле не тревожьте их, люди,

Сохраните Природу навечно.

Да живет и хранится Природа!

Не дарите внукам печали,

Подарите потомкам Землю,

Непорочную, как вначале!»

Ведущий: Ребята, что нового и полезного вы узнали сегодня? Каждый высказывается.



Предварительный просмотр:

Классный час «Ценности нашей жизни»

Задачи: помочь осознать ученикам свои ценности и возможности выбора ценностей; показать учащимся, что люди обладают различными ценностями и поэтому выбирают разные пути.

Упражнение «Торги»

Участвуют две пары: один – владелец, другой – покупатель. Задача одного купить, а другого- продать, в зависимости от того, состоятся ли торги.

    Владелец может продавать, например картину, доставшуюся ему в наследство; старую умирающую кошку и т. д. Ключевая фраза покупателя: «Продай мне эту вещь, я дам тебе за нее хорошую цену…» Ведущий по ситуации констатирует, состоялись торги или нет.

   Ценность и цена – понятия разные. Все в нашем мире имеет свою цену. У каждого человека свои ценности. Как вы думаете, что такое ценности.

Ценность – это то, что дорого и важно для человека.

                          Упражнение 1

Заранее готовится список незаконченных предложений.

Зачитывается начало и конец предложения нужно закончить его письменно или устно. Ученики свои варианты ответов могут читать с листа или говорить сразу.

     Можно попросить объяснить свои ответы, где это возможно по желанию, при  этом учитывается, если учащиеся не хотят, то могут не говорить свои ответы.

       Закончите следующие предложения:

  1. Когда я поступлю в колледж, я…
  2. Если я выиграю в лотерею 10 млн. рублей, я…
  3. Если бы я мог загадать три желания, я бы загадал…
  4. Когда я окончу школу, я…
  5. Лучшим временем в моей жизни было время, когда я…
  6. Я люблю своего друга, потому что…
  7. Иногда я спорю со своими родителями, потому что…
  8. Если бы я мог изменить одну вещь в мире, я бы…
  9. Иногда мне хочется…

                        Упражнение 2

Готовится список вопросов. Например:

- Кто из вас был за границей (фактический)

- Кто из вас помогал другу в беде (чувственный)

- Кто из вас считает, что реклама сигарет полезна  (моральные нормы и ценности)

- Кому из вас нравится проводить время в одиночестве

- Кто считает, что заниматься спортом важно

Педагог опрашивает детей  по этим вопросам.

Учащиеся должны высказать свое мнение следующими действиями: согласие – руку поднять вверх и потрясти, несогласие – опустить руки на колени.

    Педагог просит учащихся обсудить следующие вопросы:

- Меняем ли мы когда-нибудь свое мнение?

- Если да, то почему?

                           Упражнение 3

   Детям раздаются чистые листы бумаги. Зачитывается поэтапно следующая ситуация, оставляя время для письменных ответов.

    Ваш дом горит. Все ваши родители и любимцы спасены. У вас есть 5минут, чтобы собрать пять своих самых любимых вещей. Перечислите их…

    Пожар гораздо сильнее, чем вы могли предположить. У вас есть время только на четыре вещи; запишите на листе только четыре пункта.

    Быстро! Надо уходить! Возьмите только две вещи!

Педагог обсуждает совсем классом ответы учеников:

- назовите одну из спасенных вещей;

- почему вы взяли именно эту вещь, а не другую?

                             Упражнение 4

Ученикам объясняется, что людям часто приходится делать выбор. И то, что они выбирают зависит от множества вещей.

     Педагог просит проранжировать список альтернатив. После заполнения листа, ученики обсуждают свой порядок выбора альтернатив.

Затем происходит общее обсуждение с классом, что помогает людям делать выбор?

Ситуация. Ты идешь по дорожке и находишь кошелек с 10 млн. рублей

       Из списка альтернатив выбери то, что бы ты сделал скорее всего, и отметь цифрой 1, затем цифрой 2 отметь, что бы ты  сделал с меньшей вероятностью и т. д.

    - Куплю что-нибудь, в чем нуждаются бедные дети.

    - Потрачу на вещи, которые мне нужны.

    - Кое-что потрачу, а остальное оставлю на потом.  

    - Поделюсь с друзьями.

    - Отдам родителям.

                    Упражнение «6 ценностей»

    Педагог просит на 6-ти листочках написать 6 ценностей. Затем говорит: «Мы живем в сложном мире, мире, где часто происходят катаклизмы, стихийные бедствия, войны… Представьте себе, что что-либо подобное произошло и с вами, и у вас из жизни ушла одна ценность. Уберите один листок с названием ушедшей ценности, той, то которой не жалко отказаться» Так повторяется 5 раз.

     Затем детям предлагает озвучить ту ценность, которая осталась, и те, которые ушли.

    Педагог говорит: «Сегодня у вас есть уникальная возможность вернуть одну ценность. Разверните смятую бумажку и верните одну ценность. Так по одной возвращаются все ценности.

     Затем предлагает сравнить, как были проранжированы ценности в начале и в конце упражнения.

      У каждого человека свои ценности, ему очень часто в жизни приходится делать свой выбор между ценой и ценностью.

    Подводятся итоги. Что нового узнали на занятии, что для вас самое важное?

   

 

 

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования ХМАО-Югры колледж- интернат «Центр искусств для одаренных детей Севера»

Классный час «Ценности нашей жизни»

                                                                                      Подготовила и провела

                                                                                       Левдина М.А.

                                Ханты – Мансииск 2013.

Диагностика культуры общения

Предлагается 10 высказываний.

Необходимо отметить для себя, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас), и проставить баллы:

- если вы согласны полностью с высказыванием – 4 балла;

- если вы больше согласны, чем не согласны – 3 балла;

- если вы немного согласны – 2 балла;

- если вы совсем не согласны – 1 балл.

Высказывания:

  1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
  2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
  3. Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.
  4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
  5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
  6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
  7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
  8. Мне приятно делать людям радость.
  9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
  10.  Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов

Номера 3, 4, 6, 7 обрабатываются следующим образом: ответ в 4 балла – 1, в 3 балла – 2, в 2 балла – 3, в 1 балл – 4. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов.

От 34 до 40 единиц – высокий уровень культуры общения.

От 24 до 33 единиц – средний уровень культуры общения.

От 1 до 23 единиц – культура общения находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц – низкий уровень культуры общения.



Предварительный просмотр:

Классный час «Вредным привычкам скажем – нет!»

Цель: расширить представление детей о вредном воздействии алкоголя; формировать негативное отношение к алкогольным напиткам, алкоголизму; побуждать детей к активному сопротивлению вредным привычкам, к самопознанию, саморазвитию; развивать коммуникативные навыки и умения.

Подготовительная работа: распределить роли: врачи (3 ученика),провокатор(1). Обеспечить их текстами.

Оформление: написать на доске тему, эпиграфы, цифры.

«Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятые: голод, чума и войны». У. Гладстон.

План классного часа

-Вступительное слово.

-Информационный блок «Алкогольный яд».

-Творческое задание по теме «Дорогие алкоголики».

-Дебаты по теме «Муравьиный урок».

-Упражнение «Умей сказать «нет».

-Заключительное слово, подведение итогов.

Ход классного часа

Тема сегодняшнего классного часа – алкоголизм. Алкогольные напитки сейчас льются рекой, пьют их даже дети. От пьянства в стране ежегодно гибнет 40 тысяч граждан России – это в 3 раза больше потерь за всю афганскую войну.

        Знаете ли вы об этих цифрах? Считаете ли вы, что эти цифры имеют к вам отношение? Считаете ли вы, что нужно проводить борьбу с алкоголизмом? Совместим ли алкоголь со здоровым образом жизни? (Совместим при культурном употреблении, при соблюдении чувства меры.)

Информационный блок «Алкогольная яд»

Что же такое алкоголь и в чем его коварные свойства? Точку зрения медицины изложат (имена, фамилии)

Врач 1. В справочнике по токсическим веществам (токсическим – значит ядовитым) говорится. Что алкоголь – это винный спирт. По действию на организм он относится к наркотикам. И обладает всеми признаками наркотика: оказывает болеутоляющее, снотворное и наркотическое действие, вызывает при малых дозах возбуждение, а при частом употреблении – привыкание и потребность в нем. Винный спирт – яд. Который поражает все органы, но особо пагубное влияние он оказывает на сердце, печень, центральную нервную систему. А еще алкоголь поражает мозг, лишает человека ума. Недаром еще Пифагор говорил, что «пьянство есть упражнение в безумстве».

В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения признала: «Алкоголь – наркотический яд». Но в России алкоголь пока не признан наркотиком, и этот яд круглосуточно и свободно продается даже в гастрономических магазинах, в киосках и ларьках. К алкогольным изделиям относятся: пиво, вино, водка, спирт, самогон, чача, брага и другие напитки, имеющие крепость от 1,5 и более градусов в своем составе.

Врач 2. Чем больше алкоголя поступит в организм, тем больше отравляется мозг. В зависимости от уровня отравления мозга различают 6 степеней опьянения

1 степень – слабое опьянение. Признаки его – дурашливость, подвижность, болтливость, развязность, бахвальство, шумливость, самонадеянность.

2 степень – буйность. Для нее характерны повышенная раздражительность, вспыльчивость, озлобленность, склонность к скандалам и дракам.

3 степень – параличность – нарушается координация движений, иногда пьяный не может самостоятельно передвигаться.

4 степень – безумность, безумно пьяный не соображает, что делает и говорит, способность думать нарушена, в крайнем случае полностью утрачивается.

5 степень – усыпленность = алкогольный сон. Пьяный не утрачивает чувствительность, поэтому его можно тем или иным способом разбудить и даже заставить встать на ноги.

6 степень – наркозность – алкогольный наркоз. Пьяный полностью утрачивает чувствительность и защитные рефлексы, поэтому может утонуть в ванне и в луже, замерзнуть на улице, сгореть в огне, вызванном выпавшей изо рта сигаретой.

Врач 3. Как происходит привыкание к алкоголю? Алкоголизм – тяжелая хроническая болезнь. Она развивается, если человек долго и регулярно принимал алкогольные напитки. Признаки алкоголизма: неудержимое влечение к спиртному, изменение степени его переносимости и деградация личности. Привыкание к яду происходит постепенно. Первая проба, как правило, сопровождается защитной реакцией: рвота, тошнота – так организм борется с отравой. Постепенно увеличивается доза, организм  привыкает, появляется влечение к алкоголю. Различают три стадии алкоголизма. На последней, третьей стадии, происходит распад личности, человек полностью теряет контроль над собой, пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон, у него могут возникнуть белая горячка, другие алкогольные психозы. Особенно быстро алкоголизм развивается у женщин. В народе говорят: «Муж пьет – полдома горит, жена пьет – весь дом горит». Женщина – алкоголик теряет все женские черты, в ней погибает даже материнский инстинкт – она перестает заботиться о своих детях. Дети и подростки в 3-4 раза быстрее привыкают к алкоголю. Их организм еще слаб, и они быстрее пьянеют от меньшего количества алкоголя.

Творческие задания по теме «Дорогие» алкоголики

Кл. рук. Крупнейшие умы мира отмечали, что беды, причиняемые потреблением алкоголя, превышают те беды, что несут человечеству чума, голод и война вместе взятые. Алкоголь очень дорого обходится обществу. Чем он опасен? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Представьте себе, что вам нужно убедить разные слои населения отказаться от алкоголя, показать, как дорого за него приходится платить.

Первая группа покажет, чем опасен алкоголь на транспорте.

Вторая группа покажет опасность алкоголя на производстве.

Третья группа раскроет опасность алкоголя для семьи, детей.

Четвертая группа покажет связь алкоголя с преступностью.

Подберите примеры и сделайте вывод, почему опасно употребление алкоголя именно в этой области? Подготовка в течение 5-7 минут.

Примерные ответы детей:

1 группа

- Пьяный водитель или пешеход могут стать причиной аварии на дороге.

- Пьяный пассажир может получить травму может травмировать других (например, в метро упасть с эскалатора).

- Пьяные водители теряют контроль над собой, устраивают гонки на дорогах.

- Пьяный водитель может уснуть за рулем, и машина станет неуправляемой.

- На дороге обстановка меняется очень быстро. Нужно обладать хорошей реакцией, трезво оценивать ситуацию. У пьяного человека реакция заторможена, он невольно может стать виновником несчастья. Потом придется ремонтировать машины, оплачивать лечение пострадавшим. Алкоголизм дорого обходится на транспорте.

2 группа:

- Пьяный строитель может упасть с верхнего этажа, может плохо выполнить работу, что приведет к разрушению здания, к аварии.

- Пьяный рабочий, который делает самолеты, корабли, машины, сделает что-то не так, от этого пострадают люди.

 - Пьяный на заводе может получить травму, может повредить станки, оборудование, это влетит заводу в копеечку.

-А если пьяница окажется работником атомной станции – даже страшно представить, что может произойти!

- Современное производство насыщено сложной техникой, пьющий человек может заснуть на рабочем месте, может потерять сознание, по его вине пропадет труд многих людей. Алкоголизм на производстве – это большие затраты.

3 группа:

- Алкоголики в семье – это настоящее бедствие. Они не занимаются воспитанием своих детей, подают им плохой пример. Алкоголиков часто лишают родительских прав, а детей отдают в детские дома.

- Не повезло тем, у кого соседи алкоголики. Это постоянные пьянки, скандалы, ссоры. Люди из-за них не могут отдохнуть, даже в своем собственном доме не чувствуют себя в безопасности.

- Иногда дети алкоголиков идут по стопам родителей, попадают за решетку, или сами становятся алкоголиками.

- Алкоголики могут устроить пожар в доме, взрыв газа или другую аварию

-Жить в одном доме с алкоголиком – несладко. Семье приходится постоянно терпеть лишения, отказывать себе в самом необходимом ради дорогой слабости своего близкого.

4 группа:

- Алкоголики с легкостью идут на воровство, грабеж.

- В пьяном угаре люди затевают жестокие драки, во время которых не контролируют агрессию. Такие драки часто заканчиваются убийствами.

- По пьянке люди делают много глупостей, просто так, чтобы развлечься, потом эти глупости квалифицируются как преступление.

- Многие преступники не знают законов и думают, что алкоголь будет для них оправданием, но это не так: алкогольное опьянение усугубляет вину.

- Алкоголь пробуждает в человеке чувство эйфории, ложной уверенности в себе, желания рисковать. Это толкает людей на преступления, за которые приходится платить: деньгами, свободой, кому-то – собственной жизнью.

Дебаты по теме «Муравьиный урок»

Кл. рук. Очень хорошей иллюстрацией убийственного действия алкоголя может служить пример из мира животных. Он взят из книги знаменитого зоолога Г. Шовена «От пчелы до гориллы». Оказывается, муравьи тоже могут стать алкоголиками, если в их муравейнике поселятся жучки-ломехузы. Муравьи их кормят и даже позволяют поедать собственный расплод. И все почему? Личинки этих жуков выделяют жидкость, которая для муравьев является наркотиком. Муравьи жадно слизывают эту жидкость, постепенно привыкая к яду. Через некоторое время они уже перестают выполнять свои трудовые обязанности и даже теряют способность передвигаться, а из их личинок выходят муравьи – уроды. Вскоре гнездо вырождается и исчезает, а жучки-ломехузы отправляются искать себе новую кормушку. Можно ли считать эту историю иллюстрацией к проблемам нашего общества? Прошу отвечать «да» или «нет». Постарайтесь выдвинуть аргументы в защиту своей позиции.

Примерные аргументы группы «Да»:

-Да, только в качестве жучков выступают алкогольные напитки или те, кто их производит. Да, алкоголики тоже перестают заботиться о своем потомстве. Да, у алкоголиков тоже рождаются неполноценные дети, которые не могут работать на благо общества.

Примерные контраргументы группы «Нет»

-  Но человек может не обращать на них внимания, у него для этого есть разум. Алкоголик может излечиться, в нем может проснуться совесть. Но могут родиться и совершенно нормальные дети, они могут попасть в детдом, а потом еще и о своих непутевых родителях позаботиться!

Примерные аргументы группы «Нет»:

- Нет, человек более сложное существо, он может сознательно прекратить употребление алкоголя. Люди столетиями пьют, и общество не развалилось, как муравейник. Нет, человек может регулировать потребление алкоголя, соблюдать меру.

Примерные контраргументы группы «Да»

-Это случается очень редко. Но оно движется к этому, просто по муравьиному времени развал произошел быстрее. Соблюдение меры только немножко отдалит развязку, все равно происходит отравление алкоголем.

Примерные аргументы группы «Да»

- Пример с муравейником показателен для человеческого общества, но действительно, у человека есть разум, и он может вовремя остановиться.

Примерные контраргументы группы «Нет»

-У человека действительно силен разум, но не всегда он им руководствуется. Поэтому пример из жизни животных нужно принимать во внимание.

Упражнение «Умей сказать «нет»

Большинство людей начали употреблять алкогольные напитки под влиянием других. Им не хотелось пробовать, и ощущения были малоприятные, но все-таки они поддавались на уговоры и принимали алкоголь. Почему же они себя так вели? Да потому, что боялись показаться слабыми, отсталыми, несовременными, боялись, что их будут считать дураками. На этой слабости и играют те, кто предлагает зелье. Значит, нужно показать им, что ты не боишься, что ты умнее и сильнее их. Нужно просто сказать: «Да, я боюсь за свое здоровье, да, я маменькин сынок,  да, я еще маленький, да, я дурак». Или же повторять одну и ту же фразу: «Спасибо, нет» И это выбьет из рук манипуляторов их оружие. Они поймут, что вас не запугать, и вы действительно самостоятельный, сильный человек. Сейчас мы потренируемся в умении говорить «нет». Роль провокатора будет играть (Имя, фамилия) и предлагать вам выпивку. Кто хочет испытать себя и отказать провокатору? (Дети по желанию выходят к доске).

Помните, что нужно говорить? Покажите, что вы не боитесь.

(Провокатор со стаканом подходит к детям, предлагает выпить, дети отвечают отказом.)

Фразы для провокации:

-Ну что, слабо? Боишься выпить?

-Пей! Или ты у нас маменькин сынок?

-Выпей! Ты уже не маленький!

-Не будешь пить? Значит, ты просто тормоз!

Кл. рук. Но самый лучший способ избегать таких провокаций – не ходить туда, где предлагают выпить.

«Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием  хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей» Так писал об алкоголе американский писатель Джек Лондон. У людей всегда имеются проблемы, но алкоголь и другие наркотики их не разрешают, а скорее порождают новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди! Я от всей души желаю вам научиться самим решать свои проблемы и не искать легких путей.

Подведение итогов: Что нового вы узнали сегодня? Изменилось ли ваше отношение к алкоголю? Сможете ли вы устоять, когда будут предлагать выпивку?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...