Социальный проект «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в классе казачьей направленности» (2010-2015 учебные годы)
проект ( класс) на тему

Семашова Наталья Евгеньевна

    Важность задачи воспитательного потенциала, толерантного отношения к представителям других национальностей, изучению истории Отечества, культуры, традиций и обычаев других народов, населяющих Россию.

    Обеспечение духовно- нравственного  развития и  воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Краснодарский край

      муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

      средняя общеобразовательная школа №49 Станицы Смоленской

                                          МО Северский район    

                                                                    Утвержден

 решением педагогического совета

 Протокол № 1 от  «30.08.2010г.»

 Председатель педсовета                                                  

   ____________    Котова Н.В.

                                                                                     

Социальный  проект

«Духовно-нравственное воспитание обучающихся

в классе казачьей направленности»

                                      (2010-2015 учебные годы)

                         

                           

Автор проекта:

Учитель русского языка и литературы

Семашова Н.Е.

.

2010 г    

  Паспорт проекта.

                             

Тема проекта.

« Духовно-нравственное воспитание обучающихся в классе казачьей направленности»

Актуальность проекта.

    Важность задачи воспитательного потенциала, толерантного отношения к представителям других национальностей, изучению истории Отечества, культуры, традиций и обычаев других народов, населяющих Россию.

    Обеспечение духовно- нравственного  развития и  воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.  

    Введение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», основными задачами реализации содержания которой является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию учащихся, формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

    Важность патриотического воспитания. «Военно-патриотические игры востребованы, и сегодня они вырабатывают командный дух, и сильный характер и формируют навыки поведения в самых сложных ситуациях ».

    Важность в патриотическом воспитании общеобразовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества.

   Формирование у школьников высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, ценностных отношений к окружающему миру.

Преемственность в вопросе духовно-нравственного воспитания.

 -Социальный опрос учащихся школы и их родителей по вопросам истории своего родного донского казачьего края, отношения к казачьим традициям.

     Положительное отношение, желание  не только изучать, но и участвовать в поиске новых открытий в культурно - историческом наследии родного края.

 -Результаты анкетирования по уровню воспитанности и знанию традиций донского казачьего края обучающимися школы.

  • низкий уровень воспитанности,
  • слабые знания традиций родного края (большинство учащихся (62% опрошенных) не знают истории станицы Смоленской,  происхождения названия),
  • большинство  мальчиков (67% опрошенных) не желают служить в армии.

     Перемены, происходившие за последнее время в нашей стране, повлияли на ослабление внимания к патриотическому, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

    Это вызывает беспокойство за будущее России. Судьба страны в полной мере зависит от развития общества, основу которого составит поколение молодых людей.

     Педагогическая целесообразность проекта заключается в использовании векового опыта и традиций российского казачества в воспитании молодёжи и подрастающего поколения.

Цель проекта:

  Создание условий для формирования у школьников патриотизма и любви к Родине, сохранение традиций Кубанского казачества, правовой и политической культуры, становление общественно-активной личности, пропаганды здорового образа жизни посредством возрождения культурных, духовных традиций казачества.

        Задачи проекта:

-приобщение детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой, родной российской и казачьей культуры;

-изучение истории казачества;

-приобретение навыков в постановке жизненных целей и их достижения.

         Принципы:

1. Уважения личности ребенка, учителя, родителя.

2. Ориентации всего процесса на потребности ребенка, семьи, общества.

3. Ориентации в выборе содержания, форм и методов воспитания

на традициях школы.

4. Личностного подхода в воспитании.

Гражданское воспитание:

    *      воспитание уважения к закону;

    *      развитие гражданской и социальной ответственности;

    *      воспитание патриотизма на материалах кубановедения, истории и традициях школы,  жизни знаменитых земляков, выпускников школы.

Спортивно-оздоровительное:

    *      развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом;

    *      воспитание потребности в здоровом образе жизни;

    *      воспитание бережного отношения к окружающей природе,       экологическое  воспитание;

    *     развитие навыков гигиены и соблюдение режима дня.

Данный проект предусматривает новое содержание духовно-нравственного

воспитания:

    *  формирование общечеловеческих норм гуманистической морали;

    *  развитие культуры общения;

    *  развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке;    

    *  чувства собственного достоинства;

    *  сознание личностной причастности к миру.

   Эстетическое воспитание:

  • развитие чувственных мироощущений, потребности в прекрасном;
  • развитие способности к художественному мышлению;
  • развитие индивидуальных задатков и способностей;
  • приобщение к мировой цивилизации.

  Связь семьи и школы:

Школа является  ведущей и направляющей организацией по отношению к семье. Она определяет и направляет воспитательную политику. Семья должна выступать как партнер. Обеспечить это можно, если приобщить родителей к педагогическому процессу, знакомить с результатами воспитательного процесса.

Участники проектной деятельности.

  • Администрация МБОУ СОШ № 49; Заместитель директора по ВР
  • Классный руководитель
  • Педагоги дополнительного образования;
  •  Учащиеся 5-9 класса;
  • Родители учащихся;
  • Казаки  ст. Смоленской.
  • Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери станицы Смоленской отец Александр.

Проектируемые результаты и предполагаемые эффекты проблемы.

    Данный проект предполагает  сформировать личность ученика, не только знающего историю Краснодарского края, православные, культурные и духовные традиции казачества, но и любящего свой край, школу, своих близких, бережно относящегося к природе.

В ходе реализации данного проекта каждый ребенок должен раскрыть свои индивидуальные способности, овладеть общечеловеческими ценностями, проявить свои лучшие черты и качества.

Проектируемые результаты

Название кружков

Знают традиции и историю Кубанского казачества. Вовлечены в социальный проект по благоустройству.

  1. «Кубановедение»,
  2. «История казачества»

2 часа

Почитают православные традиции.

  1. «Основы православной культуры»

1 час

Знают казачий песенный и танцевальный фольклор.

  1. «Лазорики» народный песенный и танцевальный фольклор.

2 часа

Знают правила организации казачьих игр на открытом воздухе и в помещении;

Знают принципы честной игры;

Знают навыки воинского искусства казаков;

Умеют ловить, передавать, бросать и ударять  мяч;

Умеют организовывать игры;

  1.  «Казачьи игры»  забавы, навыки воинского искусства казаков.

2 часа

Знают творчество кубанских писателей и поэтов

  1. Уроки литературы

1 час

         Уровень предполагаемых изменений в практике.

Обучающиеся знают культуру и традиции казачьего края:

-знают основы православной культуры;

- с любовью и заботой относятся к  семейным традициям, дому, школе, товарищам;

-сформировано устойчивое мировоззрение на основе гуманистической идеологии;

-сформировано толерантное отношение к истории и традициям других народов;

-знакомы с навыками воинского искусства казаков, желают служить в армии;

-обучены старинным подвижным играм казачат.

Характеристика содержания проекта.

Ресурсное обеспечение проекта.

- Материально- техническое  и учебно-методическое обеспечение учебного заведения:

 кабинеты средних классов, Смоленский ДК, актовый зал, спортзал, библиотека, мастерская;

интерактивная доска, проектор, компьютер, магнитофон, пианино, баян, печатные наглядные пособия;

учебная и методическая литература.

- Кадры.

Учитель, педагоги дополнительного образования, воспитатель ГПД.

Проведение праздников, экскурсий; приобретение единой казачьей и спортивной формы финансируется за счет спонсорских средств родителей и казаков.

План основных действий по решению проблемы

5-6 класс, 7-8 класс, 9 класс

№ п\п

МЕРОПРИЯТИЯ

Дата проведения

Ответственные

2010-2012 учебный год

1.

Казачьему роду нет переводу.  

Кто такие казаки?

сентябрь

Семашова Н.Е.

2.

Права и обязанности Казачат (казачьи заповеди)

сентябрь

Представители Смоленского казачьего общества

3

Участие в районном смотре – конкурсе парада казачьих отрядов «Быть достойными наших предков»

октябрь

Семашова Н.Е.

Верченко М.А.

Заместитель директора по ВР

4

Настоящее и прошлое улиц станицы Смоленской.

ноябрь

Семашова Н.Е.

5

Встреча с представителями местного Казачества

ноябрь

Представители Смоленского казачьего общества

6

Семейные традиции и обряды.    

декабрь

Семашова Н.Е.

7

Традиции казачества (этикет).    

декабрь

Семашова Н.Е.

8

«Казачьи старты» - спортивное соревнование.

январь

Верченко М.А.

9

Встреча со священнослужителем. «Добрые поступки».    

февраль

Семашова Н.Е.

Отец Александр

10

Урок мужества, посвященный освобождению станицы Смоленской от немецко-фашистских захватчиков.

февраль

Семашова Н.Е.

Педагог дополнительного образования

11

Подбор материала  «Певцы земли Кубанской» Об исполнителях казачьей песни.  

март

Семашова Н.Е.

12

Кто родителей почитает, тот век не погибает.    

март

Семашова Н.Е.

Отец Александр

13

Викторина по истории Кубанского казачьего войска «Мы с тобой казаки»

апрель

Семашова Н.Е.

14

Стихи и песни о Родине.    

апрель

Семашова Н.Е.

15

Участие в марше – параде в ст.Северской

Семашова Н.Е.

16

Шествие к памятнику Воина-освободителя ст.Смоленской

Семашова Н.Е.

2012-2014 учебный год

1

Участие в творческих конкурсах патриотической направленности

Сентябрь - май

Семашова Н.Е.

Родители

2

Мы Казачата…    

сентябрь

Представители Смоленского казачьего общества

3

«Казачий курень» экскурсия в музей  

сентябрь

Семашова Н.Е.

4

Взаимопомощь и выручка –

рассказы бывалых людей.    

Встреча с представителями казачества.

октябрь

Представители Смоленского казачьего общества

5

Участие в районном фестивале по возрождению казачьих традиций на Кубани среди учащихся казачьих классов  

октябрь

Семашова Н.Е.

Педагог дополнительного образования

6

Экскурсия в храм

октябрь

Семашова Н.Е.

Отец Александр

7

Чему научишься в детстве, то знаешь и в старости.  

ноябрь

Семашова Н.Е.

8

Народная русская и кубанская кухня в нашей семье-кулинарный конкурс

ноябрь

Семашова Н.Е.

Родители

9

Заповеди казаков.

декабрь

Семашова Н.Е.

10

Стихи и песни о Кубани.

январь

Семашова Н.Е.

11

На Кубани живет богатырский народ. Игры, забавы.  

январь

Семашова Н.Е.

Верченко М.А.

12

«Дедушкина наука» (ко Дню защитников Отечества).    

февраль

Семашова Н.Е.

Представители Смоленского казачьего общества

13

Экскурсия в школьный музей имени Павлика Пищенко

февраль

Семашова Н.Е.

14

Участие в районном смотре классов казачьей направленности «Будут новые ряды славных казаков»

февраль

Семашова Н.Е.

Верченко М.А.

Заместитель директора по ВР

15

Встреча с казачатами из ст.Северской

март

Семашова Н.Е.

16

Классный час

 « Традиции кубанского казачества»                                    

март

Семашова Н.Е.

17

«Запевай, казаки!» - фестиваль казачьей песни.

апрель

Семашова Н.Е. Педагог дополнительного образования

18

Экскурсия к памятнику  Екатерине II г.Краснодар

апрель

Семашова Н.Е.

Родители

19

Урок мужества, посвященный 70-й годовщине Победы в ВОВ.

май

Семашова Н.Е.

20

Шествие к памятнику Воина-освободителя ст.Смоленской

май

Заместитель директора по ВР

2014-2015 учебный год

1

Классный час: «Год культуры – история Кубани в лицах»

Сентябрь

Семашова Н.Е.

2

Классный час «История и традиции родной станицы»

сентябрь

Представители Смоленского казачьего общества

3

Посещение культурно-исторических достопримечательностей Краснодарского края и России

Сентябрь-май

Семашова Н.Е.

Родители

4

Участие в 8 спартакиаде «Олимпийские надежды Кубани»

Сентябрь-май

Заместитель директора по ВР

Верченко М.А.

5

Конкурс рисунков и плакатов: «Моя малая родина!»

октябрь

Семашова Н.Е.

6

Районный конкурс «Памятники Кубанскому казачеству»

октябрь

Семашова Н.Е.

7

Проведение конкурса рисунков и газет, посвященного Дню казачки-матери

ноябрь

Семашова Н.Е.

8

Викторина «Мы с тобою, казаки!»

декабрь

Семашова Н.Е. Представители Смоленского казачьего общества

9

Презентация  «Кубань - казачий край»

январь

Семашова Н.Е.

10

Конкурс «Пасха в кубанской семье».

февраль

Семашова Н.Е.

Отец Александр

11

Праздник «Родной отцовский дом – казачья хата»

март

Семашова Н.Е.

12

Диспут «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха»

Апрель  

Семашова Н.Е.

Родители

13

Урок мужества в честь 70-ой годовщины Победы в Вов и шествие к памятнику Воину-освободителю

май

Представители Смоленского казачьего общества

Занятия в кружках по направлениям:

Духовно-нравственное: кружок «Основы православной культуры».

Общекультурное: кружок «Лазорики», уроки литературы (региональный компонент)

Спортивно-оздоровительные: кружок «Казачьи игры».

Мониторинг проектной деятельности, общей результативности и эффективности проекта в системе управления его реализацией.

Мониторинг процесса достижения целей, промежуточных результатов и их рефлексия, результативности и эффективности реализации проекта.

 По итогам года. Ежегодно проходит под руководством заместителя директора по воспитательной работе и результаты заслушиваются на итоговом педсовете.

По итогам реализации всего проекта. После 4 лет под руководством директора и результат заслушивается на расширенном заседании Управляющего совета.

Основные параметры: степень обученности, уровень воспитанности обучающихся, мнение окружающих сторон.

Литература, использованная  при разработке проекта.

1.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

 2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. 3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4. Воспитательная программа МБОУ СОШ №49 ст Смоленской.Абрамова Т.Н. Преданье старины глубокой //Мир путешествий..1995. .

5.Агеева Р.А. Происхождение имён рек и озёр. М. 1979.

6.Истоия казачества России. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.

7.Бигдай А.Д.        Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т.1-2.

8.Бондарь В. Кубанское казачество .Кубанское казачество: история, этнография, фольклор.

9.Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы. Православие, традиционная культура, просвещение.Краснодар,2000

10.Бондарь Н.И.традиционная культура кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар,1999.

11.Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар,2001

12.Попова О.С. традиционная культура и православие(И.А. Ильин о духовном кризисе и его преодолении) // сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар,2007.

13.Щербина Ф.А. Итория Кубанского казачьего войска. Краснодар,2007. 14Сень Д.В. кубанское Игнатово Кавказское: исторические пути казаков-некрасовцев (1708-конец1920-х гг.) Краснодар,2002

15Бардадым В. Ратная доблесть кубанцев Краснодар,1993.

16Дневник кубанского казака. Петроград, 1917 год/ с предисл. и комммент. Н.А. Корсаковой и С.Р. Илюхина. Краснодар,2008.

17.Фролов Б.Е. Одежда черноморских казаков в конце XVIII-в началеXIX века. Новые материалы по этнографии кубанских казаков. Краснодар,1993.

18.Фролов Б.Е Оружие и снаряжение черноморских пластунов. Вопросы отечественной истории. Краснодар,1995.

19.Бардадым В.П. Кубанские портреты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно -нравственного воспитания в классах казачьей направленности

Программа представляет стркутурированный алгоритм организации духовно -нравственного воспитания учащихся классов казачьей направленности....

воспитательный план для класса казачьей направленности

Методическая тема:«Поиски эффективных методов патриотического воспитания в рамках движения «За Веру, Кубань и Отечество» 1. Цели воспитание патриота Кубани, знающего, бережно относящегося и...

Анализ работы в классах казачьей направленности

Данный  материал   обобщает  практический  работы  в  классах  казачьей  направленности...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Методические рекомендации предполагают системный подход в организации внеурочной деятельности учащихся старших классов казачьей направленности, что позволяет классному руководителю планировать и осуще...

Рабочая программа и КТП кружка по внеурочной деятельности 5-6 класс для классов казачьей направленности "Казаки - хранители православной веры" ФГОС

Требования к личностным результатам:формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех н...

Сценарий фестиваля классов казачьей направленности "Славим край казачий"

Фестиваль проходит в преддверии празднования Великой Победы и дня памяти Святого Георгия Победоносца....

Воспитание толерантности через создание классов казачьей направленности.

Цель воспитательной программы класса казачьей направленности: воспитание духовно богатой, физически развитой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности на основе из...