Социальный проект «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в классе казачьей направленности» (2010-2015 учебные годы)
проект ( класс) на тему
Важность задачи воспитательного потенциала, толерантного отношения к представителям других национальностей, изучению истории Отечества, культуры, традиций и обычаев других народов, населяющих Россию.
Обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt.docx | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №49 Станицы Смоленской
МО Северский район
Утвержден
решением педагогического совета
Протокол № 1 от «30.08.2010г.»
Председатель педсовета
____________ Котова Н.В.
Социальный проект
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся
в классе казачьей направленности»
(2010-2015 учебные годы)
Автор проекта:
Учитель русского языка и литературы
Семашова Н.Е.
.
2010 г
Паспорт проекта.
Тема проекта.
« Духовно-нравственное воспитание обучающихся в классе казачьей направленности»
Актуальность проекта.
Важность задачи воспитательного потенциала, толерантного отношения к представителям других национальностей, изучению истории Отечества, культуры, традиций и обычаев других народов, населяющих Россию.
Обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
Введение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», основными задачами реализации содержания которой является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию учащихся, формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Важность патриотического воспитания. «Военно-патриотические игры востребованы, и сегодня они вырабатывают командный дух, и сильный характер и формируют навыки поведения в самых сложных ситуациях ».
Важность в патриотическом воспитании общеобразовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества.
Формирование у школьников высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, ценностных отношений к окружающему миру.
Преемственность в вопросе духовно-нравственного воспитания.
-Социальный опрос учащихся школы и их родителей по вопросам истории своего родного донского казачьего края, отношения к казачьим традициям.
Положительное отношение, желание не только изучать, но и участвовать в поиске новых открытий в культурно - историческом наследии родного края.
-Результаты анкетирования по уровню воспитанности и знанию традиций донского казачьего края обучающимися школы.
- низкий уровень воспитанности,
- слабые знания традиций родного края (большинство учащихся (62% опрошенных) не знают истории станицы Смоленской, происхождения названия),
- большинство мальчиков (67% опрошенных) не желают служить в армии.
Перемены, происходившие за последнее время в нашей стране, повлияли на ослабление внимания к патриотическому, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Это вызывает беспокойство за будущее России. Судьба страны в полной мере зависит от развития общества, основу которого составит поколение молодых людей.
Педагогическая целесообразность проекта заключается в использовании векового опыта и традиций российского казачества в воспитании молодёжи и подрастающего поколения.
Цель проекта:
Создание условий для формирования у школьников патриотизма и любви к Родине, сохранение традиций Кубанского казачества, правовой и политической культуры, становление общественно-активной личности, пропаганды здорового образа жизни посредством возрождения культурных, духовных традиций казачества.
Задачи проекта:
-приобщение детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой, родной российской и казачьей культуры;
-изучение истории казачества;
-приобретение навыков в постановке жизненных целей и их достижения.
Принципы:
1. Уважения личности ребенка, учителя, родителя.
2. Ориентации всего процесса на потребности ребенка, семьи, общества.
3. Ориентации в выборе содержания, форм и методов воспитания
на традициях школы.
4. Личностного подхода в воспитании.
Гражданское воспитание:
* воспитание уважения к закону;
* развитие гражданской и социальной ответственности;
* воспитание патриотизма на материалах кубановедения, истории и традициях школы, жизни знаменитых земляков, выпускников школы.
Спортивно-оздоровительное:
* развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом;
* воспитание потребности в здоровом образе жизни;
* воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологическое воспитание;
* развитие навыков гигиены и соблюдение режима дня.
Данный проект предусматривает новое содержание духовно-нравственного
воспитания:
* формирование общечеловеческих норм гуманистической морали;
* развитие культуры общения;
* развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке;
* чувства собственного достоинства;
* сознание личностной причастности к миру.
Эстетическое воспитание:
- развитие чувственных мироощущений, потребности в прекрасном;
- развитие способности к художественному мышлению;
- развитие индивидуальных задатков и способностей;
- приобщение к мировой цивилизации.
Связь семьи и школы:
Школа является ведущей и направляющей организацией по отношению к семье. Она определяет и направляет воспитательную политику. Семья должна выступать как партнер. Обеспечить это можно, если приобщить родителей к педагогическому процессу, знакомить с результатами воспитательного процесса.
Участники проектной деятельности.
- Администрация МБОУ СОШ № 49; Заместитель директора по ВР
- Классный руководитель
- Педагоги дополнительного образования;
- Учащиеся 5-9 класса;
- Родители учащихся;
- Казаки ст. Смоленской.
- Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери станицы Смоленской отец Александр.
Проектируемые результаты и предполагаемые эффекты проблемы.
Данный проект предполагает сформировать личность ученика, не только знающего историю Краснодарского края, православные, культурные и духовные традиции казачества, но и любящего свой край, школу, своих близких, бережно относящегося к природе.
В ходе реализации данного проекта каждый ребенок должен раскрыть свои индивидуальные способности, овладеть общечеловеческими ценностями, проявить свои лучшие черты и качества.
Проектируемые результаты | Название кружков | |
Знают традиции и историю Кубанского казачества. Вовлечены в социальный проект по благоустройству. |
| 2 часа |
Почитают православные традиции. |
| 1 час |
Знают казачий песенный и танцевальный фольклор. |
| 2 часа |
Знают правила организации казачьих игр на открытом воздухе и в помещении; Знают принципы честной игры; Знают навыки воинского искусства казаков; Умеют ловить, передавать, бросать и ударять мяч; Умеют организовывать игры; |
| 2 часа |
Знают творчество кубанских писателей и поэтов |
| 1 час |
Уровень предполагаемых изменений в практике.
Обучающиеся знают культуру и традиции казачьего края:
-знают основы православной культуры;
- с любовью и заботой относятся к семейным традициям, дому, школе, товарищам;
-сформировано устойчивое мировоззрение на основе гуманистической идеологии;
-сформировано толерантное отношение к истории и традициям других народов;
-знакомы с навыками воинского искусства казаков, желают служить в армии;
-обучены старинным подвижным играм казачат.
Характеристика содержания проекта.
Ресурсное обеспечение проекта.
- Материально- техническое и учебно-методическое обеспечение учебного заведения:
кабинеты средних классов, Смоленский ДК, актовый зал, спортзал, библиотека, мастерская;
интерактивная доска, проектор, компьютер, магнитофон, пианино, баян, печатные наглядные пособия;
учебная и методическая литература.
- Кадры.
Учитель, педагоги дополнительного образования, воспитатель ГПД.
Проведение праздников, экскурсий; приобретение единой казачьей и спортивной формы финансируется за счет спонсорских средств родителей и казаков.
План основных действий по решению проблемы
5-6 класс, 7-8 класс, 9 класс
№ п\п | МЕРОПРИЯТИЯ | Дата проведения | Ответственные | |
2010-2012 учебный год | ||||
1. | Казачьему роду нет переводу. Кто такие казаки? | сентябрь | Семашова Н.Е. | |
2. | Права и обязанности Казачат (казачьи заповеди) | сентябрь | Представители Смоленского казачьего общества | |
3 | Участие в районном смотре – конкурсе парада казачьих отрядов «Быть достойными наших предков» | октябрь | Семашова Н.Е. Верченко М.А. Заместитель директора по ВР | |
4 | Настоящее и прошлое улиц станицы Смоленской. | ноябрь | Семашова Н.Е. | |
5 | Встреча с представителями местного Казачества | ноябрь | Представители Смоленского казачьего общества | |
6 | Семейные традиции и обряды. | декабрь | Семашова Н.Е. | |
7 | Традиции казачества (этикет). | декабрь | Семашова Н.Е. | |
8 | «Казачьи старты» - спортивное соревнование. | январь | Верченко М.А. | |
9 | Встреча со священнослужителем. «Добрые поступки». | февраль | Семашова Н.Е. Отец Александр | |
10 | Урок мужества, посвященный освобождению станицы Смоленской от немецко-фашистских захватчиков. | февраль | Семашова Н.Е. Педагог дополнительного образования | |
11 | Подбор материала «Певцы земли Кубанской» Об исполнителях казачьей песни. | март | Семашова Н.Е. | |
12 | Кто родителей почитает, тот век не погибает. | март | Семашова Н.Е. Отец Александр | |
13 | Викторина по истории Кубанского казачьего войска «Мы с тобой казаки» | апрель | Семашова Н.Е. | |
14 | Стихи и песни о Родине. | апрель | Семашова Н.Е. | |
15 | Участие в марше – параде в ст.Северской | Семашова Н.Е. | ||
16 | Шествие к памятнику Воина-освободителя ст.Смоленской | Семашова Н.Е. | ||
2012-2014 учебный год | ||||
1 | Участие в творческих конкурсах патриотической направленности | Сентябрь - май | Семашова Н.Е. Родители | |
2 | Мы Казачата… | сентябрь | Представители Смоленского казачьего общества | |
3 | «Казачий курень» экскурсия в музей | сентябрь | Семашова Н.Е. | |
4 | Взаимопомощь и выручка – рассказы бывалых людей. Встреча с представителями казачества. | октябрь | Представители Смоленского казачьего общества | |
5 | Участие в районном фестивале по возрождению казачьих традиций на Кубани среди учащихся казачьих классов | октябрь | Семашова Н.Е. Педагог дополнительного образования | |
6 | Экскурсия в храм | октябрь | Семашова Н.Е. Отец Александр | |
7 | Чему научишься в детстве, то знаешь и в старости. | ноябрь | Семашова Н.Е. | |
8 | Народная русская и кубанская кухня в нашей семье-кулинарный конкурс | ноябрь | Семашова Н.Е. Родители | |
9 | Заповеди казаков. | декабрь | Семашова Н.Е. | |
10 | Стихи и песни о Кубани. | январь | Семашова Н.Е. | |
11 | На Кубани живет богатырский народ. Игры, забавы. | январь | Семашова Н.Е. Верченко М.А. | |
12 | «Дедушкина наука» (ко Дню защитников Отечества). | февраль | Семашова Н.Е. Представители Смоленского казачьего общества | |
13 | Экскурсия в школьный музей имени Павлика Пищенко | февраль | Семашова Н.Е. | |
14 | Участие в районном смотре классов казачьей направленности «Будут новые ряды славных казаков» | февраль | Семашова Н.Е. Верченко М.А. Заместитель директора по ВР | |
15 | Встреча с казачатами из ст.Северской | март | Семашова Н.Е. | |
16 | Классный час « Традиции кубанского казачества» | март | Семашова Н.Е. | |
17 | «Запевай, казаки!» - фестиваль казачьей песни. | апрель | Семашова Н.Е. Педагог дополнительного образования | |
18 | Экскурсия к памятнику Екатерине II г.Краснодар | апрель | Семашова Н.Е. Родители | |
19 | Урок мужества, посвященный 70-й годовщине Победы в ВОВ. | май | Семашова Н.Е. | |
20 | Шествие к памятнику Воина-освободителя ст.Смоленской | май | Заместитель директора по ВР | |
2014-2015 учебный год | ||||
1 | Классный час: «Год культуры – история Кубани в лицах» | Сентябрь | Семашова Н.Е. | |
2 | Классный час «История и традиции родной станицы» | сентябрь | Представители Смоленского казачьего общества | |
3 | Посещение культурно-исторических достопримечательностей Краснодарского края и России | Сентябрь-май | Семашова Н.Е. Родители | |
4 | Участие в 8 спартакиаде «Олимпийские надежды Кубани» | Сентябрь-май | Заместитель директора по ВР Верченко М.А. | |
5 | Конкурс рисунков и плакатов: «Моя малая родина!» | октябрь | Семашова Н.Е. | |
6 | Районный конкурс «Памятники Кубанскому казачеству» | октябрь | Семашова Н.Е. | |
7 | Проведение конкурса рисунков и газет, посвященного Дню казачки-матери | ноябрь | Семашова Н.Е. | |
8 | Викторина «Мы с тобою, казаки!» | декабрь | Семашова Н.Е. Представители Смоленского казачьего общества | |
9 | Презентация «Кубань - казачий край» | январь | Семашова Н.Е. | |
10 | Конкурс «Пасха в кубанской семье». | февраль | Семашова Н.Е. Отец Александр | |
11 | Праздник «Родной отцовский дом – казачья хата» | март | Семашова Н.Е. | |
12 | Диспут «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» | Апрель | Семашова Н.Е. Родители | |
13 | Урок мужества в честь 70-ой годовщины Победы в Вов и шествие к памятнику Воину-освободителю | май | Представители Смоленского казачьего общества |
Занятия в кружках по направлениям:
Духовно-нравственное: кружок «Основы православной культуры».
Общекультурное: кружок «Лазорики», уроки литературы (региональный компонент)
Спортивно-оздоровительные: кружок «Казачьи игры».
Мониторинг проектной деятельности, общей результативности и эффективности проекта в системе управления его реализацией.
Мониторинг процесса достижения целей, промежуточных результатов и их рефлексия, результативности и эффективности реализации проекта.
По итогам года. Ежегодно проходит под руководством заместителя директора по воспитательной работе и результаты заслушиваются на итоговом педсовете.
По итогам реализации всего проекта. После 4 лет под руководством директора и результат заслушивается на расширенном заседании Управляющего совета.
Основные параметры: степень обученности, уровень воспитанности обучающихся, мнение окружающих сторон.
Литература, использованная при разработке проекта.
1.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. 3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4. Воспитательная программа МБОУ СОШ №49 ст Смоленской.Абрамова Т.Н. Преданье старины глубокой //Мир путешествий..1995. .
5.Агеева Р.А. Происхождение имён рек и озёр. М. 1979.
6.Истоия казачества России. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.
7.Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т.1-2.
8.Бондарь В. Кубанское казачество .Кубанское казачество: история, этнография, фольклор.
9.Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы. Православие, традиционная культура, просвещение.Краснодар,2000
10.Бондарь Н.И.традиционная культура кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар,1999.
11.Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар,2001
12.Попова О.С. традиционная культура и православие(И.А. Ильин о духовном кризисе и его преодолении) // сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар,2007.
13.Щербина Ф.А. Итория Кубанского казачьего войска. Краснодар,2007. 14Сень Д.В. кубанское Игнатово Кавказское: исторические пути казаков-некрасовцев (1708-конец1920-х гг.) Краснодар,2002
15Бардадым В. Ратная доблесть кубанцев Краснодар,1993.
16Дневник кубанского казака. Петроград, 1917 год/ с предисл. и комммент. Н.А. Корсаковой и С.Р. Илюхина. Краснодар,2008.
17.Фролов Б.Е. Одежда черноморских казаков в конце XVIII-в началеXIX века. Новые материалы по этнографии кубанских казаков. Краснодар,1993.
18.Фролов Б.Е Оружие и снаряжение черноморских пластунов. Вопросы отечественной истории. Краснодар,1995.
19.Бардадым В.П. Кубанские портреты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно -нравственного воспитания в классах казачьей направленности
Программа представляет стркутурированный алгоритм организации духовно -нравственного воспитания учащихся классов казачьей направленности....
воспитательный план для класса казачьей направленности
Методическая тема:«Поиски эффективных методов патриотического воспитания в рамках движения «За Веру, Кубань и Отечество» 1. Цели воспитание патриота Кубани, знающего, бережно относящегося и...
Анализ работы в классах казачьей направленности
Данный материал обобщает практический работы в классах казачьей направленности...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Методические рекомендации предполагают системный подход в организации внеурочной деятельности учащихся старших классов казачьей направленности, что позволяет классному руководителю планировать и осуще...
Рабочая программа и КТП кружка по внеурочной деятельности 5-6 класс для классов казачьей направленности "Казаки - хранители православной веры" ФГОС
Требования к личностным результатам:формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех н...
Сценарий фестиваля классов казачьей направленности "Славим край казачий"
Фестиваль проходит в преддверии празднования Великой Победы и дня памяти Святого Георгия Победоносца....
Воспитание толерантности через создание классов казачьей направленности.
Цель воспитательной программы класса казачьей направленности: воспитание духовно богатой, физически развитой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности на основе из...