Факультативное занятие по теме "Предпосылки возникновения письменности"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Данный материал представляет собой разработку занятия "Предпосылки возникновения письменности" в рамках факультатива в 5 классе "Занимательная лингвистика".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по теме «Предпосылки возникновения письма»

Цель: познакомиться с предпосылками появления письма

Задачи: рассмотреть способы фиксации устной речи у разных народов; познакомиться с особенностями  начертательного, предметного письма; развивать мышление и логику, творческие способности.

Ход занятия:

1.Организационный момент

2.Работа по теме

Слайд № 1, 2

Учитель: всем-всем интересующимся происхождением языка просьба пройти на борт через 5 минут мы отправляемся в путешествие во времени. Просьба взять с собой перо и чернила, а также любопытство и любознательность. Мы отправляемся.

Слайд № 3  Просьба предъявить билеты на рейс.

Скажите, а вас не удивило содержание ваших билетов? В них, кажется, записана какая-то знакомая фраза. («Жил-был у бабушки серенький козлик»).

 Скажите, не кажется ли вам странным расположение букв в этой фразе?

А в каких языках мы еще с вами можем встретить такое же расположение букв? (русский, английский, немецкий, французский и другие).

Запомните эту фразу, она станет помощником в сегодняшнем путешествии.

Слайд № 4,5

Ребята, посмотрите на удивительный остров, к которому мы подъезжаем. Кто-нибудь знает, как он называется? А чем он интересен и знаменит? Да, это остров Пасхи. Древние жители этого острова оставили нам послание, попробуем его понять. Слайд № 6

Какой можно сделать вывод: жители острова Пасхи использовали перевернутое начертание, которое называется  БУСТРОФЕ́ДОН (греч. boustrophedon — "так, как ходят быки по пашне") —композиционный прием "строчного" размещения изображений в архаическом искусстве Древнего Египта, Греции, МесопотамииРисунки располагаются горизонтальными рядами, один над другим, слева направо, а затем справа налево — так, как движутся быки по пашне.

Путешествуем дальше.

Слайд № 7

Узнаете ли вы эти места? Чем они знамениты? Мы с вами в Древней Греции. Интересно, а какой способ письма использовали древние греки? Вот перед нами древний свиток, заглянем в него и попробуем понять, что и как написано.

Слайд № 8

Жил-был у бабушки

кизлок йикьнерес

Можно ли увидеть сходство в написании у древних греков и жителей Пасхи?

Это тоже бустрофедон. Только у жителей острова Пасхи он перевернутый. А древние греки писали так: нечетные строки писались слева направо, а четные  - справа налево. Интересно, правда. Путешествуем  дальше

Слайд № 9

Мы попадаем с вами в Древний Китай и Древнюю Корею. Известно ли вам, какими знаками пользовались китайцы? (иероглифы) А как они располагались? Давайте познакомимся.

Слайд № 10

К

Н

К

У

Ж

О

Ь

И

Б

И

З

К

С

А

Л

Л

И

Е

Б

Б

И

Й

Р

У

Ы

К

Е

Ш

Л

Попробуем сделать вывод о способе письма: китайцы использовали иероглифы и при письме располагали их справа налево в столбик.

А вот послание из Древней Кореи. Слайд № 11, 12

Ж

 Б

ы

У

Б

Бу

К

С

Р

Е

К

И

К

О

Л

И

ил

л

А

Ш

И

Е

нь

Й

З

к

Вывод: корейцы записывали слова буквами, вписывая каждый слог как бы в воображаемый квадрат.

Замечательно мы с вами попутешествовали, пора возвращаться домой, в класс.

     Сегодня мы с вами увидели, какими способами письма пользовались разные народы. Но все это было после того, как люди придумали чертить знаки на какой-либо поверхности. Произошло это не сразу. Многие народы пытались зафиксировать речь по-другому. До того как было придумано начертательное письмо, люди использовали для передачи информации палочки, камни, бусины, фигуры животных. Ученые условно называют это предметным письмом.

И такое письмо однажды древние скифы направили персам, с которыми воевали. Посмотрите на него. Слайд № 9. (письмо состояло из живых лягушек, мышей, птиц и 5 стрел). Один из приближенных персидского царя Дария расшифровал это послание. Попробуйте это сделать и вы. Интересно совпадет ли толкование ваше и мудреца.

«Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Царь Дарий не поверил в это. Но мудрец оказался прав: персы потерпели поражение от скифов.

Вот и подошло к концу наше занятие.

Что мы сегодня с вами узнали , с чем познакомились?

Давайте попробуем объяснить причину необходимости возникновения письма, каковы были предпосылки.

Вывод: Все эти виды письменности были очень ограничены в сфере применения. Кроме того, не каждую мысль можно было передать, а также не всегда можно было правильно ее трактовать.

Задание на дом: напишите любимое вами стихотворное четверостишье рассмотренными способами письма.

О́стров Па́схи (нидерл. Paasch-Eyland, исп. Isla de Pascua) — остров в южной части Тихого океана, территория Чили. Местное название острова — Рапа-Нуи

Наряду с архипелагом Тристан-да-Кунья является самым удалённым населённым островом в мире. Расстояние до континентального побережья Чили составляет 3703 км, до острова Питкэрн, ближайшего населённого места, — 1819 км. Остров был открыт голландским путешественником Якобом Роггевеном в Пасхальное воскресенье 1722 года.

Столица острова и его единственный город — Ханга-Роа. Всего на острове проживает 5034 человек (2011).

Остров Пасхи, занимающий  117 кв. км. - одно из наиболее уединенных мест обитания: он расположен в Тихом океане на расстоянии более 3700 км. от ближайшего континента (Южная Америка) и в 2600 км от ближайшего обитаемого острова (Питкейрн).

Вообще в истории острова Пасхи много тайн. Его первооткрыватель — капитан Хуан Фернандес опасаясь конкурентов, решил сохранить в тайне свою находку, сделанную в 1578-м году,  а спустя некоторое время случайно умер при загадочных обстоятельствах. Хотя было ли то, что нашел испанец, островом Пасхи, до сих пор неясно.

Через 144 года, в 1722 г,  на остров Пасхи наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен, причем произошло это событие в день христианской Пасхи. Так совершенно случайно остров Те Пито о те Хенуа, что в переводе с местного наречия значит Центр мира, превратился в остров Пасхи.

Рапа-Нуи во многом известен благодаря моаи, или каменным статуям из спрессованного вулканического пепла, в которых, по повериям местных жителей, заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи — Хоту-Мату’а.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предпосылки возникновения письма Путешествие во времени

Слайд 2

Отправляемся в путешествие

Слайд 3

Жил-был у бабушки серенький козлик Жил-был у бабушки серенький козлик

Слайд 6

Жил-был у бабушки серенький козлик

Слайд 8

Жил-был у бабушки кизлок йикьнерес

Слайд 10

К Н К У Ж О Ь И Б И З К С А Л Л И Е Б Б И Й Р У Ы К Е Ш Л

Слайд 12

Ж Б ы У Б Бу К С Р Е К И К О Л И ил л А Ш И Е нь Й З к

Слайд 13

Расшифруйте письмо

Слайд 14

Спасибо за плодотворную работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История возникновения письменности

Дать учащимся представление о письменности....

Разработка факультативного занятия по алгебре в 11 классе "История возникновения показательной функции".

Данное занятие проводится лекционно. Его цель познакомить учащихся с историей возникновения и выяснить мотив появления показательной функции, показать её связь с другими предметами. И дать ответ ребят...

История возникновения письменности.

Внеурочное занятие по предмету письмо и развитие речи...

Возникновение письменности.

Презентация "Возникновение письменности" подготовлена для учащихся коррекционной школы 1 вида с нарушением слуха. В конце вас ждет увлекательное задание....

История возникновения письменности

История возникновения письменности...

Возникновение письменности и глагол. Урок русского языка в 6 классе

Тип урока в соответствии с различными психолого-педагогическими этапами усвоения материала учащихся: повторение и систематизация изученного.На уроке используются игровые моменты, различные формы контр...

Возникновение письменности. Занятие кружка "Занимательный русский язык" в 6 классе.

Учащиеся знакомятся с пиктографией,  иероглифами,  клинописью....