История возникновения письменности.
методическая разработка по теме

Тишкова Ирина Александровна

Внеурочное занятие по предмету письмо и развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_vozniknoveniya_pismennosti.rar1.12 МБ

Предварительный просмотр:

"История возникновения письменности"

Внеурочное занятие по предмету письмо и развитие речи

Учитель Тишкова И.А.                                Дата проведения 17.03.2011 г.

Цель: дать учащимся представление о письменности.

Задачи: 

  1. познакомить с видами письма (пиктографией, клинописью, иероглифами), причинами их возникновения;
  2. корректировать мелкую моторику рук на основе упражнения “Иероглифы”;
  3. воспитывать интерес к грамотному письму.

Оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, таблички из запеченного соленого теста, таблички из пластилина, стеки, угольки, камешки, карточки, кисточки, тушь.

Ход урока

I. Организованное начало урока

Учитель: Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на парту, повторяйте за мной.

Я в школе на уроке
Сейчас я начну учиться
Я радуюсь этому
Внимание моё растёт
Я, как разведчик, всё замечу
Память моя крепка
Голова мыслит ясно
Я хочу учиться
Я готов к работе
Я работаю

II. АОЗ

Учитель: Мы отправляемся в путешествие по карте мира (слайд 1), чтобы узнать историю …

Слайд 2.(На экране тема урока: История возникновения …)

– Чтобы узнать, о чём пойдет речь, нужно разгадать зашифрованное слово (у каждого на парте и на экране слайд 3):

1-й уровень:

5

7

10

11

1

6

9

12

4

3

8

2

М

Н

С

Т

П

Е

О

Ь

Ь

С

Н

И

2-й уровень

– Начиная с первой, подчеркни каждую через букву

ПАИНСКЬАМВЕЖНСНКОЗСПТАЬ ПИСЬМЕННОСТЬ

Учитель: (Слайд4) Тема урока – “Возникновение письменности”. Для человечества большое значение имеет изобретение письма. Почему?

Ученики: Для того, чтобы сохранять и передавать друг другу информацию с помощью письма.

Учитель: Принято считать, что письменность появилась около 6 тысяч лет тому назад. 

III. Изучение нового материала

Учитель: первыми шагами к письму были сигналы- указания. Древние люди(слайд 5) передавали их друг, другу с помощью зарубок на дереве, стуков, дыма костра. А потом человек прикоснулся к стене пещеры рукой, испачканной кровью (слайд 6), и сделал открытие: на стене можно рисовать!

Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур, и знаков,
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.

У индейцев Америки чёрный цвет означал смерть, красный – войну, жёлтый – золото, зелёный зерно.

(Слайд 7) Самым древним видом письма считается письмо в рисунках – ПИКТОГРАФИЯ. Такое письмо было наглядным и удобным, потому что рисунками изображали предметы, вещи, события, о которых идёт речь. Пиктограмма может быть расшифрована любым человеком, независимо на каком языке он говорит. В наше время мы широко пользуемся пиктографическими знаками, это дорожные знаки. (слайд 8)

Посмотрите на рисунки и ответьте на вопрос: что и чем рисовал древний человек в пещерах?

Ученики: Древний человек рисовал животных, другие предметы камнями, угольком от костра.

Практическое упражнение.

На табличке камушком  нарисовать любой предмет, например, человечка, а угольком солнышко.

Учитель: Какой способ письма вы использовали? (Пиктографию.)

Учитель: Почему способ сообщений в рисунках был не очень удобным?

Ученики: Люди, по-разному, понимали значение письма.

Учитель: Постепенно рисунки превратились в значки, каждый обозначал какое-нибудь слово.(слайд 9) Такие значки называются ИЕРОГЛИФЫ – письмо из рисунков и особых дополняющих знаков.

Учитель: Что обозначают иероглифы? Каким иероглифом рисовали Египтяне солнце?

Ученики: Иероглифы – это письмо из рисунков и особых значков. Египтяне рисовали солнце в виде кружка с точкой.

Физкультминутка

Разминаем наши плечи
Руки двигаем навстречу
Вверх летит одна рука, а другая вниз пока
Раз, два, три корпус вправо поверни и руками помогай, поясницу разминай
Раз, два, три корпус влево поверни и руками помогай, поясницу разминай
Приседаем ниже, глубже
Как лягушка в тёплой луже
Вверх, вниз, вверх вниз
Приседать не торопись
И последний раз присели, и за парты тихо сели

Учитель: Одно из самых древних видов письменности – иероглифы. Пользовались ими жители Древнего Египта (показать на карте). Им больше нравилось писать слова не слева направо, как мы пишем, а наоборот. Чаще всего они размещали знаки столбиком сверху вниз. Всего их 700. Египтяне писали на ПАПИРУСЕ.(Слайд 10) Это высокий тростник, стебель его разрезали на длинные узкие полоски. Складывали в ряд, сверху полоски клали в поперечном направлении и прижимали плоским камнем, выделялся сок, и полоски склеивались. После сушки папирус был похож на бумагу. Когда листочек исписывали до конца, то к нему приклеивали другой. Для хранения их сворачивали в трубочку – свиток.

Учитель: На чём писали древние египтяне? (на папирусе)

Учитель: В настоящее время письмо иероглифами сохранилось у китайцев и японцев. Рассмотрите на карточках виды иероглифов. Потренируйтесь в письме иероглифов, обведите их по файлу, попробуйте написать их на вашем листе (карточка, у 2 уровня обведено карандашом) Представьте, что вы египтяне и пишете на папирусе.

Практическое упражнение.
Каждый получает бумагу-свиток и пишут кистью тушью.

1-й уровень. Обвести японские иероглифы сложные – 7.
2-й уровень. Обвести японские иероглифы простые 3–5.

Учитель: чем иероглифы отличаются от пиктографии?

Ученики: в иероглифах кроме рисунков используются и значки.

Зрительная гимнастика.

Учитель: (слайд 11)Археологи находят обломки глиняной посуды и таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавливали на табличках из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Каждый знак происходит из рисунка и обозначает целое слово. Клинообразные значки – это КЛИНОПИСЬ. Истории известны целые библиотеки из глиняных книг.

Учитель рисует знак – нога рисунком и клинышком.

– Потренируйтесь в письме клинышков, на табличке с пластилином. Представьте, что это глиняная табличка.

Вывод: Чем клинопись отличается от иероглифов?

Ученик: Рисунок и знак в виде клина.

Учитель: А на Русь письменность пришла уже позднее. И были известны два вида: глаголица и кириллица (слайд 12). Скажите, наше современное письмо на что похоже? На глаголицу или на кириллицу? А чем отличается?

Ученик: Похоже на кириллицу. Отличается тем, что различаются некоторые буквы.

Учитель: А всегда ли мы пишем так, чтобы было понятно тому, кто читает? (Слайд 13)

Что нам необходимо знать, чтобы наше письмо было понятно для других?

IV. Закрепление пройденного.

Учитель: С какими видами письма мы познакомились на уроке?

Практическое упражнение. Соедините слово с его значением (слайд 14).

Клинопись                         письмо из рисунков и знаков
Пиктография                        предметное письмо
Иероглифы                         тростник
Папирус                        письмо клинообразными знаками

Учитель: Какое письмо вам понравилось, а какое показалось трудным? Важно ли писать так, чтобы тебя правильно поняли?

VI. Подведение итогов урока (слайд 15)

Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие? И чтобы ваше письмо было понятно окружающим, надеюсь вам поможет сюрприз, спрятанный у каждого под стулом. Удачи в постижении тайн письма. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История возникновения письменности

Дать учащимся представление о письменности....

Возникновение письменности.

Презентация "Возникновение письменности" подготовлена для учащихся коррекционной школы 1 вида с нарушением слуха. В конце вас ждет увлекательное задание....

Факультативное занятие по теме "Предпосылки возникновения письменности"

Данный материал представляет собой разработку занятия "Предпосылки возникновения письменности" в рамках факультатива в 5 классе "Занимательная лингвистика"....

История возникновения письменности

История возникновения письменности...

История возникновения письменности. Графика

Наглядная история возникновения и развитие письменности. А также применение графики как средства выразительности....

Педагогический проект «История возникновения письменности»

Создание условий для познавательного развития дошкольников, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта «История возникновения письменности»....

История возникновения письменности

История возникновения письменности...