История возникновения письменности
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

История возникновения письменности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_vozniknoveniya_pismennosti.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

История возникновения письменности.

(урок сопровождается презентацией)

Цель: расширить представление учащихся о появлении письменности; развить интересы учащихся к возникновению письменности.

 

1.Понятно без слов.

Вступительное слово учителя.  

Когда-то народы были бесписьменными. Кое-где такие народы существует и в наше время. Как  же они  обходились без письменности. У каждого  народа есть свои сигналы – символы. Символы  без слов обозначают, запрещают или разрешают что-либо.

Отгадайте, что обозначают эти символы?

а) символ Олимпийских игр;

б) символ медицины;

в) сигнал опасности;

г) движение по кругу;

д) стоянка запрещена

В прошлом веке люди слышали колокольный звон. Он мог быть сигналом радостных событий или сигналом тревоги.

Сигналы в жизни людей значат очень много. У древних греков была даже легенда о трагедии, происшедшей из-за неправильного сигнала.

Давным-давно на острове  Крит жило чудовище, наполовину человек, наполовину бык. Его звали Минотавр. Каждые девять лет греки должны были посылать ему страшную дань – семь юношей и семь девушек, которых он пожирал. Никто не мог победить Минотавра. И никто не мог от него спастись. Жил Минотавр в лабиринте, в котором были  такие  запутанные  коридоры и переходы, что  выйти из него были  было невозможно. (Теперь слово лабиринт обозначает то, в чем легко запутаться, откуда трудно найти выход). И вот отважный  юноша по имени Тесей решил избавить людей  от Минотавра он снарядил корабль для отплытия на Крит  на корабле были разные паруса: одни чёрные, а другие белые. Перед тем как отплыть на Крит, Тесей условился со своим отцом так. Цвет парусов, под которым корабль вернётся из плавания, будет сигналом победы  или гибели.

И вот сильный, умный и отважный Тесей победил Минотавра, благополучно выбрался из лабиринта и  отправился в обратный путь.  Он был так счастлив, одержав победу, что совсем забыл об уговоре с отцом, а тот  целыми  днями стоял на берегу, всматриваясь в морскую даль, что совсем забыл об уговоре с отцом. И вот счастливый Тесей приблизился к родным берегам. Но …его корабль шёл под парусами, обозначающими поражение и гибель. Увидев издали корабль, и, разглядев его паруса, отец бросился со скалы в море и погиб.

2.Немного о  пересказе.

Учитель: - Перескажите легенду о Тесее, но своими словами.

- В школе вам часто приходится  пересказывать  параграф из учебника или какие-нибудь другие тексты. Многим из вас кажется, что нужно  рассказывать как можно ближе к тексту. Не старайтесь! Лучше  действуйте так, как советует вам наше стихотворение - «напоминалка»

Группа учащихся:

Очень часто пересказ

Вы твердите много раз.

Это трудно - много раз.

Это нудно - много раз.

И поэтому у нас

Есть другой совет для вас.

Вы  обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о нём:

Что рассказано? О чём?

Что за чем произошло

И к чему всё привело?

Прочитайте ещё раз-

И запомните рассказ.

Ещё немного о разных сигналах. Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден далеко. Этот дым многое мог сообщить людям на большом расстоянии.

Рисунок.

А у австралийских аборигенов (аборигены - это  коренное население страны, в данном случае Австралии) есть даже специальное слово, обозначающее «читать дым».

Многие индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. В Африке известия передавались от одного поселения к другому дробью большого барабана - тамтама.

Рисунок.

Когда-то давно в Европе при приближении опасности  на холмах зажигались огни. Огонь, зажженный на первом холме, был виден на следующем. В ответ на принятый сигнал там тоже зажигали огонь. Затем на третьем, четвёртом, пятом холме и т.д. Сигнал, передаваемый по такой эстафете, быстро облетал всю страну. (Эстафета – это такое соревнование, в котором бегун или пловец на определенном участке пути сменяется другим спортсменом и передаёт ему какой-нибудь предмет. Флажок, например. Здесь слово эстафета используется в переносном смысле).

В наше время жители одного из островов Африки пользуются двумя языками: языком слов и языком свиста. Этот остров покрыт высокими горами, между которыми находятся глубокие ущелья. Люди, живущие по разным сторонам ущелья, «переговариваются» языком свиста: сообщают новости, зовут в гости. Человеческий голос быстро теряется в горах, а свист разносится очень далеко.

Во время войны остров был захвачен фашистами. И партизаны, боровшиеся с захватчиками, передавали друг другу сообщения языком свиста, а враги ничего не понимали.

Однако языки сигналов не могут «принять на себя» всё, что людям надо сообщать друг другу. Для того, чтобы осуществить полноценную связь, надо было совершить настоящий подвиг – создать письменность.

3. Древние письмена.

(Рисуночное письмо).

Американский поэт, который жил в XIX веке – Генри Лонгфелло – живо и красочно рассказал нам  о создании письменности. Он собрал и пересказал легенды о вожде индейцев по имени Гайвата, мудро правившем своим народом и многому его научившем. Свою книгу Лонгфелло назвал «Песнь о Гайвате». Русскими стихами её пересказал писатель Иван Алексеевич Бунин.

Легендарный вождь индейцев научил свой народ сажать и выращивать хлебные растения, строить лодки и многому другому, а самое главное – жить в мире и согласии. Он думал о благополучии не только живущих сегодня людей, но и тех, которые придут потом, - внуков и правнуков.

Легендарный вождь горевал о том, что люди не могут предать своим потомкам то, что они сами знают и  умеют. Все знания исчезают – растворяются во времени.

При свиданье – с глазу на глаз

Мы ведем свои беседы;

Но, расставшись, мы вверяем

Наши тайны тем, которых

Посылаем мы друг другу;

А посланником нередко

Искажают наши вести

Иль другим их открывают.

Учитель: И вот для того, чтобы ничего не забывалось и люди могли даже через века передать мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Учитель: Эти письменные знаки совсем не похожи на современные

Рисунок.

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных высей,

И всего, что вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

Учитель: Один из африканских народов – эве – создал специальное рисуночное письмо для записи своих пословиц. Изображение иголки с вдетой ниткой обозначает пословицу: «Куда иголка, туда и нитка».  В русском языке тоже есть эта пословица. Её смысл: «Куда ты, туда и я». Похожим рисунком эве обозначают пословицу: «Иголка сшивает большие полотнища». Это пословица о том, как надо ценить полезные маленькие вещи. Русская пословица выражает эту мысль так: «Мал золотник, да дорог», «Мал, да удал».

Одна из пословиц эве означает, что мир очень велик, его нельзя охватить руками. Она звучит так: «Мир подобен баобабу». У нас эту мысль выражают словами: «Нельзя объять необъятное».

4. Священные знаки.

Учитель: Когда люди открыли рисуночное письмо, они прошли уже большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало ещё очень много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков. Попробуйте, например, изобразить рисунками «Вчера я видел хороший сон», или: «У моего товарища прекрасный характер». Боимся, что не получится.

Около пяти тысяч лет назад правил в Египте фараон по имени Нармер. Он одержал много побед и хотел, чтобы эти победы были навеки запечатлены на камне.

Днем и ночью трудились испуганные мастера. Они изобразили и фараона, и убитых врагов, и пленников, даже показали с помощью рисунков, что их было шесть тысяч. Но ни один художник не смог передать имени самого Нармера. А для него это было важнее всего. И тут художникам пришел на помощь другой способ письма – иероглифы. Слово иероглиф обозначает «священные знаки». Каждый  иероглиф обозначает слово или его часть.

Вот как записали египетские художники имя фараона Нармера. Они изобразили рыбу, т.к. слово нар – по-египетски «рыба». Мер на этом же языке обозначает «резец». Изображение рыбы над изображением резца – так решили художники задачу, поставленную перед ними фараоном. Рисунок.

В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. Китайские иероглифы  родились в глубокой древности. Так писали три с половиной тысячи лет назад китайцы на панцирях черепахи и костях.

Как и древние египтяне, китайцы изображали солнце в виде кружка с точкой посередине, а рисунок, данный под солнцем, означает горные вершины.

Иероглифы для китайца – не только знак слова, но и картинка. Поэтому он единовременно и читает, и как бы разглядывает книжку с картинками.

Китайцы любят свои иероглифы и гордятся ими. Посмотрите, как выглядит название детской книжки «Сто пословиц и сказок для детей». Красиво! Не правда ли?  (Рисунок)

Заключение.

Язык есть важнейшее средство человеческого общения.

Наша речь характеризует нас как личность. И от того, как мы умеем говорить, писать будет зависеть в жизни очень многое, потому что хороший язык  - это путь к успеху.

Наш урок посвящался Его Величеству Языку. Сегодня мы постарались с вами приоткрыть завесу в его Царство и взглянуть (прикоснуться!) к истокам возникновения письменности на Земле.

Если Вам понравилось наше путешествие по владениям его величества языка, то напишите сочинение о ваших впечатлениях.

Домашнее задание: параграф 1; сочинение.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История возникновения письменности

Дать учащимся представление о письменности....

История возникновения письменности.

Внеурочное занятие по предмету письмо и развитие речи...

Возникновение письменности.

Презентация "Возникновение письменности" подготовлена для учащихся коррекционной школы 1 вида с нарушением слуха. В конце вас ждет увлекательное задание....

Факультативное занятие по теме "Предпосылки возникновения письменности"

Данный материал представляет собой разработку занятия "Предпосылки возникновения письменности" в рамках факультатива в 5 классе "Занимательная лингвистика"....

История возникновения письменности. Графика

Наглядная история возникновения и развитие письменности. А также применение графики как средства выразительности....

Педагогический проект «История возникновения письменности»

Создание условий для познавательного развития дошкольников, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта «История возникновения письменности»....

История возникновения письменности

История возникновения письменности...