История возникновения письменности
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
История возникновения письменности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_vozniknoveniya_pismennosti.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
История возникновения письменности.
(урок сопровождается презентацией)
Цель: расширить представление учащихся о появлении письменности; развить интересы учащихся к возникновению письменности.
1.Понятно без слов.
Вступительное слово учителя.
Когда-то народы были бесписьменными. Кое-где такие народы существует и в наше время. Как же они обходились без письменности. У каждого народа есть свои сигналы – символы. Символы без слов обозначают, запрещают или разрешают что-либо.
Отгадайте, что обозначают эти символы?
а) символ Олимпийских игр;
б) символ медицины;
в) сигнал опасности;
г) движение по кругу;
д) стоянка запрещена
В прошлом веке люди слышали колокольный звон. Он мог быть сигналом радостных событий или сигналом тревоги.
Сигналы в жизни людей значат очень много. У древних греков была даже легенда о трагедии, происшедшей из-за неправильного сигнала.
Давным-давно на острове Крит жило чудовище, наполовину человек, наполовину бык. Его звали Минотавр. Каждые девять лет греки должны были посылать ему страшную дань – семь юношей и семь девушек, которых он пожирал. Никто не мог победить Минотавра. И никто не мог от него спастись. Жил Минотавр в лабиринте, в котором были такие запутанные коридоры и переходы, что выйти из него были было невозможно. (Теперь слово лабиринт обозначает то, в чем легко запутаться, откуда трудно найти выход). И вот отважный юноша по имени Тесей решил избавить людей от Минотавра он снарядил корабль для отплытия на Крит на корабле были разные паруса: одни чёрные, а другие белые. Перед тем как отплыть на Крит, Тесей условился со своим отцом так. Цвет парусов, под которым корабль вернётся из плавания, будет сигналом победы или гибели.
И вот сильный, умный и отважный Тесей победил Минотавра, благополучно выбрался из лабиринта и отправился в обратный путь. Он был так счастлив, одержав победу, что совсем забыл об уговоре с отцом, а тот целыми днями стоял на берегу, всматриваясь в морскую даль, что совсем забыл об уговоре с отцом. И вот счастливый Тесей приблизился к родным берегам. Но …его корабль шёл под парусами, обозначающими поражение и гибель. Увидев издали корабль, и, разглядев его паруса, отец бросился со скалы в море и погиб.
2.Немного о пересказе.
Учитель: - Перескажите легенду о Тесее, но своими словами.
- В школе вам часто приходится пересказывать параграф из учебника или какие-нибудь другие тексты. Многим из вас кажется, что нужно рассказывать как можно ближе к тексту. Не старайтесь! Лучше действуйте так, как советует вам наше стихотворение - «напоминалка»
Группа учащихся:
Очень часто пересказ
Вы твердите много раз.
Это трудно - много раз.
Это нудно - много раз.
И поэтому у нас
Есть другой совет для вас.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о нём:
Что рассказано? О чём?
Что за чем произошло
И к чему всё привело?
Прочитайте ещё раз-
И запомните рассказ.
Ещё немного о разных сигналах. Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден далеко. Этот дым многое мог сообщить людям на большом расстоянии.
Рисунок.
А у австралийских аборигенов (аборигены - это коренное население страны, в данном случае Австралии) есть даже специальное слово, обозначающее «читать дым».
Многие индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. В Африке известия передавались от одного поселения к другому дробью большого барабана - тамтама.
Рисунок.
Когда-то давно в Европе при приближении опасности на холмах зажигались огни. Огонь, зажженный на первом холме, был виден на следующем. В ответ на принятый сигнал там тоже зажигали огонь. Затем на третьем, четвёртом, пятом холме и т.д. Сигнал, передаваемый по такой эстафете, быстро облетал всю страну. (Эстафета – это такое соревнование, в котором бегун или пловец на определенном участке пути сменяется другим спортсменом и передаёт ему какой-нибудь предмет. Флажок, например. Здесь слово эстафета используется в переносном смысле).
В наше время жители одного из островов Африки пользуются двумя языками: языком слов и языком свиста. Этот остров покрыт высокими горами, между которыми находятся глубокие ущелья. Люди, живущие по разным сторонам ущелья, «переговариваются» языком свиста: сообщают новости, зовут в гости. Человеческий голос быстро теряется в горах, а свист разносится очень далеко.
Во время войны остров был захвачен фашистами. И партизаны, боровшиеся с захватчиками, передавали друг другу сообщения языком свиста, а враги ничего не понимали.
Однако языки сигналов не могут «принять на себя» всё, что людям надо сообщать друг другу. Для того, чтобы осуществить полноценную связь, надо было совершить настоящий подвиг – создать письменность.
3. Древние письмена.
(Рисуночное письмо).
Американский поэт, который жил в XIX веке – Генри Лонгфелло – живо и красочно рассказал нам о создании письменности. Он собрал и пересказал легенды о вожде индейцев по имени Гайвата, мудро правившем своим народом и многому его научившем. Свою книгу Лонгфелло назвал «Песнь о Гайвате». Русскими стихами её пересказал писатель Иван Алексеевич Бунин.
Легендарный вождь индейцев научил свой народ сажать и выращивать хлебные растения, строить лодки и многому другому, а самое главное – жить в мире и согласии. Он думал о благополучии не только живущих сегодня людей, но и тех, которые придут потом, - внуков и правнуков.
Легендарный вождь горевал о том, что люди не могут предать своим потомкам то, что они сами знают и умеют. Все знания исчезают – растворяются во времени.
При свиданье – с глазу на глаз
Мы ведем свои беседы;
Но, расставшись, мы вверяем
Наши тайны тем, которых
Посылаем мы друг другу;
А посланником нередко
Искажают наши вести
Иль другим их открывают.
Учитель: И вот для того, чтобы ничего не забывалось и люди могли даже через века передать мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.
Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур и знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Учитель: Эти письменные знаки совсем не похожи на современные
Рисунок.
Белый круг был знаком жизни,
Черный круг был знаком смерти;
Дальше шли изображенья
Неба, звезд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных высей,
И всего, что вместе с человеком.
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес – дугу над нею,
Для восхода – точку слева,
Для заката – точку справа,
А для полдня – на вершине.
Всё пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звёзды в центре – время ночи,
А волнистые полоски –
Тучи, дождь и непогоду.
Учитель: Один из африканских народов – эве – создал специальное рисуночное письмо для записи своих пословиц. Изображение иголки с вдетой ниткой обозначает пословицу: «Куда иголка, туда и нитка». В русском языке тоже есть эта пословица. Её смысл: «Куда ты, туда и я». Похожим рисунком эве обозначают пословицу: «Иголка сшивает большие полотнища». Это пословица о том, как надо ценить полезные маленькие вещи. Русская пословица выражает эту мысль так: «Мал золотник, да дорог», «Мал, да удал».
Одна из пословиц эве означает, что мир очень велик, его нельзя охватить руками. Она звучит так: «Мир подобен баобабу». У нас эту мысль выражают словами: «Нельзя объять необъятное».
4. Священные знаки.
Учитель: Когда люди открыли рисуночное письмо, они прошли уже большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало ещё очень много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков. Попробуйте, например, изобразить рисунками «Вчера я видел хороший сон», или: «У моего товарища прекрасный характер». Боимся, что не получится.
Около пяти тысяч лет назад правил в Египте фараон по имени Нармер. Он одержал много побед и хотел, чтобы эти победы были навеки запечатлены на камне.
Днем и ночью трудились испуганные мастера. Они изобразили и фараона, и убитых врагов, и пленников, даже показали с помощью рисунков, что их было шесть тысяч. Но ни один художник не смог передать имени самого Нармера. А для него это было важнее всего. И тут художникам пришел на помощь другой способ письма – иероглифы. Слово иероглиф обозначает «священные знаки». Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.
Вот как записали египетские художники имя фараона Нармера. Они изобразили рыбу, т.к. слово нар – по-египетски «рыба». Мер на этом же языке обозначает «резец». Изображение рыбы над изображением резца – так решили художники задачу, поставленную перед ними фараоном. Рисунок.
В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. Китайские иероглифы родились в глубокой древности. Так писали три с половиной тысячи лет назад китайцы на панцирях черепахи и костях.
Как и древние египтяне, китайцы изображали солнце в виде кружка с точкой посередине, а рисунок, данный под солнцем, означает горные вершины.
Иероглифы для китайца – не только знак слова, но и картинка. Поэтому он единовременно и читает, и как бы разглядывает книжку с картинками.
Китайцы любят свои иероглифы и гордятся ими. Посмотрите, как выглядит название детской книжки «Сто пословиц и сказок для детей». Красиво! Не правда ли? (Рисунок)
Заключение.
Язык есть важнейшее средство человеческого общения.
Наша речь характеризует нас как личность. И от того, как мы умеем говорить, писать будет зависеть в жизни очень многое, потому что хороший язык - это путь к успеху.
Наш урок посвящался Его Величеству Языку. Сегодня мы постарались с вами приоткрыть завесу в его Царство и взглянуть (прикоснуться!) к истокам возникновения письменности на Земле.
Если Вам понравилось наше путешествие по владениям его величества языка, то напишите сочинение о ваших впечатлениях.
Домашнее задание: параграф 1; сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История возникновения письменности
Дать учащимся представление о письменности....
История возникновения письменности.
Внеурочное занятие по предмету письмо и развитие речи...
Возникновение письменности.
Презентация "Возникновение письменности" подготовлена для учащихся коррекционной школы 1 вида с нарушением слуха. В конце вас ждет увлекательное задание....
Факультативное занятие по теме "Предпосылки возникновения письменности"
Данный материал представляет собой разработку занятия "Предпосылки возникновения письменности" в рамках факультатива в 5 классе "Занимательная лингвистика"....
История возникновения письменности. Графика
Наглядная история возникновения и развитие письменности. А также применение графики как средства выразительности....
Педагогический проект«История возникновения письменности»
Создание условий для познавательного развития дошкольников, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта «История возникновения письменности»....
История возникновения письменности
История возникновения письменности...