Возникновение письменности и глагол. Урок русского языка в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Тип урока в соответствии с различными психолого-педагогическими этапами усвоения материала учащихся: повторение и систематизация изученного.

На уроке используются игровые моменты, различные формы контроля, учащиеся представляют творческое домашнее задание. Дидактический материал экологической направленности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок русского языка в 6 классе79 КБ

Предварительный просмотр:

                    Урок русского языка в 6 классе

     Тема урока: возникновение письменности и глагол

Тип урока в соответствии с различными психолого-педагогическими этапами усвоения материала учащимися:  повторение и систематизация изученного. 

Цели урока:

1.Образовательная - обобщить сведения по орфографии, полученные при изучении

                                   глагола,

                                 - показать, что орфографические правила отражают свойства

                                   всей части речи или одной его формы,

                                 - выработать умения  включать в общую систему изученные

                                   правила.

 

2.Развивающая      - совершенствовать навыки нормированного употребления

                                  в устной и письменной форме речи,

                                - на основе исторического материала о возникновении и

                                  развитии письменности вызвать интерес учащихся  к родному

                                  языку,

                              -  развивать лингвистическое мышление.

3. Воспитывающая - воспитывать в детях доброе, серьезное,

                                    внимательное отношение к языку, к природе,  к родному

                                    городу.

Оборудование:   видеозапись, раздаточный материал, таблицы, рисунки, словари             (печатные издания и электронная версия),  презентация в Power Point.

   Плакат в виде таблицы: 1 часть заполнена карточками с фамилиями учащихся, где представлена самооценка знаний учащихся по теме «Глагол»; 2 часть таблицы заполняется по результатам итогового контроля в виде теста (Приложение № 2).

Отметка

Самооценка

Контроль знаний

“5”

“4”

“3”

Методы контроля учебной деятельности:

     - фронтальный (игра «Вопрос – ответ»), групповой, индивидуальный;

     - итоговый контроль по теме «Глагол»

Ход урока

1. Оргмомент

2.  Эмоциональная минутка

     Ребята, я хочу прочитать вам несколько удивительных строк об осени из стихотворения Николая Рубцова:

Я так люблю осенний лес,

Над ним — сияние небес,

     Что я хотел бы превратиться

     Или в багряный тихий лист,

            Иль в дождевой веселый свист...

3.  Объявление темы урока и его цели:

     Запишите, пожалуйста, тему урока: «Возникновение письменности  и глагол».

     На уроке мы повторим глагольные признаки, выделим орфограммы,

связанные с глаголом, приведя их в систему. При этом очень важно, чтобы вы в своей письменной и устной речи употребляли правильные формы того или иного глагола.

     И еще на уроке мы узнаем, как возникла и развивалась письменность, попытаемся определить связь прошлого и настоящего.

4.Слово учителя

      Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересным и, на первый взгляд, необычным явлением в языке.  Мы с вами уже читали увлекательную историю, написанную английским писателем Киплингом о том, как маленькая девочка Тафи передала свое сообщение в виде рисунков и тем самым как бы сделала первые шаги к умению, которое мы называем умением писать. А происходило это несколько тысячелетий тому назад.

Это было письмо, понятное на всяком языке, потому что обозначены в нем не слова / они в каждом языке свои/, а наглядные представления о вещах и людях.

Введение термина

Научно это письмо называется пиктографией.

Запись на доске:  (слайд №2)  Пиктография - рисуночное письмо,

                                 от латинского pictus  " живописный" и греческого grapho

                                "пишу".

Ученики записывают в тетрадь.

Сами же рисунки называются Пиктограммами.

5. Задание классу (слайд № 3)

     -  Ребята, у вас на партах лежат рисунки, точнее пиктограммы.

Рассмотрите эту пиктограмму внимательно и попробуйте объяснить ее содержание.

 Ответы учащихся: видим изображение животных, можем отметить их движение в одну сторону, они связаны между собой…

    -  И все?!    А сейчас я вам расскажу историю этой пиктограммы. ... Индейские племена отправили обращение американскому президенту.  

  6. Учитель даёт толкование этой пиктограммы

«...Племена журавля, трех куниц, медведя, морского человека и морского кота поручили в едином порыве / это изображено линиями, соединяющими все фигуры / сердец главе племени журавля  обратиться с просьбой  к президенту о разрешении им переселиться в область озер»

Сам же президент не понял содержания послания, тогда послы индейских племен дали ему разъяснение.

 Вопрос:

   Зачем же нужна тогда пиктограмма?

    Пусть бы послы на словах объяснили просьбу.

 Ответы учащихся: пиктограмма нужна, здесь она является документом,

                                    президент на ней может написать о своем согласии или

                                    несогласии.

 Учитель: т.е. поставить резолюцию.

Вопрос: В каком стиле речи используются документы?

Ответ:    в книжном,  в официально - деловом стиле речи.

Вопрос: Легко ли читать пиктограммы?

Ответ:    трудно.

Вопрос: А почему?

Ответ:    чтобы ее понять, надо знать ситуацию - обстановку, в которой писалась пиктограмма.

Учитель: Правильно! Используется пиктограмма в узком кругу

людей, среди тех, кто на четверть прочтет, на три четверти догадается.

   Вывод: (слайд № 4) пиктография лежит на пути к письму, но полноценным

письмом ее не назовешь.

Казалось бы, пиктография обречена на смерть.

Буквальное письмо ее повсюду вытеснило.

И вдруг во всех многолюдных городах - возрождение

пиктографии! Ее расцвет!

7. Видеозапись или (слайд № 5)

/ материал о пиктограммах на улицах города, в нашем микрорайоне - дорожные знаки, спортивные знаки.../

Ребята, сейчас вы посмотрите видеозапись и определите:

1.   какие знаки вы увидели в видеозаписи?

2.   что представляют собой эти  знаки?

3.   каково значение этих знаков ?

4.   Составьте и запишите в тетради предложения, указав в них ориентиры тех мест, где были расположены знаки / название улиц, архитектурных памятников.../

5. дайте краткую историческую справку об этих местах.

Вывод (слайд № 6)

   Почему пиктография так привольно обосновалась на улицах

современных городов?

    Бесспорное ее достоинство. Она понятна для иностранцев:

    туристов, дипломатов, представителей заграничных фирм,

    деятелей культуры, студентов, участников международных

    конференций...

И о тех, кто не прочтет русскую вывеску, позаботилась пиктограмма.

Так пиктограмма из зарубок и рисунков охотников и оленеводов стала жительницей машинного, вихревого города  21 века.

Вопрос:

-    Ребята, когда же у нас на Руси появилась письменность?

/ Вспомните древнерусскую литературу /

Ответы:

-    В конце 9 века в лето 863 Кирилл и  Мефодий,  греки по

по происхождению, монахи, знающие несколько иностранных языков, изобрели славянскую азбуку на основе греческого уставного письма с добавлением новых букв (слайд № 7)

-    Об этом мы узнали из «Повести временных лет»

-    В кириллице было 43 буквы, но, несмотря на то что

письмо было удивительно красиво, оно представляло трудность в написании, да и носовые звуки исчезли.

-     В 1708 году кириллица была реформирована по указу Петра.

Вот этот гражданский шрифт лег в основу современного алфавита.

Учитель:

  - И только после орфографической реформы 1918 года, когда была исключена буква «ять», «ижица» и др., появился алфавит, которым мы пользуемся. В нем 33 буквы.                                                                        лЛ

-    Кирилл и  Мефодий  придумали 2 алфавита. Это кириллица и  глаголица. Отличались они только формой букв. Мы же с вами пользуемся кириллицей.

-    А почему они назвали второй алфавит глаголицей? (слайд № 8)

В древности ГЛАГОЛИТЬ означало «говорить», и что относилось раньше к глаголу, относилось и к речи.

 В словаре  В. Даля мы читаем: «Глагол - это речь человека, разумный говор, язык».

Учитель:

А что такое глагол сегодня?

 

   8. Игра  «вопрос – ответ»: ребята по цепочке  отвечают и задают свой вопрос, кто затрудняется, тот может ход пропустить.

   9. Практическое задание.

      На партах лежат листы с заданиями  №1 и  №2, ребята выполняют одно задание на выбор  ( они составлены по уровню сложности).  Те учащиеся, которые  выбрали задание под №1 и выполнили его, могут оказывать помощь в качестве консультантов тем, кто затрудняется в выполнении задания №2.

  10. Проверка выполненных заданий  (разборы у доски).

  11. Индивидуальная работа у доски  ( по желанию учащихся).

       Произвести полный синтаксический разбор одного из составленных вами предложений по просмотренному сюжету.

  12. Проверка  творческой части домашнего задания.

       Прочитайте отрывки из стихотворений о нашем городе, назовите глаголы и определите их стилистическую роль в тексте.

 

 13. Орфограмма и глагол

      Ребята, вы показали свои умения использовать глаголы в устной речи,  определяли  их роль в художественных произведениях. А как обстоят дела с  письменной формой  речи?  Что нужно знать, чтобы правильной была  наша  письменная речь? (орфограммы).

 

14. Работа с учебником

       Откройте форзацы ваших учебников – практик и найдите орфограммы глагола.

       Внимание!  Вопрос:  какие орфограммы не связаны с формой глагола, а являются  общим свойством глагола как части речи?

     Часть речи                                      Форма глагола

не с глаголами                               все остальные орфограммы  ( назовите их)

   

  15. Объясни товарищу ( работа в парах)

 Ребята, в письменной работе на прошлом уроке  больше всего  допущено ошибок в словах с орфограммой «Ь знак после шипящих у глаголов и существительных», объясните  друг другу эту орфограмму, приводя примеры.  

 

  16. Выборочно – распределительный диктант

       В первую колонку записывайте существительные, а во вторую – глаголы, выделяя графически орфограмму:

  1. Беречь природу – наша общая забота.
  2. Из-за туч выглянуло солнышко.
  3. Не будешь трудиться - хлеба не вырастишь.

      4.   На масленицу есть обычай печь блины.

      5.   В интерьере домика Петра  Первого сохранилась голландская печь,   облицованная расписными изразцами.

     6.   «Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг» (Никитин )

     7.   «Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья...»

« К Чаадаеву», ( Пушкин )

     8.   Соловьи, соловьи  не тревожьте солдат, пусть солдаты  немного поспят.  (Фатьянов)

     9.   Обязательно назначьте дежурных по классу.

17. Самопроверка  ( слайды  № 9 и №10)

                                         Вывод:

    Вопрос:  когда пишется Ь знак после шипящих у существительных?

    Ответ:     только у существительных 3-го склонения  ( форма  - ж.р., И.п. с   основой на согласный).

    Вопрос:  когда пишется Ь знак после шипящих  у глаголов?

    Ответ:     всегда, сохраняясь перед  -те  и -ся.

18. Проверочная работа в виде теста по теме «Глагол».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

19. Домашнее задание  ( слайд № 11)

      Напишите сочинение о том, где же ещё применяются пиктограммы в нашей жизни, озаглавьте его (для всех).

      Изобрази свои инициалы в кириллическом стиле ( это задание по желанию).

20. Самооценка – это контрольная оценка. Реализованы ли цели урока?  (слайд № 12)

      Я научился…

      Я запомнил…

      Я рад…

      Мне хочется сказать…

      Теперь я…

 

Спасибо за урок!

            Приложение №1 ( листы с заданиями)

Задание № 1

  1. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Мазнина о цветах незабудках.

         Из влажной и теплой                            Под лиственной сенью

         От солнца земли                                   В траве среди бора,

         Взошли незабудки                                 Как будто бы в нем

         И так расцвели                                      Заплескали озера!

     2.   Приходилось ли вам видеть незабудки?

     3.   Чем они привлекали ваше внимание?

     4.   С чем сравнивает автор цветы и почему возможно такое сравнение?

     5.    Практическое задание:

-    выпишите из текста все глаголы;

-    сделайте морфемный и морфологический разборы;

-    объясните написание приставок.

  Дополнительная информация:

     Незабудка - двулетнее растение семейства бурачниковых. В диком виде распространена очень широко. Выращивается в садах примерно с XV века. По преданию, богиня Флора дала скромному цветку такое имя, потому что она наделила его чудесной силой - возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину. Компактные растения незабудки высотой  15 - 45 см имеют очень сильно ветвящиеся от основания стебли. Во время цветения они сплошь покрыты мелкими цветками небесно- голубого цвета, хотя известны формы и сорта с белыми и розовыми цветками. Цветки собраны в небольшие кисти.

Растения очень морозостойкие и теневыносливые. Зацветают они в мае - начале июня.

Задание №2

1.   Познакомьтесь со стихотворением В. Берестова «Май»

Фиалки, ландыши для нас

 Веселый май в тиши припас.

Но мы их обрывать не будем

Пускай цветут на радость людям!

2.   Какова главная мысль, высказанная поэтом?

3.   Практическое задание:

-    найдите сказуемые;

-    выпишите из текста эти сказуемые;

-    чем они выражены;

-    укажите время и наклонение глаголов.

            Приложение № 2 (тест по  Глаголу)

№1. Найдите глагол.

       1.бегун

       2.бежать

       3.бегая

       4.бегущий

       5. бегло

       6.беглый

№2. С какими глаголами НЕ пишется слитно?

  1. (не)пишет
  2. (не)было
  3. (не)домогает
  4. (не)боится

№3. Найдите глагол совершенного вида.

       1.раскинет

       2.замираешь

       3.цепляется

       4.укреплять

№4. Какой глагол обозначает действие, совершенное до момента речи?

       1.исследуешь

       2.участвовал

       3.будет петь

       4.чувствует

№5. Какой глагол относится к I спряжению?

       1.стро…ть

       2.обид…ть

       3.дежур…ть

       4.слуш…ть

       5.завис…ть

№6. В каком слове на конце пишется Ь (мягкий знак)?

       1.морж…

       2.мимо дач…

       3.товарищ…

       4.отреж…

№7. Какой глагол относится ко II спряжению?

       1.они кол…т

       2.ты гон…шь

       3.они бор…тся

       4.он стел…т

№8. В каком глаголе пишется –ться?

  1. мальчик учит…ся
  2. спортсмены соревнуют…ся
  3. девочка одевает…ся красиво
  4. самолёт начинает снижат…ся

№9. Найдите  глагол с родовым окончанием.

       1.пишешь

       2.восходит

       3.засну

       4.скрипнет

       5.посмотрела

№10. В каком выражении слово МЧАТЬСЯ употреблено в переносном смысле?

       1.мчится по дороге

       2.они мчатся к финишу

       3.надо мчаться на урок

       4.время мчится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку "Знакомство с системой времён глагола в русском языке" 3 класс.УМК "Гармония"

Сценарий данного урока разработан с позиций деятельностного метода обучения на основе методических рекомендаций М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко к учебнику русс...

Коррекционная работа по развитию устной и письменной речи на уроках русского языка в 5 классе

Данный материал помогает выбрать эффективные методы коррекции по развитию устной и письменной речи в 5классе...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Возникновение письменности. Занятие кружка "Занимательный русский язык" в 6 классе.

Учащиеся знакомятся с пиктографией,  иероглифами,  клинописью....