«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях дополнительного общего образования»
статья по теме

Шубина Ирина Михайловна

 Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: - осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития;  ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях дополнительного общего образования»

   Выполнила: Шубина Ирина Михайловна

  учитель изобразительного искусства

МОАУ СОШ 22,

преподаватель дополнительного образования.

Актуальность темы.

 Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: - осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития;  ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной и др.

Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми. Действительно, проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Ведь раскрытие талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Где наблюдается резкое возрастание потребности в творческих людях, обладающих нестандартным мышлением, им легче найти работу, сделать карьеру. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.         

В рамках реализации программы развития МОАУ СОШ  № 22 «ДостижениЯ» на  2009-2013 год  и программы развития  и поддержке  одаренных детей мной, как классным руководителем 5 А класса и преподавателем дополнительного образования  была намечена цель исследовательской  работы с одаренными детьми в области художественного  направления.

Цель исследования - выявление  особенностей, содержания и методики реализации психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одаренных детей в условиях дополнительного общего образования.

Объект исследования — процесс обучения и развития детей в структуре дополнительного общего образования художественного  направления.

Предмет исследования - система психолого-педагогической работы с одаренными детьми в условиях дополнительного общего образования в области изобразительного искусства.

Гипотеза исследования - психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в условиях дополнительного образования может быть эффективным, если:

- детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;

- создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;

- ведущим условием развития одаренного ребенка выступает личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, реализующий индивидуально-ориентированные педагогические технологии.

Методы исследования:

1) теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по вопросам выявления, обучения и развития одаренных детей;

2) эмпирические - анкетирование, тестирование учащихся, педагогическое наблюдение; анализ продуктов деятельности; экспертная оценка;

3) статистические - математическая обработка данных исследования.

Организация исследования.

В качестве основной базы исследования являлась МОУ СОШ № 22 и кружок по изобразительному искусству «Росток»

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2007-2008 гг.) анализировалось состояние научной разработанности проблемы одаренности, изучался опыт психолого-педагогической работы с одаренными детьми на базе школы; определялась теоретическая  база исследования; формулировались цель, объект, предмет исследования, его гипотеза и задачи.  Были отобраны методики и диагностики  выявления одаренных детей в области изобразительного искусства. Знаменитый американский психолог П. Торранс, прославившийся своими исследованиями творческой одаренности был взят за основу исследования. 

Для того чтобы объяснить роль творческих способностей в понимании, предсказании и развитии творчества П. Торренс предложил модель из трех частично пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям, творческим умениями творческой мотивации. Высокий уровень творческих достижений может ожидаться только при совпадении всех этих трех факторов.

На втором этапе (2008-2009 гг.) проводился проблемно-ориентированный анализ состояния и перспектив развития системы дополнительного общего образования, выявлялись условия и факторы эффективной работы с одаренными детьми в изобразительной  деятельности. Разработав программу дополнительного образования в школе – кружок «Росток», особое внимание  уделялось личностно-ориентированному подходу, проектной и исследовательской деятельности учащихся, работа с родителями.

На третьем этапе (2009-2010 гг.) осуществлялись систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка.

Статистическая обработка. На примере личного портфолио - Турловой Ангелины, одной  из учениц МОАУ СОШ № 22, классным руководителем которой являлась и руководителем внеурочной занятости, можно увидеть результат  работы в области психолого - педагогического сопровождения одаренных детей. 2012 год – стипендиат премии мэра эстетической направленности.

Таким образом, значимость исследования заключается в том, что исследования вносит определенный вклад в развитие дополнительного образования, расширяет и обогащает представления о возможности эффективного обучения одаренных детей в неурочное время. Предложенная модель П. Торренса, из трех частично пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям, творческим умениями творческой мотивации подтвердилась, что высокий уровень творческих достижений может ожидаться только при совпадении всех этих трех факторов.

Практическая значимость исследования состоит в результате  психолого педагогической поддержке и развития одаренных детей, их личностному росту и достижению качественных результатов в художественной области, раскрытие талантов ребенка, которое  важно не только для него самого, но и для общества в целом. «Одарённость человеку даёт природа и творческий дух среды обитания» слова Георгия Александрова.

Творческие способности - безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: "Талант всегда пробьется", Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в условиях сельской школы, реализация их потенциальных возможностей"

Данный проект показывает систему деятельности и организации работы с одаренными и талантливыми детьми. ...

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Педагогическое сопровождение – взаимодействие , в ходе которого ученик выполняет действие, а педагог создает условия для осуществления и осмысления этого действия....

Статья на тему: Решение проблемы поиска, развития и сопровождение одаренных детей в условиях

В статье представлен обпыт работы с одаренными детьми нашего образовательного учреждения....

Организация психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования

Презентация об основах организации психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования...

Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения учащихся в условиях дополнительного образования

Для создания конструктивной альтернативы употребления наркотиков, реализации вышеназванных потребностей необходимо активнее вовлекать учащихся в современные интерактивные формы внеучебной и внеурочной...

Организация методической работы по сопровождению одаренных детей в организации дополнительного образования

В статье представлен опыт работы временной творческой группы "Одаренные дети" педагогов ЦДТ "Хибины" города Кировска...

«Развитие системы поддержки и сопровождения одаренных детей в условиях школьного образования»

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы обра-зования....