«Развитие системы поддержки и сопровождения одаренных детей в условиях школьного образования»
презентация к уроку по обж
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы обра-зования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация о поддержке одаренных детей | 2.13 МБ |
Подписи к слайдам:
План: Актуальность темы. Понятия «одарённость», «одарённый ребёнок». Категории одарённых детей. Проблемы одарённых детей. Этапы и формы выявления одарённых детей. Психолого- педагогическое сопровождение одарён-ных обучающихся. Основные направления работы с одарёнными обу- чающимися. Направления работы школы с одарёнными детьми. Принципы и стратегии обучения интеллектуально одаренных обучающихся. Виды активных форм организации обучения интел-лектуально одаренных обучающихся. Подведение итогов.
Актуальность Распознав свои таланты, дети с их особыми нуждами, независимо от тех проблем и ограничений, с которыми они сталкиваются, всегда могут внести в общество свой собственный вклад. Стефани Дезибур Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы обра-зования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей»Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится следующее:« В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений школьников при приеме в вузы. Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты». Приказ № 271 от 04.02.2010 г.
Понятия «одарённость», «одарённый ребёнок». Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких резуль-татов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выде-ляется яркими, очевидными, иногда выдающимися дости-жениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Программа «Психолого-педагогического сопровождения одаренных детей” объединяет блоки основного и дополнительного образования через психолого-педагогический блок для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей.
Все одарённые учатся легко и быстро ! (стереотип особенно распространён в учительской среде). Лёгкая обучаемость относится к одарённости, но это лишь один из её видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни). * Великий Альберт Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике, как иногда сообщается) он был исключен из гимназии. Кстати сказать, при достаточно благонравном поведении.
Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей Неровно успевающий. Выбивающийся из общего темпа. Странный в поведении, непонятный. Занятый своими делами (индивидуалист). Не умеющий общаться, конфликтный. Иногда тугодум, не может понять очевидного. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству. Это в большей мере относится к творчески одарённым. Творческая одарённость - большое счастье и испытание для обладателей этого дара, и для учителей и родителей.
Проблемы одаренных детей: Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей: Неприязнь к школе. Игровые интересы. Погружение в философские проблемы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Стремление к совершенству. Ощущение неудовлетворенности. Нереалистические цели. Сверхчувствительность. Потребность во внимании взрослых. Нетерпимость. Низкая продолжительность сна.
Сделать так, чтоб ребенок почувствовал себя признан-ным и востребованным. На-учить конструктивно стро-ить отношения с ровесни-ками и взрослыми людьми Повышать интеллектуаль-наую нагрузку, излагая интересные факты,продумывая персональные задания, задания на выбор, интег-рированные задания. Всё, чтобы развивать познава-тельную активност этих детей. Признание таким детям необходимо для ус-пеха. Поэтому ,создание ситуаций успеха необходимое условие для развития одаренности. Необходимая стимуляция: доска почета, ведение портфолио учащихся, интеллек-туальные встречи, брейн-ринги, конкурсы, на ряду с обучением саморегуляции . Организация внешкольной занятости ребенка. Развитие социальных и коммуникатив-ных навыков. Убедиться в том, что у ребен-ка нет нервозов, перед тем, как начинать развивающую работу.
«Совершенствование системы выявления и поддержки творческого потенциала каждого обучаемого» Давно замечено,что талантливые являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития. Г.В.Плеханов
Этапы работы по выявлению одаренных детей :
Принципы обучения интеллектуально одарённых обучающихся
Формы работы по обучению интеллектуально одаренных детей в условиях общеобразовательной школы - индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения; - активные формы обучения - дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам; - участие в школьных и районных олимпиадах; - проектная деятельность обучающихся; - научно-исследовательская деятельность обучающихся; - посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий; - конкурсы, интеллектуальные игры, викторины; - создание портфолио обучающихся;
Инструментальный (характеризует способы его деятельности) Мотивационный (характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности) Признаки одарённости охватывают два аспекта поведения одарённого ребёнка:
Структура детской одаренности: мотивационный аспект - Повышенная избирательная чувствительность к предметной (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.), физической, познавательной, художественно-выразительной и другим видам деятельности. - Повышенная потребность в познавательной деятельности: ненасытная любознательность, готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности, упорство, трудолюбие, ярко выраженный интерес и увлеченность познавательной деятельностью, получение удовольствия от собственной познавательной активности. - Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации , неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. - Высокая требовательность к результатам собственного интеллектуального труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству. - Устойчивая склонность к повышенным интеллектуальным нагрузкам.
С истематизация информации об ода рённых детях в школе
Критерии, положенные в основу классификации видов одарённости «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» «степень сформированности одарённости» «форма проявления» «широта проявлений в различных видах деятельности» «особенности возрастного развития» «уровень достижений»
Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы» Практическая деятельность Познавательная деятельность Художественно -эстетическая деятельность Коммуникативная деятельность Духовно-ценностная деятельность одаренность в ремеслах, спортивная организационная интеллектуальная хореографическая сценическая литературно-поэтическая изобразительная музыкальная лидерская аттрактивная ( установка на другого человека в совместной деятельности) одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов одаренность в служении людям
Виды одарённости по критерию «форма проявления»
Виды одарённости по критерию «степень сформированности одарённости»
Виды одаренности по критерию “ широта проявлений в различных видах деятельности” общая (или интеллектуальная) одарённость специальная одарённость
Виды одарённости по критерию “ особенности возрастного развития”: ранняя одарённость ( вундеркинды - дети с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности); поздняя одарённость
Содержание работы по развитию одаренных детей.
Дискуссионные формы организации обучения: сократическая (сократовская) беседа, интеллектуальная разминка, групповое интервью, групповая дискуссия, дельфийский метод, круглый стол, мозговой штурм, сеть ассоциативных связей (САС). Игровые формы организации обучения: ролевая игра, имитационная игра, деловая игра, организационно - деятельностная игра, психодрама, социодрама. Смешанные формы организации обучения: м етод ХОБО, индивидуальный практикум, метод деловой поездки (метод «Выездной семинар»), психогимнастическое упражнение, метод разбора документов (метод «Баскетбольная корзина»), метод инцидента, метод «Лабиринта действий», метод анализа конкретных ситуаций (case-study, гарвардский метод). Комплексные формы организации обучения: социально-психологический тренинг. Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся
Метод кейсов (от англ. сase method (кейс-метод), case-study (кейс-стади ), метод конкретных ситуаций) – техника обучения, при который обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.
Ускорение обучения (раннее поступление в школу, институт, «перепрыгивание» через класс, частные школы и др.). Углубление обучения ( школы с углубленным изучением математики, физики, иностранных языков и др.) Обогащение обучения ( научно-исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; учебные миникурсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.) Проблематизация обучения ( использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.) Стратегии обучения интеллектуально одаренных обучающихся
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей Цель сопровождения: создание условий гармоничного развития одарённого ребёнка; Задачи психолого-педагогического сопровож-дения: — предупреждение возникновения проблем развития ребенка; — содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимо- отношений со сверстниками, учителями, родителями); — психологическое обеспечение образовательных программ; — формирование психологической культуры учащихся, роди- телей, педагогов.
Ступени обучения
Образовательная среда, способствующая выявлению и поддержке талантливых детей.
Критерии отбора учителей для работы с одаренными детьми
Требования к личности учителя, работающего с одарёнными обучающимися: увлечённость своим делом желание работать нестандартно знание психологии одарённых учащихся любознательность эрудированность поисковая активность мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися нравственность знание всех областей человеческой жизни
“ К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в условиях сельской школы, реализация их потенциальных возможностей"
Данный проект показывает систему деятельности и организации работы с одаренными и талантливыми детьми. ...
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях дополнительного общего образования»
Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.Актуальность работы с одаренными детьми определяет...
Технология поддержки и сопровождения одаренных детей.
Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отл...
Статья на тему: Решение проблемы поиска, развития и сопровождение одаренных детей в условиях
В статье представлен обпыт работы с одаренными детьми нашего образовательного учреждения....
Опыт реализации проекта "Выявление, педагогическая поддержка и сопровождение одаренных детей в МБОУ «Гимназия им. Горького»
Статья рассказывает об опыте работы МБОУ "Гимназия им.ГОрького" с одаренными детьми....
Доклад на тему: "Система выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей в сфере естественнонаучного образования в условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка».
В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный проект «Образование», в рамках которого предусмотрена реализация нацио...
Поддержка и сопровождение одаренных детей
Оказание помощи в решении их индивидуальных проблем (физическое и психологическое здоровье, общение), создание условий для самореализации и профессиональное самоопределение....