Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения учащихся в условиях дополнительного образования
статья по психологии на тему

Для создания конструктивной альтернативы употребления наркотиков, реализации вышеназванных потребностей необходимо активнее вовлекать учащихся в современные интерактивные формы внеучебной и внеурочной деятельности, позволяющие подросткам реализовать эти потребности. Необходимо создавать условия для формирования позитивных жизненных ценностей, стремления к здоровому образу жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_profilaktika_v_usloviyah_dopobrazovaniya.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения учащихся в условиях дополнительного образования.

Севостьянова Юлия Валерьевна

Директор

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Олимп»,

г. Санкт-Петербург, Россия.

Согласно новым требованиям обучения, конечной целью учебного процесса должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной личности ребенка.

Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности является одним из самых эффективных способов реализации новых требований.

В настоящее время дополнительное образование детей рассматривается как неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для интеллектуального, духовного, физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей, как одно из приоритетных направлений образовательной политики современной России.

В тоже время, современный период развития российского общества характеризуется динамическими процессами изменения социокультурной среды, возрастанием агрессивного влияния информационного пространства, приводящие к возрастанию стрессовых ситуаций, потере чувства безопасности и стабильности, которые, в свою очередь, приводят к стремлению уйти от реальности.

В настоящее время получают распространение различные формы дезадаптации в подростковом возрасте, и самой массовой, по данным специалистов, является аддиктивное поведение, сущностью которого является уход от дискомфорта с помощью приема психоактивных веществ или фиксации внимания на определенных видах деятельности.

По результатам социологического исследования подростков Санкт-Петербурга (опрошено более 60 тыс. учащихся 6-11 классов) на предмет употребления наркотических, психотропных и других токсических веществ только половина респондентов отрицательно относится к употреблению табака и алкоголя.  В качестве основных побудительных мотивов употребления психоактивных веществ подростки называют:

  • Стремление к удовольствию, необычные ощущения (30,7%);
  • Стремление избавиться от неприятных переживаний, мыслей(26,6%);
  • Все в жизни надо попробовать(21,3%) [3]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для создания конструктивной альтернативы употребления наркотиков, реализации вышеназванных потребностей необходимо активнее вовлекать учащихся в современные интерактивные формы внеучебной и внеурочной деятельности, позволяющие подросткам реализовать эти потребности. Необходимо создавать условия для формирования позитивных жизненных ценностей, стремления к здоровому образу жизни.

С этой целью на базе ГБУ ДО ДДТ «Олимп» создан и уже много лет успешно решает поставленные задачи отдел профилактики наркозависимости. Осуществляют работу педагоги-психологи с опытом, как индивидуальной, так и групповой тренинговой работы не только с детьми, их родителями, но  также и с преподавательским составом учреждений. Все это требует от специалистов высокого профессионализма и опыта работы, высокой стрессоустойчивости и мотивированности в работе.

Еще одной особенностью такого рода внеурочной деятельности является организация самих занятий на базе образовательного учреждения. Образовательные учреждения Санкт-Петербурга имеют большой выбор организаций, проводящих профилактическую работу с учащимися. Для привлечения внимания к работе именно нашего учреждения сотрудники отдела выступают на городских и всероссийских семинарах, конференциях, организуют собственные площадки для того, чтобы делиться своим опытом, где демонстрируют свои профессиональные разработки, программы.  Немаловажное значение имеет и результативность работы сотрудников  отдела профилактики наркозависимости. Результативность профилактической работы нелегко оценить: она имеет отсроченный, а иногда и неявный результат, который проявится в будущем.  

Мы рассматриваем результативность работы в трех плоскостях:

Во-первых,  это приобретение школьником новых социально-значимых  знаний (о здоровом образе жизни, вредном воздействии ПАВ, о психологических особенностях личности, коммуникативных правилах и т.д.) Программы занятий, проводимых сотрудниками отдела профилактики, имеют большую содержательную часть, которая предлагается детям для обсуждения (Программы: «Скажи жизни «Да!», «Навыки здорового образа жизни», «Спасти и сохраниться», «Стоп ВИЧ!» и др.)

Во-вторых, результативность проявляется в формировании позитивного отношения школьника к жизни, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Сотрудники отдела, профессиональные психологи, в своей деятельности большое значение уделяют, как раз, созданию безопасной и доверительной атмосферы в детском коллективе.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов ГБУ ДО ДДТ «Олимп» ежегодно проводит конкурсы на социально-значимую тематику. Отдел профилактики ежегодно организует районный антинаркотический конкурс «Мой мир», который в 2017-2018 учебном году проводился уже в 14-й раз, и в нем приняло участие более 250 школьников из 25 образовательных учреждений. Ребята проявляют свою творческую и социальную активность, участвуя в разработке социально значимых проектов (социальная реклама, социальные акции и т.п.)

Можно с уверенностью сказать, что работа по позитивной первичной профилактике аддиктивного поведения, которую проводят сотрудники отдела профилактики наркозависимости ГБУ ДО ДДТ «Олимп»  результативна.  По отзывам образовательных учреждений, в детских коллективах улучшается психологический климат, повышается уровень коммуникативной и социальной  компетенции, да и сами образовательные учреждения стремятся и дальше сотрудничать с нашим учреждением.

Таким образом, дополнительное образование позволяет развивать у детей навыки адаптации к современному обществу, предоставляет возможности для самоопределения и самореализации учащихся,  стимулирует процессы личностного саморазвития. И это особенно важно в условиях внедрения ФГОС.

Список использованной литературы.

  1. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г.)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17 декабря 2010г.)
  3. Первичная психолого-педагогическая профилактика наркозависимости среди учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Под ред. Алексеева С.В. СПб: СПБ АППО, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика аддиктивного поведения учащихся МБОУ СОШ№15 г. Нерюнгри РС(Я)

За последнее время количество детей с трудностями в обучении и ухудшении состояния здоровья резко возросло. Работа по профилактике правонарушений и их рецидивов, пропаганда здорового образа жизни в по...

"Работа по профилактике аддиктивного поведения учащихся образовательного учреждения"

Аддиктивное поведение учащихся школы. Профилактическая работа....

Нормативные локальные акты ОО для обеспечения деятельности ППк образовательной организации и специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ/инвалидностью в условиях инклюзивного образования

В статье рассматриваются цели, задачи, этапы работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации в условиях инклюзивного образования....

Психолого-педагогический семинар "Профилактика суицидального поведения подростков"

В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суи...

Отчетная работа Тема: «Индивидуальный подход в обучении с учетом особых образовательных потребностей учащихся в условиях дополнительного образования на примере физкультурно-спортивной направленности

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовател...

10 ПРАВИЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

С 2007 года я использую в своей практике исследовательские методы обучения, и за эти годы сформировалась определенная система. Предлагаю Вашему вниманию несколько правил, которые могут помочь в осущес...

Игра как метод профилактики аддиктивного поведения учащихся

Игра один их доступных видов деятельности, способ переработки впечатлений, полученных из окружающего мира. В игре ярко проявляются особенности воображения и мышления ученика, его активность, эмоционал...