Система психолого- педагогической деятельности по адаптации детей к условиям средней школы
материал

Власова Ольга Васильевна

 Доклад «Система психолого- педагогической деятельности по адаптации детей к условиям средней школы»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат № 2 VIII вида»

                                                                     

                                                                       

Школьный педсовет по теме

«Преемственность в работе начального и среднего звена в коррекционной школе»

ДОКЛАД

«Система психолого- педагогической деятельности

по адаптации детей к условиям средней школы»

                                                                                             Выполнила:

                                                                                      Власова О. В.

г. Улан- Удэ

2016 г.

     Учащиеся начальной школы при переходе в пятый класс испытывают множество трудностей как учебных, так и психологических: смена режима, увеличение нагрузки, появление новых учителей, каждый из которых имеет свою манеру преподавания и общения, новая обстановка и др. Всё это нередко влечёт за собой снижение успеваемости, психологические проблемы, потерю ученической мотивации.

     Задача педагогов заключается в максимальном снижении дискомфорта школьникам на переходном этапе.

     Дети с ОВЗ особенно нуждаются во всесторонней поддержке взрослых. Каждый ученик имеет свои особенности в усвоении учебного материала и его объёме, в методах решения учебных задач, в восприятии происходящего, в уровне работоспособности.

     Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

Возникают проблемы: снижение успеваемости, возникновение негативного психического состояния, чреватого соматическими и психическими заболеваниями и негативными последствиями в поведении обучающихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Наиболее частые причины возникновения проблем:

Изменение условий обучения. 

Вместо одного учителя, который выполнял практически роль второй мамы, которая и подскажет, и направит, появляется много учителей. Каждый предмет изучается в своём кабинете, и таких кабинетов много. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу. Надо выучить всех новых учителей, расположение кабинетов, со многими учителями выстроить свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься, а в итоге повышается тревожность.

Неспособность ученика адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников. 

Учась в начальной школе, ребёнок был ориентирован на одного учителя, требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и те же. Большое количество учителей порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, отстаивают свою точку зрения. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам, требуют ответа только с поднятой рукой, никаких споров и шума. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. По одному предмету учитель требует завести отдельную тетрадь –справочник, на другом уроке все термины записываются в конце обычной рабочей тетради. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать. Как выстроить модель своего поведения? Пока ребёнок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

Учителя средней школы не всегда учитывают функционально-психологические и личностные различия между пятиклассниками и более старшими учащимися и предъявляют учащимся 5-го класса требования, неадекватные возрасту.

Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностей и реальных учебных результатах.

-Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методов обучения.

-Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.

Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствие с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Отрицание всего, что было наработано, не принесёт позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.

-Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Экономя время урока, педагоги иногда забывают о создании доброжелательной рабочей атмосферы на уроке в целях ликвидации негативных эмоций, преодоления волнения, тревоги, раздражения.

-Отсутствие ситуации успеха для школьников.

Ошибочным является мнение педагогов среднего звена в том, что создание ситуации успеха, игровые моменты – это удел начальной школы, а в 5-ом классе нужно приучать к нелёгкому учебному труду. Для пятиклассников ситуация успеха и эмоциональные переживания продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

-Отсутствие сочетания коллективных форм обучения с групповыми и индивидуальными. 

В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителя перемещаются к сверстникам. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, в парах. Кроме того, позитивные отношения к сверстникам они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.

-Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе.

-Неподготовленность к восприятию усложнённого содержания учебных курсов в 5-ом классе

-Неспособность ученика справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашнего задания.

-Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.

Нередко с переходом учащихся в 5-ый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроке, записей с номерами домашних заданий, отсутствие самих домашних работ. Родители к 5-му классу устают от проверки тетрадей своих детей, полагаются на навык ребёнка всегда выполнять домашнее задание в полном объёме. Учителя сетуют на объёмы работ и обилие классов. Пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома.

-Появляются запуски и пробелы в знаниях.

В начальной школе пробелы и «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторным объяснением сразу, как только было замечено не усвоение ребёнком учебного материала (класс один, можно успевать контролировать всех). В 5-ом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему, ребёнок рискует не понять и следующую. Материал усложняется от урока к уроку, затягивается узел незнаний, появляются двойки.

-Отсутствие личностного контакта ученика с учителем.

Пятиклассники – народ эмоциональный. Во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, нравится и предмет. Это в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

     «Переход из первой ступени обучения во вторую – переломный момент в жизни ребёнка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.

     В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными", чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 4–5 недель после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше (именно эти школьники требуют повышенного внимания).

     Данные задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности психолога, педагогов, администрации школы и родителей. Поэтому задача психологической службы школы – наладить такое сотрудничество.

     Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации.

Работа по преемственности ведётся по трём направлениям:

1. Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников

(управление - заместители директора по УВР)

2. Работа с детьми. (учитель, психолог, психиатр).

3. Работа с родителями (учитель, психолог, медработник).

     Придерживаясь данной модели, мы сможем:

- сохранить и укрепить  психическое здоровье пятиклассников;
- повысить уровень мотивации пятиклассников к учебной деятельности;
- улучшить  межличностные отношения между сверстниками;
- повысить  уровень мотивации родителей пятиклассников к участию в жизни класса.

    Из всего вышесказанного следует, что учащиеся начальной школы при переходе в пятый класс испытывают множество трудностей как учебных, так и психологических. Всё это нередко влечёт за собой снижение успеваемости, психологические проблемы, потерю ученической мотивации. Ученики коррекционных школ 8 вида имеют свои особенности в усвоении учебного материала и его объёме, в методах решения учебных задач, в восприятии происходящего, в уровне работоспособности. При переходе в среднее звено возрастает нагрузка на психику ребёнка, поскольку происходит резкое изменение условий обучения. Разнообразие требований, предъявляемых учителями, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики ребёнка с особыми образовательными способностями. Дети с ОВЗ особенно нуждаются во всесторонней поддержке взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей к условиям санатория, школы и временного коллектива

Есть учреждения, где детские коллективы меняются часто, от более быстрой адаптации к новым условиям зависит успешность ребёнка в коллективе и учебной деятельности. Для этого необходимо знать теоретиче...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации к среднему звену школы учащихся 5х классов

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с...

Система психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии в условиях школы-интерната

Сопровождение учащихся с особым образовательным маршрутом в условиях школы-интерната. Создание системы работы по сопровождению каждого ребенка.  Итогом работы всех спеицалситов  является еди...

Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР

Вариант  2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную  программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. В...

Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР

Альтернативная коммуникация— это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная....