Методическая разработка занятия "Слова и числа"
план-конспект занятия (6 класс) по теме
Интегрированное занятие по математике и русскому языку из серии занятий факультативного курса "Слова и числа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_slova_i_chisla.ppt | 167 КБ |
urok_pro_palindromy.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема: Слова и числа.
Палиндром - слово, палиндром - число.
Цели: 1. Обучающая:
Усвоение и творческое использование понятий: слово – палиндром, число – палиндром;
2. Развивающая:
- Развитие логического мышления и речи школьников;
-Совершенствование умений частично – поисковой познавательной деятельности, приемов наблюдения.
- Формирование умения нешаблонно, творчески подходить к решению заданий;
3. Воспитательная:
- Воспитание мотивов учения, уважительного отношения к словам и числам.
Методы: эвристический, исследовательский.
Технологии:
Технология «Интегрированная модель развития логического мышления»;
Информационно – коммуникационная технология.
Тип занятия: внеклассное мероприятие (за страницами учебника)
Вид занятия: исследование.
Средства обучения: компьютеры, таблицы «простые числа», портреты, кластеры, раздаточный материал, фрагмент фильма «Жизнь и творчество Маяковского В.В.», мультимедийный проектор.
Опережающая деятельность: подготовка исторических справок,
слайдов учащимися.
Ход урока
1. Организационно - мотивационный этап урока.
Интрига- разминка
Эпиграф: «Аки лев велика» (слайд№2)
Слово учителя:
-Что необычного вы видите в данной фразе?
(Фраза читается справа налево без изменения)
2. Проблемно-ориентированный этап урока.
Учитель:
-Как же называются такие слова и фразы? (палиндромы)
Вводится определение палиндрома (слайд №3):
Перевертень, палиндром, палиндромон (от греч. Palindromos- бегущий обратно), слово фраза или стих, которые могут читаться (по буквам или словам) спереди назад и сзади наперед, давая одинаковый смысл (слайд № 3).
Учитель:
-Начнем с простого. Возьмем трехбуквенные слова: боб, дед, кок, мим, око, пуп, шиш (слова записываются на доске).
-Продолжите ряд трехбуквенных палиндромов (работа по группам с последующим представлением и комментированием у доски).
-Усложняем задачу. Приведите примеры пятибуквенных слов- палиндромов.
( Примеры: заказ, довод, кабак, казак, комок, наган, потоп, ротор, топот, шабаш, шалаш – слайд №4).
-Приведите примеры иноязычных палиндромов
(gig(кабриолет), eve(канун), level(уровень) - англ.) - слайд№5
Выступление учащегося, подготовленного заранее:
Обычно палиндром, состоящий из пяти пятибуквенных слов, записывали в клетках квадрата. Необычные свойства этого квадрата заставляли приписывать ему магическую силу, и в этом просматривается параллель с математическими магическими квадратами. И те, и другие квадраты, вырезанные на пластинках из благородных металлов, носили в качестве амулетов, защищающих от болезней и злых духов; их изображения высекались на стенах храмов и дворцов. Ритуальное значение квадратов обуславливалось «дьявольской » сложностью их образования и темнотой малообразованных людей того времени.
(Демонстрация слайда №6 во время выступления учащегося.)
Задание:
Рассмотрим квадрат №2. Какую закономерность можно проследить в данном квадрате? (Сумма в строках, столбцах и диагоналях получается одинаковая, равная 15)
Учитель:
-Как здесь не удивляться, если в хаосе всевозможных размещений букв или цифр, вдруг получается такая гармония.
В дальнейшем палиндромы встречались на предметах цилиндрической формы или сферической формы в виде надписей, которые можно было читать, вращая предмет в любую сторону. От них пошли замкнутые фигуры или «круговертни». Эти примеры составил математик А. В. Болтрукевич. Если читать их в направлении по стрелке от указанной буквы, то можно прочитать слова аптека, пальто и лапоть, Африка и факир.
Историческая справка (выступление ученика)
В. В. Маяковский подарил Л. Ю. Бриг кольцо, на внутренней стороне которого по кругу были многозначительно выгравированы ее инициалы Л Ю Б, образующие круговертень ЛЮБЛЮ. Маленький, но интересный факт истории.
Демонстрируется фрагмент фильма о жизни Маяковского.
Выступление ученика (историческая справка):
Палиндромами увлекались люди еще до изобретения кроссвордов и сканвордов, считая, что это занятие развивает чувство слова, умение видеть его глубину, знать его способности выражать множество оттенков смысла и сочетаться с другими словами.
Демонстрация слайда №7 с полиномами – предложениями 19 века.
Ленин ел.
Огонь - лоб больного!
Театр тает.
Искать такси.
Да, искать такси - ад.
Осело колесо.
Леша на полке клопа нашел.
Работа в группах:
Придумайте свои примеры палиндромов – предложений.
(Оформляется на листах, потом демонстрируются ребятами)
Слово учителя: (показать вторую часть слайда№7)
-Любители словесных игр не ограничиваются отдельными предложениями, вот пример короткого сочинения о вопросах питания:
Ел еж желе
А сыр крыса,
Ишак каши,
А жук ужа.
Ужи жижу,
Ил ели
Я
Мед ем
И щи.
А щи пища.
Алексей Кашеваров
Пример палиндрома из классики:
«А роза упала на лапу Азора». (А.А. Фет)
Слово учителя:
В математике к понятию палиндрома нужен другой подход, потому что, в отличие от слова, любое число, написанное произвольным набором цифр, может существовать, например, 12345678987654321- вполне реальное число.
Только содержательная сторона, изюминка идеи отражения здесь отсутствует, посмотришь на это число, и скажешь: «Ну и что?». Если же написать верное математическое равенство из чисел палиндромов, то это число смотрится с большим интересом, появилась занимательность:
111111111*111111111=12345678987654321(слайд№8)
Можно поставить вопрос и так: найти квадраты целых чисел, которые неизменно читаются как слева направо, так и наоборот.
Некоторые из них найти легко:
11*11= 121, 111*111=12321,…
- Продолжите ряд.
-Какие числа получились? (Все получившиеся числа палиндромы)
- Применимо ли это правило к любому числу единиц? (да, число единиц не должно превосходить девяти)
- Есть и другие случаи, но их найти труднее, например 264*264=69696, 836*836=698896, 2285*2285=5221225.
- Есть палиндромы и среди кубов, например 11*11*11=1331.
Актуализация знаний:
-Вспомните, какие числа называют простыми?
-Рассмотрим таблицу простых чисел.
-Найдите среди первых пятидесяти простых чисел – числа- палиндромы.
(11,101, 131, 151, 181, 191)
-Сколько их всего - неизвестно!
Историческая справка (слова учителя):
- Одна знаменитая гипотеза в теории чисел так и называется «гипотеза о палиндромах».
Работа в группах:
Даны числа: 38,139, 48017(слайд№9)
Задание: прибавьте к ним числа палиндромы.
-Что получилось?
Повторите операцию сложения несколько раз.
-Какую гипотезу можно выдвинуть?
(Гипотеза утверждает о том, что независимо от того, какое число выбрано, после конечного числа шагов вы непременно получите палиндром.)
Слово учителя математики:
Иногда для достижения результата приходится делать большое число шагов, например для числа 89 ожидаемый результат получается после 24-го шага.
Слово учителя русского языка:
-Ребята, вы показали знания по математике и русскому языку.
- Обратимся теперь к литературе.
Из прозаических произведений, построенных явно с учетом симметрии, можно назвать роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Он состоит из шести частей и эпилога. В первых трех частях двадцать глав, в последующих, если считать эпилог за одну главу – тоже двадцать, и по объему первые три части с точностью до страницы составляют половину романа.
Любопытно вспомнить, что повесть Н.В. Гоголя «Нос» первоначально называлась «Сон», а его однокашник по Нежинской гимназии П.А. Лукашевич издал целый трактат о перевертнях.
3. Рефлексия:
Задания тренажеры рассылаются по локальной сети.
Проверка проводится с помощью слайда, на котором даны правильные ответы.
Задания:
1. Закончи фразу:
«Я разуму …»
«Хорошо …»
2. Найди ритмическую симметрию в стихотворении Фета А. А.
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
3. Докажи гипотезу палиндромов, используя следующие числа:
325, 641.
Домашнее задание по выбору:
- Подготовить коллекцию необычных слов, чисел (палиндромы).
- Подготовить презентацию на заданную тему.
- Составить фразы – оборотни.
Итог занятия: (слайд №10)
Прекрасное, - утверждал Данте, это когда части находятся в соразмерном отношении друг к другу; из гармонии частей вытекает чувство удовлетворения. Прекрасная речь, в которой слова соответствуют друг другу наилучшим образом.
Заключение – интрига:
Слова нос и сон приводят нас к еще одному понятию, которое называется «страшным» словом - оборотни.
Об этих словах мы узнаем на следующем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: образование существительных множественного числа. Лексическая тема: фрукты.
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка интегрированного урока "Стандартный вид числа"
Методическая разработка интегрированного урока (математика + физика) Урок обобщения - повторения при подготовке к ГИА....
Методическая разработка "Комплексные числа"
Данная методическая разработка предназначена для изучения темы "Комплексные числа" на факультативных занятиях учащихся 10-11 классов....
Методическая разработка урока «Нахождение части от числа и числа по его части»
Тема урока: «Нахождение части от числа и числа по его части»Урок в 5 классе . Цели:повторение и обобщение изученного материала;контроль за усвоением знаний;развитие математического кругозора, мышления...
Методическая разработка урока "Противоположные числа" 1 урок
Урок является первым в изучении темы «Противоположные числа». Основной целью урока является введение понятия числа, противоположного данному; показать обозначение чисел, противоположных данным; ...
Методическая разработка урока "Противоположные числа" 2 урок
Урок является вторым в изучении темы «Противоположные числа». Основной целью урока является введение понятия целых чисел, отрабатывать понятия противоположных и взаимно обратных чисел, умение ре...
Учебно-методическая разработка "Десятичная запись числа"
Учебно-методическая разработка "Десятичная запись числа" для 5 класса...