Разработка занятия математического кружка № 9
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Разработка занятия математического кружка № 8 с презентацией из тематического планирования математического кружка для 5 - 6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_mat_kruzhka_no_9.rar | 511.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие № 9
Цель занятия: - углублять и расширять знания учащихся по математике;
- развивать математический кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся;
- воспитывать настойчивость, инициативу;
- прививать интерес учащихся к математике.
- Приёмы устного счёта. Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятка.
Чтобы возвести в квадрат число пятого десятка (41, 42, …, 49), надо к числу единиц прибавить15, затем к полученной сумме приписать квадрат дополнения числа единиц до 10 (если этот квадрат – однозначное число, то перед ним приписывается 0).
Например:
432 = (15 + 3)×100 + 72 = 1849,
482 = (15 + 8)×100 + 22 = 2304.
Ещё проще возвести в квадрат число шестого десятка (51, 52, …, 59).
Для этого надо к числу единиц прибавить 25 и к этой сумме приписать квадрат числа единиц.
Например:
542 = (25 + 4)×100 + 42 = 2916,
572 = (25 + 7) ×100 + 72 = 3249.
- Биографическая миниатюра. Архимед (287 – 212 гг. до н. э.)
см. презентацию
- «Золотые мысли»
- Из всех языков мира самый лучший – это искусственный, весьма сжатый язык математики…
Н. И. Лобачевский
- Счёт и внимание - основы порядка в голове.
И. Г. Песталоцци
- Единственный естественный предмет математической мысли есть целое число. Жюль Анри Пуанкаре (1854-1912),
франц. математик, физик и философ
- Общество не замедлит ни минуты признать заслуги системы, в которой всё взято из природы и которая обладает такой простотой, какой не существует ни в какой другой системе.
Пьер Франсуа Андре Мешен (1744-1804), франц. астроном и геодезист,
и Жан Лерен Д’Аламбер (1717-1783),
франц. математик , о метрической системе мер.
- Решение олимпиадных задач
Задача 1. Сколькими нулями оканчивается произведение первых ста натуральных чисел?
Решение:
Десятки | Числа | Нулей | |||||||||
1-й | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Два |
2-й | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Два |
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
9-й | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | Два |
10-й | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | Три |
Таким образом, имеем: 2 × 9 + 3 = 21.
Ответ: произведение первых ста натуральных чисел оканчивается 21 нулём.
Задача 2. По улице шла девочка. Встретив старичка. Она поздоровалась. Старичок в ответ сказал: «Добрый день, маленькая девочка!» Девочка возразила, что она не маленькая, и тогда старичок спросил, сколько ей лет. Она ответила: «Я в три раза младше мамы, а мама на 2 года младше отца. Вместе нам 100 лет». Сколько лет девочке?
Решение: пусть х – возраст девочки, 3х – возраст мамы, (3х + 2)- возраст отца. Составим уравнение: х + 3х + (3х + 2)= 100, х = 14.
Ответ: девочке 14 лет.
Задача 3. Три землекопа за 2 ч выкопали три ямы. Сколько ям выкопают шесть землекопов за 5 ч?
Количество землекопов | Время работы, ч | Количество Выкопанных ям |
3 | 2 | 3 |
6 | 2 | 6 |
6 | 5 = 2×2,5 | 6×2,5 = 15 |
Решение: составим таблицу:
Ответ: за 5 часов шесть землекопов выкопают15 ям.
Задача 4. (расстановка часовых). Вдоль стен квадратного бастиона требовалось поставить 16 человек. Комендант разместил их так, как показано на рисунке 1, по 5 человек с каждой стороны.
Затем пришёл полковник и, недовольный размещением часовых, распорядился расставить солдат так, чтобы с каждой стороны их было по шесть.
Вслед за полковником пришёл генерал, рассердился на полковника за его распоряжение и разместил солдат по 7 человек с каждой стороны. Как расставили солдат полковник (рис. 2) и генерал (рис. 3)?
1 3 1 2 2 2 3 1 3
3 3 2 2 1 1
1 3 1 2 2 2 3 1 3
рис. 1 рис. 2 рис. 3
Задача 5. «Алло, Катя! Нам поставили телефон. Номер такой же, как у тебя, пятизначный. Первая цифра – простое число, следующие две цифры – двузначное простое число, а последние две цифры получаются из предыдущей пары перестановкой и образуют точный квадрат. Так какой у меня номер телефона?»
Решение: имеется всего шесть двузначных чисел, являющихся точными квадратами: 16, 25, 36, 49, 64, 81, но лишь одно из них 16 после перестановки цифр образует простое число 61. Таким образом, есть четыре номера телефона, удовлетворяющие условию: 2 – 61 – 16; 3 – 61 – 16; 5 – 61 – 16;
7 – 61 – 16.
- Старинные меры.
Меры длины во многом связаны с названиями частей тела человека.
Пядь – расстояние между кончиками пальцев мизинца и большого при их наибольшем удалении.
Локоть – расстояние от локтя до первого сустава среднего пальца.
Маховая сажень – расстояние между кончиками пальцев вытянутых в противоположные стороны рук.
Косая сажень - расстояние от левого каблука до концов пальцев вытянутой вверх правой руки.
С XVIII в. до 1917 г. на Руси действовала следующая система мер.
Меры длины:
миля = 7 вёрст = 7,5 км;
верста = 500 саженей = 1,068 км;
сажень = 3 аршина = 213,36см;
аршин = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 71,12 см;
четверть = 4 вершка = 17,77 см;
вершок = 4,445 см;
локоть = 66,6 см;
фут = 12 дюймов = 30,48 см;
дюйм = 2,54 см.
Меры площади:
десятина = 2 полудесятины = 4 четверти десятины = 8 осьмых десятины = = 10925 м2;
квадратная сажень = 4,552 м2;
квадратный аршин = 0,5058 м2;
квадратный вершок = 19,76 см2.
Меры массы и объёма сыпучих и жидких материалов.
Мерой массы служила гривна, которую затем стали называть фунтом. К концу XVII в. самыми распространёнными были меры, которые частично сохранились до настоящего времени:
1 четверть = 2 осьминам = 8 четверикам = 209,91 л;
1четверик = 26,239 л;
1 гарнец = 3,75 л;
1 берковец = 10 пудам = 163,8 кг;
1 пуд = 40 фунтам = 16,58 кг;
1 фунт 32 лотам = 96 золотникам = 409,512 г;
1 лот = 3 золотника = 12,79 г;
1 доля = 0,044 г;
1 аптекарский фунт = 12 унциям = 0,875 фунта = 358, 323 г;
1 унция = 8 драхмам = 29,86 г4
1 драхма = 3 скрупулам = 61аптекарскому грану = 3,696 г;
1 скрупула = 20 аптекарским гранам = 1,232 г;
1 аптекарский гран = 1,4 доли = 0,0616 г;
1 бочка = 40 вёдрам = 401,96 л;
1 ведро = 4 четвертям = 10 штофам = 20 бутылкам = 40 полубутылкам = =100 соткам = 200 шкаликам = 12,299 л;
1 четверть = 5 бутылкам = 4 полубутылкам = 10 соткам = 20 шкаликам = = 1,23 л;
1 бутылка (полуштоф) = 0,615 л.
Задание. Скольким килограммам равен 1 ласт и 1 берковец, если: 1 ласт = = 72 пудам; 1 берковец = 10 пудам?
- Оригами.
Приятно, когда на новогодней ёлке не только дорогие игрушки из магазина, но и украшения, сделанные своими руками. Попробуем сделать несколько простых украшений. Поможет нам в этом оригами – японское искусство складывания из бумаги.
История возникновения оригами уходит корнями в глубокую древность. Начало этого искусства, как утверждают «Японские хроники» («Нихонги»), восходит к 610г. Все фигуры складываются из одного или двух прямоугольных листов бумаги (см. рисунки в книге).
- Шуточные вопросы по геометрии.
- Что такое точка? [Угол, из которого вырваны стороны.]
- Что такое прямая? [Убежавшая точка.]
- Что такое угол? [Треугольник, из которого вынули одну сторону.]
- Что такое круг? [Равномерно расплывшаяся точка.] А шар? [Раздувшаяся точка.] А окружность? [Линия, которая без конца доходит до своего второго конца.]
- Можно ли нарисовать на доске точку? [Нельзя: то, что нарисовано, представляет собой тело.]
- Можно ли начертить на доске прямую? [Нельзя: мы не можем уйти в бесконечность.]
- Что такое кривая? [Это когда из последнего вагона виден локомотив.]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия математического кружка «Числа управляют миром!»
Основная цель занятия – развитие творческих способностей,...
Методическая разработка комбинированного занятия математического кружка для учащихся 7 классов
Вопросы, рассмотренные на данном занятии.1) Рассказ о Листе Мёбиуса (из рубрики – это интересно)Рубрика – это интересно. Занимательный, интересный и доступный материал. Это могут быт...
Методическое разработка занятия математического кружка для учащихся 8 класса «Диофантовы уравнения» Автор: Жукова Надежда Владимировна, учитель математики высшей квалификационной категории
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...
Занятие математического кружка "Фокусы-магия или математический расчёт?", 6 класс
На занятии математического кружка "Фокусы - магия или математический расчёт?" шестиклассники в игровой форме разгадывают секрет математических задач и не только....
Презентация к занятию математического кружка в 5 классе. Тема занятия "Волшебный мир иллюзий".
Презентация создана с учетом возрастных особенностей и содержит познавательный материал, развивающий интерес к математике учащихся 5 классов....
Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 1. Арифметика
Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...
Занятие математического кружка для учащихся 6 - 8 классов по теме "Математические софизмы"
Математические софизмы могут быть очень полезны. Разбор софизмов развивает логическое мышление, помогает сознательному усвоению обучаемого материала, воспитывает вдумчивость, наблюдательность, критиче...