Использование возможностей школьного музея в организации итоговых уроков и дополнительного образования учащихся.
статья по теме
Проблемы воспитания учитель решает на каждом уроке. Урок можно проводить не только в кабинетной системе, но и в другом учебном пространстве. Например – в школьном музее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование возможностей школьного музея в организации итоговых уроков и дополнительного образования учащихся. (Метейко И.В.)
Проблемы воспитания сегодня особенно актуальны. Нравственные болезни века отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, но в первую очередь – на детей и молодёжь. Чтобы оградить от них молодое поколение, необходимо руководствоваться известными принципами: любовью к родине, любовью к ближнему, усвоением многовекового духовного и нравственного опыта народа.
Проблемы воспитания учитель решает на каждом уроке. Урок можно проводить не только в кабинетной системе, но и в другом учебном пространстве. Например – в школьном музее.
Цели и задачи уроков:
- Духовное, нравственно-эстетическое и патриотическое воспитание школьников.
- Возрождение любви и интереса к истории и художественно-культурному наследию Москвы, России.
- Поддержка художественно одарённых детей, подростков.
В 2010-2011 учебном году уроки в музее проводились на темы:
«Осень»; «Жанры русских народных песен»
День памяти А.С. Пушкина
«Песни в землянке» - ко Дню Победы
По структуре уроки получились разнообразные: маленькие лекции; интерактивные экскурсии; музыкально-литературные композиции. Не секрет, что такие формы полезны не только учащимся. Для учителя тоже раскрываются широкие возможности для творчества, новых подходов.
Что же интересного удалось отметить в этих уроках?
«Осень» - 2 – 3 классы
Рассматривали предметы быта раздела «Русская изба».
Рассматривали заготовки на зиму, собранный урожай (учащиеся с удовольствием делятся своим жизненным опытом).
Вывод: ребятам нравятся небольшие экскурсии, отличная от «классной» обстановка.
«Жанры русских народных песен» - 4-е классы
Атмосфера народного быта помогает мысленно перенестись в другую эпоху, деревню. Зрительное погружение настраивает ребят на нужный лад. В такой обстановке и народные песни звучат понятно. Учащиеся с интересом принимают участие в выполнении заданий:
Дополнить звучание хора шумовыми инструментами.
Проинсценировать песню, отгадать ребус.
Обсудить изделия народных промыслов, игрушек.
Задуматься о применении старинных вещей.
В заключении учащиеся отвечают на вопрос: «Можно ли народные песни считать музеем истории народа?»
Основную цель этот урок выполнил – многие дети проявили интерес к старине, исполняли песни эмоционально, выразительно. Но нужно отметить, что продолжать такую работу необходимо. Ведь современная жизнь, порой, оставляет мало времени, чтобы задумываться о прошлом.
«День памяти А.С. Пушкина» - начальная школа
В этом году экспозиция была посвящена литературным произведения А.С. Пушкина, предметам об эпохе 19 века.
Ребята с большим интересом рассматривали предметы экспозиции, слушали музыку русских композиторов, которая сопровождала рассказ учителя.
Позже ребята написали отзыв об услышанном, нарисовали то, что запомнили. Результат: точное воспроизведение увиденного, повторение услышанного.
Далее работа будет продолжена не с нуля, а на «плодородной почве» знаний. Настроение, образ времени останутся в памяти.
В музыкально-литературной композиции «В землянке» принимали участие учащиеся 3 и 7 классов. Тема памяти, образ войны, отношение к ветеранам…
В нашей школе этой теме мы придаём огромное воспитательное значение. С гордостью отмечаем, что ученики отлично справились с заданием. Они рассказали о тех, кто пел, танцевал для бойцов – «о художественном обслуживании фронта». Презентация, выполненная старшеклассницей, дополнила зрительный ряд. Мелодии 40-х годов 20 века ожили, звучание аккордеона в руках семиклассника не оставило равнодушным никого.
Оценить работу ученика не всегда просто, в предметах искусства особенно.
Видно теплоту в глазах, выражение сопричастности… не у всех. Но ради этого стоит трудиться и жить.
В музеях детям рады. Но в музее нельзя экспонаты трогать. В музеях ждут подготовленных детей. Тех, которые могут слушать и слышать, которые умеют вести себя в общественном месте. Тех, кто умеет думать, сравнивать.
Учителя, воспитатели готовят детей к посещению музея кропотливо, ежедневно. Не надо забывать и о вкладе семьи в воспитательный процесс. В семьях, где родители уделяют воспитанию внимание не только беседами, но и личным примером, дети готовы к восприятию культуры и искусства.
Школьный музей – часть педагогического мира.
«Нам многое дано, и от нас многое ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой; и ни одной из этих обязанностей мы не вправе пренебречь»
(Теодор Рузвельт. 1858 – 1919. Американский политик, президент).
«Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы»
(Антуан де Сент-Экзюпери. 1900 – 1944. Французский писатель, лётчик)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование материалов школьного музея МБОУ «СОШ № 19» города Череповца на уроках и во внеурочной деятеятельности.
Использование материалов школьного музея МБОУ «СОШ № 19» города Череповца на уроках и во внеурочной деятеятельности.Слово музей происходит от греческого mouseĩon, что означает «храм музы»....
Использование ресурсов школьных музеев на уроках иностранного языка.
Краткий обзор возможного использования ресурсов школьных музеев на уроках английского языка. В МБОУ школе №22 есть выставочный зал, а так же музеи "ГЕОЛОГИИ" и "АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ"....
Использование материалов школьного музея на уроках информатики
Интеграция информатики и школьного музея...
Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".
Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...
Особенности работы по формированию социального интеллекта учащихся с детским аутизмом на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда.
Актуальность и целесообразность реализации программы по формированию социального интеллекта для детей с ранним детским аутизмом (РДА), имеющих сложный дефект, который приводит к нарушению связей с соц...
Возможности школьного туризма как средства интеграции основного и дополнительного образования в МАОУ "Курманаевская СОШ"
Среди разнообразных средств, способствующих формированию нового человека, особое место принадлежит туризму и краеведению, занимающим прочные позиции в учебно-воспитательном процессе, осуществляющих ра...
Из опыта использования возможностей школьного историко-краеведческого музея в учебно-воспитательном процессе.
использование школьного музея...