Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".
статья по истории на тему
Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" с использованием коллекции школьного музея Краснознамённой местной противовоздушной обороны (КМПВО) Ленинграда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности работы с учащимися с ранним детским аутизмом в коррекционной школе 8 вида. | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ КМПВО ЛЕНИНГРАДА
Звонова Людмила Павловна, учитель истории, ГБОУ СКОУ школы 8 вида № 18 Центрального района Санкт – Петербурга.
В нашей школе несколько лет обучаются дети с ранним детским аутизмом (РДА). Первые учащиеся пришли в школу в 2008 году в 5 класс. За прошедшие годы накопился достаточный опыт социальной и коррекционной работы с данными учащимися.
Аутизм представляет собой расстройство умственной деятельности, при котором больному сложно общаться с окружающими людьми и понимать их. При аутизме отдельные сегменты мозга не могут работать чётко и слаженно. У большинства людей, страдающих таким заболеванием, всегда будут сложности в отношениях с окружающим миром. При этом симптомы такого заболевания могут очень отличаться по интенсивности в каждом конкретном случае. Более того, со временем, индивидуальные проявления и поведение у таких детей могут меняться.
Школьный музей Краснознамённой местной противовоздушной обороны (КМПВО) Ленинграда был открыт 27 апреля 1976 года. В годы Великой Отечественной войны в здании школы размещались роты 339 отдельного городского батальона МПВО Ленинграда. В память об этом у входа в школьный музей установлена мемориальная доска.
Экспозиция школьного музея рассказывает о конкретной работе частей МПВО, мужестве, самоотверженности воинов, проявленных при исполнении служебного долга по защите населения и сохранению городского хозяйства Ленинграда во время фашистской блокады.
Учащиеся с РДА впервые пришли в школьный музей в 5 классе. Поведение большинства из них было неадекватным: они закрывали глаза, т.к. боялись смотреть на стенды и экспонаты, связанные с жизнью во время блокады Ленинграда; отворачивались от экскурсовода и не хотели слушать о деятельности бойцов МПВО. У некоторых детей неадекватность поведения выражалась в аффективных вспышках.
Поэтому возникла потребность в разработке необходимых организационно- педагогических условий, позволяющих реализовать внутренний потенциал аутичных детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В частности, создание специальной программы деятельности школьного музея КМПВО Ленинграда для учащихся с ранним детским аутизмом, в которой были учтены конкретные индивидуальные особенности и потребности каждого ребёнка.
Патриотическое и гуманистическое воспитание школьников с опорой на общечеловеческие ценности является сегодня одной из приоритетных задач
нашего общества. Поэтому особенно актуальна и целесообразна реализация программы в школе для детей, имеющих сложный дефект, который приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Такие учащиеся самостоятельно не в состоянии воспринять социальные нормы и требования.
Данная программа ставит своей целью создать оптимальные условия для учащихся и педагогов в использовании музейной коллекции для воспитания, обучения и социальной адаптации учащихся с ранним детским аутизмом на основе взаимосвязи и преемственности в историко-патриотическом воспитании и социализации детей с ограниченными возможностями в 5-9 классах. Формирование у учащихся любви к Родине и уважения к ветеранам войны и труда.
Для реализации указанной цели необходимо решение следующих задач:
- Воспитание патриотизма и культуры наследования, обеспечивающих включение подрастающего поколения в процесс воспроизводства ценностей патриотизма, петербургской и мировой культуры.
- Использование материалов музея в организации и проведении учебно – воспитательного процесса, рассчитанное на длительный срок.
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Активная экскурсионно-массовая работа с учащимися.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми-аутистами представлена системой психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в их психическом развитии.
Коррекционно – развивающие задачи:
- Установка эмоционального контакта.
- Коррекция отклонений в интеллектуальном развитии (мышление, память, внимание, речь).
- Развитие умений устанавливать последовательность событий и причинно - следственные связи; развитие познавательных способностей учащихся.
- Способствовать преодолению неадекватных форм поведения.
- Развитие коммуникативных навыков.
Построение коррекционно-воспитательной работы с детьми-аутистами в соответствии с названными задачами обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития ребёнка-аутиста.
Ожидаемые результаты:
- Формирование у учащихся любви к Родине, уважения к ветеранам войны и труда через встречи и оказание конкретной помощи ветеранам.
- Разработка и проведение музейно – педагогических занятий для учащихся с РДА разного возраста в соответствии с их интеллектуальными проблемами.
- Разработка и проведение в музее интегрированных уроков по общеобразовательным предметам (литература, история Отечества, ОБЖ, рисование, труд) с использованием музейной коллекции.
- Умение учащихся общаться с другими учениками и окружающими их людьми.
- Адекватное поведение и правильная реакция на исторические сообщения и факты.
Для реализации Программы деятельности школьного музея КМПВО Ленинграда для учащихся с ранним детским аутизмом (РДА) целесообразно использовать следующие формы работы:
- Проведение специальных музейно – педагогических занятий и игр на базе экспозиции школьного музея.
- Тематические историко-краеведческие игры и конкурсы на базе школы.
- Встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны.
- Конкурсы и выставки детских творческих работ (поделки, рисунки, сочинения и др.).
- Массовые акции памяти, участие в городских акциях «Посылка солдату», «Открытка ветерану» и др.
- Экскурсии по местам боевой славы воинов МПВО и в Государственные музеи города.
- Использование музейной коллекции при проведении уроков истории Отечества и истории Санкт-Петербурга.
В связи с вышеизложенным, предлагаю вашему вниманию конспект урока истории Отечества по теме: «Блокада Ленинграда».
Урок по теме: «Блокада Ленинграда»
(с использованием материалов школьного музея КМПВО Ленинграда)
Цель
Дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады, показать это, в частности, на деятельности МПВО Ленинграда.
Задачи
Образовательные: Объяснить понятие «блокада»; разъяснить цели фашистов; познакомить с жизнью блокадного города; привести примеры мужества и стойкости ленинградцев (используя для этого материалы школьного музея МПВО); дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда; о военных действиях Советской армии.
Коррекционно-развивающие: развивать умения связно и развёрнуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников.
Воспитательные: объяснить, почему в обществе бережно сохраняется традиция посещать кладбища, сохранять могилы героев, павших за Отечество; воспитывать гордость за свою Родину, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Воспитывать гордость за свой родной город.
Основные знания
Блокада Ленинграда длилась 900 дней; Дорога жизни; девушки – герои МПВО
Ленинграда; 1943 год – прорыв блокады; 1944 год – полное снятие блокады.
Основные термины и понятия
Блокада.
Местная противовоздушная оборона.
Оборудование и материалы
Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», стенды, экспонаты и др. материалы школьного музея КМПВО Ленинграда, таблица «Главные битвы войны». Презентация «Блокада Ленинграда. Школьный музей КМПВО Ленинграда».
Тип урока
Комбинированный.
Ход урока
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
- Какую тему изучали на прошлом уроке?
- Кто руководил Государственным Комитетом Обороны?
- Зачем эвакуировали промышленные предприятия в тыл страны?
- Какую помощь оказали стране учёные, инженеры, конструкторы?
- Какое новое оружие появилось на фронтах войны?
- Чем и как помогали граждане страны?
- Почему люди в тылу так самоотверженно работали?
III. Вводное слово учителя.
Одновременно с битвой под Москвой немецкие войска начали крупное наступление на Ленинград.
Сообщение новой темы урока: «Блокада Ленинграда».
IV. Изучение нового материала.
Рассказ учителя о целях Гитлера и борьбе ленинградцев за свой город. Деятельность МПВО во время блокады. Начальник МПВО Ленинграда генерал-майор Лагуткин Е.С.
Учащиеся слушают, работают с картой и по ходу рассказа отвечают на вопросы:
- Когда Ленинград оказался в блокаде?
- Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград?
- Что предпринимали ленинградцы для защиты города?
- Какие трудности испытывали ленинградцы в блокаду?
Работа с фотодокументами и экспонатами школьного музея КМПВО Ленинграда: блокадный дневник Королёвой Е.С., блокадный репродуктор, коптилка, продуктовые карточки, противогаз, котелок, фляжка, осколки снаряда и др. экспонаты. Дорога жизни. Экспонаты и документы, посвящённые начальнику МПВО в годы Великой Отечественной войны генерал-майору Лагуткину Е.С.
- Как жили ленинградцы в годы блокады?
- Чем занимались девушки-бойцы МПВО во время блокады?
- Где проходила Дорога жизни?
- Почему дорогу через Ладожское озеро назвали Дорогой жизни?
V. Закрепление нового материала.
Показ презентации «Лагуткин Емельян Сергеевич генерал-майор, начальник МПВО Ленинграда в годы Великой Отечественной войны».
- Что такое блокада?
- Назовите дату начала блокады Ленинграда?
- Когда блокада была прорвана?
- Когда сняли блокаду Ленинграда?
- Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
- Как вы думаете, почему Ленинград выстоял и не сдался врагам?
- Кто такой Лагуткин Емельян Сергеевич?
- Почему его называют блокадным генералом?
Запись в тетради:
- Блокада – это окружение города врагами во время войны.
- МПВО – Местная противовоздушная оборона.
- 8 сентября 1941 года – начало блокады Ленинграда.
- 18 января 1943 года – прорыв блокады Ленинграда.
- 27 января 1944 года – снятие блокады Ленинграда.
- Подведение итогов урока, домашнее задание.
Комментарии, объявление оценок за работу на уроке.
Сообщение домашнего задания. Индивидуальные задания: подготовить рассказ о Дороге жизни; подготовить рассказ о девушках – бойцах МПВО.
У детей-аутистов часто существуют нарушения в определении ощущений. Тактильные ощущения и осязание развиваются в играх. Например, в игре «Путешествие в прошлое». Дети ищут в музее предметы, которые можно было найти в каждом доме у ленинградцев во время блокады: игольницу, утюг, коптилку, репродуктор, котелок, кисет, медали, осколки снаряда и т.д. Все эти предметы можно брать в руки и ощутить их физические и эстетические качества. Зрительные и слуховые ощущения у детей с РДА совершенствуются в играх с окружающими атрибутами пространства музея, следовательно, насыщение среды разнообразными предметами даёт школьникам, имеющим сложные нарушения умственного, физического и психического развития, больше зрительных и кинестетических стимулов для развития.
Индивидуализация процесса воспитания строится с учётом динамики адаптивности аутичных детей. Непосредственное взаимодействие руководителя школьного музея с учителями и специалистами образовательного учреждения в интересах стимулирования детей в учебно-воспитательном процессе, а также сформированности педагогической культуры микросреды воспитания детей. Наш опыт обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, показывает, что реабилитация интеллектуальных и двигательных нарушений может иметь положительную динамику на всех проводимых музейно-педагогических занятиях. Учащиеся стали испытывать меньше затруднений в овладении навыков рисования, двигательных навыков, проявляют заинтересованность к творческому процессу в целом, улучшилась мелкая моторика, увеличился пассивный запас речи, а активный словарь пополнился новыми словами. Значительно уменьшились проблемы в поведении в
помещении музея и в стенах школы в целом. Дети посещают городские музеи, где активно и адекватно включаются в работу, предложенную экскурсоводом. И всё же некоторые из проблем поведения (неадекватные плач и смех, вспышки агрессии) не удалось скорректировать. Вероятно потому, что они вызваны индивидуальными особенностями психофизического состояния ребёнка.
Сравнение результатов образовательно-воспитательной работы средствами музейной педагогики, проводимые в начале обучения в школе (5 кл.) и в 9 классе, даёт возможность увидеть положительную динамику развития у учащихся с РДА координационных, моторных навыков и навыков ориентации в пространстве. Также усовершенствовались речевые и коммуникативные навыки; значительно повысился уровень общего развития умственно отсталых детей с детским аутизмом.
Таким образом, обучающиеся со сложными дефектами развития – это особая категория детей, имеющих свои специфические особенности, учёт которых даёт возможность развиваться детям во всей целостности. В результате системной образовательно-воспитательной и коррекционной работы, возможно преодоление негативных тенденций и постепенное вхождение учащихся с РДА, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, в социум. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый обучающийся может постепенно продвигаться к более сложному и правильному взаимодействию с людьми, а также адекватно и правильно реагировать на исторические сообщения и факты.
Литература
1. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. – М., 2003.
2. Вейс Томас Й. "Как помочь ребенку?" Москва 1992.
3. Никольская О.С. "Проблемы обучения аутичных детей" Дефектология 2*1995.
4. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах. – М., 2010.
5. Словарь - справочник по дефектологии. Москва, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физической культуры "Лёгкая атлетика - прыжок в высоту способом "перешагивание" 9 класс специальной(коррекционной) школы VIII вида.
Урок физической культуры направлен на обучение и совершенствование прыжка в высоту способом "перешагивание"....
Интегрированный урок биологии и географии "Природа тропического пояса" для обучающихся 6 класса в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Цели: 1) обобщить и систематизировать полученные знания обучающихся о материках, океанах, поясах освещённости земли, типах климата и сформировать представления о природе тропического пояса с исп...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5–7-х классов специальной ( коррекционной ) школы VIII вида "Математика повсюду"
Работа ко внеклассному мероприятию...
Конспект урока по СБО в 5 классе для детей со сложным дефектом развития в коррекционной школе VIII вида по теме: «Обращение в поликлинику».
Урок объяснения нового материала и формирования практических умений и навыков учащихся обращения в регистратуру поликлиники для получения талона к врачу-специалисту с использованием ИКТ....
Организация работы с учащимися начальных классов "группы риска" в коррекционой школе VIII вида
В коррекционную школу дети попадают уже с целым букетом физических и психических заболеваний. Низкая успеваемость обусловлена особенностями поведения детей "группы риска", которые не соответствует воз...
Конспект открытого урока математики по теме «Умножение трёхзначных чисел на круглые десятки» в 6 классе коррекционной школы VIII вида.
Конспект открытого урока математики по теме «Умножение трёхзначных чисел на круглые десятки» в 6 классе коррекционной школы VIII вида с использованием ИКТ....
Особенности работы по формированию социального интеллекта учащихся с детским аутизмом на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда.
Актуальность и целесообразность реализации программы по формированию социального интеллекта для детей с ранним детским аутизмом (РДА), имеющих сложный дефект, который приводит к нарушению связей с соц...