Особенности работы по формированию социального интеллекта учащихся с детским аутизмом на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда.
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Актуальность и целесообразность реализации программы по формированию социального интеллекта для детей с ранним детским аутизмом (РДА), имеющих сложный дефект, который приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Л.П.Звонова
Заведующая школьным музеем КМПВО Ленинграда.
ГБОУ школа № 18 Центрального района Санкт – Петербурга.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ КМПВО ЛЕНИНГРАДА
Школьный музей Краснознамённой местной противовоздушной обороны Ленинграда был открыт 27 апреля 1976 года. Его экспозиция рассказывает о конкретной работе частей МПВО, мужестве, самоотверженности воинов, проявленных при исполнении служебного долга по защите населения и сохранению городского хозяйства Ленинграда во время фашистской блокады.
В нашей школе обучается 14 детей с ранним детским аутизмом (РДА). В настоящее время это два класса – 7-ой и 9-ый, и по одному человеку в других классах. Первые учащиеся пришли в школу в 2008 году в 5 класс. Сейчас эти дети обучаются в 9-ом классе. За прошедшие четыре года накопился достаточный опыт коррекционной работы с данными учащимися.
Аутизм представляет собой расстройство умственной деятельности, при котором больному сложно общаться с окружающими людьми и понимать их. При аутизме отдельные сегменты мозга не могут работать чётко и слаженно. У большинства людей, страдающих таким заболеванием, всегда будут сложности в отношениях с окружающим миром. При этом симптомы такого заболевания могут очень отличаться по интенсивности в каждом конкретном случае. Более того, со временем, индивидуальные проявления и поведение у таких детей могут меняться.
Учащиеся с РДА впервые пришли в школьный музей в 5 классе. Поведение большинства из них было неадекватным: они закрывали глаза, т.к. боялись смотреть на стенды и экспонаты, связанные с жизнью во время блокады Ленинграда; отворачивались от экскурсовода и не хотели слушать о деятельности бойцов МПВО. У некоторых детей неадекватность поведения выражалась в аффективных вспышках.
Поэтому возникла потребность в разработке необходимых организационно- педагогических условий, позволяющих реализовать внутренний потенциал аутичных детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В частности, создание специальной программы деятельности школьного музея КМПВО Ленинграда для учащихся с ранним детским аутизмом, в которой были учтены конкретные индивидуальные особенности и потребности каждого ребёнка.
Патриотическое и гуманистическое воспитание школьников с опорой на общечеловеческие ценности является сегодня одной из приоритетных задач нашего общества. Поэтому особенно актуальна и целесообразна реализация программы в школе для детей, имеющих сложный дефект, который приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Такие учащиеся самостоятельно не в состоянии воспринять социальные нормы и требования.
Данная программа ставит своей целью создать оптимальные условия для учащихся и педагогов в использовании музейной коллекции для воспитания, обучения и социальной адаптации учащихся с ранним детским аутизмом на основе взаимосвязи и преемственности в историко-патриотическом воспитании и социализации детей с ограниченными возможностями в 5-9 классах. Формирование у учащихся любви к Родине и уважения к ветеранам войны и труда.
Для реализации указанной цели необходимо решение следующих задач:
- Воспитание патриотизма и культуры наследования, обеспечивающих включение подрастающего поколения в процесс воспроизводства ценностей патриотизма, петербургской и мировой культуры.
- Использование материалов музея в организации и проведении учебно – воспитательного процесса, рассчитанное на длительный срок.
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Активная экскурсионно-массовая работа с учащимися.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми-аутистами представлена системой психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в их психическом развитии.
Коррекционно – развивающие задачи:
- Установка эмоционального контакта.
- Коррекция отклонений в интеллектуальном развитии (мышление, память, внимание, речь).
- Развитие умений устанавливать последовательность событий и причинно - следственные связи; развитие познавательных способностей учащихся.
- Способствовать преодолению неадекватных форм поведения.
- Развитие коммуникативных навыков.
Построение коррекционно-воспитательной работы с детьми-аутистами в соответствии с названными задачами обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития ребёнка-аутиста.
Ожидаемые результаты:
- Формирование у учащихся любви к Родине, уважения к ветеранам войны и труда через встречи и оказание конкретной помощи ветеранам.
- Разработка и проведение музейно – педагогических занятий для учащихся с РДА разного возраста в соответствии с их интеллектуальными проблемами.
- Разработка и проведение в музее интегрированных уроков по общеобразовательным предметам (литература, история Отечества, ОБЖ, рисование, труд) с использованием музейной коллекции.
- Умение учащихся общаться с другими учениками и окружающими их людьми.
- Адекватное поведение и правильная реакция на исторические сообщения и факты.
Для реализации Программы деятельности школьного музея КМПВО Ленинграда для учащихся с ранним детским аутизмом (РДА) целесообразно использовать следующие формы работы:
- Проведение специальных музейно – педагогических занятий и игр на базе экспозиции школьного музея.
- Тематические историко – краеведческие игры и конкурсы на базе школы.
- Встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны.
- Конкурсы и выставки детских творческих работ (поделки, рисунки, сочинения и др.).
- Массовые акции памяти, участие в городских акциях «Посылка солдату», «Открытка ветерану» и др.
- Экскурсии по местам боевой славы воинов МПВО и в Государственные музеи города.
У детей-аутистов часто существуют нарушения в определении ощущений. Тактильные ощущения и осязание развиваются в играх. Например, в игре «Путешествие в прошлое» дети ищут в музее предметы, которые можно было найти в каждом доме у ленинградцев во время блокады: игольницу, утюг, коптилку, репродуктор, котелок, кисет, медали и т.д. Все эти предметы можно брать в руки и ощутить их физические и эстетические качества. Зрительные и слуховые ощущения у детей с РДА совершенствуются в играх с окружающими атрибутами пространства музея, следовательно, насыщение среды разнообразными предметами даёт школьникам, имеющим сложные нарушения умственного, физического и психического развития, больше зрительных и кинестетических стимулов для развития.
Индивидуализация процесса воспитания строится с учётом динамики адаптивности аутичных детей. Непосредственное взаимодействие руководителя школьного музея с учителями и специалистами образовательного учреждения в интересах стимулирования детей в учебно-воспитательном процессе, а также сформированности педагогической культуры микросреды воспитания детей. Наш опыт обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, показывает, что реабилитация интеллектуальных и двигательных нарушений может иметь положительную динамику на всех проводимых музейно-педагогических занятиях. Учащиеся стали испытывать меньше затруднений в овладении навыков рисования, двигательных навыков, проявляют заинтересованность к творческому процессу в целом, улучшилась мелкая моторика, увеличился пассивный запас речи, а активный словарь пополнился новыми словами. Значительно уменьшились проблемы в поведении в помещении музея и в стенах школы в целом. Дети посещают городские музеи, где активно и адекватно включаются в работу, предложенную экскурсоводом. И всё же некоторые из проблем поведения (неадекватные плач и смех, вспышки агрессии) не удалось скорректировать. Вероятно потому, что они вызваны индивидуальными особенностями психофизического состояния ребёнка. Сравнение результатов образовательно-воспитательной работы средствами музейной педагогики, проводимые в начале обучения в школе (5 кл.) и в 9 классе, даёт возможность увидеть положительную динамику развития у учащихся с РДА координационных, моторных навыков и навыков ориентации в пространстве. Также усовершенствовались речевые и коммуникативные навыки; значительно повысился уровень общего развития умственно отсталых детей с детским аутизмом.
Таким образом, обучающиеся со сложными дефектами развития – это особая категория детей, имеющих свои специфические особенности, учёт которых даёт возможность развиваться детям во всей целостности. В результате системной образовательно-воспитательной и коррекционной работы, возможно преодоление негативных тенденций и постепенное вхождение учащихся с РДА, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, в социум. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый обучающийся может постепенно продвигаться к более сложному и правильному взаимодействию с людьми, а также адекватно и правильно реагировать на исторические сообщения и факты.
Литература
1. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. – М., 2003.
2. Вейс Томас Й. "Как помочь ребенку?" Москва 1992.
3. Никольская О.С. "Проблемы обучения аутичных детей" Дефектология 2*1995.
4. Морозова С.С. Методические рекомендации по работе с детьми с осложнёнными формами аутизма /Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе./ Под редакцией Морозова С.А. – М., 2002.
5. Морозова С.С. Развитие речи у детей в рамках поведенческой терапии./ Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе./ Под редакцией Морозова С.А. – М., 2002.
6. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах. – М., 2010.
7. Словарь - справочник по дефектологии Москва 1998.
ЗАЯВКА на участие в семинаре
Сведения об участнике
Фамилия | Звонова | |
Имя | Людмила | |
Отчество | Павловна | |
Город | Санкт-Петербург | |
Место работы (полное наименование организации, ВУЗа) | Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) №18» Центрального района Санкт-Петербурга | |
Должность | Руководитель школьного музея, учитель истории | |
Ученая степень, ученое звание | нет | |
Направление работы семинара | Воспитательная работа с детьми, страдающими осложнёнными формами аутизма | |
Форма участия (публикация, выступление на конференции, стендовый доклад, слушатель) | Публикация | |
Название доклада (публикации) | Особенности работы по гражданско-патриотическому воспитанию и социализации учащихся с детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда | |
Почтовый адрес | индекс – 193015, ул. Кавалергардская, дом № 9-11-13 литер «А». | |
Электронный адрес | E-mail - sksh 18@ yandex. ru. | |
Телефоны | 275-62-67 | факс - 275-62-67 |
Необходимость проживания в гостинице (оплата проживания за счет командирующей стороны) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальных компетенций учащихся на базе школьного музея
Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта – одна из задач современной школы. Каждое учебное заведение находит свой путь ее решения, исходя из специфики учреждения, е...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/22/picture-142367-1450785188.jpg)
"Формирование социальных компетенций учащихся через работу школьных музеев"
Доклад на районном семинаре на базе МБОУ СОШ № 1 г.Шатуры...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/18/picture-267385-1371536185.jpg)
Использование возможностей школьного музея в организации итоговых уроков и дополнительного образования учащихся.
Проблемы воспитания учитель решает на каждом уроке. Урок можно проводить не только в кабинетной системе, но и в другом учебном пространстве. Например – в школьном музее....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/24/picture-552823-1419409758.jpg)
Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".
Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-568457-1421864934.jpg)
Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания (на основе интегрирования воспитательного потенциала школьного музея, проектной и исследовательской деятельности краеведческой и церковно-краеведческой направленности, кадетского движения)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование его национального мировоззрения - важнейшая задача российской системы образования в начале XXI века. Государственная программа патриотич...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/07/picture-788690-1462569475.jpg)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Описан воспитательный потенциал ряда образовательных организаций Санкт-Петербурга. Авторами представлено понятие «воспитательный потенциал» через призму деятельности школьных музеев Санкт-Петербурга. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/09/picture-641419-1433829628.jpg)
Использование ресурсов школьного музея для развития и реализации потенциала мотивированных обучающихся.
в данном материале дано описание методов работы педагога объединения "Юный музеевед" по работе с мотивированными обучающимися, представлен весь спектр направлений, приемов, которые направлен...