Использование ресурсов школьных музеев на уроках иностранного языка.
методическая разработка по английскому языку на тему

Елагина Валентина Сергеевна

Краткий обзор возможного использования ресурсов школьных музеев на уроках английского языка. В МБОУ школе №22 есть выставочный зал, а так же музеи "ГЕОЛОГИИ" и "АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynaya_pedagogik1.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ресурсов школьных музеев на уроках иностранного языка

         Ресурсы нашей школы предоставляют широкий простор для межпредметной интеграции, а именно – школьные музеи. Учителями МБОУ школы №22 создано два музея, являющихся уникальными по количеству экспонатов и научной организации, среди других школьных музеев. Это - музей "Археологии и этнографии", музей "Геологии" и выставочный зал, т.к. изобразительное искусство является одним из предметов,  на которых специализируется наша школа.

 Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

Музейная педагогика может быть эффективным средством развития личностного потенциала и музейно-образовательной компетентности учащихся.

  • максимального использования синтетической природы музея, интенсивно влияющей на эмоциональную и эстетическую сферу учащихся;
  • внедрения педагогической модели, в содержании которой представлены культурно-эстетические ценности музея в качестве предпосылок к деятельности учащихся на основе диалога культур;
  • организации процесса освоения музейных ценностей с использованием проблемных, эвристических, театрализованных и игровых методов, стимулирующих непосредственное вовлечение детей в художественно-творческую деятельность
  • человек в процессе знакомства с музейной культурой получает дополнительный шанс осознать себя, развить личностный и творческий потенциал;
  • концепции музейного педагогики, ориентированные на формирование у учащихся ценностного отношения к культурно-историческому наследию.

Кроме этого, музейная педагогика устанавливает тесную взаимосвязь между языком и культурой. Хатчинсон поясняет, что «целью изучения иностранного языка является организация общения между двумя возможными культурами» [24, стр. viii]. Английский язык нужен не только для того, чтобы рассуждать об особенностях англоязычных стран; он должен быть средством сообщения миру о собственной этнической и индивидуальной культуре.
Иными словами, изучение языка должно быть социально и индивидуально значимым.
так же  речь идёт об интеграции на уровне содержания и общеучебных целей, т. е. о реализации такого принципа, который требует, чтобы процесс изучения языка и содержание общения на языке способствовало общекультурному развитию, повышению эрудиции и придавал когнитивную значимость учебной деятельности. Прежде всего, здесь важна парадигма образовательных ценностей, таких как развитие «инициативы, независимости, воображения, самодисциплины, сотрудничества, необходимых исследовательских навыков».

Проведение уроков на базе музеев способствует формированию следующих компетенций:

  • Cоциолингвистическая компетенция, т. е. «способность использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с ситуацией» (контекст – кто ведет общение с кем, о чем, где, с какой целью – определяет выбор языковых форм)
  • дискурсивная компетенция, т. е. «способность понять и достичь связности (когерентности) отдельных высказываний в значимых коммуникативных моделях»;
  • стратегическая компетенция, т. е. способность использовать вербальные и невербальные стратегии для заполнения (компенсации) пробелов в знании языкового кода пользователем;
  • социокультурная компетенция, т. е. «некоторая степень знакомства с социокультурным контекстом, в котором используется [изучаемый] язык»;
  • социальная компетенция, т. е. желание взаимодействовать с другими и уверенность в себе, а также «умение поставить себя на место другого (эмпатия) и способность управлять социальной ситуацией»

Исходя из накопленного опыта, в виде таблицы, мы представляем темы по классам, по которым наиболее интересно и эффективно можно провести уроки в школьных музеях. Это то, что активно используется учителями иностранного языка. Безусловно, возможности данной интеграции шире и могут варьироваться и расширяться.

класс

тема программы

археологический музей

геологический музей

выставочный зал

5

История твоего города

*

5

Экскурсия по моему городу

*

*

*

6

Музеи Лондона

*

6

Интервью с туристами

*

*

7

В школе здорово!

*

*

*

8

Родная страна

*

*

8

Человек и природа

*

*

9

Что делает твою школу особенной?

*

*

*

10

Молодёжь и искусство

*

*

10

Разные пейзажи – разные страны

*

*

11

Проблемы глобализации

*

Формы проведения уроков могут самыми разнообразными: экскурсии, интервью, ролевые игры, конференции, виртуальные экскурсии, презентации, уроки обобщения пройденного материала и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор интернет-ресурсов для подготовки к урокам иностранного языка

Данный обзор представляет собой полезные интернет-ресурсы для уроков иностранного языка...

Использование ресурсов сети Интернет на уроке иностранного языка.

В статье идет речь о применении Интернет-ресурсов на уроках английского языка, а также  дается пояснение применения материала и полезные ссылки на сайты для различных видов деятельности на уроках...

Использование материалов школьного музея на уроках информатики

Интеграция информатики и школьного музея...

Использование ресурсов школьного музея в учебно-воспитательном процессе.

В данной работе рассматривается широкая возможность проведения интерактивных занятий, экскурсий, уроков в музее школы....

Статья «Использование материалов школьного музея на уроках истории»

Сталья содержит обобщение личного опыта педагога по использованию материалов школьного музея...

Использование ресурсов школьного музея в работе с одаренными детьми.

Актуальность использования ресурсов школьного музея обусловлена ФГОС. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования указывается на необходимость приобщения обучающихся к к...

Использование ресурсов школьного музея для развития и реализации потенциала мотивированных обучающихся.

в данном материале дано описание методов работы педагога объединения "Юный музеевед" по работе с мотивированными обучающимися, представлен весь спектр направлений, приемов, которые направлен...