Азбука Почемучки
рабочая программа по теме

Морозова Ирина Александровна

Программа "Азбука Почемучки" организована для обеспечения досуга во внеурочное время в школе. Она состоит из основного блока, который предназначен для работы с детьми младшего школьного возраста - 6-8 лет, учеников 1 класса. Предлагаемые темы и разделы основного блока рассчитаны на 1 год обучения — 34 часа, 1 час в неделю. Учебные занятия проводятся в групповой и индивиду­альной форме работы, игро­вая педагогика. Использование на занятиях различных игровых моментов позволит удовлетворить познавательные интересы школьников, а также снизить эмоциональное напряжение, накопившееся в течение дня. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, программа обозначает перспективу жизни, дарящая радость познания, счастье открытий.

В целом кружок «Азбука Почемучки» позволит сформировать у детей не только индивидуальные учебные навыки, но и навыки работы в коллективе. Поможет раскрыть воспитательный, развивающий потенциал химико-биологических, географических,  экологических, исторических и технических  знаний, а так же создаст благоприятные условия для продолжения образования в следующих классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_azbuka_pochemuchki.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка для начальной школы

«Азбука Почемучки»

  1. класс, 34 часа)

1 Пояснительная записка

  1. Концепция программы

Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность и др. Таким образом, основной целью становится развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Для учителя начальной школы на данном этапе развития коллектива приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании. Для воспитателя же - развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности. Все эти решения  осуществляются как на уроке, так и во внеклассной работе. Организация кружка «Азбука Почемучки» – это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности.

Первым шагом познания мира всегда был вопрос, так как вопросы говорят о любопытстве и любознательности. Если смотреть на окружающие нас вещи с любопытством, с желанием узнать о них больше, то возникают вопросы обо всем. Вселенный мир, природа, народы и их культура, история, искусство, наука и техника – все вызывает множество вопросов «почему?»

Кружок с первоклассниками в школе организован для обеспечения досуга, который позволит удовлетворить познавательные интересы школьников, а также снизить эмоциональное напряжение, накопившееся в течение дня. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, программа обозначает перспективу жизни, дарящая радость познания, счастье открытий. В целом кружок «Азбука Почемучки» позволит сформировать у детей не только индивидуальные учебные навыки, но и навыки работы в коллективе. Поможет раскрыть воспитательный, развивающий потенциал химико-биологических, географических,  экологических, исторических и технических  знаний, а так же создаст благоприятные условия для продолжения образования в следующих классах.

Занятия со школьниками данного возраста вызваны рядом причин. Дело в том, что младший школьный возраст – наиболее подходящий для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов. Это время развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей, выработки навыков самоконтроля, самоорганизации.

  1. Цели и задачи программы

Предлагаемая программа построена на основе  «Почемучка», «Грамотейка», «Научные забавы», «Что такое. Кто такой».

Данная программа имеет своей целью развить личность ребенка, расширить кругозор младших школьников яркими иллюстрированными примерами, запоминающимися фактами.

Одной из  основных задач кружка является расширение знаний школьников, использованием методов познания природы, исторических и естественнонаучных фактов. Развитие творческих задатков и способностей, воспитание бережного отношения к окружающему миру, а так же формирование общенаучных, экспериментальных и интеллектуальных умений.

  1. Методическое обеспечение

           Воспитателем создаются условия для формирования интереса к естественнонаучным, историческим и техническим знаниям путем использования следующих методов в организации учебно-воспитательного процесса:

  1. Словесные методы: рассказ, беседа, сказка;
  2. Работа с литературой (журналы, энциклопедии);
  3. Методы практической работы: упражнения, испытания, рассматривание, обсуждение, экспериментирование и практическая работа;
  4. Метод игры: соревнования, викторины, познавательные, развивающие и настольные игры;
  5. Наглядный метод обучения - наглядные материалы (картинки, рисунки, фотографии), демонстрационные материалы (образцы моделей);
  6. Проектные методы – проектирование и моделирование изделий.

Основные принципы построения учебного занятия.

  1. Принцип доступности основан на необходимости учета возрастных особенностей детей.
  2. Принцип наглядности способствует приобретению достоверных знаний на основе восприятия конкретных данных.
  3. Принцип творчества. Творческий подход к выполнению некоторых заданий.

Базовыми компонентами каждого занятия  являются: работа по формированию и расширению знаний учащихся; выполнение упражнений, в игровой форме; организация общения детей.

Схема построения занятия одинаковая: повторение пройденного материала

изучение новой темы         закрепление.

Год обучения

Возраст детей

Количество занятий в неделю

Продолжительность занятия

1

6-8 лет

1

40 минут

Программа охватывает различные области знаний, предоставляет большие возможности, сохраняет свое значение - воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием у детей основ любознательности. В рамках программы кружка создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей вне учебной деятельности, что позволяет удовлетворить образовательные и культурные потребности воспитанников.

Для реализации программы нужно следующее материально-техническое обеспечение:

  1. материалы и инструменты для каждого учащегося (картон, цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры, клей, пластилин, краски);
  2. дополнительный материал для воспитателя при проведение эксперимента.

  1. Характеристика программы

Тип: внеурочная деятельность.

Вид: модифицированная.

Направленность: научно-познавательная.

Срок реализации: 1 год.

  1. Организационно-педагогические основы процесса

Программа состоит из основного блока, который предназначен для работы с детьми младшего школьного возраста - 6-8 лет, учеников 1 класса. Предлагаемые темы и разделы основного блока рассчитаны на 1 год обучения — 34 часа, 1 час в неделю. Учебные занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме работы, игровая педагогика. Использование на занятиях различных игровых моментов позволяет удовлетворить базовые возрастные потребности ребенка в игре, подражании, движении, практическом действии. Это способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий. 

Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка.

Проведение занятий исключает академический стиль назидания и указания. Это скорее всего совместное размышление и попутные советы, путешествие в тайны открытий. Важно, чтобы в учебном процессе у каждого ребенка формировалось настроение особой радости, любознательности к познанию чего- то нового.

Особенно программа актуальна в условиях школы, так как учебная нагрузка по предметам недостаточна для того, чтобы удовлетворить потребность ребенка в общении с окружающим миром. Поэтому кружок организован по принципу добровольности, не регламентированной необходимостью выставления оценок.

Основные формы работы:

• тематические занятия;

• занимательные беседы, сказки, рассказы;

• игровые уроки;

• соревнования;

• конкурсы и игры;

• практические и учебные игры;

• заочные путешествия;

• викторины;

• презентации.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Количество занятий

теория

практика

1

Да здравствуют Почемучки

1

2

Дом, где мы живем

  1. Удивительная Россия
  2. Семь чудес света
  3. Вокруг света
  4. Что такое вулкан?
  5. Радуга-дуга


0,5

0,4

0,4

0,3

0,5


2,1


0,5

0,6

0,6

0,7

0,5


2,9

3

В солнечном царстве, космическом государстве жил был…

  1. Звездная азбука
  2. Опыты от лунатиков



0,5

0,3


0,8



0,5

0,7


1,2

4

Речки, реки и моря на Земле текут не зря

  1. Откуда взялись острова
  2. Почему море соленное?
  3. Как увидеть морское дно
  4. Что в морской глубине, на самом дне
  5. Океанариум


0,5

0,4

0,4

0,4

0,3


2,0


0,5

0,6

0,6

0,6

0,7


3

5

Про зеленные леса и лесные чудеса

  1. Клювы
  2. Зачем нужен хвост
  3. Наши четвероногие помощники
  4. Эти удивительные животные
  5. Растения-хищники
  6. Дрова, а не горят
  7. Жучки-паучки
  8. Миру удивительных насекомых


0,3

0,5

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4


3,2


0,7

0,5

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6


4,8

6

Истории обыкновенных вещей

  1. Колесо
  2. Тик-так, бум-бум
  3. По морям, по волнам
  4.  Автомобили
  5. Два колеса и едет


0,4

0,4

0,3

0,4

0,4


1,9


0,6

0,6

0,7

0,6

0,6


3,1

7

Заливается звонок, начинается урок

  1. Откуда взялись буквы - из букваря?
  2. След на бумаге
  3. Как вылечиться от лени


0,4

0,3



0,7


0,6

0,7

1


2,3

8

Копеечка рубль бережет

  1. Деньги
  2. Золото на дому


0,4



0,4


0,6

1


1,6

9

Добрые волшебники

  1. Добрые волшебники
  2. Мульти-пульти


0,4



0,4


0,6

1


1,6

10

Экзамен от Почемучки

1

11,5

22,5

34 часа

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема занятия

Задачи

Формы работы

1

Да здравствуют почемучки

Ознакомить учащихся с основами кружка «Азбука Почемучки».

Конкурсно-игровая программа. Мультимедийная презентация, ПК.

2

Дом, где мы живем

  1. Удивительная Россия





  1. Семь чудес света







  1. Вокруг света




  1. Что такое вулкан?






  1. Радуга-дуга

- Ознакомить учащихся с удивительными местами России (аппликация).

- Познакомить с  единственным из семи чудес дошедшим до нас (пирамиды из песка).

- Знакомство с планетой Земля и ее жителями (совместный коллаж).

- Знакомство с вулканом. Как там все устроено (эксперимент – изготовление вулкана)

- Познакомить с радугой и ее появление на небе (поделка «Радуга»).

Игра-путешествие.

Учебно-практическая игра.

Викторина.

Мультимедийная презентация, ПК.

3

В солнечном царстве, космическом государстве жил был…

  1. Звездная азбука





  1. Опыты от лунатиков

- Вызвать интерес учащихся к звездам и просторам вселенной (поделка - звездные рисунки)

- Создать условия для проведения практической игры и научить простым опытам в домашних условиях (рисуем лунатиков, опыты в домашних условиях).

Игра-путешествие.

Учебно-практическая игра.

Мультимедийная презентация, ПК.

4

Речки, реки и моря на Земле текут не зря

  1. Откуда взялись острова






  1. Почему море соленное?







  1. Как увидеть морское дно








  1. Что в морской глубине, на самом дне





  1. Океанариум

- Познакомить с возникновением островов (рисуем морское дно с аппликацией).

- Найти ответ на вопрос «почему море соленное?» (эксперимент – яйцо в разных растворах).

- Ознакомить учащихся с морским дном и его обитателями (эксперимент – покорми рыбок).

- Познакомить с рыбками глубокого дна (аппликация рыбка из пуговиц).

- Научить играть в игру поле чудес.

Игра-путешествие.

Учебно-практическая игра.

Викторина.

Мультимедийная презентация, ПК.

5

Про зеленные леса и лесные чудеса

  1. Клювы







  1. Зачем нужен хвост








  1. Наши четвероногие помощники









  1. Эти удивительные животные






  1. Растения-хищники






  1. Дрова, а не горят






  1. Жучки-паучки






  1. Миру удивительных насекомых

- Ознакомить с разнообразием клювов и понять о их принадлежности (эксперимент про птичек).

- Ознакомить с разнообразием хвостов и понять о их принадлежности (оригами).

- Заинтересовать рассказами о четвероногих питомцах, которые спасли жизнь своим хозяевам (памятник собаке – выставка работ).

- Познакомить с удивительными животными планеты земля (оригами).

- Познакомить с удивительными растениями-хищниками планеты земля (рисуем).

- Познакомить с удивительными деревьями планеты земля (аппликация дерева).

- Познакомить с удивительными жуками, пауками планеты земля (лепим).

- Познакомить с удивительными насекомыми планеты земля (бабочки из бутылки).

Игра-путешествие.

Учебно-практическая игра.

Мультимедийная презентация, ПК.

6

Истории обыкновенных вещей

  1. Колесо







  1. Тик-так, бум-бум




  1. По морям, по волнам











  1.  Автомобили





  1. Два колеса и едет

- Познакомить с происхождением колеса (просмотр мультика, о том, как нашлось применение колесам).

- Познакомить с происхождением часов (изготовление часиков).

- Познакомить с происхождением кораблей и их разнообразием (эксперимент – быстроходные кораблики).

- Познакомить с происхождением автомобиля (открытка).

- Познакомить с происхождением велосипеда (картина из картонок туалетной бумаги)

Игра-путешествие.

Учебно-практическая игра.

Викторина.

Мультимедийная презентация, ПК.

7

Заливается звонок, начинается урок

  1. Откуда взялись буквы - из букваря?




  1. След на бумаге











  1. Как вылечиться от лени

- Познакомить с происхождением букв (создание своего алфавита).

- Создать условия для проведения практической игры и научить простым опытам в домашних условиях (эксперимент – сотри чернила).

- Создать условия для проведения игры – уходи лень.

Игра-путешествие.

Учебно-практическая игра.

Мультимедийная презентация, ПК.

8

Копеечка рубль бережет

  1. Деньги









  1. Золото на дому

- Заинтересовать учащихся происхождением денег и познакомить со старыми деньгами (монеты из различных материалов).

- Создать условия для проведения практической игры и научить простым опытам в домашних условиях (подсеребренное яйцо и т.д.).

Учебно-практическая игра.

Мультимедийная презентация, ПК.

9

Добрые волшебники

  1. Добрые волшебники





  1. Мульти-пульти

- Ознакомить учащихся с мультфильмами советского времени (просмотр мультиков).

- Создать условия для проведения мультика самими ребятами.

Учебно-практическая игра.

Мультимедийная презентация, ПК.

10

Экзамен от Почемучки

Актуализировать знания детей о кружке «Азбука Почемучки». Подведение итогов всего года.

Конкурсно-игровая программа. Мультимедийная презентация, ПК.

Всего 34 часа

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

-   знать: о многообразии растительного мира и животного мира; о значении наук и техники в жизни человека; о истории и исторических фактах.



-  проводить эксперимент;

- наблюдать и охранять природу;

- проводить наблюдения за животными и растениями.

Расширение возможностей для творческого развития, реализация интересов, рост личностных достижений, создание атмосферы успеха.

  1. ЛИТЕРАТУРА

  1. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. – 5-е изд. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 384 с.: ил.
  2. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 208 с.: ил.
  3. Тит Том. Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения / Пер. с франц. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008, 2-е издание – 224 с., илл. – (Научные развлечения)
  4. Тит Том. Продолжаем научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения / Пер. с фр. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2007. – 184 с., ил. – (Научные развлечения)
  5. Что такое. Кто такой: В 3 т. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990.
  6. Я познаю мир / авт. сост. Маркин В.А. – М.: АСТ, 2000.
  7. Алексинский В. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1980.
  8. Все обо всем / сост. Г. Шалаева – М.: Компания «Ключ-С», Филологическое общество «Слово» ТКО АСТ, 1994.
  9. Почемучкины книжки / авт. сост. В. Зубков, Г. Граубин, М. Константиновский, А. Тамбиев – М.: Изд. Малыш, 1979-1990.
  10. Ломбина Т.Н. Грамотейка: Ваш ребёнок готовиться к школе. – Тула: ИД «Ясная Поляна», 2007.- 480 с., илл.
  11. Журналы: Понимашка, Талантливый малыш, Путешествие в сказку и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К экскурсии "Москва для почемучек"

К любой экскурсии надо готовиться. Тем более, к экскурсии с детьми. Материал помогает пробудить познавательную активность, подготовиться к восприятию материала по краеведению, организовать рабочий на...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

"Почемучки"

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания....

Интеллектуальная игра «День Незнаек и Почемучек»

Интеллектуальная игра, направленная на развитие любознательности, находчивости, познавательных способностей учащихся....

внеклассная работа"детские почемучки"

Работа может быть применима на первых уроках физики в 7кл.,а так же на внеклассных мероприятиях по физике ,ОБЖ, классных часах....

Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"

В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....

Программа обучения дошкольников грамоте и развитие речи на занятиях Занимательной Азбукой в студии раннего развития "Почемучки" в системе дополнительного образования детей

Программа модифицированная.Срок реализации 3 года. Рекомендуемый возраст от 4,5-7 лет. Программа опробированная и действующая....