Программа обучения дошкольников грамоте и развитие речи на занятиях Занимательной Азбукой в студии раннего развития "Почемучки" в системе дополнительного образования детей
рабочая программа по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka._programma.zip | 57.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»
г. АЛЕКСАНДРОВ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
НА ЗАНЯТИЯХ «Занимательная азбука»
/ модифицированная/
Срок реализации: 3 года
Возраст детей: 4,5-7 лет
Составил педагог
дополнительного образоваия
1 квалификационной категории,
руководитель студии раннего развития для дошкольников«Почемучки»
Терешкевич Оксана Валерьевна
Пояснительная записка
Стать высокообразованным человеком – это значит овладеть всеми богатствами родного языка. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.
Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста, которые начинают обучение с 4-летнего возраста в учреждениях дополнительного образования. Занятия по развитию речи осуществляется 2 раза в неделю для начинающих по 15-20 минут, для детей 5-6-летнего возраста 20-25 минут, для старших дошкольников 25-30 минут. Общее годовое количество часов – 72.
Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Именно поэтому программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности.
Цель программы – освоение языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организация усвоения учебного материала подразумевает научить детей осмысленному говорению, правильному построению предложений; овладения навыками точного произношения звуков; накопление словарного запаса; подготовку к обучению грамоте, а главное – даёт первоначальное понятие о языке, литературе, позволяет проявлять интерес к родному языку и прививает любовь к чтению и книге.
Основные задачи связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Это позволит ребёнку проявить пытливость, любознательность и инициативу в дальнейшем.
Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи: в первый год обучения акцент ставится на ознакомление детей с произведениями детской художественной литературы, а также на работе по развитию связной речи ( диалогической и монологической ) и расширение словарного запаса. Во второй год обучения на фоне начатой работы по развитию речи на первый план выходит работа по воспитанию звуковой культуры речи и подготовке детей к обучению грамоте и письма. В третий год обучения работа ведётся по обобщению накопленных знаний и умений, тренируется навык беглого чтения, составления рассказов и пересказ, отрабатываются теоретические понятия «предложение», «слово», «слог», «звук», «ударение», «буква», продолжается работа по закреплению навыков письма в тетради. Много внимания уделяется грамматической стороне речи.
За всё это время в ходе учебного процесса красной нитью проходит воспитание качеств личности – общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Лучшим воспитателем в данном случае становится не сила убеждения и назидание, а личный пример положительных героев из детских книг и произведений устного народного творчества.
В программе находят место и развивающие элементы. Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности, внимательность, волевые механизмы. Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики пальцев рук путём работы с карандашом, ручкой, магнитной азбукой, кассой букв и слогов, игры с природным и бросовым материалом (веточки, пуговички, крупа и пр.) выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок.
Предполагаемые результаты
- Развитие связной речи.
Дети овладевают умением
- Пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.
- Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе
- Пересказывать произведение по ролям, близко к тексту
- В описательных рассказах о предметах или явлениях точно и правильно передавать особенности, подбирая нужные слова
- Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме
- Различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение
- В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывать сказки с характерными особенностями построения (зачин, присказка, волшебные предметы, превращения и т.д.)
- Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов, придумывать продолжение или конец истории, рассказы по аналогии, рассказы по плану и т.д.
- Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности
- Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения.
Методическое обеспечение программы
В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение)
- наглядный (наблюдение, демонстрация, ТСО)
- практический (игра, упражнения)
В программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку – ученику. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый и исследовательский.
Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения учителя и ученика, сформировать новые пути взаимодействия.
В зависимости от дидактических целей занятия строятся как
- Изучение нового материала
- Занятия по закреплению и систематизации знаний, умений навыков детей
- Проверочные занятия (в конце полугодия)
- Комплексные
Занятия по развитию речи структурно выглядят так:
- организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей)
- постановка цели занятия
- организация самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии
- анализ деятельности детей
- подведение итогов занятия. Домашнее задание
- Развитие словаря
- Активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал
- Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, овощи и т.д.)
- Понимать и использовать средства языковой выразительности (образные сравнения, эпитеты, метафоры и др.)
- Использовать в речи слова, обозначающие абстрактные понятия (темнота, заботливость, верность, победа и др.)
- Знакомство с произведениями детской художественной литературы
- Проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывая удовольствие при прослушивании
- Устанавливать многообразные связи в тексте (логику, причины-следствия, поведения героев, мотивы и роль художественной детали)
- Воспринимать литературного героя в целом (внешний вид, поступки, мысли), давать оценку действиям
- Проявлять внимание к языку, осознавать элементы комического в произведении, проникать в поэтическое настроение, передавать эмоциональное отношение в выразительном чтении, уметь выразить свой эмоциональный отклик на прочитанное
- Звуковая культура речи
- Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка
- Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения
- Читая стихи, пересказывая литературные произведения, пользоваться средствами интонационной выразительности (темп, ритм, логическое ударение)
- Подготовка к обучению грамоте и письма
- Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова
- Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове)
- Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове
- Определять место звука в слове
- Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий - глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком
- Понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять предложение из 3-4 слов, делить предложении на слова, называя их по порядку, определять интонационно предложение и завершать его . ! ? знаками
- Уметь различать понятия «звук», и «буква»
- Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске и тетради
- Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами
- Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма
- Грамматический строй речи
- Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей
- Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их
- Уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов
- Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении
- Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными
Учебно-тематический план /1 год обучения
№ раздела | Название раздела | Форма занятия | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Тематические беседы о временах года, сезонных изменениях, явлениях природы и предметах окружающего мира, отношениях людей | Комплексное занятие | 7ч | 5ч | 2ч |
2 | Знакомство с произведениями детских писателей и поэтов. Чтение. Беседы. Пересказ. Заучивание стихотворений | Комплексное занятие | 28ч | 12ч | 16ч |
3 | Ознакомление с разделами устного народного творчества. Разучивание пословиц, закличек. Отгадывание загадок. | Комплексное занятие | 11ч | 2ч | 9ч |
4 | Обучение составлению рассказов | Комплексное занятие | 12ч | 4ч | 8ч |
5 | Обучение составлению творческих рассказов | Комплексное занятие | 6ч | 1ч | 5ч |
6 | «Детство-это я и ты» | Конкурс чтецов | 2ч | - | 2ч |
7 | «Мои любимые сказки» (по творчеству А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, Г.Ч.Андерсена, Ш.Перро, Братьев Гримм; русские народные сказки) | Игра-путешествие | 2ч | - | 2ч |
8 | «Загадай-ка» | Викторина загадок | 2ч | - | 2ч |
9 | «Фантазёры» конкурс на лучшую небылицу | Практическое занятие | 2ч | - | 2ч |
Итого: 72 часа
Содержание образовательной программы / 1 год обучения
Месяц | Ознакомление с окружающим миром. Знакомство с произведениями литературы | Развитие связной речи | |
сентябрь | Обследование детей: определение уровня развития речевых навыков | ||
| Беседа о лете и сезонных изменениях. Ответы на вопросы. Составление предложений заучивание прочтение стихов русских поэтов отгадывание загадок | Роса, туман, радуга, гроза, осадки, звездопад, долгота дня, засуха. «пестрый ковёр», «рыжая осень», «ветер-бродяга» Заготовки, посевы, прополка, «красная девица», «злой дед», «зелёный удалец», «баба в заплатках» | |
октябрь |
| Инсценирование. Работа над диалогической речью. Составление творческих рассказов Составление рассказов по образцу Рассматривание осенних пейзажей, составление рассказов по плану Составление рассказов по впечатлению. Придумывание окончаний предложений Рассказывание. Ответы на вопросы Чтение. Составление рассказов из личного опыта о себе Рассматривание картины «Во дворе осень». Составление описательных рассказов Обсуждение ситуаций с решением противоречий и выводами | «жили – были», «долго ли коротко», «несолоно нахлебавшись», «тут и сказке конец», «в третий раз…» Просека, поля, опушка, леса, делянка, тропка, кладовая Горизонт, небосклон, чаща леса, клин, изморозь, заморозки Сквер, аллея, посадки, клумбы, саженцы Страна, государство, столица, герб, флаг, гимн, граница, горожане Улица, бульвар. Переулок, тротуар, лестница, площадка, этаж Подъезд, детская площадка, гурьба, детвора, затея Грязнуля, лодырь, бездельник, «золотые руки», «светлая голова» |
ноябрь |
| Чтение. Пересказ с помощью педагога Прослушивание в записи. Пересказ Просмотр. Пересказ диалогов по ролям Прочтение. Составление описательных иллюстраций Рассматривание картин о зиме. Составление рассказов о животных зимой Заучивание Просмотр фильма о жизни птиц зимой. Обсуждение, вывод Пересказ | «голосистое горлышко», «золотое зёрнышко», «дупло», «хитрец-храбрец» «почивать», «думу-думать», «горе-горевать», «конец-делу венец» «дереза», «котомка», «полати», «сени», «с сумой за плечами» Наст, пороша Подшёрсток, зимовье, спячка Кормушка, птичий базар Кора, ствол, корни, крона |
декабрь |
| Беседа Беседа Чтение, инсценирование отрывка. Составление творческого рассказа с изменением конца истории Заучивание Чтение .составление описательных рассказов о предметах Отгадывание загадок Рассказывание педагогом истории возникновения. Работа по вопросам. Составление словосочетаний с прилагательными Чтение. Составление предложений | Чистота, гигиена, бережливость, здоровье, спорт Аккуратность, порядок, трудолюбие Неряха, лень, жалость Доброжелательность, добросердечность Традиция, Дед Мороз, Санта Клаус Календарь, сезон, время года |
январь | каникулы | ||
| Прочтение и обсуждение, понимание смысла. Заучивание Составление рассказов о домашних животных Пересказ Рассказ по серии картинок Чтение, составление словосочетаний и предложений Беседа, пересказ. Придумывание истории по аналогии с другими героями Чтение. Беседа Прослушивание в записи. Беседа | «Шёлкова трава», «вершок», «голубит», «мила сторона» Повадки, питомцы Степь, чердак Грусть, безответственность, честность «Колючая голова» Хитрость, головка сыра Враг, дружба Воровство | |
февраль |
| Беседа по картинке. Обучение составлению вопросительных предложений Прослушивание в записи. Рассуждение Придумывание собственных произведений Придумывание сказки по заданному плану Придумывание сказки по аналогии Чтение, придумывание небылиц Инсценирование отрывка, заучивание диалогов | Гостеприимство, угощение, застолье Трус, хвастовство, зазнайство Зачин, окончание, кульминация Небылицы, вымысел |
март |
| Беседа о временах года. Составление описательных иллюстраций Заучивание закличек Рассматривание иллюстраций. Беседа по вопросам Пересказ Чтение Составление творческих рассказов – изменение в сказке сюжета | Художник Капель, оттепель, проталины, подснежник Совесть, стыд Маршрут Упрямство |
Апрель Май |
| Беседа. Составление рассказа о себе «Когда я вырасту большим?» Заучивание Коллективное составление сказки на тему «Умелый заяц» Коллективное составление сказки на тему «Ленивый малыш» Пересказ стихотворной речи Пересказ стихотворной речи Беседа, придумывание другого окончания истории Размышление «Что я оставлю после себя» Беседа Заучивание стихов о победе и войне Пересказ Составление рассказа по картинке Составление творческих историй Составление историй по впечатлению. | Профессия, труд, работа Коварство, находчивость, обида Память, уважение, почесть Победитель, воин, солдат, труженик Колодец, самовар, сруб, завалинка, околица |
Учебно – тематический план / 2-ой год обучения
Данный раздел предназначен и для детей 6-ти летнего возраста, желающие овладеть грамотой и письмом за один год.
№ раздела | Название раздела | Форма занятия | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Пальчиковые игры, упражнения в штриховке, графические задания в тетради | Практическое занятие | 6 | - | 6 |
2 | Слово. Слог. Звук. Буква | Комплексное занятие | 12 | 4 | 8 |
3 | Гласные звуки и буквы | Комплексное занятие | 6 | 1 | 5 |
4 | Сонорные гласные | Комплексное занятие | 5 | 1 | 4 |
5 | Двуязычные гласные | Комплексное занятие | 4 | 1 | 3 |
6 | Звонкие и глухие согласные | Комплексное занятие | 17 | 2 | 15 |
7 | Шипящие согласные | Комплексное занятие | 4 | - | 4 |
8 | Буквы ъ и ь | Комплексное занятие | 2 | - | 2 |
9 | Развивающие игры | Практическое занятие | 8 | - | 8 |
10 | «Звуки и Буквы» | КВН | 2 | - | 2 |
11 | «В стране ребусов и анаграмм» | Игровое занятие | 2 | - | 2 |
12 | «Разгадаем слово» | Путешествие | 2 | - | 2 |
13 | «Из истории возникновения письменности» | Экскурсия в музей Народного образования | 2 | - | 2 |
Итого: 72 часов
Содержание образовательной программы / 2-ой год обучения
Название месяца | Подготовка к обучению грамоте | Ознакомление с окружающим миром и развитие речи | Подготовка к освоению письма |
сентябрь | Повторение и закрепле 1-4. Текст. Предложение. Словосочетание. Интонация. Вопросительные и восклицательные предложения | ние пройденного ранее
| материала
|
октябрь | 1,2. Словесные игры. 3. Слово.(слово- предмет, слово – признак, слово - действие) 4. Длинные – короткие слова. Начало – середина – конец слова 5. Слоги. Деление слов на слоги 6. Ударный слог. Ударение 7,8,9,10. Повторение |
|
|
ноябрь | 1,2. Звук 3,4. Буква 5. Звук а Буква А 6. Звук у Буква У 7. Звук о Буква О 8.Звук м, мь Буква М |
|
Печатание букв Аа. Изображение и раскрашивание апельсина, арбуза Печатание букв Уу. Изображение улитки, улыбки Печатание букв Оо. Изображение окна, облака печатание и чте- ние слогов ау, оу, уа, уо, ао, оа Печатание букв Мм, слогов ам, Ом ум, ма, мо, му |
декабрь | 1. Звук с,сь Буква С 2. Звук х, хь Буква Х 3. Звук р, рь Буква Р 4. Звук ш Буква Ш 5.Звук ы Буква Ы 6. Звук л, ль Буква Л 7. Звук н, нь Буква Н 8. Звук к Буква К |
| Печатание букв Сс. Изображение стола, стула Печатание букв Хх. Изображение хлеба. Печатание слогов Печатание букв Рр, слогов, слов Изображение рыбы Печатание букв Шш, слогов, слов Изображение шишки, шляпы Печатание буквы Ы.Звуковые схемы слова Печатание букв Лл, слогов, слов Изображение листьев. Штрихование Печатание букв Нн, слогов, слов, предложений, составление схем к предложениям. Звуковые схемы Печатание букв Кк, составление схем к предложениям и словам |
январь | Звук т, ть Буква Т Звук и Буква И Звук п, пь Буква П Звук з, зь Буква З Буква Й Звук г, гь Буква Г |
| Печатание букв Тт. Изображение транспорта по трафарету Печатание букв Ии. Изображение игрушки Печатание букв Пп, составление схем предложений и слов Печатание букв Зз. Выкладывание слов в кассе букв и слогов Печатание буквы Й и слов Печатание букв Гг, слогов. Работа в кассе букв и слогов |
февраль | 1. Звук в, вь Буква В 2. Звук д, дь Буква Д 3. Звук б, бь Буква Б 4. Звук ж Буква Ж 5. Буква Е 6. Буква Ь 7. Буква Я 8. Повторение |
| Печатание букв Вв, слогов, слов, предложений Печатание букв Дд. Составление звуковых схем, слов Печатание букв Б,бь, слов, предложений Печатание букв Жж. Выкладывание слов и предложений на магнитной азбуке Печатание букв Ее. Изображение ели, ежей Печатание Ь, слов и слогов Печатание букв Яя. Изображение яблока, ягод Печатание слов и предложений. Работа в живой Азбуке. |
март | 1. Буква Ю 2. Буква Ё 3. Буква Ч Звук ч 4. Буква Э 5. Буква Ц Звук ц 6. Буква Ф Звуки ф, фь |
| Печатание буквы Ю. Звуковой анализ слов Печатание буквы Ёё. Изображение ёлки Печатание букв Чч. Звуковой анализ слов Печатание букв Ээ.Выкладывание слов и предложений в кассе букв и слогов Печатание букв Цц. Изображение цыплёнка. Раскрашивание Печатание букв Фф. Звуковой анализ слов |
апрель | 1. Повторение 2. Фонетические игры и упражнения 3. Звук щ Буква Щ 4. Лексические игры и упражнения 5. Буква Ъ 6.Грамматические игры и задания 7. Повторение 8.Игры на память, восприятие и внимание |
| Работа в кассе букв и слогов. Составление схем к предложениям Печатание букв Щщ. Выкладывание букв из природного материала Работа в тетради, печатание слов и предложений Выкладывание слов в магнитной азбуке Работа с настольными играми Печатание слов и Предложений |
май | 1. Гласные и согласные звуки 2. Звонкие и глухие согласные 3. Лексические игры и упражнения (литературный материал о диких и домашних животных) 4.Звонкие и глухие согласные 5.6 Повторение |
(пересказ) | Работа в кассе букв и слогов Работа с индивидуальными карточками Списывание с карточек Печатание под диктовку на слух Составление звуковых схем слов Печатание в тетради |
Учебно – тематический план / 3-ий год обучения
№ раздела | Название раздела | Форма занятия | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Синтаксическая сторона речи | Комплексное занятие | 20 | 6 | 14 |
2 | Словообразование | Комплексное занятие | 6 | 1 | 5 |
3 | Морфологическая сторона речи | Комплексное занятие | 36 | 12 | 24 |
4 | Развивающие игры и упражнения | Практическое занятие | 2 | - | 2 |
5 | Знаешь ли ты свои истоки? (по мотивам у.н.т.) «Говори красиво и интересно» | Викторина КВН | 2 2 | - | 2 2 |
6 | Небылицы из лукошка (использование крылатых выражений, устойчивых словосочетаний, прямое и переносное значение слов) | Творческое занятие | 2 | - | 2 |
7 | «Что ты знаешь о слове и его возможностях» | Игровое занятие | 2 | - | 2 |
Итого : 72ч
Содержание образовательной программы / 3-ий год обучения
месяц | Ознакомление с окр.миром. Знакомство с произведениями литературы. Развитие связной речи | Подготовка к обучению грамоте. Обогащение словаря | Формирование грамматической стороны речи | Подготовка к освоению письма |
сентябрь |
| Текст. (начало, кульминация, конец; главная мысль, оглавление, художественные средства выразительности) Предложение - слово Использование заглавной буквы в начале слова | Составление предложений по заданным схемам Вычисление количества слов в предложении Определение последовательности слов в предложении | Работа в тетради. Печатание отдельных слов и предложений Упражнения в штриховке линиями различного направления Графические упражнения |
октябрь |
| Слово – как единица речи Составление звуковых схем слов Игры и упражнения на понимание значения слова | Составление предложений с заданным количеством слов Составление предложений по заданным словам Распространение предложений Обучение построения предложений путём полных ответов на вопросы Обучение сложносочинённым конструкциям построения предложений | Графический диктант Обводка по шаблонам и трафаретам Работа в кассе букв и слогов Практические действия по закреплению представления графического изображения букв и слов с использованием прикладного материала палочки, камешки и т.п. Работа в тетради. Печатание слов и предложений Творческие задания в тетради |
ноябрь |
| Узнавание слова по его характеристике, о предмете или явлении Игра « Пойми меня» | Обучение сложносочинённым конструкциям построения предложений Предложения вопросительные, восклицательные, повествовательные Обучение составлению вопросов | |
декабрь |
| Слово – предмет Слово – признак Слово – действие Слово – число Слово – предлог Деление слов на слоги Ударные – безударный слог | Многозначные слова. Однозначные слова Прямое – переносное значение слов Похожие слова- (подбор синонимов к словам) Вода – водопад –водолаз Слова – наоборот (подбор антонимов, высоко – низко, далёкий – близкий, ходить – стоять) Согласование слов в предложениях и словосочетаниях. Использование предлогов Устойчивые словосочетания. Согласование слов в роде, числе, падеже Слова – обобщения. Родовые понятия | Штрихование в тетради Графические упражнения Печатание слов и предложений Работа на индивидуальных полотнах Работа в кассе букв и слогов Творческое задание на изображение сюжета Упражнения на внимательность |
январь |
- Аккуратность и порядок - Нет болезням. Я люблю спорт | Деление слов на слоги. Ударение Звук. Буква Гласные – согласные звуки Твёрдые – мягкие звуки Звонкие – глухие звуки Повторение Алфавит. История возникновения письменности в разных странах | (изменение существительных по числам) «Один – много», употребление в речи Изменение существительных по падежам. Активация употребления Род существительных (он, она, оно, они) Живое – неживое (одушевлённое – неодушевлённое; кто? Что?) Повторение Несклоняемые существительные. Значение. Употребление Уменьшительно – ласкательный суффикс у существительных (дом – домик, гриб – грибочек) | Чтение предложений. Составление схем к предложениям. Запись. Деление слов на слоги. Постановка ударения в словах Чтение слов с пропущенными буквами. Звуковой анализ слов, подбор слов к схемам. Работа с картинками Отгадывание загадок. Составление слов из слогов. Разгадывание ребусов Звуковой анализ слов. Составление вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений Запись двусложных слов под диктовку |
февраль |
| Самосвал, газонокосилка, бетономешалка….- новые слова. Что значит дребезжит, гудит, грохочет. Подбор выразительных средств языка («трудиться не покладая рук», «быть в поте лица», «как петухи») Новые слова: коврига, соха, плуг, сноп – образные выражения «от заката до рассвета», «белка в колесе», Пословицы о труде и хлебе. Узнавание образных выражений, выделение выразительных средств языка. Интонационное чтение. Активизация образной лексики и интонационной выразительности речи. Закрепление в речи вежливых форм обращений, приветствий. Обогащение речи сравнениями, эпитетами, олицетворениями | Словообразование. Образование приставочных глаголов и прилагательных от существительных Образование сложных слов. Упражнение в подборе родственных слов. Упражнение в согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных от существительных. Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор слов – антонимов Сравнительная степень прилагательных. Обучение образования новых слов. Упражнение в подборе слов – определений, синонимов, антонимов, в правильном употреблении и образовании прилагательных в превосходной форме | Последовательное выделение звуков в словах – запись в тетради Чтение печатных слов в тетради Работа в кассе букв и слогов Графические упражнения в тетради. Работа с трафаретами и контуром Чтение и написание одно и двусложных слов под диктовку Списывание словосочетаний с индивидуальных карточек Составление схем к словам. Постановка ударения |
март |
| Активизация использования в речи фразеологизмов; эмоционально – оценочной лексики Двуязычные гласные в разных позициях Сонорные согласные Звуковые схемы. Ударный слог. Звуковые схемы. Ударный слог. Выделение слогов у слова. Определение их местоположения (начало – середина – конец) | Упражнение в понимании прямого и переносного и переносного значения слов Упражнение в употреблении антонимов Упражнение в употреблении слов в единственном и множественном числе Притяжательные прилагательные. Составление распространённых предложений Упражнение в согласовании местоимения с существительными Упражнение в подборе прилагательных и согласовании их с существительными | Составление звуковых цепочек слов Отгадывание загадок. Печатание слов в тетради Отгадывание ребусов и кроссвордов. Звуковые схемы слов Чтение предложений с пропущенными словами Графические упражнения. Штриховка Написание слов и предложений под диктовку |
апрель |
| Шипящие звуки Свистящие звуки Буквы ъ и ь знак Графическое изображение букв (упражнения на узнавание и запоминание) Употребление заглавных букв в различных случаях Буква ы Буква й | Упражнение в употреблении существительных множественного числа в Р.П. (мандаринов, яблок) Образование существительных множественного числа, обозначающих детёнышей животных Ударение. Подвижное ударение. Перенос ударения на предлог Образование глагольных форм: спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать) Спряжение глаголов с особыми окончаниями в личных формах (есть, дать) Настоящее время глаголов Прошедшее время глаголов Будущее время глаголов | Работа с кассой букв и слогов. Печатание слов Работа по трафаретам Списывание с доски слов Соотнесение их с картинками Чтение. Написание. Печатание предложений. Составление !?. предложений. Схемы к предложениям Составление слов по первой о последней букве Чтение слогов. Придумывание слов Штриховка. обводка |
май |
| Активизация использования в речи слов с уменьшительно ласкательными суффиксами Использование в речи диалектов и устаревших слов Использование выразительных средств языка Использование в речи фразеологизмов и крылатых выражений Словарная работа Артикуляционные упражнения | Повелительные наклонения глаголами с чередующимися звуками (жечь, вытереть, стричь, щипать и т.д.) Повторение Склонение местоимений Склонение числительных (два ведра; три утёнка) Образование страдательных причастий Обобщение | Звуковой анализ слов. Составление вопросов Отгадывание шарад и ребусов Работа с магнитной азбукой Выкладывание слов в кассе Букв и слогов Настольные игры Настольные игры |
Итого: 72 часа
Условия реализации программы
Программа развития речи реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Занятия строятся как путешествие, экскурсия, викторины. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.
Используются на занятиях следующие игровые упражнения, игры и задания
- «Кто внимательный?»
- «Кто больше»
- «Тим – Том»
- «Слоговое лото»
- «Дополни слог, слово»
- «Перевёртыши»
- «Узнай звук»
- «Слоговой аукцион»
- «Найди слово в слове»
- «Третий лишний»
- «Напиши кружочками»
- «Слушай хлопки»
- «Что общего»
- «Бывает – не бывает»
- «Хорошо – плохо»
- «Скажи кто, что это?»
- «Скажи кто так?»
- «Что к чему?»
- «Кто так говорит, делает?»
- «Что общего?»
- «Назови одним словом»
- «Волшебный мешочек»
- «Крылатое слово»
- «Один – много»
- «Пишущая машинка»
- «Звуковая цепочка»
- «Чего не стало»
- «Раздели по группам»
- «Рифмы»
- «Чей голосок?»
- «Подбери пару»
- «Кто что подарил?»
- «Наоборот»
- «Сигнальщики»
- «Рассыпанное слово»
- «Узнай по описанию»
- «Подбери слово»
- «Синий – зелёный»
- «Расшифруй слово»
- «Повтори, не ошибись!»
- «Кто где живёт»
- «Заколдованные слова»
- «Найди букву»
- «Кто как двигается?»
- «Назови ласково»
- «Измени слово»
- «1-3-5»
- «Придумай слово»
- «Доскажи словечко»
- «Звук заблудился»
- «Закончи слово, предложение»
- «Анаграммы»
- «Времена года»
- «Дни недели»
Игровая оболочка занятия привлекает детей, вызывает у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организует и повышает их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.
Критерии достижения цели программы
- системность диагностики познавательного роста обучающихся в области изучения русского языка и детской литературы, произведений устного и народного творчества.
- изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование и т.д.)
- система оценки обученности детей и система контроля за знаниями и умениями.(графические отметки успеха – неуспеха, символы победы, отличия в проводимом конкурсе, викторине – флаг, цветок, игрушка)
- эффективность обучения по программе. Обретение высокого уровня освоения содержания программы (владением грамматическим строем речи, развитой диалогической и монологической речью, знаком со средством выразительности)
- повышение уровня воспитанности
- интерес к занятиям
- мотивация на дальнейшее обучение
механизм определения результативности программы
- тестирование детей с целью выявления интересов к изучению родного языка, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства
- диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков
- организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей учащихся
- оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса)
- анкетирование родителей и педагога с целью исследования динамики роста ребёнка заинтересованности к изучаемой дисциплине, изменений объёма зун в данной области научных знаний и определении позиции участия учащегося в различных внеклассных мероприятиях по различным темам («Брейн –Ринг, «КВН», «Путешествие по сказкам»)
уровни усвоения программы
Низкий – ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает ошибки в пересказах и самостоятельных рассказах. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.
Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков.
Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяя рассказы других, пользуется разнообразными средствами выразительности. В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове)
работа с родителями
Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.
Формы работы с родителями
- ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и её эффективностью
- проведение родительских собраний «Как приучить детей читать», «Волшебные звуки», «Будем грамотны», «В мир сказок»
- проведение практикумов «Как научиться правильно писать», «Ручка и карандаш – мои помощники», «Развиваем моторику рук»
- консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей
- проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей
- разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание», «Звукобуквенный анализ слова», «Как составить рассказ по картинке» и т.п.
- анкетирование родителей с целью познания особенностей ребёнка и его особенностей
техническое оснащение занятий
- подвижная азбука (наборное полотно с буквами)
- магнитная азбука (демонстрационная)
- касса букв и слогов (раздаточный материал)
- индивидуальные планшеты с клеточным пространством, маркеры, тряпочки
- карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием этого предмета на другой; со словами; предложениями; текстом
- кубики «Мои первые буквы», «Весёлый алфавит»
- плакаты «Алфавит», «Алфавит для малышей»
- индивидуальные карточки. Каждому ребёнку даётся задание – наклеить на картон вырезки из газет со словами на заданный звук (букву) в трёх позициях
- наглядный материал: игрушки, муляжи, шнурочки, природный материал, бросовый материал. Таблицы со слогами и словами
- игры: «Читаем сами», «Звуковая цепочка», «На какую букву»,«Мамины помощники», «Сказки», «Обобщающие понятия», «Что к чему?», «Кто где живёт?», «Наоборот»
- наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи
Литература
- Авдеева Н.А.Воспитание детей раннего возраста. Пособие для воспитателей и родителей. М., 1997
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999
- Белова И.К. Былич Р.В. и др. Программно – методическое оснащение коррекционно – развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. М., 1998
- Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993
- Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991
- Волков Б.С., Волкова Н.Б. Психологическое общение в детском возрасте: учебное пособие. М.,1997
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ., 1997
- Выренцова А.С Подготовка к обучению. С-П., 1997
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000
- Дьяченко О.М., Астенькова Н.Ф, Булычева А.И. и др. Дети, в школу собирайтесь: книга для воспитателей детского сада и родителей. М., 1997
- Джежелей О.В. Помогайка М., 1994
- Ёлкина Н.В. Маряничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Серия «Вместе учимся, играем» Ярославль, 1997
- Зайцева Л.В., Земляченко С.В. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. М., 1998
- Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. Спб., 1998
- Игры и игровые упражнения с детьми дошкольного возраста. Киев., 1995
- Кенеман А.В., Осокина Т.Н. Детские народные подвижные игры: книга для родителей. М., 1997
- Колесникова Е.В. От звука к букве. М., 2008
- Морозова П.Н. Обучение детей грамоте. Тула.,1993
- Москаленко Н.И. Учим детей грамоте: пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. Минск.,1998
- Петерсон Л.П., Холина Н.П. Раз ступенька, два – ступенька ч. 1,2, М.,2004
- Тумакова Г.А., Максакова А.И. Учите играя. М.,2003
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста М.,Владос.,2002
- Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) М., ТЦ «Сфера» 2006
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М., 2007
- Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать . С.П., 2008
- Яшина В.И., Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая записка "Практика применения элементов сценического движения в обучении музыканта-любителя в системе дополнительного образования детей".
Краткое изложение некоторых оригинальных педагогических приёмов из личного многолетнего опыта работы с детьми и подростками....
Путешествие в прошлое Земли. Итоговое занятие в системе дополнительного образования детей творческого объединения "Игровая экология"
Данная методическая разработка итогового занятия расчитана на 2 академических часа. Занятие может проводится в режиме годового обощения материала и (или) итогового контроля.Путешествие в про...
Разработки занятий, мероприятий, тексты статей, докладов, планы - конспекты занятий в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей.
1. План - конспект № 1. Занятие «Введение в образовательную программу «Спортивный туризм», 1 год обучения. Цель - знакомство школьников 5-х - 7-х классов, начинающих заниматься туризмом, со структурой...
Интеграция в системе дополнительного образования детей как мотивация к обучению и стимул для развития творческих способностей
В статье описывается подход к развитию и воспитанию учащихся в системе дополнительного образования, котовый не замыкается на изучении конкретного направления, а позволяет раскрыть с разных сторо...
Цикл занятий «Дети и театр кукол» отражающий внедрение и реализацию педагогических технологий в системе дополнительного образования детей.
Данная учебно-методическая разработка содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра в условиях дополнительного образования....
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...