Азбука вежливости
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Азбука вежливости, или Этикет
на каждый день
Цель: Сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках куьтурного общения.
Форма: Брейн – ринг.
Информация к размышлению:
Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.
Дж. Свист
Подготовительный этап. Класс делим на 4 – 5 команд. Каждая команда выбирает название, каитана, готовится к классному часу в течении 1 – 2 недель.
Приготовить :
- 4 – 5 столов и стулья
- гонг;
- секундомер;
- таблички с названиями команд.
Необходимо выбрать жюри и ведущего игры.
Все вопросы к командам записываются на карточки с четкими формулировками правильных ответов.
Ход классного часа.
Воспитатель :
Челоловек живёт среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы тебя узнать.
Русская пословица гласит: « Встречают по одёжке». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет.
Этикет - установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.
Существуют различные виды этикета:
- служебный (деловой);
- дипломатический;
- военный;
- педагогический;
- врачебный;
- этикет в общественных местах
С этикетом тесно связаны правила вежливости.
- Тебя будут считать человеком вежливым, если ты:
- Научишься сохранять свободу своих действий и решений, не обижая при этом других.
- Научишься :
- Не перебивать;
- Не шуметь;
- Не шмыгать носом;
- Не зевать вслух;
- Не вытирать ботинки о штанину брюк;
- Признавать всё то, что отличает цивилизованного человека от дикаря.
Воспитатель предлагает ребятам в игровой форме проверить знание ими правил этикета и объявляет правила игры:
- Игра идёт до 6 очков.
- Очерёдность команд в игре определяется жеребьёвкой.
- На обсуждение даётся 1 минута.
- Право ответа предоставляется команде, первой поднявшей свою табличку.
Примерные вопросы:
- Что такое вежливость?
Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать, как себя вести, с уважением относится к окружающим.
- Что принято считать хорошими манерами?
В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.
- Кто первым зоровается при входе в помещение?
Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.
- Кого кому представляют?
Младшего – старшему, мужчину – женщине, менее известго – более известному.
- Кто должен здороваться первым : стоящий или проходящий?
Проходящий.
- Какие существуют варианты ответных реплик по поводу состоявшегося знакомства?
Очень приятно! Очень рад! Мне приятно, что мы с вами познакомились! И т.д.
- В магазине:
1. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?
Надо пропустить того, кто выходит из магазина.
2. Как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?»
«Кто последний?»
- Можно ли входить в магазин с собакой?
Нет , даже если собака небольшая.
- Как обратиться к продавцу?
По имени - отчеству, которое указано на бэдже (специальная таблтчка на груди), со словами «будьте добры», «пожалуйста», «будьте любезны».
- На улице, в транспорте:
- С какой стороны обходят прохожих?
Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа.
- При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся первенство?
Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе – наоборот.
- Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас?
Надо встать и уступить место.
- В театре:
- Паре нужно в театре пройти к месту. Кто идёт первым?
Идёт и ведёт к месту мужчина, причём лицом к сидящим.
- Что нельзя делать во время спектакля?
Разговаривать, шуршать бумажками или программой, ёрзать, ушать, делиться впечатлениями, вставать и уходить во время представления.
- Поведение за столом:
- Как надо есть хлеб, бутерброды?
Хлеб берут руками, кладут на салфетку или специаьную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками.
- Как едят пирожные, торты, пироги?
Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой, слоёные пирожные и пироги едят, держа их в руках.
- Как выйти из –за стола?
Из – за стола уходят, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.
Мини – итоги
По окончании брейн – ринга воспитатель подводит итоги игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Азбука Вежливости
Классный час для пятиклассников...
открытый урок «Азбука вежливости. Этикет на каждый день».
«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». ...
Классный час "Азбука вежливости" для начальной школы
классный час посвящен правилам поведения, о добре и зле, используются интересная форма проведения....
Азбука вежливых слов.
Задачи: расширять и закреплять знание детьми вежливых слов; приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений....
рабочая программа "Азбука вежливости"
цель данной рабочей программы, конспект занятий по данной теме, а так же рекомдации для родителей...
Внеклассное мероприятие по риторике "Азбука вежливости".
Мероприятие по формиронию культуры речи учащихся...
"Азбука вежливости или этикет на каждый день"
8 КЛАССКлассный час.Продолжительность: 40 минут.Тема: "Азбука вежливости или этикет на каждый день".Цель: Сформировать представления учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения...