Азбука вежливых слов.
методическая разработка на тему
Задачи: расширять и закреплять знание детьми вежливых слов; приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_vezhlevyh_slov.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Азбука вежливых слов
Методическое пособие для воспитателей, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
составила: А.В. Петровская
г. о. Тольятти
Игра «Волшебный сундучок»
Задачи: расширять и закреплять знание детьми вежливых слов; приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений.
Подготовительная работа: За день-два до игры воспитатель с детьми произведения В. Осеевой «Волшебное слово», слушают песню Н. Добрынина и М. Танича «Волшебные слова». Принимается коллективное решение провести игру «В гостях у зеркала». О просьбе воспитателя родители помогают написать карточки с волшебными словами - содержимое сундучка.
Этапы игры:
В группе поочередно садятся дети перед большим зеркалом и называют волшебные слова. Воспитатель по ходу игры вынимает из «волшебного сундучка» карточки с названными словами. Количество названных слов подсчитывается.
Выясняется, что «заблудились» ли слова. Может случиться так, что дети назовут не слова, которые находятся в сундучке. Воспитатель говорит, что «волшебное зеркало» увидело в сундучке еще какие-то слова, читает их, дети повторяют хором, рассказывают, когда эти слова употребляются.
«Волшебное зеркало» следит за тем, « кто прекрасней и милей».
Организуется игра. Дети становиться в круг. Входящий (взрослый) указывает на любого из участников, который должен ответить на вопрос (разрешается прибегать к помощи соседей по кругу).
Вопросы и задания могут быть типа:
*Какие слова говорят при приветствии? («Здравствуйте!», «Добрый день!», «Доброе утро!», «Добрый вечер!», «С добрым утром!», «Доброго здоровья!» и др.)
*Назови вежливые слова, которые употребляются при обращении к кому-либо с просьбой.( «Прошу вас», «Попрошу вас», «Будьте добры»; «Пожалуйста»; «Будьте любезны»; «Разрешите» и др.)
*Какие слова мы говорим, когда нужно попросить прощения у взрослых, у детей?(«Простите»; «Простите пожалуйста»; «Прошу прощения»; «Извините».)
Воспитатель. Повторим эти слова хором, чтобы порадовать наше « волшебное зеркало», которое следит за тем, « кто прекрасней и милей».
*Произнесите друг другу волшебные слова прощания по цепочке («До свидания, Марина!», «Всего хорошего, Андрей!», « Всего доброго, Аля!» и др.)
Дети садятся на свои места. Воспитатель дает задание подумать про себя, какие слова скажет каждый из них своим близким (маме, папе, бабушке и др.) перед тем, как идти спать.
Воспитатель подходит к детям, и каждый из них « на ушко» шепчет волшебные слова ( «Спокойной ночи, мамуля», »Спокойной ночи, мамочка», «Спокойной ночи, бабуля» и.т.п)
Советы организатором:
Рекомендую использовать «волшебный сундучок» для постоянной работы целью освоения детьми правил этикета, развития у них нравственного опыта.
На протяжении года организуйте целую серию игр, игр - упражнений (тренингов) с помощью «волшебного сундучка». Они должны расширять у детей запас вежливых слов, учить определять их назначение; создавать соответствующие ситуации выбора детьми положительного поведения.
Игру «В гостях у волшебного зеркала» можете распределить на несколько дней (соответственно этапам).
Представленные в игре упражнения моделируйте по своему усмотрению в зависимости от желания детей, уровня их воспитанности и подготовленности к игре.
Спектакль «Репка»
Задача: учить детей применять полученные знания этикета в типичных ситуациях повседневной жизни.
Подготовительная работа: За день до спектакля воспитатель с детьми читает (рассказывает) сказку «Репка». Принимается коллективное решение: показать спектакль. Распределяются роли: дед, баба, внучка, Жучка, кот и мышка. Взрослые делают большой рисунок репки, изготавливают несложные атрибуты для героев сказки: пояс – для деда, юбку – для бабушки; для Жучки, котика, мышки – короны с изображением животного; для внучки – красивые бантики и др.
Ведущий (читает сказку). Посадили дед репку. Выросла репка большая-пребольшая… (Тот, кто играет роль деда, имитирует его действия: сидит, рвет…). Далее при словах «Стал дед звать на помощь бабку» ведущий замолкает и дает возможность это сделать деду (например, «Бабка, а бабка, помоги мне, пожалуйста, вытянуть репку!».
Инсценирование сказки продолжается. У детей формируются умения, как можно и нужно попросить помощи, поблагодарить за помощь.
Советы организаторам:
Подобным образом инсценируйте и другие сказки («Курочка ряба», «Колобок» и др.), смоделировав в них ситуации вежливого обращения друг к другу.
Спектакль обязательно обсудите: Что понравилось? Что можно было сделать по-другому?
К спектаклям не делайте сложных костюмов, чтобы не создавать этим лишние волнения родителям и детям. Делайте несложные атрибуты костюмов вместе с детьми за день до спектакля.
Будьте внимательны при распределении ролей. Не каждому достанется роль, а играть хотят все. Чтобы сохранить у детей хорошее настроение, используйте различные средства, такие как жребий, считалка, джентельменский договор: сегодня играете вы, а завтра играем мы,
и т.п.
Тренинг
Задачи: учить детей выбору адекватных действий в определенных жизненных ситуациях; формировать нравственный опыт отношений.
Подготовительная работа: Воспитатель говорит (подыскивает из художественной литературы, разрабатывает самостоятельно) ситуации, из которых дети должны «выйти» достойно, как подобает вежливому человеку.
Очень хороши для таких задач небольшие рассказы и стихи Е. Пермяка, А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и др.
Примерные этапы тренинга:
Дети удобно рассаживаются. Воспитатель предлагает им послушать разные истории и подумать как бы они поступили на месте того или иного мальчика или девочки.
Пример ситуации: Вова вернулся из школы вместе с папой. Снял обувь, переоделся.
«Здравствуй Вова!», - встретила его мама на кухне. Вова сел на стул и сказал: «Я не хочу кушать, мам!» Какие две ошибки сделал Вова?
Пример ситуации: В выходной день Аня проснулась от яркого луча солнышка. Она быстро встала, побежала в ванную. «Бабушка, какое сегодня солнце!» - радостно воскликнула она. Бабушка кивнула головой. О чем забыла Аня?
Воспитатель читает четверостишие, в котором дети должны закончить последнюю строчку:
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети,
Когда повсюду говорят… (спасибо, до свидания и т.п.)
Дети и воспитатель садятся полукругом. Каждый, начиная с воспитателем, говорит шепотом рядом сидящему вежливое (приветливое) слово.
Советы организаторам:
Помните, что тренинг – это специальный тренировочный режим, тренировка, в процессе которой дети должны учиться понимать других людей, изучать себя и преодолевать свои недостатки.
К играм тренингового характера следует специально готовиться и при их проведении важно соблюдать ряд условий:
будьте доброжелательны и вежливы друг с другом;
доверяйте друг другу;
в процессе игры оценивайте не личность, а способность ее общения с участниками игры;
в ходе игры (тренинга) никому советов не давайте;
не обращайте внимания (и не позволяйте детям) на физические недостатки некоторых играющих;
при выполнения задания ориентируйте детей только на положительное предположение;
тренинг проводится в специально подготовленной комнате (комфорт, спокойная музыка и т.п.)
Подбирайте различные тренинговые упражнения, которые не только учат общаться, но и направлены на развитие у младших школьников познавательных процессов (внимание, память, мышление и др.), качеств личности (аккуратность, организованность и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Азбука Вежливости
Классный час для пятиклассников...
открытый урок «Азбука вежливости. Этикет на каждый день».
«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». ...
Классный час "Азбука вежливости" для начальной школы
классный час посвящен правилам поведения, о добре и зле, используются интересная форма проведения....
рабочая программа "Азбука вежливости"
цель данной рабочей программы, конспект занятий по данной теме, а так же рекомдации для родителей...
Азбука вежливости
Этикет на каждый день...
Внеклассное мероприятие по риторике "Азбука вежливости".
Мероприятие по формиронию культуры речи учащихся...
"Азбука вежливости или этикет на каждый день"
8 КЛАССКлассный час.Продолжительность: 40 минут.Тема: "Азбука вежливости или этикет на каждый день".Цель: Сформировать представления учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения...