Тема урока: "Азбука вежливости"Цели и задачи: в доступной, увлекательной форме вводить детей в «мир культуры», знакомить с простыми правилами этикета; создавать условия для становления у них осознанного отношения и поведения; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; учить избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных. Оборудование и оформление: выставка книг с русскими народными сказками, книга Г.Остера «Вредные советы», толковый словарь С.И.Ожегова; плакаты с высказываниями о вежливости; рисунок солнышка и облачка для речевой разминки; набор белых и черных кружков (на каждого ученика); четыре Цветика-Семицветика;
Ход занятия. I. Организационный момент. (Звучит песня «Улыбка»). – Здравствуйте ребята! После такой прекрасной песни нельзя не улыбнуться. Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. Сегодня наше занятие пройдет в доброжелательной обстановке и проведут его социальный педагог Татьяна Петровна и библиотекарь Светлана Владимировна. И я думаю Светлана Владимировна наша беседа будет с пользой для всех. II. Речевая разминка. Ребята посмотрите на слайд, что изображено на доске - Солнышко – Да ребята, занятие заглянуло солнышко из стихотворения Эммы Мошковской и Лена нам его расскажет Встало солнце кислое, Смотрит – небо кислое, В кислом небе кислое Облако повисло… И спешат несчастные Кислые прохожие И едят ужасно Кислое мороженое. Даже сахар кислый! Скисло все варенье! Потому что кислое Было настроение. – Почему прохожие в стихотворении «несчастные»? – Что значит «кислое настроение»? – А как мы узнаем, что у человека «кислое» настроение? (По выражению лица, по его словам и поступкам). – Дети, а как можно «поднять» настроение? – Сделайте вывод. (Нужно говорить людям добрые слова). – Каждый день вы встречаете множество людей – на улице, в школе, во дворе. Важно, чтобы ни один из них не пожалел о встрече с вами, не обиделся на вас. (Звучит песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать!») Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не надо опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты – Ведь это все любви счастливые моменты. Давайте понимать друг друга с полуслова… – Все люди на земле разные. У каждого человека есть черты характера. Одни из них не мы считаем достоинствами, а другие – недостатками. Условно мы можем всех людей разделить на две группы: первая, у которых больше достоинств, и вторая, у которых больше недостатков. Достоинства – это такие черты, от которых и окружающим людям, и самому человеку польза, а недостатки приносят всем, да и самому человеку только неприятности. – Подумайте, доброта – недостаток или достоинство? Почему? ДРУЖБА, ДОБРО, ВЕЛИКОДУШИЕ Грубость – недостаток или достоинство? Почему? ЗЛЫЕ, ПОСТУПКИ, ОБМАН. – Народ всегда высмеивал глупость, жадность, осуждал жестокость и злобу, а с уважением относился к добрым, бескорыстным людям, готовым ближнему отдать последнее, что есть в доме, если оно ему нужнее. Работа с выставкой книг. – Перед вами книги с русскими народными сказками. Я БУДУ ВАМ ПОКАЗЫВАТЬ КНИГИ , ВЫ Назовите недостатки одних сказочных героев и достоинства других. Вывод: народные сказки восхваляли достоинства людей и высмеивали их недостатки. Тест. – У вас на партах белые и черные кружочки. Белыми мы будем отмечать достоинства, а черными недостатки людей. Постарайтесь их запомнить! Детям диктуются слова: лень, неряшливость, бережливость, терпение, вежливость, грубость, аккуратность, плаксивость, драчливость, правдивость, ложь, дружелюбие, скромность, выдержка. – Мы живем среди людей и очень важно для каждого человека, что о нем думают окружающие. – А что вы сами думаете о себе? Вы воспитанный человек? Чего у вас больше: достоинств или недостатков? Ребята давайте попробуем собрать пословицы. На добрый привет добрый ответ Людей сближает улыбка Добро помни, а зло забывай Доброе слово и кошке приятно. Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым означает знать как себя вести. В словаре С.И.Ожегова о вежливом человеке говорится так: «Вежливый – соблюдающий правило приличия, воспитанный, учтивый». Вежливость – то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, безкультурия. – Вспомните Доктора Айболита! Каким он был? (Добрым.) А каким был Брамалей? (Злым.) Чем же закончилась их встреча? (Доктор Айболит перевоспитал Бармалея. Пират стал добрым, воспитанным.) Злость нельзя в себе копить! Это чувство страшное! Знай, злодеем в жизни быть – Самое ужасное. Частушки. – А сейчас веселые подружки хохотушки пропоют задорные частушки. Лида в круг вбежала смело, Завертелась, как юла, И под музыку запела Про знакомые дела. Малыша обидел Витя, Но пред школою в строю Витя просит: «Извините, я ошибку признаю!» Петя ловко ловит рыбу, Может лодки смастерить. Только «здравствуй» и «спасибо» Не умеет говорить. На урок пришел учитель, Положил на стол журнал. Следом Витя: «Извините, я немного опоздал.» Спор давно ведется в классе: Вежлив Витя или нет? Разберитесь в споре нашем И скажите нам ответ. Молодцы ребята! Работа в микрогруппах. – Вы конечно, помните историю про девочку Женю, у которой был удивительный цветок. Его семь лепестков выполняли любое желание. Надо было лишь оторвать один из них и произнести: Лети, лети лепесток, Через Запад на Восток, Через Север, через Юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели… – Наш Цветик-Семицветик не волшебный, но если вы правильно заполните его лепестки такими качествами характера, которые необходимо в себе воспитать, он вам очень поможет. (Дети делятся на группы. Каждая группа получает модель цветка с заданной буквой в центре: Д, В, С, Т. Дети должны вписать слова, обозначающие качества характера человека на заданную букву. Помощь со стороны учителя. По окончании работы каждая группа знакомит со своим цветком.). С | Д | СПАСИБО | ДОБРО | СМЕЛЫЙ | ДРУЖБА | СЧАСТЬЕ | ДУШЕВНЫЙ | СПРАВЕДЛИВЫЙ | ДОБРОСОВЕСТНЫЙ | СКРОМНЫЙ | ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ | СИЛЬНЫЙ | ДОБРЫЙ | СПРАВЕДЛИВЫЙ |
| СКРОМНЫЙ |
|
В | Б | ВЕЖЛИВЫЙ | БЛАГОДАРНЫЙ | ВЕЛИКОДУШНЫЙ | БЛАГОРОДНЫЙ | ВЕСЕЛЫЙ | БЕРЕЖЛИВЫЙ | ВЕРНЫЙ | БЕСКОРЫСТНЫЙ | ВНИМАТЕЛЬНЫЙ |
| ВЫДЕРЖАННЫЙ |
|
П | Т | ПРАВДИВЫЙ | ТАКТИЧНЫЙ | ПОСЛУШНЫЙ | ТРУДОЛЮБИВЫЙ | ПОРЯДОЧНЫЙ | ТАЛАНТЛЕВЫЙ | ПРИЛЕЖНЫЙ | ТЕРПЕЛИВЫЙ | ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ |
|
(звучит музыка»Есть на свете цветок») – Нарисуйте цветок своей души. – Почему люди любят цветы? – Соберем букет из ваших цветов. Какой он получился? III. Итог. - Вот, пожалуй, можно закончить наше занятие. Какие же качества вы должны воспитывать в себе? Какими должны быть отношения между людьми? (Звучит песня о дружбе.) |