Программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера"
элективный курс на тему
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА
_____________________________________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Программа элективного курса является компилятивной, разработана авторской программы С.Н.Чистяковой «Технология. Твоя профессиональная карьера», Москва, «Просвещение», 2009 год
Актуальность программы
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван новый экспериментальный курс «Твоя профессиональная карьера», который составлен по программе «Твоя профессиональная карьера» под редакцией С.Н.Чистяковой. – М., 2009 год.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
Особенности программного материала
Особенностью предлагаемой программы является использование групповых и интерактивных методов обучения. Преимущества тренинговой формы проведения занятия заключаются в создании непринужденной атмосферы, стимуляции креативности и осознании личной ответственности за свой выбор.
- направленная социализация: содействие самоопределению подростков и молодёжи в социальной среде, приобретение социального опыта путём принятия на себя различных социальных ролей;
- индивидуализация: учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся с выбором специальных форм и методов работы; психологическая диагностика, позволяющая обучающимся при поддержке психолога находить выход из сложных жизненных и профессиональных ситуаций;
- интеграция: единство общекультурного развития, заложенного в учебном плане общеобразовательной школы, с предпрофильным ориентированием учащихся через программу.
Базой данного курса являются программы предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации "Мои профессиональные намерения”», Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».
Роль и место элективного курса
Изучение данного курса тесно связано с предметом технология, так как одним из разделов учебной программы "Технология" является профессиональное самоопределение.
Программа элективного курса «Твоя профессиональная карьера» предназначена для учащихся 8 класса на 2014 -2015 учебный год и рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.
Адресат
Элективный курс "Твоя профессиональная карьера" рекомендован учащимся 8-9 классов в период предпрофильной подготовки. Он может быть использован психологами, учителями, классными руководителями для профориентации учащихся 8-9 классов.
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является:
· формирование позитивного образа жизни, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения;
· помощь в решении проблемы профессионального выбора.
Задачи курса:
1. определить интересы, склонности и способности учащихся в области профессиональной деятельности;
2. научить стратегии выбора профессии;
3. научить навыкам самопрезентации;
4. сформировать у учащихся положительное отношение к труду;
5. расширить представления учащихся о современном «рынке профессий»;
6. ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии;
7. научить разбираться в содержании профессиональной деятельности.
Формы организации учебного процесса
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы. Изучение отдельных разделов курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учреждения, кооперативы, объединения, концерны, учебные заведения. В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.
Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по ознакомлению и составлению профессиограмм профессий.
При выполнении проектных заданий используется как индивидуальная, так и коллективная творческая деятельность
Итоговый контроль
Формы контроля.
Контроль за освоением учебной программы проводиться в разных формах: зачет, беседа, тестирование, выполнение практического задания, проекта.
Образовательные продукты.
Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, соотносят функции профессиональной деятельности. Корректируют собственные профессиональные перспективы.
Система оценивания.
Оценивание освоения изучаемого материала осуществляет по трем уровням: базовый, прикладной, творческий. Результат обучения оформляется записью в зачетном листе учащегося.
Результат оценивается в баллах:
- 1-базовый (учащийся получает знания, но не в полной мере реализует свои знания при выборе будущей профессии)
- 2-прикладной (учащийся знает свои индивидуальные психологического качества, но нуждается в помощи и поддержке при выборе будущей профессии)
- 3-творческий (знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями предъявленными к человеку определенной профессией, намечают планы реализации профессиональных намерений. Развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.)
Критерии оценивания достижения доводятся до сведения школьников на первом занятии.
Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.
Объем и сроки изучения
Программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера" общим объемом 35 часов изучается в течении всего учебного года, 1 час в неделю.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
В результате прохождения программного материала учащиеся получат представление о алгоритме стратегии выбора профессии и целеполагании, о состоянии современного рынка труда, путях получения профессии.
В результате изучения курса "Твоя профессиональная карьера" учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий: психологические особенности личности; самоопределение; профессиональные интересы и склонности, способности; классификация, типы и подтипы профессий; профессиограмма; профессиональная пригодность; проектирование профессионального жизненного пути; карьера, виды карьеры; личный профессиональный план; общение; самооценка; компенсация способностей; рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- работать с профессиограммами;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- составлять личный профессиональный план;
- проектировать свою профессиональную карьеру.
СОДЕРЖАНИЕ
I Введение в предмет. – 1час
Цель, задачи и содержание курса.
Общее представление о психологии как науке, изучающий внутренний психологический мир человека. Принципы психодиагностики: конфиденциальность, искренность, добровольность. Понятие ―профессиональное самоопределение. Портфолио.
II Мои жизненные и профессиональные цели - 2часа
Анкета по жизненному и профессиональному самоопределению учащихся 9-х классов. Тест Дж. Голланда. Построение индивидуального профессионального типа личности . Тест умственного развития.
III Мой психологический портрет – 20 часов
Ощущения и восприятие. – (1ч)
Общее представление об ощущениях и восприятии. Виды и характер ощущений . Порог ощущений.Виды восприятия. Роль ощущений и восприятия в профессиональной деятельности человека . Пятна Роршаха. Портрет девушки-старухи . Иллюзия Мюллера-Лайера. Школа поиска ощущений .
Особенности мышления. – (2 ч)
Общее представление о мышлении и его особенностях. Виды и типы мышления. Мыслительные операции. Роль мышления в профессиональной деятельности. Условия развития мышления. Тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан). Опросник типа мышления .
Память. Процессы и виды памяти. – (3 ч).
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности . Условия развития памяти
Внимание. Виды и основные свойства внимания. – (2 ч).
Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, изобретательность, концентрация, переключение). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Значение некоторых видов внимания в профессиональной деятельности .Практическая работа .
Представление и воображение. – (1 ч)
Общее понятие о представлении и воображении. Воссоздающее и творческое воображение. Виды представлений (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, двигательные). Условия развития воображении. Практическая работа .
Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции. – (1ч)
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности . Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния) . Как управлять своими эмоциями.
Волевые качества личности. – (1 ч)
Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе профессиональных решений . Упражнения по воспитанию воли. Опросник ―Какая у меня воля?». Анкета по оценке уровня развития своих волевых качеств .
Влияние темперамента на профессиональное самоопределение. – (2ч).
Общее представление о темпераменте . Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Тест Айзенка.
Черты характера и их проявление в профессиональной. деятельности. – (2ч).
Общее представление о характере. Четыре группы черт характера. Типы акцентуаций характера и наиболее подходящие для них профессии. Адаптированный опросник Г. Шмишека.
Самооценка и уровень притязаний в решении проблемы профессионального выбора (1ч).
Структура образа ―Я. Виды самооценки (заниженная, адекватная, завышенная). Роль адекватной самооценки при выборе профессии и в последующей профессиональной деятельности. Источник формирования самооценки. Уровень притязания (завышенный, заниженный). Формирования уровня притязания. Методика самооценки.
Склонности и интересы в выборе профессии. – (2ч).
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Интересы. Склонности. Профессиональные намерения . Опросник профессиональных склонностей Я.Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной).
Способности и профессиональная пригодность. – (2ч).
Общее представление о способностях. Виды способностей (общие, специальные). Ведущие свойства специальных способностей. Понятие профпригодности. Непригодность. Алгоритм анализа сильных
и слабых сторон своих способностей. Матрица выбора профессий.
IV. Мир профессий- 10 часов
1. Общий обзор классификации профессий. Формула профессий. – (2ч)
Общее понятие о профессии, специальности, должности. Четырехъярусная классификация профессий . Формула профессии. Методика ―Формула профессии‖ (Н.С. Пряжников) . Игра―Аукцион‖ .
2. Азбука новых профессий. – (2ч)
Новые профессии и специальности, востребованные на современном рынке труда: логистик, маркетолог, мерчендайзер, имиджмейкер, менеджер и т.п.
3. Требования профессий к человеку. – (1ч).
Типы профессий и психологические требования к ним. Способы развития профессионально важных качеств.
4. Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии. – (2ч).
―Хочу - склонности, желания, интересы личности; ―могу - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); ―надо‖ - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Престижность. ―Престижные профессии .
5. Роль жизненных ценностей при выборе профессии. – (1ч).
Классификация Спрангера. Классификация ценностей В. Франкла. Классификация ценностей жизни и карьеры Д. Сьюпера . Упражнение ―Мои ценности .
6. Здоровье и выбор профессии. – (1ч).
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие ―неблагоприятные производственные факторы‖. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепления здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условия и режима работы.
7. Межличностные отношения в профессиональной деятельности. – (1ч).
Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Виды общения. Конфликты, пути разрешении конфликтных ситуаций. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Тест ―Общительны ли вы?‖ .
V. Экскурсия на предприятие 1 час
VI Итоговое занятие. – 1час
Игровая терапия по профориентации
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение в предмет - 1 час Понятие - профессиональное самоопределение. Портфолио. | 1 |
2 3 | Мои жизненные и профессиональные цели - 2 часа Построение индивидуального профессионального типа личности Анкета по профессиональному самоопределению | 1 1 |
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 | Мой психологический портрет-20 ч Ощущение и восприятие Особенности мышления Роль мышления в профессиональной деятельности Память. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности Общее представление о внимании, условия развития внимания. Значение внимания в профессиональной деятельности Представление и воображение Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции Волевые качества личности Общее представление о темпераменте Влияние темперамента на профессиональное самоопределение Общее представление о характере. Черты характера и их проявление в профессии Самооценка в решении проблемы профессионального выбора Склонности и интересы в выборе профессии Профессиональные намерения Способности, виды способностей Понятие о профпригодности | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 | Мир профессий - 10 часов Общее понятие о профессии, специальности, должности Формула профессии Азбука новых профессий Новые профессии и специальности Требования профессий к человеку Типичные ошибки при выборе профессии Престижность профессии Роль жизненных ценностей при выборе профессии Здоровье и выбор профессии Межличностные отношения в профессиональной деятельности | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
34 | Экскурсия на предприятие -1 час Экскурсия на предприятие | 1 |
35 | Итоговое занятие -1 час Игровая терапия по профориентации | 1 |
Итого | 35 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Учебно-методические материалы для учителя | Количество |
1 | Учебник "Твоя профессиональная карьера" 8-9 класс Москва« Просвещение»2010 год .С.Н Чистякова | 1 |
2 | Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой и Т.И. Шалавиной. – М., "Просвещение" 2010. | 1 |
3 | Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6 | 1 |
4 | Пряжников Н.С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2011. | 1 |
5 | Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов на Дону: «Феникс», 2009. | 1 |
6 | Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001. | 1 |
7 | Презентации по выбору профессии | 25 |
8 | Технические средства обучения : компьютер, экран, проектор | 1 |
№ | Учебно-методические материалы для учащихся | Количество |
1 | Учебник "Твоя профессиональная карьера" 8-9 класс Москва« Просвещение»2010 год .С.Н Чистякова | 12 |
2 | Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6 | 3 |
3 | Тесты | |
4 | Диагностические опросники | |
5 | Информационные материалы "В мире профессий" "Куда пойти учиться?" |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Введение в предмет - 1 час Понятие - профессиональное самоопределение. Портфолио. | 1 | 03.09 04.09 | |
2 | Мои жизненные и профессиональные цели - 2 часа Построение индивидуального профессионального типа личности | 1 | 10.09 11.09 | |
3 | Анкетирование по профессиональному самоопределению | 1 | 17.09 18.09 | |
4 | Мой психологический портрет-20 ч Ощущение и восприятие | 1 | 24.09 25.09 | |
5 | Особенности мышления | 1 | 01.1002.10 | |
6 | Роль мышления в профессиональной деятельности | 1 | 08.10 09.10 | |
7 | Память. Общее представление о памяти | 1 | 15.10 16.10 | |
8 | Основные процессы памяти | 1 | 22.10 23.10 | |
9 | Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности | 1 | 29.10 30.10 | |
10 | Общее представление о внимании, условия развития внимания. | 1 | 12.11 13.11 | |
11 | Значение внимания в профессиональной деятельности | 1 | 19.11 20.11 | |
12 | Представление и воображение | 1 | 26.11 27.11 | |
13 | Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции | 1 | 03.12 04.12 | |
14 | Волевые качества личности | 1 | 10.12 11.12 | |
15 | Общее представление о темпераменте | 1 | 17.12 18.12 | |
16 | Влияние темперамента на профессиональное самоопределение | 1 | 24.12 25.12 | |
17 | Общее представление о характере. | 1 | 14.01 15.01 | |
18 | Черты характера и их проявление в профессии | 1 | 21.01 22.01 | |
19 | Самооценка в решении проблемы профессионального выбора | 1 | 28.01 29.01 | |
20 | Склонности и интересы в выборе профессии | 1 | 04.02 05.02 | |
21 | Профессиональные намерения | 1 | 11.02 12.02 | |
22 | Способности, виды способностей | 1 | 18.02 19.02 | |
23 | Понятие о профпригодности | 1 | 25.02 26.02 | |
24 | Мир профессий - 10 часов Общее понятие о профессии, специальности, должности | 1 | 04.03 05.03 | |
25 | Формула профессии | 1 | 11.03 12.03 | |
26 | Азбука новых профессий | 1 | 18.03 19.03 | |
27 | Новые профессии и специальности | 1 | 01.04 02.04 | |
28 | Требования профессий к человеку | 1 | 08.04 09.04 | |
29 | Типичные ошибки при выборе профессии | 1 | 15.04 16.04 | |
30 | Престижность профессии | 1 | 22.04 23.04 | |
31 | Роль жизненных ценностей при выборе профессии | 1 | 29.04 30.04 | |
32 | Здоровье и выбор профессии | 1 | 06.05 07.05 | |
33 | Межличностные отношения в профессиональной деятельности | 1 | 13.05 14.05 | |
34 | Экскурсия на предприятие -1 час Экскурсия на предприятие | 1 | 20.05 21.05 | |
35 | Итоговое занятие -1 час Игровая терапия по профориентации | 1 | 27.05 28.05 | |
Итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Твоя профессиональная карьера"
Этот курс проводится в девятых классах один раз в неделю. Он помогает сформировать видение себя как специалиста в узкой профессиональной деятельности....
Программа курса "Твоя профессиональная карьера"
Элективный курс. 35 часов....
Программа элективного курса "Моя профессиональная карьера"
Занятия насыщены разными тестами. Они позволяют учащимся глубже узнать себя, свои возможности, а это главное условие, без которого невозможно развитие личности. Главная цель всех занятий состоит в том...
Рабочая программа "Технология. Твоя профессиональная карьера" 8 класс
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе ...
Программа элективного курса "Планирование карьеры и жизни"
«Планирование карьеры и жизни» - программа элективного курса, рассчитанная на то, чтобы помочь учащимся старшего школьного возраста (10, 11 класс) в рамках профиль...
Программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера"
Программа разработана с учетом требований к вечерней школе и профессионального самоопределения учащихся....
Рабочая программа элективного курса «Профессиональный выбор» 11 класс
Аннотация элективного курса «Профессиональный выбор» -11классНазвание курсаЭлективный курс «Профессиональный выбор»Класс 11 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей програ...