методическое пособие для внеклассной работы, авторская программа по ЗОЖ "Твоё здоровье"
материал по теме
Сегодня в России много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Подростковый возраст можно условно назвать самым аутоагрессивным временем. Именно в этом возрасте большое влияние на жизнь и здоровье ребенка могут оказать отрицательное воздействие такие факторы как курение, алкоголь, наркотики. На этот же возраст приходится пренебрежения к элементарным правилам гигиены и питания. Сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности. Проводимые анкетирования учащихся показывают, что собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся. На сегодняшний день, именно профилактика, является основным звеном в рамках охраны и укрепления здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическое пособие:программа "Твоё здоровье" для 5-9 классов | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 82 с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара
Авторская Программа по формированию здорового жизненного стиля, здорового образа жизни
Твоё здоровье
Авторы программы:
Учитель биологии Королькова Л.Н.
Учитель химии Жиганова С.В.
МОУ Школы № 82 Промышленного района г.о. Самара
Тел: 89277649845 – Светлана Вячеславовна
Руководитель учреждения:
Чикановская С.А.
Самара, 2012 г
Пояснительная записка
Обоснование необходимости программы.
Сегодня в России много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Подростковый возраст можно условно назвать самым аутоагрессивным временем. Именно в этом возрасте большое влияние на жизнь и здоровье ребенка могут оказать отрицательное воздействие такие факторы как курение, алкоголь, наркотики. На этот же возраст приходится пренебрежения к элементарным правилам гигиены и питания. Сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности. Проводимые анкетирования учащихся показывают, что собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся. На сегодняшний день, именно профилактика, является основным звеном в рамках охраны и укрепления здоровья.
Авторская Программа «Твоё здоровье» посвящена разработке подходов к формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения (временной интервал 5- 9 класс). Она интересна и нужна подросткам, так как включает вопросы правильного питания, гигиены питания, профилактики ПАВ. Данный материал поможет учащимся выявить первопричины нарушения здоровья, объяснить влияние различных факторов на организм человека, расширит представление учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования продуктов питания, будет способствовать формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения учащихся в различных жизненных ситуациях. Материал распределен по годам, тематические планы каждого года обучения содержат необходимый теоретический и практический материал (включая конкретные видеосюжеты). В программе предусматривается оптимальное использование современных технологий, в частности, личностно-ориентированных и развивающих; различные организационные формы проведения классных часов: устный журнал, викторины, ролевые игры, познавательные игры, спортивный праздник.
Цели и задачи программы.
Цель программы: формирование здорового образа жизни, углубление знаний учащихся о правильном и сбалансированном питании, собственном здоровье, воспитание позитивного отношения к здоровью как непреходящей ценности.
Задачи:
1.Расширять и углублять представления о здоровом образе жизни и факторах, препятствующих его формированию;
2. Развитие и закрепление новых конструктивных форм поведения;
3. Формировать негативное отношение к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам и последствиям их употребления);
4. Активизировать познавательную деятельность школьников;
5. Вовлекать учащихся в коммуникативную, игровую и проектную деятельность как фактор личностного развития;
6. Разработать практические советы по питанию и по выбору продуктов питания для предупреждения заболеваний, связанных с неправильным питанием.
Общая характеристика внеклассного процесса: методы и формы работы,
средства обучения.
Методы:
- эмпирические (изучение литературы; наблюдение; анкетирование; опросы практические работы);
- теоретические (сравнение; обобщение; анализ; классификация);
Формы организации:
- лекции с элементами беседы;
- дискуссии;
- практические работы исследовательского характера;
- ролевые и познавательные игры;
- устный журнал;
- викторины;
- презентации.
Средства обучения:
- мультимедийные средства (компьютер, проектор, компьютерные презентации);
- наглядный материал (видеофильмы);
- химическое оборудование и реактивы;
- интернет-ресурсы.
Характеристика временных ресурсов, необходимых для усвоения программы.
Авторская программа «Твоё здоровье» включает в себя 35 отдельных тем (по 7 часов в каждом классе в течение года, кроме декабря и мая), сгруппированных в три справочно-смысловых блока: питание, вредные привычки, гигиена и предназначена для учащихся 5 – 9 классов.
Содержательная часть
Тематический план
Разделы | Количество часов |
Питание и здоровье | |
5 класс | 3 ч. |
6 класс | 4 ч. |
7 класс | 4 ч. |
8 класс | 4 ч. |
9 класс | 3 ч. |
Профилактика употребления ПАВ | |
5 класс | 1 ч. |
6 класс | 1 ч. |
7 класс | 1 ч. |
8 класс | 1 ч. |
9 класс | 3 ч. |
Гигиена здоровья | |
5 класс | 3 ч. |
6 класс | 2 ч. |
7 класс | 2 ч. |
8 класс | 2 ч. |
9 класс | 1 ч. |
Итого | 35 часов |
Содержание занятий
№ | Тема занятия | Содержание | Форма проведения |
5 класс Питание и здоровье | |||
1 | Разговор о правильном питании | Представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах и витаминах, функциях этих веществ в организме. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. |
2 | Витамины и минеральные вещества | Понятие о минеральных веществах, витаминах и их значении для здоровья. | Беседа, проведение викторины, просмотр видеосюжета. |
3 | Пищевые традиции разных народов мира. Чайная церемония | Знакомство учащихся с традициями разных народов мира. Чай, его влияние на организм. | Беседа, чаепитие. |
Профилактика употребления ПАВ | |||
4 | Табак завоёвывает мир | Представление об отрицательном влиянии курения на организм. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. |
Гигиена здоровья | |||
5 | Мы за спорт | Представление о здоровом образе жизни, влияние спорта на организм. | Беседа, театрализованное представление. |
6 | Устный журнал «Режим дня школьника» | Режим дня и личная гигиена. | Устный журнал. |
7 | Формула жизни | Основные составляющие здоровой полноценной жизни. | Внеклассное мероприятие. |
6 класс Питание и здоровье | |||
1 | Скажи мне, что ты ешь? | Полезные и вредные продукты, основы рационального питания. | Беседа с элементами дискуссии. |
2 | Ролевая игра «Здоровое питание - часть здорового образа жизни» | Понятие здорового питания. | Ролевая игра. |
3 | Искусственные и натуральные напитки | Виды безалкогольных напитков, их значение в организме. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. |
4 | Пищевые традиции разных народов мира. Шоколад – пища богов | Знакомство учащихся с традициями разных народов. Всё о шоколаде. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. |
Профилактика употребления ПАВ | |||
5 | Я выбираю здоровый образ жизни | Основные составляющие здорового образа жизни. | Беседа с элементами дискуссии, викторина, просмотр видеосюжета |
Гигиена здоровья | |||
6 | Фаст фуд вред или польза? | Чем опасен фаст фуд. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. |
7 | Человек, продли свой век | Пропагандировать здоровый образ жизни. | Беседа, театрализованное представление. |
7 класс Питание и здоровье | |||
1 | Твой режим дня | Основные правила режима дня. школьника; рекомендации при выполнении домашних заданий, распределении времени подростка. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. |
2 | Чем полезен завтрак? | Польза завтрака, продукты наиболее подходящие для завтрака, самостоятельно приготовить завтрак. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. |
3 | Тайны продуктов питания | История питания человека, некоторые тайны пищевых продуктов. | Беседа с элементами дискуссии. |
4 | Пищевые традиции разных народов мира. Арабский напиток. | Знакомство учащихся с традициями разных народов мира. Кофе, его влияние на организм. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. |
Профилактика употребления ПАВ | |||
5 | Выбор за нами | Пропагандировать здоровый образ жизни. | Беседа, театрализованное представление |
Гигиена здоровья | |||
6 | Шаги к здоровью | Гиподинамия, что такое работоспособность. | Беседа, театрализованное представление, просмотр видеосюжета |
7 | Мобильный телефон в нашей жизни | Влияние сотового телефона на организм | Беседа, работа в группах |
8 класс Питание и здоровье | |||
1 | Параметры здорового человека | Что такое здоровье и болезнь | Беседа с элементами дискуссии. |
2 | Вредные и полезные продукты | Какие продукты следует употреблять, чтобы оставаться здоровыми | Беседа с элементами дискуссии, ролевые игры, просмотр видеосюжета. |
3 | Болезни цивилизации | Распространённые болезни цивилизации: ожирение, гиподинамия, близорукость и т.д. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. |
4 | Пищевые традиции народов мира. Мёд – еда фараонов. | Знакомство учащихся с традициями разных народов мира. Мёд, его влияние на организм. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. |
Профилактика употребления ПАВ | |||
5 | Десять мифов об алкоголе | Опровержение мифов об алкоголе. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. |
Гигиена здоровья | |||
6 | Викторина «Если хочешь быть здоров!» | Пропагандировать здоровый образ жизни. | Викторина, просмотр видеосюжета. |
7 | Компьютер и здоровье школьника | Влияние компьютера на организм | Беседа с элементами дискуссии. |
9 класс Питание и здоровье | |||
1 | Что такое здоровье? | Основные компоненты здоровья | Беседа с элементами дискуссии |
2 | Сладости и здоровье. | Значение сладостей для организма человека. Полезные сладости. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. |
3 | Пищевые традиции разных народов мира. Мороженное. | Знакомство учащихся с традициями разных народов мира. Мороженное, история открытия, всем ли оно полезно. | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. |
Профилактика употребления ПАВ | |||
4 | Жизнь без зависимостей. | Курение, последствия воздействия никотина на организм | Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета. |
5 | Детки в пивной клетке. | Пиво – алкогольный напиток, как оно влияет на оргазм мужчин и женщин. | Групповая работа, дискуссия, просмотр видеосюжета. |
6 | Наркотики – оружие самоубийства. | Опасные последствия употребления наркотических веществ, упражнение «Как отразить провокацию?». | Групповая работа, дискуссия, просмотр видеосюжета. |
Гигиена здоровья | |||
7 | Стоп СПИД. | Воздействие ВИЧ на иммунную систему человека; симптомы ВИЧ и СПИДа. | Беседа с элементами дискуссии, групповая работа, просмотр видеосюжета. |
Литература для педагога и учащихся
- Александров О.А. Комплексная программа здоровья/ О.А Александрова - М.: Медицина, 2005.
- Аронов Д.М. Твой и наш враг/ Д.М. Аронов - М.: Физкультура и спорт, 2006.
- Арзамасцев К.И. Сценарии школьных химических вечеров/ К.И. Арзамасцев - Чебоксары: Кино, 1997.
- Байер К. Здоровый образ жизни / К.Байер, Л. Шейнберг - М.: Мир, 2007.
- Быков А.А. Антиспид/ А.А. Быков, И.А. Носков, Е.И. Худякова, Т.И. Бочкарёва - Самара, 2001.
- Вагнер Р.И. Не кури/ Р.И Вагнер, Е.А. Валдина - М.: Медицина, 1979.
- Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: Программа мероприятий, игры/ Е.А. Воронова - М.: Феникс, 2011.
- Евстигнеев Г.М. Тайны продуктов питания/ Г.М. Евстигнеев, Ю.А. Лившиц, О.Н. Сигнаевский - М.: Пищевая промышленность, 1972.
- Коробкина З.В. У опасной черты/ З.В. Коробкина - М.: Мысль, 2005.
- Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимости: 5 - 7 класс/ Г.Г. Кулинич - М.: ВАКО, 2008.
- Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею/ Е.В. Коротаева - М.: КСП, 2005.
- Коротченкова Л.В. Сценарии классных часов для старшеклассников/Л.В. Коротченкова - Саратов: Лицей. 2006.
- Кэрол Ф.З. Введение в сексуальность человека/ Ф.З. Кэрол - Н/Новгород: Культурная инициатива, 1994.
- Лаптев А. К. Тайны пирамиды здоровья/ А.К. Лаптев - СПб, 2008.
- Макеева А.Г. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ А.Г. Макеева, И.В. Лысенко - СПб, 2008.
- Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности/ Ю.В. Науменко - М.: Планета, 2011.
- Нечаев А. П. Пищевые красители. Пищевые ингредиенты (сырье и добавки)/ А.П. Нечаев, В.М. Болотов - М., 2001.
- Николаева А.П. Уроки профилактики наркомании в школе/ А.П.Николаева, Д.В. Колесов - М.: Мысль, 2005.
- Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения/ А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович - М.: Вако, 2006.
- Толстых А.В. Подросток в неформальной группе/ А.В. Толстых - М.: Знания, 1991.
- Ураков И.Г. Алкоголь: личность и здоровье/ И.Г. Ураков - М.: Медицина, 2006.
- Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого - педогогическая работа в кризисных ситуациях: 8 — 11 классы/ Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Н.В. Высоцкая - М.: ВАКО, 2007.
- Ягодинский Г.Н. Школьнику о вреде никотин и алкоголя/ Г.Н. Ягодинский - М.: Просвещение, 1986.
Интернет-ресурсы
- Женский информационный познавательный портал [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.allwomens.ru/8369-poleznye-i-vrednye-produkty-dlya-organizma.html.
- ООО «Агентство развития и безопасности бизнеса» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.msb26.ru/spec/sovet/sovets_146.html.
- Медицинский центр Алкоклиник [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.alcoclinic.ru.
- Сайт об алкоголе Nalivai.Ru [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nalivai.ru/ten_myths_about_alkohol.
- Как бросить курить [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ne-kurim.ru.
- Кардиологический портал Алтая [Электронный ресурс] Режим доступа: http://card-cgb.narod.ru.
- О курении.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: http://okurenii.ru.
- Школа здоровья [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dietologia.ucoz.ru/index/o_kurenii/0-8.
- Шоколадный сайт Choco-Love.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.choco-love.ru.
- Здоровье «диких» хозяек [Электронный ресурс] Режим доступа: http://health.wild-mistress.ru/wm/health.nsf/publicall/8A7EB631AD397BB3C325747100015925.
- Качество потребительские тесты и обзоры [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kachestvo.ru/interesno/poleznyi-zavtrak.html.
- Школа Жизни. ру [Электронный ресурс] Режим доступа: http://shkolazhizni.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическое пособие. лабораторно-практические работы по химии
в данном пособии приводятся инструкции по лабораторным и практическим работам по ФГОС Нового поколения...
Авторская Программа по формированию здорового жизненного стиля, здорового образа жизни "Твоё здоровье"
Авторская Программа «Твоё здоровье» посвящена разработке подходов к формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения (временной интервал 5- 9 класс). Она интересна и нужна подростка...
Методичесое пособие "Организация внеклассной работы по иностранному языку"
Пособие представляет собой методические рекомендации по оказанию информационно-методической помощи студентам-практикантам и учителям образовательных школ по организаци...
Авторская программа ДОД "Школа здоровья"
Программа разработана для дополнительного образования детей в...
Авторская программа "Как быть здоровым"
Программа содержит разделы: здоровое питание, чудеса витаминов, значение физических упражнений для здоровья, здоровый позвоночник -основа здоровья, тесты определения уровня здоровья, физической подгот...
авторская программа внеурочных занятий "Здоровый образ жизни"
программа внеурочных занятий по биологии...
Методическое пособие "Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы".
Методическое пособие "Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы". Утвержден: ГБУ ДПО РМ ...