Авторская программа "Как быть здоровым"
опыты и эксперименты по физкультуре (6 класс) на тему
Программа содержит разделы: здоровое питание, чудеса витаминов, значение физических упражнений для здоровья, здоровый позвоночник -основа здоровья, тесты определения уровня здоровья, физической подготовленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_zdorovya_latypova_l.f.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В научно-методический совет УО Мензелинского Муниципального района РТ
Сизовой Ляйсании Фаридовны учителя физической культуры Новомелькенской СОШ
Заявление
Прошу принять на рассмотрение мою авторскую программу элективного курса «Как быть здоровым» для одобрения к публикации.
О себе сообщаю:
Образование: 1.Высшее педагогическое, Набережночелнинский государственный институт физической культуры , 2001 год, специалист по физической культуре и спорту. Факультет «Оздоровительной физической культуры»
2. Среднее медицинское , Мензелинское медицинское училище окончание-1993г., специальность:фельдшер- лечебник
Педагогический стаж: 16 лет
Квалификационная категория, год присвоения: первая 2006г.
Участвовала в профессиональных конкурсах:
-2011г. заявилась на республиканский конкурс ПНПО
-2011г. заявилась на учреждение гранта в виде ежемесячной надбавки к заработной плате для учителей
Прошла следующие курсы повышения квалификации в области:
- использования ИКТ в учебном процессе?:
- Курсы повышения квалификации тема «Программно-методического обеспечения и методика преподавания физической культуры в условиях модернизации»т 2003г. (регистрационный № 607ч.) в объеме 108 часов (г. Набережные Челны»);
- Краткосрочные курсы повышения квалификации по спортивно-оздоровительному часу общеобразовательных учреждений министерство образований РТ 2003г.(регистрационный № 2228) в объеме 24 часов (выездная группа г. Казань для учителей г. Мензелинска);
- Краткосрочные курсы повышения квалификации по теме «Организационные и содержательные аспекты предпрофильной подготовки профильного обучения»ь 2006г. (регистрационный номер -) в объеме 24 часов (ИНПО г. Наб. Челны);
- Заявка на повышение курсов по теме «Сохранение здоровья средствами физической культуры» в объеме 72ч. 2011г. на апрель месяц. НГПИ г. Н.Челны.
Контактный телефон: 8-960-087-75-16
Дата «____» ______________20____ г.
Авторская программа
«Как быть здоровым»
(элективный курс)
Автор программы:
Сизова Ляйсания Фаридовна
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
Новомелькенской СОШ
Мензелинского района
Набережные Челны 2011
Пояснительная записка.
Сохранение здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации является наиболее актуальным для системы образования, поскольку от состояния здоровья во многом зависит и качество обучения и воспитания.
Впервые вопрос охраны здоровья поднял на государственный уровень выдающийся ученый Михаил Васильевич Ломоносов. В1761 году он писал: «Начало сего полагаю самым главным делом : сохранением и размножением Российского народа, в чем состоит величество, могущество, и богатство всего государства». Хотя проблема здоровья россиян на протяжении веков являлась актуальной, однако и сегодня эта проблема вызывает тревогу и озабоченность…
Статистические данные на сегодняшний день: За несколько лет последних экономических реформ население нашей страны сократилось на несколько миллионов, а американцев в США стало на десятки миллионов больше.
По статистике около 70% детей при поступлении в школу могут считаться относительно здоровыми, но уже всего лишь 10% учеников можно признать таковыми по окончании школы. Остальные же 90% детей за школьные годы успевают приобрести целый набор типичных для школьников болезней — искривление позвоночника, гастрит, нарушение психики, зрения. Это и понятно, ведь если раньше после школы дети бегали во дворе или посещали какие-нибудь кружки и спортивные секции, то теперь все больше времени они проводят перед компьютером, с PSP или глядя по телевизору бесконечные мультсериалы.
К сожалению, ситуация с годами становится только хуже, и к настоящему моменту превратилась в серьезную проблему национального масштаба, что вызывает серьезную обеспокоенность у руководства страны. Так президент России Дмитрий Медведев в своем обращении к Федеральному собранию не просто выразил обеспокоенность в связи с «неудовлетворительным, состоянием здоровья российских школьников», но подчеркнул, что «сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая». Того же мнения придерживаются и специалисты, работающие в этой области. В частности, по словам детского врача Леонида Рошаля, «так плохо со здоровьем у российских школьников было разве что после революции и после войны». В настоящее время в России на федеральном уровне разработана и реализуется программа, направленная на поддержание и сохранение здоровья школьников. Однако, надеяться на ее успешное осуществление можно только тогда, когда осознание этой проблемы и важности ее решения произойдет абсолютно на всех уровнях от руководителей соответствующих министерств и ведомств до каждой отдельной школы, каждой отдельной семьи.
Проведенные опросы и анкетирование детей на уроках физической культуры, элективному курсу биологии, показывают низкий поверхностный уровень знаний о здоровье, особенно по таким темам как здоровое питание, функции, строение позвоночника и другие.
Таким образом, весьма актуальной является разработка элективного курса для повышения уровня знаний школьников по вышеуказанным разделам биологии.
Валеология - наука о здоровье, которая дает большие возможности для организации исследовательской деятельности учащихся. Несмотря на то, что в школьных курсах физической культуры и биологии очень мало времени уделяется темам о здоровье, с каждым годом увеличивается количество детей, выбирающих исследовательские темы по здоровью.
Цели и задачи программы
Цель :
Первая задача программы - изучение теоретического материала для усвоения основных понятий, для осознания важности сохранения своего здоровья, окружающих, близких и будущего потомства.
Вторая задача программы состоит в реализации теоретических знаний на практике.
На первых этапах большое значение приобретает участие школьников в исследовательской и практической деятельности, в процессе которой формируются умения и навыки практического применения теоретических знаний: развивается мышление, логика; дети приобретают навыки постановки целей, задач и поиска способов их достижения и решения.
Предложенные в рамках программы материалы могут быть использованы :
- на спортивно-оздоровительных занятиях, при проведении физкультминуток, пауз, утренней гимнастики;
- на уроках физической культуры , биологии, классных часах, при подготовке и проведений мероприятий различного уровня ( школьных, районных) по программному разделу ЗОЖ;
- как теоретический материал для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе;
-для самостоятельного изучения курса « Как быть здоровым?».
Основными формами организации учебных занятий являются следующие:
- лекции;
- практические занятия;
- работа в малых группах, коллективное обсуждение результатов;
- работа с видеопособием;
- конференция.
Не исключается возможность общения и обмена информации, а также консультации через электронную почту.
Некоторые разделы предлагаемой программы были использованы учителями физической культуры, начальных классов, воспитателями детских садов г. Мензелинска, г. Нижнекамска, им было представлено электронное методическое пособие по выполнению оздоровительной гимнастики «Йога для начинающих», упражнения на гибкость, суставная гимнастика, упражнения для роста и др..
Содержание авторской программы
Программа «Как стать здоровым?» состоит из 6 разделов.
Разделы состоят из двух блоков: теоретического
и практического.
Первый раздел: Валеология –наука о здоровье(4ч.)
Теоретическая часть (2 ч):
- основы знаний о здоровье, определение здоровья по ВОЗ(Всемирной охраны здоровья) и его разъяснения. Статистика заболеваний школьников, населения по России, и за рубежом. Причины заболевания и смертности населения. Факторы сохраняющие и разрушающие здоровье. Профилактика заболеваний( укрепление иммунитета, способы, виды, значение закаливания).
-Гигиена ( личная( болезни передающиеся контактно-бытовым, половым путем), помещения, одежды, предметов.)
-Оздоровительные аспекты религии (мусульманство, христианство).
Практическая часть(2 ч.):
Заполнение рубрики(папки) для обмена информации «Полезные советы для здоровья».
Второй раздел: Здоровое питание. « Еда может быть в твоих руках лекарством или ядом» (5ч.).
Теоретическая часть (2 ч):
Ознакомление со статистикой заболеваний вызванных неправильным, неполноценным, дефицитом питанием. Последствия неправильного питания( переедания, заболевания ЖКТ, ССС, НС). Правила и принципы здорового питания. Значения витаминов и микроэлементов. Качество напитков, воды для употребления человеком
Практическая часть(3 ч.):
-изучение таблиц энергетической ценности пищи, выполнение лабораторной работы « Расчет собственных суточных энергозатрат» с подведением итога.
-Определение и вычисление по различным тестам нормы веса.
- Подготовка презентации или составление реферата на тему «Полезные свойства продуктов»-цель: обмен информацией.
-Заполнение рубрики «Полезные рецепты». Экскурсия в магазин « За полезными продуктами»-изучение состава, качества, срока годности продуктов. Выбор полезных продуктов.
Результатами для обучающихся может стать участие на различных конференциях, выступления с обсуждением опытно- исследовательских работ.
-Составление собственной программы здорового питания.
Третий раздел: «Оздоровительное значение физических упражнений» (6ч.):
Теоретическая часть (2ч.):
-Оздоровительное влияние физических упражнений, видов спорта, упражнений под музыку, массажа, на различные системы организма(костная, нервная, кровеносная, эндокринная и др.»
-«Здоровый позвоночник- основа здоровья»-повторение строения, функций позвоночника, причины, последствия и коррекция нарушения осанки.
Практическая часть (4ч.):
-Изучение комплексов упражнений для профилактики нарушения осанки, оздоровительных упражнений, упражнений на гибкость, увеличение роста, суставной гимнастики др.
-Определение состояние позвоночника, уровня тренированности, переносимости нагрузок тестами, пробами на здоровья, с измерением артериального давления, пульса и др. методами.
-Изучение приемов классического массажа, самомассажа головы, пальцев. точечный, баночный для снятия мышечного, эмоционального напряжения
- Изучение элементов народных танцев под музыку(для применение на минутных паузах, утренней гимнастики и др.)
Содержание раздела позволяет не только поближе познакомиться с данными темами и особенностями методических выполнений упражнений, но и самим определить уровень здоровья, тренированности, и на основание этого составить, выбрать подходящий, для себя комплекс упражнений для поддержания и коррекции здоровья. Это и станет результатом для обучающихся.
Четвертый раздел: «Похитители здоровья» (5 ч.)
Теоретическая часть (3ч.)
-Влияние вредных привычек алкоголя, курения, наркотиков, электромагнитных волн, экологических факторов( загрязнение :земля, воздух, вода) на здоровье человека
Практическая часть ( 2ч.):
- исследование и представление презентаций, рефератов для подготовки выступлений на общешкольной, районной, ежегодной республиканской конференции исследовательских работ по изученным темам здоровья.
Пятый раздел: Укрепление психического здоровья.
Теоретическая часть :
-Изучение статистических исследований психических заболеваний школьников. Влияние положительных и отрицательных эмоций. Значение стресса, их причины, виды, и способы борьбы. Самооценка. Влияние оптимистических, пессимистических взглядов на здоровье. Значение умения общаться. Правила этикета при общении.
Практическая часть: для самостоятельной работы предлагаются тесты, их обсуждение, индивидуальные и общие рекомендации по укреплению психического здоровья.
1. Определение умственной работоспособности и утомление ЦНС 2.Определение силы НС по психомоторным показателям
2.Определение типа высшей нервной деятельности по анамнестической ?схеме
3.Определение типа нервной системы по характеристике.( холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик).
4. Можно использовать другие психологические тесты, найденных в других источниках.
5. Тренинг по теме умение общаться.
6. Тренинг « Выход из трудных ситуаций»
Результатом для обучающихся может стать разработанный ими фрагмент исследовательской работы по оценке своего психофизиологического состояния.
Шестой раздел: Представление результатов обучающихся (2 часа)
Обучающиеся по данной программе принимают участие в конференции, на которой в виде презентации защищают свои исследовательские работы. Во время конференции обучающиеся обмениваются опытом, дополняют свою медиатеку ранее неизвестными методиками и материалами.
Итоговый контроль предложено провести в форме защиты своего портфолио, который накоплен в результате прохождения материала данного курса.
Литература:
- Методики исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук / ред.-сост. А. С. Обухов. – М.: МИОО; журнал «исследовательская работа школьников», 2006
- Научно-практический журнал «Здоровьесберегающее образование». Учредитель: Общероссийская общественная организация содействия укреплению здоровья в системе образования. Гл.ред.: ХарисовФ.Ф. ,, чл.- корр. РАО, д.п.н., проф. №6(10), 2010.
4. Журналы «Физическая культура в школе», 2009-11г.
5. Методическая разработка «Здоровье школьника и методы его определения», авт., М.С. Самигуллина, Г.Х.Самигуллин. МО РТ ИНПО, 1998 г.
6. Методическая разработка «Физкультурно-оздоровительные занятия для 9-11классов школ, гимназий, лицеев, нетрадиционные методы индивидуального оздоровления на уроках», авторы составители: С.Г.Галеева-к.б.н., доцент ИПК и ПРО РТ; Н.М.Давлетов, С.А.Митрошина. МО РТ ИНПОКазань, 2003 г.
Интернет ресурсы:
- http://www.zdorobr/orq/
- http:// www fizkult/v/shkole
- http:// edu – collection.ru.
Учебно-тематический план
программы элективного курса «Как быть здоровым» (дисциплины: физическая культура, биология, раздел основы здорового образа жизни)
Цель:
- познакомиться с различными методами сохранения здоровья учащихся.
- научиться применять полученные знания в школьной исследовательской деятельности.
Срок обучения: ???? часов
Форма обучения: урок, внеклассные занятия, элективный курс, факультативные занятия по валеологии.
Режим занятий: 1ч. в неделю.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Все го, час. | В том числе | Форма контроля | ||
Лекции | Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др. (полевая практика) | Практ., лаб., семинарские занятия | ||||
1. | Валеология наука о здоровье. | 3 | Анкетирование | |||
1.1 | .Введение. - основы знаний о здоровье, определение здоровья по ВОЗ(Всемирной охраны здоровья) и его разъяснения. Статистика заболеваний школьников, населения по России, и за рубежом. Причины заболевания и смертности населения. Факторы сохраняющие и разрушающие здоровье, оздоровительные аспекты религии | 2 | Расчет идеального веса по формулам, тестам. (см. приложение) | |||
1.2 | Профилактика заболеваний: иммунитет, гигиена, закаливание. | 1 | ||||
2. | Здоровое питание | 6 | ||||
2.1 | Статистика, причины, последствия неправильного питания. | 1 | ||||
2.2 | Правила и принципы здорового питания. | 1 | Анкетирование, | |||
2.3 | «Чудеса витаминов» значение витаминов, и микроэлиментов для здоровья организма | 1 | ||||
2.4 | Полезные свойства группы продуктов ( орехи, зелени, овощи, фрукты) | Экскурсия в магазин « За полезными продуктами» | Подготовка материала к презентации | Тесты, | ||
2.5 | Энергетичекая ценность продуктов. Полезные свойства группы проодуктов( мяса, крупы, молочные, и др.см. табл.) | 1.Лаб. «Расчет потребляемых и расходуемых к/калорий в день» 2. Подготовка материала к презентации «Полезные свойства продуктов по разделам (фрукты, ягоды, овощи и др.см подготовленную таблицу.) | ||||
2.6. | Значение качества воды, какие напитки полезные и вредные. | Материал для обмена информацией | ||||
3. | Раздел 3 «Оздоровительное значение физических упражнений» | 4 | ||||
3.1. | .Влияние физических упражнений, на организм человека. Значение различных видов занятий физ.упр. на оздоровление организма | 1 | Практ. работа. «Определение уровня тренированности, степени здоровья по тестам». (см приложение) | |||
3.2. | Влияние массажа и самомассажа( пассивная гимнастика).Изучение приемов самомассажа головы, пальцев. -Массажа классического. -Баночного(вакуумная банка) -Медового -Точечного | 1 | 1 | Практическое применение, после показа и объяснения. | Показ приемов классического массажа | |
3.3. | Влияние выполнения упр. под музыку , изучение элементов народных, современных танцев Изучения комплексов: -Суставная гимнастика (5-6упр.) -«Йога для начинающих» -« Упражнения под музыку с элементами народных танцев» | 1 | 1 | Изучение методики и выполнение неск. упр. из комплексов. | Показ упр. | |
3.4. | -«Здоровый позвоночник- основа здоровья»-повторение строения, функций позвоночника, причины, последствия и коррекция нарушения осанки | 1 | Определение состояния позвоночника, определить вид осанки .(кульвиметр) | Подобрать к-с упр. для позвоночника с нарушением, и для поддержания правильной осанки. | ||
4 | Похитители здоровья | 3 | ||||
4.1 | Влияние алкоголя , курения, наркотиков на здоровье человека | 1 | ||||
4.2. | Влияние электромагнитных волн на здоровье человека | 1 | ||||
4.3 . | Экологии и здоровье. | 1 | ||||
5 | Психическое здоровье | 3 | ||||
5.1. | Изучение статистических исследований психических заболеваний школьников. Влияние положительных и отрицательных эмоций. Значение стресса, их причины, виды, и способы борьбы. Самооценка. Влияние оптимистических, пессимистических взглядов на здоровье. Значение умения общаться. Правила этикета при общении. | 1 | ||||
5.2. | 1.Определение умственной работоспособности и утомление ЦНС 2.Определение силы НС по психомоторным показателям 2.Определение типа высшей нервной деятельности по анамнастической схеме 3.Определение типа нервной системы по характеристике.( холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик). | 1 | Практ. работа см. приложение | |||
5.3 | 5. Тренинг по теме умение общаться. 6. Тренинг «Выход из трудных ситуаций» | 1 | Тренинг с психологом (по возможности со специалист. | |||
6.0 | Представление результатов обучающихся | 2 | Защита, представление исследовательских работ(рефераты,презентации) . Во время конференции обучающиеся обмениваются опытом, дополняют свою медиатеку ранее неизвестными методиками и материалами. | Представление своего портфолио | ||
итого | 20 |
Планируемые результаты
На конец предложенного курса обучающиеся должны
знать:
- разновидности методов оздоровления средствами физической культуры;
уметь:
- применять основные приемы исследования состояния осанки, тренированности, уровня здоровья, самоконтроль и дозирование физической нагрузки, составление и подбор комплексов упражнений с целью оздоровления, измерение пульса, артериального давления
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Название оборудования | Примечание |
1. | аудитория с административным компьютером, с подключенным интернетом | |
2. | Медиапроектор | |
3. | 1.аппарат измерения давления(для определения ССС) 2.кушетка (для изучения приемов массажа) | Имеется у автора комната здоровья при школе |
Обучающимся иметь при себе дисковой накопитель (CD-диск или флеш-карты).
Приложения к программе «Как быть здоровым» см.
1.Тест для учащихся старших общеобразовательных школ «Проверь себя»
2. Анкета (опрос о здоровье и питании)
3. Практическая работа №1 «Расчет идеального веса по формулам, тестам»
4.Практическое занятие№2 « Что есть полезнее?».
5. Практическое занятие№3 « О пользе продуктов» с подготовкой материала для презентации. Таблица полезных продуктов ( можно дополнять)
5. Практическая работа №4«Расчет потребляемых и расходуемых килокалорий в день» с таблицами , теоретическим материалом.
6. Практическая работа.№5 «Определение уровня тренированности, степени здоровья по тестам».
-Ортостатическая проба+
-Дыхательная проба по Бутейко+
-Самоконтроль по таблице( дополнить)
7. Практическая работа.№6 « Определение состояния позвоночника, определить вид осанки кульвиметром» (НЕТ)
8 . Тест, практическая работа №7 «Определение умственной работоспособности» ( тест в методичке здоровье школьника самигуллин)
9. Тренинг по теме умение общаться.( подготовить материал)- из справочника этикет общения
10.Тренинг «Выход из трудных ситуаций» .( подготовить материал)(КНИЖКА Иванов, Петров, Сидоров)
Примечание: У автора программы есть разработки уроков, конспектов, практических работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная работа «Хотите быть здоровыми — умейте быть здоровыми!»
Наше исследование было направлено на изучение влияния на организм человека продуктов питания. Изучение состава пищевых продуктов особенно актуально для нашего училища, так как в ПУ-6 обучают такой спе...
Общешкольное открытое мероприятие на тему: «Чистым быть – здоровым быть»
Цели данного мероприятия: закрепить навыки личной гигиены; развивать логическое мышление, память, воображение, внимание; воспитывать аккуратность, опрятность; работать над формированием и ...
"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"
Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....
Сценарий Дня Здоровья "Здоровым быть здорово!"
Цель: пропаганда здорового образа жизни.Задачи:· рефлексия собственного отношения к здоровью;· расширить п...
Быть здоровым – значит быть красивым!
Классный час для учащихся 5-6 классов...
ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ! Древние греки говорили: "Если хочешь быть красивым — бегай, если хочешь быть здоровым — бегай, если хочешь быть сильным — бегай"
Интересная статья...
Рабочая программа элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»
Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...