методическое пособие. лабораторно-практические работы по химии
методическая разработка по химии по теме
в данном пособии приводятся инструкции по лабораторным и практическим работам по ФГОС Нового поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_tablicy.1.doc | 205 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №1
Моделирование построения Периодической системы (таблицы) элементов.
Цель: научиться выявлять законы по таблице элементов.
Оборудование: карточки размером 6х10 см
Ход работы:
Заготовьте 20 карточек размером 6 х 10 см для элементов с порядковыми номерами с 1-го по 20 –й в Периодической системе Менделеева. На каждую карточку запишите следующие сведения об элементе:
- химический символ
- название
- значение относительной атомной массы
- формулу высшего оксида (в скобках укажите характер оксида- основный, кислотный или амфотерный)
- формулу высшего гидроксида (для гидроксидов металлов также укажите в скобках характер - основный или амфотерный)
- формулу летучего водородного соединения (для неметаллов).
Расположите карточки по возрастанию значений относительных атомных масс.
Расположите сходные элементы, начиная с 3-го по 18-й друг под другом. Водород и калий над литием и под натрием соответственно, кальций под магнием, а гелий над неоном. Сформулируйте выявленную вами закономерность в виде закона.
Поменяйте в полученном ряду местами аргон и калий. Объясните почему.
Еще раз сформулируйте выявленную вами закономерность в виде закона.
Лабораторная работа №2
Приготовление дисперсных систем.
Цель: получить дисперсные системы и исследовать их свойства
Оборудование и реактивы: - дистиллированная вода;
- раствор желатина;
- кусочки мела;
- раствор серы;
- пробирки, штатив.
1. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.
Налить в 2 пробирки по 5мл дистиллированной воды. В пробирку №1 добавить 1мл 0,5%-ного раствора желатина. Затем в обе пробирки внести небольшое количество мела и сильно взболтать.
Поставить обе пробирки в штатив и наблюдать расслаивание суспензии.
Ответьте на вопросы:
Одинаково ли время расслаивания в обеих пробирках? Какую роль играет желатин? Что является в данной суспензии дисперсной фазой и дисперсионной средой?
2. Исследование свойств дисперсных систем
К 2-3мл дистиллированной воды добавьте по каплям 0,5-1мл насыщенного раствора серы. Получается опалесцирующий коллоидный раствор серы. Какую окраску гидрозоль?
Форма отчёта
ЦЕЛЬ | СРЕДСТВА | РЕЗУЛЬТАТ | |
1 | Приготовить суспензию карбоната кальция в воде | вода желатин мел | |
2 | Исследовать свойства дисперсных систем | вода спиртовый раствор серы |
Вывод: свойства дисперсных систем_________________________
Лабораторная работа №3
- Испытание растворов кислот
Цель: исследовать, как действуют кислоты на индикаторы. Оборудование и реактивы:- 4 пробирки или пластины с гнездами;
- раствор серной кислоты (1:5);
- раствор соляной кислоты (1:3);
-раствор лакмуса;
- раствор метилового оранжевого (метилоранж).
Ход работы:
В 2 пробирки или гнезда пластины внесите по 5 капель раствора соляной кислоты, к одной добавьте каплю лакмуса, а к другой – каплю метилоранжа.
Как изменяется окраска индикаторов от действия кислоты?
Теперь проделайте то же самое с серной кислотой. Что наблюдаете? Какой можно сделать общий вывод о действии кислот на индикаторы – лакмус и метиловый оранжевый? Согласуется ли вывод с таблицей «Изменение цвета индикаторов».
Изменение цвета индикаторов
Индикатор | Среда | ||
кислая | нейтральная | щелочная | |
Лакмус | красный | бурый | синий |
Фенолфталеин | бесцветный | бесцветный | красный |
метилоранж | красный | красный | оранжевый |
Задание: даны растворы 2 веществ. Как можно практически доказать, что одно из них является раствором кислоты?
- Взаимодействие металлов с кислотами
Цель: исследовать, все ли металлы реагируют с кислотами, всегда ли при этом выделяется водород?
Оборудование и реактивы: - спиртовка;
- предметное стекло;
- стеклянная пластина 30 х 60 мм;
-восемь пробирок;
- пипетка;
- две гранулы цинка;
- железные опилки;
- несколько кусочков меди, алюминия;
- раствор соляной кислоты (1:3);
- раствор серной кислоты (1:5).
Ход работы:
В пробирки положите разные металлы: в одну- гранулу цинка, в другую – железные опилки, в третью – кусочки меди, в
четвертую – кусочки алюминия. Во все пробирки налейте по 1 мл раствора соляной кислоты. Что замечаете?
В следующие четыре пробирки поместите те же металлы и в таком же количестве, прилейте по 1мл раствора серной кислоты. Что замечаете? Если в какой-либо пробирки не наблюдается реакция, то слегка нагрейте ее содержимое (осторожно!), но не доводя до кипения. Докажите, в каких пробирках выделяется газ водород.
Из пробирки, в которой осуществлялась реакция между алюминием и соляной кислотой, отберите 1-2 капли раствора, поместите их на предметное стекло, держа высоко над пламенем, выпарите его. Что осталось?
Сделайте общий вывод об отношении кислот к металлам. Для этого воспользуйтесь схемой:
Отношение металлов к воде и к некоторым кислотам
K, Ca, Na, Mg, Al | Zn, Fe, Ni, Pb | Cu, Hg, Ag, Pt, Au |
Реагируют с водой с выделением водорода | Не реагирует с водой при обычных условиях | Не реагируют с водой и растворами соляной и серной кислот |
Реагируют с растворами соляной и серной кислот с выделением водорода |
Ответьте на вопросы:
- Какой из металлов, взятый для опытов, не реагирует с растворами соляной и серной кислот? Какие еще металлы не реагируют с этими кислотами?
- К какому типу реакций относится взаимодействие кислоты с металлом?
- Взаимодействие кислот с оксидами металлов
Цель: доказать, что при взаимодействии кислот с оксидами металлов образуются соли.
Выполнить один из вариантов.
Оборудование и реактивы:
- спиртовка;
- пробиркодержатель;
- стеклянная лопаточка;
- 2 сухие пробирки;
- пипетка;
- предметное стекло;
- раствор серной кислоты;
- раствор соляной кислоты;
- оксид меди (//);- оксид цинка.
Опыт 1. На дно сухой пробирки поместите с помощью стеклянной лопаточки немного (по объему со спичечную головку) порошка оксида меди и прилейте 5 капель раствора серной кислоты. Содержимое пробирки взболтайте. Какого цвета образуется раствор? Если реакция не наблюдается, слегка нагрейте пробирку. Каплю полученного раствора поместите на предметное стекло и, высоко держа над пламенем горелки, нагрейте до появления первых голубых кристаллов. Длительное нагревание не рекомендуется, т.к. происходит образование ядовитых веществ.
Напишите уравнение реакции взаимодействия между оксидом меди и серной кислотой.
Опыт 2.
В сухую пробирку поместите с помощью стеклянной лопаточки немного порошка оксида цинка. Прилейте 5 капель раствора серной кислоты. Что наблюдаете? В другую пробирку поместите столько же оксида цинка и прилейте 5 капель раствора соляной кислоты. Содержимое пробирок взболтайте.
Составьте уравнения реакций, запишите свои наблюдения.
- Взаимодействие кислот с основаниями
Цель: изучить взаимодействие кислот с основаниями.
Оборудование и реактивы: - раствор гидроксида натрия;
- раствор фенолфталеина;
- пробирки;
- раствор уксусной кислоты;
- пипетки.
Ход работы:
В две пробирки налейте по 1—2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 2—3 капли раствора фенолфтале ина. В первую пробирку прилейте 1—2 мл соляной кис лоты, а во вторую — столько же раствора уксусной кис лоты. Что наблюдаете?
Напишите уравнения реакций в молекулярной и ион ной формах.
- Взаимодействие кислот с солями
Цель: изучить взаимодействие кислот с солями.
Оборудование и реактивы: - раствор карбоната калия;
- раствор соляной кислоты;
- раствор уксусной кислоты;
- раствор силиката калия;
- пробирки, пипетки.
Ход работы:
В две пробирки налейте по 1—2 мл раствора карбона та калия. В первую пробирку прилейте 1—2 мл соляной кислоты, а во вторую — столько же раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете?
В две пробирки налейте по 1—2 мл раствора силиката калия. В первую пробирку прилейте 1—2 мл соляной кислоты, а во вторую — столько же раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете?
Напишите уравнения реакций в молекулярной и ион ной формах.
- Разложение нерастворимых оснований.
Цель: исследовать, на какие вещества разлагается гидроксид меди.
Оборудование и реактивы: - металлический штатив;
- спиртовка;
- стеклянная лопаточка;
- фарфоровая чашка;
- пробирка;
- гидроксид меди Cu(OH)2
Ход работы:
Возьмите одну стеклянную лопаточку гидроксида меди, поместите в сухую пробирку, которую укрепите наклонно в лапке металлического штатива. Вначале прогрейте всю пробирку, а затем нагревайте то место, где находится гидроксид меди. Что замечаете на стенках пробирки? Какого цвета получается твердое вещество? Напишите уравнение реакции разложения гидроксида меди.
- Взаимодействие солей с металлами
Цель: изучить взаимодействие растворов солей с металлами.
Оборудование и реактивы: - 4 пробирки;
- градуированная пробирка или пипетка;
- гранулы цинка;
- мелкие кусочки свинца;
- железо (гвоздь или стержень);
- раствор хлорида (сульфата) цинка;
- раствор хлорида (сульфата) меди;
- нитрат (ацетат) свинца;
- раствор хлорида (сульфата) железа.
Ход работы:
- Налейте в одну пробирку 1,5 мл раствора нитрата (ацетата) свинца, в другую – столько же раствора хлорида или сульфата цинка. В первую пробирку опустите гранулу цинка, во вторую – кусочек свинца. Пробирки не взбалтывайте. Через 3-4 мин рассмотрите их и установите, в какой из пробирок произошли изменения.
- Налейте в одну пробирку 1,5 мл раствора хлорида или сульфата меди, в другую – столько же раствора хлорида или сульфата железа. Наклонив первую пробирку, осторожно опустите в нее железный стержень, во вторую – кусочек меди. Через 2-3 мин отметьте происшедшие изменения.
Укажите, какой раствор соли с каким металлом вступил в реакцию. Напишите уравнения реакций. Сделайте выводы.
- Гидролиз солей
Цель: изучить гидролиз солей.
Оборудование и реактивы: - пробирки;
- индикатор универсальный;
- микрошпатель;
- нитрат натрия;
- ацетат натрия;
- карбонат натрия;
- нитрат алюминия;
- дистиллированная или водопроводная вода;
Ход работы:
Налить в 4 чистые пробирки по 1/4 их объема дистиллированной воды и с помощью бумажек, пропитанных универсальным индикатором, проверить рН воды. В каждую из пробирок с водой всыпать по 1/2 микрошпателя кристаллов следующих солей: в первую – нитрата натрия, во вторую – ацетата натрия, в третью – карбоната натрия и в четвертую – нитрата алюминия. Раствор соли в каждой пробирке перемешать стеклянной палочкой и измерить его рН с помощью бумажки с универсальным индикатором. Стеклянную палочку после каждого употребления промывать водопроводной и дистиллированной водой. Полученные результаты занести в таблицу. Написать молекулярные и ионные уравнения реакций гидролиза испытанных солей, определить тип гидролиза (по катиону, по аниону или по катиону и аниону одновременно) и записать его в таблицу. Какая из испытанных солей не подвергается гидролизу и почему?
№ п/п | Формула соли | рН раствора | Реакция среды | Тип гидролиза |
Лабораторная работа №4.
- Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса
Цель: исследовать реакции замещения.
Оборудование: - раствор медного купороса;
- скрепка или кнопка
Ход работы:
Налейте в пробирку 2—3 мл раствора медного купоро са (сульфата меди (II)) и опустите в него стальную кноп ку или скрепку. Что наблюдаете?
Запишите уравнение реакции.
К какому типу химических реакций по изученным признакам классификации она относится?
- Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды
Цель: изучить реакции с образованием осадка, воды, выделением газа.
Оборудование: - раствор гидроксида натрия;
- раствор фенолфталеина;
- раствор азотной кислоты;
- раствор уксусной кислоты;
- раствор карбоната натрия;
- раствор соляной кислоты;
- пробирки, пипетки;
- раствор нитрата серебра;
- раствор медного купороса;
- раствор серной кислоты;
- раствор хлорида бария.
Ход работы:
В две пробирки прилейте по 1—2 мл раствора гидроксида натрия. Добавьте в каждую 2—3 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем прилейте в пер вую пробирку раствор азотной кислоты, а во вторую — раствор уксусной кислоты до исчезновения окраски.
Напишите уравнения реакций в молекулярной и ион ной формах.
В две пробирки прилейте по 2 мл раствора карбоната натрия, а затем добавьте: в первую — 1—2 мл раствора соляной кислоты, а в другую — 1—2 мл раствора уксус ной кислоты. Что наблюдаете?
Напишите уравнения реакций в молекулярной и ион ной формах.
К 1—2 мл соляной кислоты в пробирке добавьте не сколько капель раствора нитрата серебра. Что наблюдаете?
Напишите уравнение реакций в молекулярной и ион ной формах.
В две пробирки прилейте по 1 мл раствора медного ку пороса, а затем добавьте в каждую столько же раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете?
Напишите уравнения реакций в молекулярной и ион ной формах.
К 1 мл раствора серной кислоты в пробирке добавь те 5—10 капель раствора хлорида бария. Что наблюда ете?
Напишите уравнение реакций в молекулярной и ион ной формах.
- Изучение влияний на скорость химических реакций.
Цель: исследовать, как различные факторы влияют на скорость протекания реакций.
Оборудование: - гранулы цинка, магний, железо;
- растворы соляной кислоты разной концентрации;
- раствор серной кислоты;
- CuO (II) (порошок);
- вода;
- спиртовка;
- пробирки;
- штатив.
- Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации.
В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну прилейте 1 мл соляной кислоты (1:3), в другую – столько же этой кислоты другой концентрации (1:10). В какой пробирке более интенсивно протекает реакция? Что влияет на скорость реакции?
- Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы.
В три пробирки (подписанные, под номерами) прилить по 3 мл раствора НCl и внести в каждую из пробирок навески опилок одинаковой массы: в первую - Mg, во вторую - Zn, в третью – Fe.
Что наблюдаете? В какой пробирке реакция протекает быстрее? (или вообще не протекает). Напишите уравнения реакций. Какой фактор влияет на скорость реакции? Сделайте выводы.
- Зависимость скорости взаимодействия оксида меди с серной кислотой от температуры.
В три пробирки (под номерами) налить по 3 мл раствора Н2SO4 (одинаковой концентрации). В каждую поместить навеску CuO (II) (порошок). Первую пробирку оставить в штативе; вторую - опустить в стакан с горячей водой; третью - нагреть в пламени спиртовки.
В какой пробирке цвет раствора меняется быстрее (голубой цвет)? Что влияет на интенсивность реакции? Напишите уравнение реакции. Сделайте вывод.
Лабораторная работа №5
Ознакомление со структурами белого и серого чугуна
Цель: изучить микроструктуру, свойства, способы получения и применение чугуна.
Оборудование и реактивы:
Вопросы для подготовки:
1. Чем отличается белый чугун от серого?
2. На какие классы подразделяют серые чугуны в зависимости от формы графитовых включений?
3. Какая металлическая основа может быть в серых чугунах и от чего это зависит?
4. Как получить серый чугун?
5. Как получить ковкий чугун?
6. Как получить высокопрочный чугун?
7. Как маркируют серые чугуны?
Ход работы:
1. По атласу микроструктур изучить микроструктуру белого и серых чугунов. Заполнить таблицу 1.
Таблица 1
Название чугуна | Фазовый состав | Структурные составляющие | Схема микроструктуры |
2. Зарисовать схему микроструктуры серого чугуна.
3. Определить фазовый и структурный состав чугуна.
4. Визуально определить количество (в процентах) каждой структурной составляющей.
5. Рассчитать количество углерода в чугуне. Заполнить таблицу 2.
Таблица 2
Наимено-вание чугуна | Количество структурных составляющих, % | Количество связанного углерода, % | Количество углерода в чугуне, % | ||
Ф | П | Г | |||
3. Описать способ получения чугуна, его свойства, области применения.
Справочный материал:
Определение содержания углерода в серых чугунах, %:
С= Ссвоб. +С связ.,
где Ссвоб. – количество углерода содержащегося в свободном состоянии в виде графита, %:
Ссвоб. = ,
где Г – площадь шлифа, занятая графитом;
ρ1 – плотность графита, равная 2,3 г/см3;
ρ2 – плотность чугуна, равная 7,7 г/см3.
С связ. – количество связанного углерода (в виде цементита),%:
С связ. =,где П – площадь шлифа, занятая перлитом.
Принято, что феррит практически не имеет углерода.
Рис. 1. Структурная диаграмма чугунов:
а) Влияние С и Si на структуру чугуна;
б) Влияние толщины отливки и суммы (С + Si) на структуру чугуна;
I – белые чугуны;
II – половинчатые чугуны;
III – серые перлитные чугуны;
IV – серые ферритно-перлитные чугуны;
V – серые ферритные чугуны.
Лабораторная работа №6
Изготовление моделей молекул органических веществ
Цель: построить шаростержневые и масштабные модели молекул первых гомологов предельных углеводородов и их галогенопроизводных.
Оборудование: набор шаростержневых моделей.
Общие указания.
Для построения моделей используйте детали готовых наборов или пластилин с палочками. Шарики, имитирующие атомы углерода, готовят обычно из пластилина темной окраски, шарики, имитирующие атомы водорода, - из светлой окраски, атомы хлора – из зеленого или синего цвета. Для соединения шариков используют палочки.
Ход работы:
- Соберите шаростержневую модель молекулы метана. На «углеродном» атоме наметьте четыре равноудаленные друг от друга точки и вставьте в них палочки, к которым присоединены «водородные» шарики. Поставьте эту модель (у нее должны быть три точки опоры). Теперь соберите масштабную модель молекулы метана. Шарики «водорода» как бы сплющены и вдавлены в углеродный атом.
Сравните шаростержневую и масштабную модели между собой. Какая модель более реально передает строение молекулы метана? Дайте пояснения.
- Соберите шаростержневую и масштабную модели молекулы этана. Изобразите эти модели на бумаги в тетради.
- Соберите шаростержневые модели бутана и изобутана. Покажите на модели молекулы бутана, какие пространственные формы может принимать молекула, если происходит вращение атомов вокруг сигма связи. Изобразите на бумаге несколько пространственных форм молекулы бутана.
- Соберите шаростержневые модели изомеров C5H12 . изобразите на бумаге.
- Соберите шаростержневую модель молекулы дихлорметана CH2Cl2
Могут ли быть изомеры у этого вещества? Попытайтесь менять местами атомы водорода и хлора. К какому выводу вы приходите?
Лабораторная работа №7
Ознакомление с коллекцией образцов нефти, продуктов ее переработки
Цель: изучить физические свойства нефти, продуктов ее переработки.
Оборудование: коллекция образцов нефти, продуктов ее переработки.
Ход работы:
Внимательно рассмотрите образцы, представленные в коллекции, обратите внимание на их внешний вид: агрегатное состояние, цвет, вязкость.
Ответьте на следующие вопросы:
- Какие способы используют при переработки нефти?
- Каковы условия переработки нефти?
Оформите отчет в виде таблицы. Внесите в таблицу названия всех образцов, представленных в коллекции, разделив их на группы.
Дайте характеристику каждому образцу и назовите способ его получения.
Лабораторная работа №8
Кислородсодержащие органические соединения.
- Свойства глицерина
Цель: исследовать свойства глицерина.
Оборудование и реактивы: - градуированная пробирка или пипетка;
- пробирка;
- глицерин;
- раствор хлорида (сульфата) меди (с=0,5 моль/л);
- раствор гидроксида натрия (калия) (10-12 %-ный).
Ход работы:
- К 0,5 мл воды в пробирке добавьте 2 капли глицерина, содержимое взболтайте. Прибавьте еще каплю глицерина и снова взболтайте. Прибавьте еще каплю глицерина. Что можно сказать о растворимости глицерина?
- К полученному раствору глицерина прилейте 2 капли раствора соли меди и по каплям добавляйте раствор щелочи до изменения окраски раствора (щелочь должна быть в избытке). Образуется глицерат меди ярко-синего цвета. Запомните: эта реакция является качественной на глицерин (многоатомные спирты).
Какая реакция характерна для глицерина. Напишите уравнения реакций.
- Доказательство непредельного характера жидкого жира
Цель: доказать непредельный характер жидкого жира
Оборудование: - масло;
- бромная вода;
- пробирки;
- стеклянная палочка.
Ход работы:
В пробирку прилить 2-3 капли масла и добавить 1-2 мл бромной воды. Все перемешать стеклянной палочкой.
Ожидаемый результат: если масло (жир и т. д.) содержит остатки непредельных карбоновых кислот, то произойдет обесцвечивание бромной воды. Маргарин не будет проявлять свойства непредельных углеводородов, т.к. содержит остатки предельных карбоновых кислот.
Оформите свои наблюдения, сделайте выводы.
Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (ІІ)
Цель: изучить свойства углеводов.
Оборудование и реактивы: - раствор глюкозы и сахарозы;
- раствор медного купороса;
- гидроксид натрия;
- вода;
- пробирки;
- спиртовка;
Ход работы:
а) В пробирке №1 налито 0,5 мл раствора глюкозы, добавьте 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора медного купороса.
б) К полученному раствору аккуратно добавьте 1 мл воды и нагрейте на пламени спиртовки кипения (соблюдайте правила ТБ! Обращения с нагревательными приборами). Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета.
в) Прибавьте к раствору медного купороса раствор сахарозы и смесь взболтайте. Как изменилась окраска раствора? О чем это свидетельствует?
Ответьте на вопросы:
- Что наблюдается?
- Почему образовавшийся вначале осадок гидроксида меди(II) растворяется с образованием прозрачного синего раствора?
- Наличие каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?
- Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево-желтый?
- Что представляет собой желто-красный осадок?
- Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции?
- Что доказывает реакции с раствором сахарозы?
Лабораторная работа № 9
- Денатурация раствора белка куриного яйца солями тяжелых металлов.
Цель: изучить свойства белков.
Оборудование и реактивы: - раствор белка;
- раствор медного купороса;
- раствор ацетата свинца;
- пробирки.
Ход работы:
В 2 пробирки налейте по 1-2 мл раствора белка и медленно, при встряхивании, по каплям добавьте в одну пробирку насыщенный раствор медного купороса, а в другую – раствор ацетата свинца. Отметьте образование труднорастворимых солеобразных соединений белка. Данный опыт иллюстрирует применение белка как противоядия при отравлении тяжелыми металлами.
Оформите работу, сделайте выводы.
- Растворение белков
Многие белки растворяются в воде, что обусловлено наличием на поверхности белковой молекулы свободных гидрофильных групп. Растворимость белка в воде зависит от структуры белка, реакции среды, присутствия электролитов. В кислой среде лучше растворяются белки, обладающие кислыми свойствами, а в щелочной - белки, обладающие основными свойствами.
Альбумины хорошо растворяются в дистиллированной воде, а глобулины растворимы в воде только в присутствии электролитов.
Не растворяются в воде белки опорных тканей (коллаген, кератин, эластин и др.).
Оборудование и реактивы: - яичный белок;
- дистиллированная вода;
- раствор хлористого калия;
- кератин (шерсти или волос).
Ход работы:
1. К 2 каплям неразведенного яичного белка прибавляют 1 мл дистиллированной воды и перемешивают. При этом яичный альбумин растворяется, а яичный глобулин выпадает в виде небольшого осадка.
2. Проверяют растворимость в воде и 5% растворе хлористого калия белка кератина, содержащегося в шерсти и волосах.
Результаты работы оформить в виде таблицы:
Растворимость
Название белка | в Н2О | в 5% КСl |
- Денатурация белка спиртом.
Оборудование и реактивы: - раствор белка;
- этанол
К 1 мл 1% раствора белка добавляют 2 мл органического растворителя (96% этанола, хлороформа, ацетона или эфира) и перемешивают. Образование осадка можно усилить добавлением нескольких капель насыщенного раствора хлорида натрия.
Напишите свои наблюдения.
- Осаждение белков при нагревании.
Белки являются термолабильными соединениями и при нагревании свыше 50-60°С наступает денатурация. Сущность тепловой денатурации заключается в развертывании специфической структуры полипептидной цепи и разрушении гидратной оболочки белковых молекул, что проявляется заметным уменьшением их растворимости. Наиболее полное и быстрое осаждение происходит в изоэлектрической точке, т.е. при таком значении рН среды, когда суммарный заряд белковой молекулы равен нулю, поскольку при этом частицы белка наименее устойчивы. Белки, обладающие кислыми свойствами, осаждаются в слабокислой среде, а белки с основными свойствами – в слабощелочной. В сильнокислых или сильнощелочных растворах денатурированный при нагревании белок в осадок не выпадает, так как частицы его перезаряжаются и несут в первом случае положительный, а во втором отрицательный заряд, что повышает их устойчивость в растворе.
Оборудование и реактивы: - 1% раствор яичного белка;
- 1% раствор уксусной кислоты;
- 10% раствор уксусной кислоты ;
- 10% раствор гидроксида натрия;
-4 пробирки, держатель, спиртовка.
Ход работы:
В четыре пронумерованные пробирки приливают по 10 капель 1% раствора яичного белка.
а) первую пробирку нагревают до кипения. Раствор белка мутнеет, но так как частицы денатурированного белка несут заряд, они в осадок не выпадают. Это связано с тем, что яичный белок имеет кислые свойства (изоэлектрическая точка его равна рН 4,8) и в нейтральной среде заряжен отрицательно;
б) во вторую пробирку добавляют 1 каплю 1% раствора уксусной кислоты и нагревают до кипения. Выпадает осадок белка, так как раствор белка приближается к изоэлектрической точке и белок теряет заряд;
в) в третью пробирку добавляют 1 каплю 10% раствора уксусной кислоты и нагревают до кипения. Осадка не образуется, так как в сильнокислой среде частицы белка приобретают положительный заряд (сохраняется один из факторов устойчивости белка в растворе);
г) в четвертую пробирку добавляют 1 каплю 10% раствора гидроокиси натрия и нагревают до кипения. Осадка не образуется, так как в щелочной среде отрицательный заряд частиц белка увеличивается.
Оформите работу, сделайте выводы.
Практическое занятие №1
Приготовление раствора заданной концентрации
Цель: приготовить растворы солей определенной концентрации.
Оборудование: - стакан объемом 50 мл;
- стеклянная палочка с резиновым наконечником;
- весы;
-стеклянная лопаточка;
- мерный цилиндр;
-соли;
- холодная кипяченая вода.
1. Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества.
Ход работы:
- Произведите расчеты: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления раствора, указанного в условии задачи.
Задача: приготовьте 20 г водного раствора поваренной соли с массовой долей соли 5 %.
- Отвесьте соль и поместите ее в стакан.
- Отмерьте измерительным цилиндром необходимый объем воды и вылейте в колбу с навеской соли.
Внимание! При отмеривании жидкости глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости. Уровень жидкости прозрачных растворов устанавливают по нижнему мениску.
- Отчет о работе:
- проведите расчеты;
- последовательность ваших действий;
2. Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией.
! под молярной концентрацией понимают число молей растворенного вещества, содержащегося в одном литре раствора (1 л р-ра).
Задача. Приготовьте 25 мл раствора хлорида калия, молярная концентрация которого 0,2 моль/л.
- Рассчитайте массу растворенного вещества в 1000 мл раствора заданной молярной концентрации.
- Рассчитайте массу растворенного вещества в предложенном объеме раствора.
- В соответствии с расчетами возьмите навеску соли, поместите ее в мерный стакан и добавьте немного воды (примерно 7-10 мл). помешивая стеклянной палочкой, растворите полностью соль, а затем прилейте воды до необходимого по условию задачи объема.
- Отчет о работе:
- приведите расчеты;
- последовательность важных действий;
Практическое занятие №1
Приготовление раствора заданной концентрации
Цель: приготовить растворы солей определенной концентрации.
Оборудование: - стакан объемом 50 мл;
- стеклянная палочка с резиновым наконечником;
- весы;
-стеклянная лопаточка;
- мерный цилиндр;
-соли;
- холодная кипяченая вода.
1. Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества.
Ход работы:
- Произведите расчеты: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления раствора, указанного в условии задачи.
Задача: приготовьте 20 г водного раствора поваренной соли с массовой долей соли 5 %.
- Отвесьте соль и поместите ее в стакан.
- Отмерьте измерительным цилиндром необходимый объем воды и вылейте в колбу с навеской соли.
Внимание! При отмеривании жидкости глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости. Уровень жидкости прозрачных растворов устанавливают по нижнему мениску.
- Отчет о работе:
- проведите расчеты;
- последовательность ваших действий;
2. Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией.
! под молярной концентрацией понимают число молей растворенного вещества, содержащегося в одном литре раствора (1 л р-ра).
Задача. Приготовьте 25 мл раствора хлорида калия, молярная концентрация которого 0,2 моль/л.
- Рассчитайте массу растворенного вещества в 1000 мл раствора заданной молярной концентрации.
- Рассчитайте массу растворенного вещества в предложенном объеме раствора.
- В соответствии с расчетами возьмите навеску соли, поместите ее в мерный стакан и добавьте немного воды (примерно 7-10 мл). помешивая стеклянной палочкой, растворите полностью соль, а затем прилейте воды до необходимого по условию задачи объема.
- Отчет о работе:
- приведите расчеты;
- последовательность важных действий;
Практическая работа №2
Получение, собирание и распознавание газов
Цель: получит экспериментально некоторые газы. Оборудование: гранулы цинка, соляная кислота, раствор пероксида водорода, оксид марганца, кусок мрамора, раствор уксусной кислоты, раствор известковой воды, раствор хлорида аммония, лакмусовая бумажка, спиртовка, пробирки, шпатель, стеклянная трубочка.
Ход работы:
- Получение, собирание и распознавание водорода
В пробирку поместите две гранулы цинка и прилейте в нее 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
Накройте вашу пробирку пробиркой большего диаметра, немного заходя за край меньшей пробирки. Через 1—2 ми нуты поднимите большую пробирку вверх и, не перевора чивая ее, поднесите к пламени спиртовки. Что наблюдаете? Что можно сказать о чистоте собранного вами водорода? Почему водород собирали в перевернутую пробирку?
2. Получение, собирание и распознавание кислорода
В пробирку объемом 20 мл прилейте 5—7 мл раствора пе роксида водорода. Подготовьте тлеющую лучинку (подожги те ее и, когда она загорится, взмахами руки погасите). Под несите к пробирке с пероксидом водорода, куда предвари тельно насыпьте немного (на кончике шпателя) оксида мар ганца (IV). Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
3. Получение, собирание и распознавание углекислого газа
В пробирку объемом 20 мл поместите кусочек мра мора и прилейте раствор уксусной кислоты. Что наблюдаете? Через 1—2 минуты внесите в верхнюю часть пробирки горящую лучинку. Что наблюдаете? Запиши те уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
В пробирку налейте 1—2 мл прозрачного раствора из вестковой воды. Используя чистую стеклянную трубоч ку, осторожно продувайте через раствор выдыхаемый вами воздух. Что наблюдаете? Запишите уравнение ре акции в молекулярной и ионной формах.
4. Получение, собирание и распознавание аммиака
В пробирку прилейте 1—2 мл раствора хлорида аммо ния, а затем такой же объем раствора щелочи. Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте на пламени горелки. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
Поднесите к отверстию пробирки влажную красную лакмусовую бумажку. Что наблюдаете? Осторожно по нюхайте выделяющийся газ. Что ощущаете?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивное методическое пособие "Информационное сопровождение курса органической химии""
Методическое пособие представляет собой материал для проведения уроков химии в 10 классе. Состоит из двух разделов: материала для уроков и контрольно оценочно блока по материалам ЕГЭ. На сайте предста...
Учебно-методическое пособие по теме: "Работа с интернетом"
Данное методическое пособие содержит краткую теоретическую справку и 2 лабораторные работы, с индивидуальными заданиями для всех студентов...
Учебно-методическое пособие "Сборник контрольных работ для 7 класса"
Представляю вашему вниманию контрольные работы по различным грамматическим темам для 7 класса школ с углублённым изучением немецкого языка....
методическое пособие для внеклассной работы, авторская программа по ЗОЖ "Твоё здоровье"
Сегодня в России много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Подростковый возраст можно условно назвать самым аутоагрессивным временем. Именно в этом возрасте большое в...
Учебно-методическое пособие «Последовательность в работе по подготовке руки к письму» (для педагогов, родителей воспитанников от 3-х до 7 лет)
Учебно-методическое пособие составлено на основе анализа широкого спектра современных печатных изданий по проблеме. Данная работа адресована в первую очередь родителям детей с ослабленной мелкой ...
Учебно-методическое пособие по построению работы с детьми раннего возраста.
Особенностью федерального государственного образовательного cтандарта дошкольного образования является соединение системного и деятельностного подхода в работе с детьми дошкольного возраста....
Учебно-методическое пособие для практических работ студентов дисциплины «Экономика организации»
Учебно-методическое пособие для практических работ студентов дисциплины «Экономика организации»....