Авторская программа ДОД "Школа здоровья"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Программа разработана для дополнительного образования детей в системе современного образования с целью:
- выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.
Практические задачи данной программы по ДОД можно определить следующим образом:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья профессионального самоопределения и творческого труда детей;
- адаптация их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры, в том числе культуры здорового образа жизни;
- организация содержательного досуга.
Учебно-воспитательные задачи курса ДОД по теме: «Человек и его здоровье» следующее:
- сознание и апробация здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе;
- развитие у учащихся причинно-следственных и меж предметных связей в ходе реализации программы;
- формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни. Последовательность тем учебного плана данной программы обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию научного мировоззрения и развитию глубокого понимания биосоциальной сущности человека в системе живого и сущности человека в системе и не живого на Земле:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Бутурлиновский механико-технологический
колледж
О.Ю. ИСКРА
Методическая разработка программы дополнительного образования детей по валеологии на тему:
“ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ”
Бутурлиновка
2006 г.
Автор: О.Ю. Искра - преподаватель спецдисциплин БМТК
Данная программа разработана для дополнительного образования детей и подростков в области комплекса факторов /абиотических, биотических и антропогенных факторов/, влияющих на здоровье человека. Она окажет помощь учителям химии и биологии для организации внеурочной деятельности детей и подростков с 6-го по 9-й классы.
Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии ООД
Председатель ЦК О.Ю. Искра
Уважаемая редакция журнала
«Образование в современной школе»!
Высылаю вам для публикации разработанную мной программу по дополнительному образованию детей на тему «Человек и его здоровье». Хочу поделиться ею с учителями и преподавателями естественно - научного цикла, которые могут организовать кружки, факультативные занятия, лектории или др. учебно-воспитательные мероприятия в свете дополнительного образования детей по данной тематике.
Переработанные мною программы на тему «Человек и его здоровье» имеют односторонний подход к этой теме, рассматривая на протяжении нескольких лет влияние на человека таких внешних факторов; как алкоголь, табакокурение и наркотические вещества.
Оригинальностью данной программы является то, что в ней рассматривается человек как часть живой природы в свете влияния на него абиотических, биотических и антропогенных факторов. Это даст возможность учащимся понять весь комплекс проблем, связанных со здоровьем человека. Для детей важно осознание того, что здоровье человека, его продолжительность жизни зависят от многочисленных факторов, с которыми и знакомит ребят данная программа. Программа рассчитана на 5 лет с 5-ого по 9-ый классы), причем в 5-ом классе упор делается на влияние абиотических факторов: 6-7-ом классах – влияние биотических факторов; в 8-ом- влияние антропогенных факторов; а в 9-ом- влияние факторов в комплексе.
Надеюсь, что данная программа поможет моим коллегам организовать полноценное дополнительное образование детей в свете современной концепции инновационных технологий.
Немного о себе.
Я, Искра Ольга Юрьевна, 36 лет. Работаю преподавателем химии и биологии в Бутурлиновском механико-технологическом колледже, который имеет педагогическую площадку (где обучаются и школьники 5-11 класса).
Мой стаж педагогической деятельности 15 лет. Имею высшую квалификационную категорию, являюсь председателем цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин.
В 2000 году защитила опытно - экспериментальную работу по исследованию эффективности технологии работы с учебными схемами по органической химии. Опыт этой работы обобщался в Воронежском институте повышения квалификации педагогических работников. Эта же работа была представлена на конкурс методических разработок в г. Москва.
Систематически участвую в Фестивале открытых уроков по колледжу. В 2006 г. награждена дипломом как победитель Фестиваля открытых уроков в номинации «За высокое методическое мастерство, оригинальность и уникальность методики». В 2006 г. по приказу главного управления Воронежской области (Пр № 101-к от 15.05.06г.) награждена почетной грамотой за многолетний добросовестный труд по подготовке высококвалифицированных специалистов, творческое отношение к педагогической работе.
Имею публикацию в журнале «Химия в школе» (№ 5 за 2001г.) в рубрике «Методика и обмен опытом»- статья «Зачетное занятие с использованием игры «вертушка».
Пояснительная записка.
Программа разработана для дополнительного образования детей в системе современного образования с целью:
- выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.
Практические задачи данной программы по ДОД можно определить следующим образом:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья профессионального самоопределения и творческого труда детей;
- адаптация их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры, в том числе культуры здорового образа жизни;
- организация содержательного досуга.
Учебно-воспитательные задачи курса ДОД по теме: «Человек и его здоровье» следующее:
- сознание и апробация здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе;
- развитие у учащихся причинно-следственных и меж предметных связей в ходе реализации программы;
- формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни. Последовательность тем учебного плана данной программы обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию научного мировоззрения и развитию глубокого понимания биосоциальной сущности человека в системе живого и сущности человека в системе и не живого на Земле:
5 класс- «Здоровье в системе человек-природа»
6 класс- «Здоровье в системе человек - абиотические факторы»
7 класс- «Здоровье в системе человек - биотические факторы»
8 класс- «Здоровье в системе человек - антропогенные факторы»
9 класс- «Здоровье в системе человек - целостный организм».
В программу введен не только анатомо-физиологический и морфологический материал, но и сведения по экологии человека, растений и животных, о влиянии разнообразных экологических факторов на организм человека, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных факторов окружающей среды. Практические занятия ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним.
Изучение состояния своего организма и его здоровья служит ряд опытов и самонаблюдений.
Предусмотрено также усиление гуманистических и нравственных аспектов знания о человеке и отношение к человеку как личности.
Программа
дополнительного образования детей
ГОУ СПО БМТК (СОШ) по валеологии
«Человек и его здоровье» (5-9 классы).
Задачи курса:
- Создание и апробация здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе.
- Развитие у учащихся причинно-следственных и межпредметных связей в ходе реализации программы.
- Формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
- Снижение уровня заболеваемости детей
- Формирование здорового образа жизни в семье.
- Развитие экологической культуры.
Учебный план.
I. 5 класс: «Здоровье в системе «человек-природа» 34 часа
№ темы | Темы занятий | Количество часов |
1. | Место человека в системе живой природы | 4 |
1.1. | Царства живой природы | 1 |
1.2. | Человек как биологическое и социальное существо | 1 |
1.3. | Значение приспособленности | 1 |
1.4. | Конференция: «Человек и технический прогресс» | 1 |
2. | Понятие о здоровом образе жизни | 4 |
2.1. | Факторы здоровья | 1 |
2.2. | Влияние неблагоприятных факторов | 1 |
2.3. | Оздоравливающие факторы | 1 |
2.4. | Практическое занятие: «Сравнительный анализ факторов здоровья. Определение оптимальных факторов» | 1 |
3. | ЗОЖ и долголетие. | 4 |
3.1. | Стадии жизни человека | 1 |
3.2. | Парадоксы возраста | 1 |
3.3. | Факторы долголетия | 1 |
3.4. | Практическое занятие: «Определение оптимальных факторов долголетия» | 1 |
4. | Здоровье и погода | 5 |
4.1. | Из чего складывается понятие «погода»? | 1 |
4.2. | Что значит «метеочувствительность»? | 1 |
4.3. | Народное метеобюро | 2 |
4.4. | Практическое занятие: «Определяем погоду» | 1 |
5. | Режим «труд-отдых» и здоровье | 4 |
5.1. | Биоритмы у организмов | 1 |
5.2. | Понятие «режим дня» | 1 |
5.3. | Развитие утомления и его последствия | 1 |
5.4. | Практическое занятие: «Составление индивидуального режима дня». | 1 |
6. | Питание и здоровье | 6 |
6.1. | Химический состав пищи | 1 |
6.2. | Функции пищи | 1 |
6.3. | Понятие о рациональном питании | 1 |
6.4. | Особенности питания детей и подростков | 1 |
6.5. | Болезни, связанные с неправильным питанием | 1 |
6.6. | Практическое занятие: «Составление индивидуального рациона питания» | 1 |
7. | Гигиена и здоровье | 6 |
7.1. | Гигиена помещений | 1 |
7.2. | Гигиена кожи, ногтей и волос | 1 |
7.3. | Гигиена полости рта | 1 |
7.4. | Гигиена одежды | 1 |
7.5. | Гигиенические правила поведения в лесу, на водоеме, в туристической поездке | 1 |
7.6. | Практическое занятие: «Составление рекомендаций по личной гигиене» | 1 |
8. | Заключительная конференция. Задания на лето. | 1 |
II. 6 класс: «Здоровье в системе «человек- абиотические факторы».
Итого: 34 часа
№ темы | Темы занятий | Количество часов |
1. | Экологические факторы и здоровье | 4 |
1.1. | Классификация экологических факторов | 1 |
1.2. | Закон экологического оптимизма | 1 |
1.3. | Типы приспособленности к экологическим факторам | 1 |
1.4. | Особенности приспособленности человека в ходе его эволюции | 1 |
2. | Воздух и здоровье | 5 |
2.1. | Состав воздуха | 1 |
2.2. | Дыхание организмов. Проблема гипоксии. | 1 |
2.3. | Значение тренировок для укрепления органов дыхания. | 1 |
2.4. | Заболевания органов дыхания, и их профилактика | 1 |
2.5. | Практическое занятие: «Составление программы оздоровления органов дыхания». | 1 |
3. | УФ – радиация и здоровье. | 5 |
3.1. | Эволюция и функция озонового слоя. | 1 |
3.2. | Экология озонового слоя. | 1 |
3.3. | Заболевания, связанные с нарушением озонового слоя. | 1 |
3.4. | Как правильно загорать? | 1 |
3.5. | Практическое занятие: «Составление индивидуальных правил загара». | 1 |
4. | Вода и здоровье | 5 |
4.1. | Свойства и функции воды | 1 |
4.2. | Приспособленность организмов к воде. | 1 |
4.3. | К чему приводит обезвоживание? | 1 |
4.4. | Сколько воды надо человеку? | 1 |
4.5. | Конференция: «Проблемы загрязнения воды» | 1 |
5. | Температура и здоровье | 5 |
5.1. | Приспособленность организмов к разным температурам воздуха. | 1 |
5.2. | «У природы нет плохой погоды». | 1 |
5.3. | Заболевания, связанные с простудой. | 1 |
5.4. | Способы закаливания организма | 1 |
5.5. | Конференция: «Что значит «правильно одеться»?». | 1 |
6. | Почва и здоровье | 4 |
6.1. | Виды почв | 1 |
6.2. | Проблемы, связанные с истощением и закислением почв. | 1 |
6.3. | Болезни «грязных рук». | 1 |
6.4. | Значимость «сменной обуви» для сохранения и укрепления здоровья. | 1 |
7. | Биоритмы и здоровье | 4 |
7.1. | Понятие о биоритмах человека. | 1 |
7.2. | Проблемы, связанные с солнечной активностью | 1 |
7.3. | Значение сна для адаптации человека к неблагоприятным факторам. | 1 |
7.4. | Конференция: «Абиотические факторы и здоровье». | 1 |
8. | Заключительная конференция. Задания на лето. | 1 |
Итого: 34 часа
III. 7 класс: «Здоровье в системе «человек – биотические факторы». 34 часа
1. | Понятие о биотических факторах. | 4 |
1.1. | Классификация биотических факторов. | 1 |
1.2. | Примеры биотических воздействий в природе. | 1 |
1.3. | Эволюционная значимость конкуренции, симбиоза, мутуализма, хищничества и паразитизма | 1 |
1.4. | Место человека в системе биотических факторов | 1 |
2. | Бактерии, вирусы и человек | 7 |
2.1. | Особенности строения вирусов и бактерий | 1 |
2.2. | Многообразие бактерий | 1 |
2.3. | Многообразие вирусов | 1 |
2.4. | Заболевания человека вирусного характера и их профилактика | 2 |
2.5. | Заболевания, вызванные патогенными бактериями, и их профилактика | 2 |
3. | Растения и человек | 9 |
3.1. | Растения как источник питания | 1 |
3.2. | О пользе хлеба и круп | 1 |
3.3. | О пользе овощей | 1 |
3.4. | О пользе ягод | 1 |
3.5. | О пользе соков | 1 |
3.6. | О пряностях и специях | 1 |
3.7. | Лекарственные растения | 1 |
3.8. | Растения-аллергены; ядовитые растения | 1 |
3.9. | Конференция: «Растения и человек». | 1 |
4. | Насекомые и человек | 4 |
4.1. | Значение насекомых в природе и для человека | 1 |
4.2. | Заболевания человека, передающиеся с помощью насекомых (блохи, вши, клещи, мухи, комары, осы). | 2 |
4.3. | Конференция: «Профилактика заболеваний, связанных с насекомыми» | 1 |
5. | Птицы и человек | 3 |
5.1. | Значение птиц в природе и для человека | 1 |
5.2. | Заболевания человека, связанные с птицами, их профилактика | 1 |
5.3. | Проблемы, связанные с птичьим гриппом (диспут) | 1 |
6. | Млекопитающие и человек | 4 |
6.1. | Значение млекопитающих в природе и для человека | 1 |
6.2. | Проблема белкового голодания. | 1 |
6.3. | О наших братьях меньших (значимость психо-физической реабилитации человека при общении с животными). | 1 |
6.4. | Заболевания человека, передающиеся с помощью домашних и редких животных; их профилактика (конференция). | 1 |
7. | Грибы и человек | 3 |
7.1. | Значение грибов в природе и для человека | 1 |
7.2. | Грибы как источник пищи и лекарств. | 1 |
7.3. | Грибковые заболевания человека, их профилактика (конференция) | 1 |
8. | Заключительная конференция. Задания на лето. | 1 |
Итого: 34 часа
IV 8 класс: «Здоровье в системе «человек- антропогенные факторы» 34 часа
№ темы | Темы занятий | Количество часов |
1. | Понятие об антропогенных факторах. | 4 |
1.1. | Эволюция и классификация антропогенных факторов. | 1 |
1.2. | Влияние человека на биосферу в ходе НТП | 1 |
1.3. | Сущность экологического кризиса «редуцентов» | 1 |
1.4. | Практическое занятие: «Деятельность человека и ее влияние на экологическое равновесие». | 1 |
2. | Глобальные проблемы человечества | 14 |
2.1. | Проблема перенаселения и демографическая ситуация в России. | 1 |
2.2. | Проблема нехватки пищевых и энергетических ресурсов. | 1 |
2.3. | Проблема гиподинамии. | 1 |
2.4. | Проблема урбанизации; ее связь с дипрессивным и стрессовым состоянием человека. | 1 |
2.5. | Проблема хронической усталости и недосыпания. | 1 |
2.6. | Проблема электромагнитного излучения в общественных учреждениях, в быту, на улице. | 1 |
2.7. | Проблемы, связанные с использованием ПК | 1 |
2.8. | Проблемы, связанные с сотовыми телефонами | 1 |
2.9. | Проблемы, связанные с ГМ – продуктами. | 1 |
2.10. | Проблема аллергизации населения. | 1 |
2.11. | Проблемы, связанные с избыточным или недостаточным весом | 1 |
2.12. | Проблемы канцерогенеза | 1 |
2.13. | Проблемы, связанные с вредными привычками | 1 |
2.14. | Практическое занятие: «Составление рекомендаций по оздоровлению населения» | 1 |
3. | Глобальные экологические проблемы | 10 |
3.1. | Сущность и последствия «парникового эффекта» | 1 |
3.2. | Последствия разрушения озонового слоя | 1 |
3.3. | Последствия загрязнения атмосферы | 1 |
3.4. | Последствия загрязнения воды. | 1 |
3.5. | Последствия загрязнения почв. | 1 |
3.6. | Проблемы, связанные с изменением природных ландшафтов. | 1 |
3.7. | Проблемы, связанные с истощением природных ресурсов. | 1 |
3.8. | Наследствия сокращения видового разнообразия | 1 |
3.9. | Природные катаклизмы и их наследствия. | 1 |
3.10. | Практическое занятие: «Анализ экологического состояния окружающей среды в твоем классе, в школе, в городе. | 1 |
4. | Коэволюция и человек. | 5 |
4.1. | Понятие о коэволюции. | 1 |
4.2. | Значение адаптации человека к условиям окружающей среды. | 1 |
4.3. | Практическое занятие: Составление индивидуального режима дня по оздоровлению организма». | 1 |
4.4. | Практическое занятие: «Полезные советы для составления рациона питания по оздоровлению организма». | 1 |
4.5. | Практическое занятие: «Составление индивидуальной программы спортивных занятий по оздоровлению организма». | 1 |
5. | Заключительная конференция. Задания на лето. | 1 |
- 9 класс: «Твое здоровье».
№ темы | Темы занятий | Количество часов |
1. | Педагогические основы здоровья | 12 |
1.1. | Здоровье и его формирование | 1 |
1.2. | Воспитание здорового человека (цели и методы). | 1 |
1.3. | Здоровый образ жизни (слагаемые успеха) | 1 |
1.4. | Правила ЗОЖ | 1 |
1.5. | Экологическая культура как фактор ЗОЖ | 1 |
1.6. | Принципы устойчивого развития человеческого общества | 1 |
1.7. | Индивидуальная гигиена | 1 |
1.8. | Гигиена в общественных учреждениях, в транспорте, на улице. | 1 |
1.9. | Валеологические основы питания. | 1 |
1.10. | Социально- нравственные основы здоровья. | 1 |
1.11. | Резервы здоровья. | 1 |
1.12. | Практическое занятие: «Составление гигиенических рекомендаций по оздоровлению». | 1 |
2. | Психологические основы здоровья. | 10 |
2.1. | Психическое благополучие и здоровье. | 1 |
2.2. | Эмоции и здоровье. | 1 |
2.3. | Регуляция эмоционального возбуждения | 1 |
2.4. | Виды психического состояния человека (понятие о ятрогении). | 1 |
2.5. | Переутомление и стресс: физиологическая сущность и методы выхода. | 1 |
2.6. | Развитие психических возможностей. | 1 |
2.7. | Коррекция психики (методы и значение). | 1 |
2.8. | Психосанорегуляция в школе, в СУЗе и в ВУЗе. | 1 |
2.9. | Психология здорового образа жизни. | 1 |
2.10. | Практическое занятие: «Составление индивидуальных рекомендаций по развитию и коррекции психических возможностей». | 1 |
3. | Организм здорового человека. | 11 |
3.1. | Клетки, ткани, организм. | 1 |
3.2. | ЦНС: мозг, нервы; органы чувств | 1 |
3.3. | Органо-двигательная система. | 1 |
3.4. | Сердечно-сосудистая система. | 1 |
3.5. | Дыхательная система. | 1 |
3.6. | Пищеварительная система. | 1 |
3.7. | Мочевыделительная система. | 1 |
3.8. | Железы внутренней секреции. | 1 |
3.9. | Кожа, волосы, ногти. | 1 |
3.10. | Иммунитет. | 1 |
3.11. | Половая система. | 1 |
4. | Заключительная конференция. Выводы. | 1 |
Итого: 34 часа
Литература:
- Осипова О.В., Шустов А.В. Биоорганическая химия. Конспект лекций. М.: изд-во Эксмо, 2006.-192с.
- Васильцов Н.Г. Лечение биоэнергией. - Воронеж: НПО «Модэк», 1993.-112с.
- Кучменко В.С. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл. - М.: Дрофа.2000.-224с.
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. биология (человек). Учебник для учащихся 8 класса ООУ.-М.: «Вентана-Граф», 2004г.
- Беляев Д.К. Общая биология. Учебник для 10-11 классов ООУ.-М.: «Просвещение», 2001г.
- Ушакова О.Д. загадки и пословицы о природе и погоде. Справочник школьника.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2006.-96с.
- Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах Волгоград Учитель, 2006,-238с.
- Сухоревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на земле. -Ростов н/Д: «Учитель2, 2003.-128с.
- Шариков К.Е. Живой организм и окружающая среда .-Мн.: «Ураджай», 1987.-168с.
- Кудинова Л.М. Олимпиадные задания по биологии. 6-11 классы Волгоград: «Учитель» , 2005.-119с.
- Демис Руссос, В. Скавинская. Проблемы лишнего веса .-М.: Всемирные бестселлеры, 2000г.
- Бромлей Ю.В. Земля и человечество. Глобальные проблемы М.: «Мысль», 1985г.
- Биологический энциклопедический словарь .-М.: «Советская энциклопедия», 19889г.
- Прошина Л.В., Монахов Н.И. Семья: 500 вопросов и ответов.-М.: «Мысль», 1994г.-463с.
- Машанова О.Г., Евстаев в.В. Эволюция. Основы экологии.-М.: «Московский лицей», 1997г.
- Бердников В.А.Серия «Человек и окружающая среда». Эволюция и прогресс Новосибирск «Наука», 1991г.
- Морозов Е.н. и др. Генетика в вопросах и ответах Мн.: «Университетское», 1989.-288с.
- Философские мысли натуралиста/В.И. Вернадский/М.: Наука, 1988г.-520с.
- Маркович Д.Ш. Социальная экология .-М.: Просвещение, 1991.-176с.
- Иванова К. Справочное пособие по гомеопатии. -М . : Асок-пресс, 1999.
- Либерман Е.А. Биология. Новое в Жизни, науке, технике. - М.: Знание,1990г.
- Березин В.В. Почему гибнут дикие животные.-м.6знание.1989г.
- Научно-популярный гидрометеорологический сборник. Человек и стихия . - Л.: Гидрометериздат,1989.-248с., ил.
- Воронина Г.А. 217 рецептов народной медицины. - Алма-Ата: Об-во «Знание» Каз ССР: «Центролюкс», 1989г.
Заяц Р.Г. Биология для абитуриентов. - Мн.: ООО «Юнипресс» 2002.-736с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ФИТБОЛ-АЭРОБИКА» Программа составлена для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ).
Учитывая огромный оздоровительный эффект от упражнений на фитболах, их большое количество и разнообразие была разработана программа «Фитбол - аэробика» предназначенная для школьников, отнесенных по...
Авторская программа, факультативный курс для учащихся 5-9 классов " Культура здоровья"
факультативный курс для учащихся 5-9 классовТезисы...
Авторская программа курса "Уроки культуры здоровья" для 5-8 классов
В условиях общественной неустойчивости человек должен обладать высокой адаптивностью, чтобы сохранить свою индивидуальность. Поэтому задачей каждого учителя считаю воспитание на своих уроках и факульт...
Авторская Программа по формированию здорового жизненного стиля, здорового образа жизни "Твоё здоровье"
Авторская Программа «Твоё здоровье» посвящена разработке подходов к формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения (временной интервал 5- 9 класс). Она интересна и нужна подростка...
Авторская программа "Обучение здоровью на уроках математики и информатики"
Программа предназначена для учащихся 5-9 классов основной школы. Программа реализуется на уроках математики и информатики основной школы. Программа характеризуется дифференцированным подходо...
методическое пособие для внеклассной работы, авторская программа по ЗОЖ "Твоё здоровье"
Сегодня в России много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Подростковый возраст можно условно назвать самым аутоагрессивным временем. Именно в этом возрасте большое в...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Клоунада как средство реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья». Автор-составитель: ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Клоунада как средство реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья». Автор-составитель: ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна, учитель, художественны...