Познавательная экологическая игра "Мой лес"
классный час (6 класс) по теме

Новикова Надежда Ивановна

Мероприятие посвящено дню леса - 21 марта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_les.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Мой лес»

познавательная экологическая игра ко дню леса (21 марта)

Видеоролик «День леса 2013» (в презентации)

Ведущий: о чём мы сегодня будем говорить? … Верно о лесе.

21 марта - новый день в мировом календаре знаменательных дат и событий появился по инициативе членов Организации Объединенных Наций. И теперь, начиная с 2013 года, Международный день леса будут отмечать во всех странах мира. В резолюции ООН, учредившей этот день, отмечается чрезвычайная важность повышения осведомленности населения всех стран в особой роли всех видов лесов и даже отдельных деревьев, растущих за пределами лесных массивов. В связи с этим основной задачей Международного дня леса является повышение осведомленности жителей планеты о значимости лесных экосистем, необходимости их защиты, воспроизводства, и восстановления.

Ведущий: Здравствуй, лес!

 Дремучий лес,

 Полный сказок и чудес!

 Ты о чем шумишь листвою

 Ночью темной, грозовою,

 Что нам шепчешь на заре

 Весь в росе, как в серебре?

 Кто в глуши твоей таится?

 Что за зверь? Какая птица?

 Все открой, не утаи:

 Ты же видишь, мы свои.

С. Погореловский

Ведущий. Забота о сохранении и умножении богатств природы – долг каждого жителя планеты Земля. В частности, наша с вами обязанность – беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «легкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывают кислород. Леса – это также дом для многих животных, не будет леса – погибнут и они. Каждый час на планете уничтожают 24 км2 тропических лесов. Это может привести к необратимым изменениям в климате планеты, в распределении осадков и температур. Ведущий. Много интересного можно узнать из книг, различных энциклопедий о лесных растениях, об их полезных, необычных свойствах. Так, например, в городах деревья спасают людей от сажи и дыма. В частности, один тополь задерживает 100 граммов сажи. Липа хорошо уживается с асфальтом, она может расти в асфальтовой лунке более 60 лет. Если в лесу большое количество одуванчиков, то деревья могут заболеть. Это значит, что грунт уплотнился, а это – сигнал тревоги.

Существуют травы, которые не горят, например, кошачья лапка, толокнянка, бессмертник, а сахалинская гречиха, которая ростом выше человеческого, не горит даже в том случае, если ее облить керосином.

Ведущий: Первое задание – это кроссворд. Каждая команда должна отгадать по 4 загадки. Если вы это выполните, то на мониторе появится тема нашего урока. Начинаем!

1. Кроссворд “Берегите лес”:

 Я из крошки бочки вырос

 Стал высок я и могуч,

 Не боюсь ни гроз, ни туч.

 Я кормлю свиней и белок –

 Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

2. Клейкие почки

 Зелёные листочки,

 С белой корой

 Стоит под горой. (берёза)

3. На поляне возле ёлок

 Дом построен из иголок

 За травой не виден он,

 А жильцов в нём миллион. (муравейник)

4. Будто снежный шар бела

 По весне она цвела,

 Нежный запах источала,

 Разом сделалась она

 Вся от ягоды черна. (черёмуха)

5. Стоит Антошка

 На одной ножке.

 Его ищут, а он не откликается. (гриб)

6. Ягоду какого дерева любят снегири? (рябина)

7. Летом с него снег –

 Просто смех!

 Снег повсюду летает,

 Почему же он не тает? (тополь)

8. Без рук, без топорёнка

 Построена избёнка. (гнездо)

9. Огромный, рогатый

 Ходит по лесу сохатый. (лось)

10. Что же это за девица:

 Не швея, не мастерица,

 Ничего сама не шьёт,

 А в иголках круглый год. (ёлка)

11. Днём спит, ночью летает

 Прохожих пугает. (сова)

12. На овчарку он похож:

 Что ни зуб, то острый нож.

 Он бежит, оскалив пасть,

 На овцу готов напасть. (волк)

Ведущий: Конкурс «Заблудился в лесу»

Посередине комнаты расставляют в беспорядке 10 кеглей на расстоянии около 80 сантиметров друг от друга. Кегли – это деревья в лесу. Участникам конкурса завязывают глаза. Они должны дойти до другой стороны площадки между «деревьями», не дотрагиваясь до них. Тот, кто дотронется до кегли или уронит ее, получает штрафной балл.

Ведущий: Сегодня будем рассуждать,

 Спорить и доказывать,

 Лес мы будем защищать

 И всё о нём рассказывать.

Ведущий: А теперь давайте задумаемся над таким вопросом: всё ли так хорошо в природе?

Стихотворение “Прогулка” (читают две ученицы)

Мы приехали на речку

 Воскресенье провести,

 А свободного местечка

 Возле речки не найти!

 Тут сидят и там сидят,

 Загорают и едят.

 Отдыхают, как хотят

 Сотни взрослых и ребят.

 Мы по бережку прошли

 И поляночку нашли.

 Тут и там - пустые банки,

 И, как будто нам на зло,

 Даже битое стекло!

 Мы по бережку прошли,

 Место новое нашли,

 Но и здесь до нас сидели:

 Жгли костёр, бумагу жгли –

 Тоже пили, тоже ели,

 Насорили и ушли!

 Мы прошли, конечно, мимо…

 - Эй, ребята, - крикнул Дима. –

 Вот местечко хоть куда!

 Родниковая вода!

 Чудный вид, прекрасный пляж!

 Распаковывай багаж!

 Мы купались, загорали,

 Жгли костёр, в футбол играли,

 Веселились, как могли!

 Пили квас, консервы ели,

 Хоровые песни пели…

 Отдохнули и ушли!

 И остались на полянке

 У потухшего костра:

 Две разбитых нами склянки,

 Две размокшие баранки –

 Словом, мусора гора!

 Мы приехали на речку

 Понедельник провести,

 Только чистого местечка

 Возле речки не нашли.

Ведущий: Вы любите бывать в лесу, купаться в речке? А понравились вам такие туристы? (ответы детей) Да, таких “туристов” лучше оставить дома, пока они не осознают, как следует вести себя в лесу. А мы отдохнём перед следующим заданием.

Ведущий. Большой вред наносят люди, засоряя наши леса, устраивая здесь свалки мусора. Давайте очистим предполагаемый участок леса от предметов, которые оставили здесь нерадивые туристы.

Конкурс «Уборка мусора»

Дети делятся на две команды. Каждой дается список вещей, которые они должны собрать в комнате. Предварительно эти предметы (смятые листочки бумаги, палочки, камешки, игрушки) кладут в разные уголки комнаты. Побеждает та команда, которая за три минуты соберет большее количество вещей из списка мусора.

Ведущий. Большой ущерб наносят лесам каждый год пожары. Многие из них начинаются по вине людей, которые оставляют в лесу горящие костры. Поэтому следующий наш конкурс будет называться «Потуши пожар».

Конкурс «Потуши пожар»

Ребятам предлагается наполнить резервуары, которые будут использованы для тушения пожара. В качестве резервуаров будут стаканы, вместо ведер – столовые ложки. В 8—10 метрах от старта напротив двух команд стоят стулья, на каждом – стакан. Задача команд заполнить как можно быстрее резервуар водой.

 Видео-викторина «Лекарственные растения» и «Необычные животные»        

Ведущий. Давайте, ребята, вспомним с вами народную мудрость: пословицы, поговорки  о лесе.

Конкурс «Все о лесе»

В этом конкурсе побеждает тот, кто назовет пословицу, поговорку у о лесе последним. Кто-нибудь из учеников произносит первую пословицу. Например: «На лес не поднимай руку, он будет служить сыну и внуку». Второй, продолжает: «Нет леса – посади, мало леса – не руби, много леса – береги» и т. д. Победителем этого конкурса оказывается тот, кто последним назовет пословицу, поговорку или загадку о лесе.

Ведущий: Для проверки ваших знаний проведём блиц-опрос. Каждая команда должна ответить на 5 вопросов. Итак:

а) Какое дерево цветёт первым? (ольха)

б) Какое дерево цветёт последним? (липа)

в) У каких деревьев листья осенью краснеют? (у осины, клёна, рябины)

а) Кто раньше появляется весной – летучие мыши или насекомые? (насекомые т.к. они служат пищей мышам)

б) Куда осенью деваются бабочки? (многие гибнут, некоторые забираются под кору деревьев и там зимуют)

в) Как можно узнать о приближении дождя, глядя на муравейник? (перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы)

а) Птенцы какой птицы не знают матери? (кукушки)

б) Может ли дрозд отморозить хвост? (нет, он зимует на юге)

в) Вьют ли гнёзда перелётные птицы на юге? (нет)

а) Какой страшный зверь падок до малины? (медведь)

б) Тощим или жирным ложится в берлогу медведь? (жирным, жир греет и питает спящего зверя)

в) Что значит “волка ноги кормят”? (волк не стережёт добычу в засаде, а догоняет её)

а) Почему нельзя трогать руками яйца в гнёздах? (птица бросает гнездо)

б) Что случится с пчелой после того, как она ужалит? (пчела умирает)

в) Растёт ли дерево зимой? (нет, оно замирает)

Ведущий: Следующий конкурс. Каждой команде выдаются карточки с зашифрованными названиями животных и насекомых (4 мин.). (приложение)

1к.        льдоша (лошадь)                                2к.        кабел (белка)

соль (лось)                                                девьдем (медведь)

вайруем (муравей)                                         баобчак (бабочка)

бокаса (собака)                                         шаугялк (лягушка)

Ведущий: Вы знаете как себя вести в лесу? Стихотворение, которое прочитают наши мальчики, вам поможет:

Если в лес пришёл гулять,

+ Свежим воздухом дышать,

 Бегай, прыгай и играй,

 Только, чур, не забывай,

 Что в лесу нельзя шуметь,

 Даже очень громко петь,

 Испугаются зверушки,

+ Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

+ Никогда не забывай

 Мусор с травки убирать,

+ Зря цветы не надо рвать!

+Из рогатки не стрелять:

 Ты пришёл не убивать!

+ Бабочки пускай летают,

 Ну кому они мешают?

+ Здесь не нужно всех ловить,

 Топать, бегать, палкой бить.

 Ты в лесу – всего лишь гость,

+ Помоги лесным зверюшкам,

 Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверёк,

 Будь то белка иль хорёк,

 Ёж лесной, речная рыба –

 Скажет: “Ты – мой друг! Спасибо!”

Ведущий: А теперь повторим правила лесные!

+Правило №1: Не ломай ветки деревьев! Не рви цветов!

+(показывает соответствующий знак): Зелёные насаждения уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза! А вредных газов и дыма в 2 раза!

+Правило №2: Без острой необходимости не разводите костёр в лесу!

(показывает соответствующий знак): После кострищ почва заживает только через 15-20 лет! От костра может возникнуть пожар в лесу!

+Правило №3: (показывает соответствующий знак): Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники!

+Правило №4: В лесу запрещается включать громкую музыку, поднимать крик, шум!

 (показывает соответствующий знак): От этого  птицы и звери покидают свои гнёзда и норы. Птенцы и детёныши, не успев вырасти, могут погибнуть!

+Правило №5: Отдыхая в лесу, не оставляйте после себя беспорядок!

(показывает соответствующий знак): Помните! Консервная банка разлагается 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать  несколько веков. А осколки банки или бутылки как мины могут «сработать» даже через 1000 лет!

Ведущий: (оригами) Перед вами карта нашей планеты. Воды на ней значительно больше, чем суши. И чтобы все – и люди, и растения, и животные – жили комфортно, надо беречь лес. Ведь это лёгкие нашей планеты. И сохраняя лес, мы сохраняем и планету, на которой живём. Давайте сделаем из бумаги деревья и “посадим” их на нашей планете.

Учителя помогают в выполнении задания (идёт видеоролик о природе)- Прикрепим наши деревья!

Ведущий: Дерево, трава, цветок и птица

 Не всегда умеют защититься.

 Если будут уничтожены они –

 На планете мы останемся одни!

Ведущий: Так давайте всё делать для того, чтобы шумели леса, пели птицы, росли цветы. И в лес будем ходить только с добром.

Ведущий: Будем беречь нашу планету, будем друзьями леса.

Подведение итогов, награждение команд.

Приложение

Восстанови названия животных

Восстанови названия животных

кабел

льдоша

баобчак

соль

девьдем

вайерум

шаугялк

бокаса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием

стастья по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием"...

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Турнир знатоков "Экологическая мельница", посвященная Всемирному дню охраны окружающей среды

Эта игра посвящена Всемирному дню охраны окружающей среды.  Турнир знатоков включает в себя три  конкурса:блиц - викторина; экологическая мельница;аукцион.и игры и викторины со зрителям...

Статья «Активизация познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по экологическому воспитанию»

В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительнос...

Развитие познавательной активности через проектную деятельность при использовании экологических блоков в курсе физики

В этой работе обобщен опыт по использованию в преподавании курса физики экологического материала, что способствует внедрению метопредметного подхода в обучении....

Программа внеурочной познавательной деятельности экологической направленности "Эко-рост" в условиях реализации образовательным учреждением ФГОС ООО

Программа адресована учителям естественно-научных и общественно-научных областей (биологии, географии) воспитателям  летних детских оздоровительных площадок,  лагерей. Идея программы за...