Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики посредством решения задач и создания проектов с экологическим содержанием
(алгебра, 5 класс) по теме

Педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya.doc135 КБ
Office presentation icon ekologiya_1.ppt460.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

на тему

«Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики посредством решения задач и создания проектов с экологическим содержанием»

Выполнила учитель математики

МБОУ СОШ № 83 г.о. Самара

Зиновьева Татьяна

                                 Галактионовна

Самара. 2013 г.

Содержание

Введение_________________________________________________________

Основная часть. « Описание новых образовательных

 результатов, сформированных у обучающихся»________________________

План и сроки реализации проекта_________________________________

Технология проектного  обучения_____________________________________

Характеристика  условий, обеспечивающих достижения новых образовательных результатов________________________________________

Итоговая (заключительная) часть. Новые образовательные результаты._______________________________________________________

Литература_______________________________________________________

Приложение 1. Анкета для учащихся 5 классов « Изучение познавательной активности школьников»___________________________________________

Приложение 2.Задачи с  экологическим содержанием___________________

Приложение 3.Темы проектов с экологическим  содержанием____________

Введение

  На современном этапе развития общеобразовательной школы большое значение приобретает поиск путей совершенствования содержания образования, приведение в соответствие ему методов, приёмов и организационных форм обучения.   В настоящее время общее среднее образование находится на этапе модернизации и обновления системы и содержания образования. В постановлении правительства Самарской области    от    21.10.2010г. №507 (Концепции  реализаций в Самарской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» до 2015года) говорится о формировании инициативной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой обучаться в течение всей жизни. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Это предполагает  использование интегрированных занятий.

Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого мышления обучающихся. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся, поэтому чрезвычайно актуально и необходимо в современной школе.

      Существующий кризис образования настоятельно выдвигает на первый план разработку качественно нового подхода к содержательному и технологическому аспектам образования. Обучение решению задач (социальных, экономических, экологических, педагогических, научных, научно-технических, математических, физических и др.) становится одной из важнейших проблем  психологии, педагогики, общей и частных дидактик и всех естественнонаучных и гуманитарных направлений. Необходимость обучения решению задач связана с существующим противоречием между ожидаемыми и реальными результатами образования. Для того чтобы активизировать обучающихся в процесс решения задач, необходимо чтобы сама задача была интересна, практически значима для ребёнка. В этом плане на помощь могут прийти задачи с экологическим содержанием.

  На сегодняшний день существует ряд недостатков в образовательном процессе:

 -пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий и во внеурочной деятельности по предмету;

 - низкая сформированность исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений;

-большинство используемых в настоящее время учебников по математике содержат недостаточное количество задач связанных с экологией.

Таким образом, возникает противоречие:

- между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и незаинтересованностью в обучении части учащихся; 

- между необходимостью формировать инициативную личность и  увеличивающейся тенденцией у подростков потребления знаний в уже готовом виде; 

- между необходимостью развивать  у учащихся экологическую культуру и недостатком методической литературы для использования на уроках математики. 

  С учетом вышеизложенного, на фоне выявленных недостатков профессиональная проблема заключается в том, что у части учеников познавательная активность в изучении предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении математики они испытывают значительные трудности и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. Поэтому возникла необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на активизацию познавательных интересов учащихся на уроке. 

Гипотеза исследования:  использование задач и проектов с  экологическим содержанием при обучении математике в 5-6 классах будет формировать устойчивый интерес к предмету у обучающихся, развивать познавательную активность, повлияет в целом на качество математических знаний, будет способствовать общему умственному развитию учащихся, а также развитию исследовательских навыков.

Целью представленного проекта является:

-формирование устойчивого интереса к изучению математики, развитие познавательной активности учащихся 5-6 классов на уроках с помощью системного использования задач и проектов экологического содержания.

Обозначенная цель требует решения следующих задач:

  1. Провести анализ школьной учебной литературы с целью получения информации о математических задачах с экологическим содержанием (Э.Р.Нурк, А.Э.Тельгмаа «Математика 5» и «математика 6»; Н.В.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд «Математика 5» и «Математика 6», дидактические материалы для 5-6 классов).
  2. Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме «Развитие познавательной активности школьников среднего звена».
  3. Разработать и систематизировать задачи и темы проектов экологического содержания по главам, изучаемым в 5-6 классах.
  4. Проверить эффективность использования задач и проектов с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах.

Основная часть

Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

 Возраст обучающихся 5–6 классов отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точности и глубине мыслительной деятельности, повышенным интересом к любым предметам, в этот период возрастает логичность суждений, обобщений и выводов.

Половина учебного времени на уроках математики используется для решения задач. Решая математическую задачу, школьники  знакомятся с новой ситуацией, с применением математической теории к её решению, познают новый метод решения или новые теоретические разделы математики. В процессе решения формируется чёткость мышления, умение рассуждать, сопоставлять и противопоставлять факты, находить в них общее и различное, делать правильные умозаключения. Тематика задач с экологическим содержанием может быть самой разнообразной: биоэкологическая, геоэкологическая, социологическая, историческая, в том числе решение задач по проблемам природопользования. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств. Наиболее благоприятные темы в 5 классе для использования задач с экологическим содержанием: «Натуральные числа»,  «Десятичные дроби», «Проценты», «Текстовые задачи», «Площади»; в 6 классе: «Пропорции»,  «Положительные и отрицательные числа», «Диаграммы», «Задачи на составление уравнений», «Объемы». Результатом школьного образовательного процесса должна стать способность и готовность школьников самостоятельно решать актуальные для них проблемы на основе собственного опыта, системы знаний, умений и навыков.

Ожидаемые результаты:

-повышение математических, экологических и экономических знаний школьников;

-формирование представления о роли математики в решении экологических проблем (во многих случаях получить ответ на вопрос: «для чего это надо?»);

-пробуждение интереса и желания овладевать знаниями;

-дальнейшее развитие общей культуры.

План и сроки реализации проекта.

        Для достижения цели и решения поставленных задач были произведены следующие этапы исследования:

На первом этапе (2012-2013уч.г.) был проведен анализ школьной учебной литературы с целью получения информации о математических задачах с экологическим содержанием (Э.Р.Нурк, А.Э.Тельгмаа «Математика 5» и «математика 6»; Н.В.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд «Математика 5» и «Математика 6», дидактические материалы для 5-6 классов), изучалась необходимая психолого-педагогическая и учебно-методическая литература по теме «Развитие познавательной активности школьников среднего звена», осуществлялось накопление эмпирического материала, был сформулирован рабочий вариант гипотезы, разрабатывались дидактические материалы, т.е. подборка задач.

На втором этапе (2013-2014 уч.г.)  будет проведена диагностическая работа с целью выявления уровня сформированности умений учащихся  5 класса решать математические задачи (итоговая тестовая работа за 4 класс); для изучения познавательной активности школьников будет проведено анкетирование (Приложение 1).

На третьем этапе (2013-2015 уч.г.) будет осуществляться работа по использованию задач и проектов с экологическим содержанием в обучении школьников 5-6 классов (Приложение 2; Приложение 3), сформулируются окончательные выводы и рекомендации.

Технология проектного  обучения.

Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет не только заинтересованность детей обучением, но и  привлечение к работе на уроках всех учеников с различным интеллектуальным потенциалом. При решении задач с экологическим содержанием можно использовать различные технологии в зависимости от типа, вида и темы урока. Наиболее продуктивной является технология проектного  обучения. Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени по достижению определённого результата.

Используя проектную технологию в обучении,  преследуются следующие цели:
• научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
• размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
• принимать самостоятельные аргументированные решения;
• научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Проект – это «пять П».
1.Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.

2.Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.

3.Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.

4.Результат работы – продукт. Учащиеся уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

5. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно проводить в форме конкурса, выставки, презентации.  При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности.

     Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.
    В заключение необходимо провести рефлексию. Предлагаются следующие вопросы для обсуждения: появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?

   Создание проектов позволяет учащимся в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках. Проектная деятельность позволяет вовлечь в учебную работу всех учащихся, стимулируя учащихся к творческой деятельности, способствует возникновению и развитию активного взаимодействия между учителем,  учениками и средствами информационных технологий.

    Например, в 5 классе на заключительном уроке темы «Площадь» учащимся  предлагается выполнить мини - проект, рассчитанный на два урока, и ответить на вопрос: сколько га леса необходимо вырубить, чтобы создать тираж  учебника «Математика»? Класс делится на группы по 4-5 человек. Задание группам дается одинаковое, а исследуемые учебники пусть будут разные. Каждая группа формулирует тему проекта, проблему (например: « чем я могу помочь в сохранении лесных богатств»), планирует действия. В течение урока учащиеся выполняют следующие этапы работы:

 -  вычисление площади одной страницы учебника;

 - вычисление площади всех страниц учебника;

 - вычисление площади  страниц всего тиража учебника;

 - округление  результата и  выражение его в квадратных метрах.

Дома учащиеся должны найти информацию о количестве вырубленных лесных угодий, необходимых на изготовление 1 000 кв.м бумаги, довести работу до конца и представить на следующий урок результаты  (продукт) исследования.

Так как не все школьники этого возраста могут сделать компьютерную презентацию, то оформить полученные результаты учащиеся могут в виде сообщения, используя  приготовленные плакаты, схемы, рисунки. При выполнении данной работы можно использовать дополнительную литературу, энциклопедию,  Интернет, помощь родителей. После прослушивания всех презентаций полезно прокомментировать полученные результаты, и обратить внимание учащихся на необходимость бережного отношения к учебникам.

В таком виде деятельности каждый учащийся найдет способы реализации своих способностей. Оценку за эту работу каждый выставляет сам, учитывая свой вклад в общее дело и мнения одногруппников.

     В «Приложении 3» предлагаются темы проектов и этапы работы над ними.     Необходимым элементом педагогической деятельности является контроль. Выявить уровень  качества обученности школьников можно через анализ результатов успеваемости. Для контроля развития познавательной активности в изучении математики необходимо отслеживать рост количества обучающихся, принимающих участие во внеклассных математических мероприятиях, конкурсах, олимпиадах.

Характеристика  условий, обеспечивающих достижения новых образовательных результатов.

Учитель на уроках должен использовать специальные приемы деятельности, способствующие формированию устойчивого интереса к предмету в целом:

  -включение учеников в коллективные формы деятельности;
      -привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;

  -сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
           -поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой ааатмосферы.

      Для обеспечения достижений новых образовательных результатов в формировании устойчивого интереса к предмету необходимо создать:

-оснащение кабинета мультимедийной установкой (ноутбук, проектор, экран), компьютерами для выхода в Интернет;

-снабжение кабинета математики комплектами дидактических материалов, а так же дополнительной литературой по математике (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература);

-в качестве информационных условий можно использовать интернет-сайты, журналы: «Воспитание школьников», «Педагогика», «Математика в школе»,  «Школьные технологии» и следующую литературу:

1. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.,1996

2. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. - Москва. - Тюмень, 1994.

3. Григорьева В.Н.   "Использование задач с экологическим уклоном на уроках математики в 5-6 классе".   Региональная система экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития: Сборник материалов III. Республиканской научно-практической конференции (г.Якутск, 9-10 октября 2008 г.) [редкол.: О.М.Кривошапкина и др.] - Якутск, 2008- 208с.[65с.]

4.«Школьный практикум. Экология », В.В. Пасечник , М: «Дрофа», 1998г.

5. А.С.Границкая. Научить думать и действовать. – М., 1991.

        С целью педагогического просвещения родителей организовать на родительских собраниях просмотр презентаций проектов учащихся, оформить наглядную информацию о работах учащихся. Лучшие работы учащихся разместить на сайте школы.

Итоговая (заключительная) часть. Новые образовательные результаты.

      При  решении задач и выполнении проектов с экологическим содержанием у школьников вырабатывается:

-осознанное усвоение  математического материала, которое выражается в понимании взаимосвязей между изучаемыми понятиями и явлениями окружающей действительности;

- умение применять полученные знания в различных моделируемых в задачах ситуациях из реальной жизни;

- потребность к расширению полученных знаний о природе процессов и явлений.

       Таким образом, учащиеся с различным интеллектуальным потенциалом, работая в группах и индивидуально над экологическими задачами и проектами, активно участвуют в образовательном процессе. Кроме этого в проектах предусматривается  сотрудничество детей с родителями, что является важным аспектом в отношениях между семьей и школой. Использование  на уроках задач и проектов с экологическим содержанием повышает интерес учащихся к математике, мотивирует учебную деятельность, а также  развивает их творческие возможности, новые познавательные потребности, тем самым формирует инициативную личность, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Литература.

1. Постановление правительства Самарской области    от    21.10.2010г. №507 (Концепции  реализаций в Самарской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» до 2015года)

2. Национальной Доктрине Образования в Российской Федерации.

3. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.,1996.

4. «Школьный практикум. Экология », В.В. Пасечник , М: «Дрофа», 1998г.

5. Журнал «Школьные технологии», «Экология эстетика пришкольного участка», Н.А. Пугал, № 3, 1998.

6. «Практические занятия по экологии». .Д. Зверев, М: «Просвещение».1998г.

7.«Экология» Школьный справочник, А.П. Ошмарин др., Ярославль, «Академия развития», 1998г.

8. «Основы экологии», сборник задач, упражнений, практических работ 10(11) .А. Жигарев и др.,»Дрофа», 2002г.

9.«Основы Экологии»,10(11) Н.М. Чернова и др., М: «Просвещение», 2002г.

10. «Здоровье человека и окружающая среда», В.Т. Величковский и др., М: «Новая школа», 1997

11.  «Школьный практикум. Экология », В.В. Пасечник , М: «Дрофа», 1998г. 

 12. В.В.Фирсов. Дифференциация обучения на основе обязательных

результатов обучения. – М.,1994.

13. Н.Н. Гузик. Учить учиться. - М., 1981.

14. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. – М.,1998.

15.В.В.Гузеев. Образовательная технология: от приема до философии. – М.,1996.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для учащихся 5 классов « Изучение познавательной активности школьников»

Мои отношения

Я оцениваю себя

Меня оценивают родители

Оценка классного руководите-ля

мне интересно учиться

я всегда выполняю домашние задания

 я люблю читать

мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

я стремлюсь получать хорошие отметки

мне нравятся уроки математики

мне трудно учиться по математике

я старателен в учебе

я внимателен

я самостоятелен

я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью

я берегу природу

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задачи с экологическим содержанием

для учащихся 5-6 классов.

                                               Натуральные числа.

  1. Напишите числами запись: "На один миллион лесной площади приходится всего шесть работников лесного хозяйства. В тысяча девятьсот девяносто четвертом году вырублено лесов тридцать семь тысяч двести четыре га, а пожарными было охвачено семьдесят четыре тысячи восемьсот пятьдесят четыре га лесной площади. В тысяча девятьсот девяносто пятом году только в июле пожары уничтожили один миллион пятьсот тысяч кубических метров древесины на площади свыше четыреста тысяч га".
  2.  Численность постоянного населения края один миллион семьсот тысяч. Площадь территории  равна три миллиона сто три тысячи двести км. Сколько км приходится на одного человека? Округлите  до десятков и выразите в га.

3. Самая высокая вершина в нашей стране - пик Коммунизма. Его высота 7495м. Округлите это число: 1) до десятков; 2) до сотен; 3) до тысяч.

4. Напишите числами: высота Эльбруса - пять тысяч шестьсот двадцать четыре м, а Казбека – пять тысяч тридцать три м. На сколько метров Казбек ниже Эльбруса?

           Текстовые задачи на все действия с натуральными числами.

  1. Ученики 5б класса принимали участие в озеленении города. В первый день они посадили 39 саженцев, во второй – в 2 раза больше, чем в первый, в третий день – в 3 раза меньше, чем во второй, а в четвертый – столько, сколько в первый и в третий день вместе. Сколько саженцев ученики 5б класса посадили за 4 дня?
  2.  Ученики 5а класса посадили на клумбе цветы по 10 штук каждый, а ученики 5б - по 12 штук. Сколько всего цветов посадили пятиклассники, если в 5а классе учатся 25 учащихся, а в 5б – 26 учащихся?

3. В 2009 году в области посадили 200 берез, 40 дубов, 70 осин, 120 елей. В 2010 – 240 берез, 140 лип, 180 дубов, 143 осины и 220 елей. С 2011 по 2013 год деревьев посадили в 18 раз больше, чем за эти два года. Сколько деревьев посадили в области с 2009 по 2013 год?

4. Одна пчела за день опыляет 1200 цветов. Сколько цветов сможет опылить семья из 100 пчел за 5 дней?

5. В лесу посадили 53 ряда берез по 13 штук в каждом. Сколько берез приживется, если из-за неблагоприятных условий погибнут 30 берез?

6.  Школьники 4 дня помогали взрослым сажать деревья. В первый день они посадили на 230 деревьев больше, чем во второй день, и на 150 деревьев больше, чем в третий день. В третий день они посадили на 259 деревьев меньше, чем в четвертый. Сколько деревьев посадили школьники за 4 дня, если в первый день они посадили 650 деревьев?

7.  Вокруг школы юннаты посадили 65 кустов шиповника, боярышника в 5 раз меньше, чем шиповника, а сирени в 4 раза больше, чем боярышника. Сколько кустов сирени посадили юннаты?

8. Для предупреждения размыва оврага по одному склону посадили 27 кустарников, а по другому - на 7 кустарников больше. Сколько кустарников посадили по обоим склонам оврага?

9. Сейчас охота в нашей стране запрещена полностью на 47 видов зверей и  птиц. Причем птиц из них - 29 видов. На сколько больше запрещенных видов зверей, чем птиц?

10. За сутки ракушка беззубка очищает 40 л воды. За сколько дней она очистит 200 л воды?

11. Сова съедает за ночь 8 мышей. Сколько она съест мышей за 1 неделю?

12. Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц и 5 личинок майского жука. Во сколько раз больше она съедает гусениц, чем личинок?

13. Листья ивы за летний период могут осождать на своей поверхности 35 кг пыли, клена – на 5 кг меньше, ясеня – на 5 кг меньше, чем клена, вяза - на 5 кг меньше, чем ясеня, сирени – на 18 кг меньше, чем вяза, акации – на 1 кг 800 г меньше, чем сирени. Поставьте несколько вопросов к этой задаче и ответьте на них.

14. Производство 1 т бумаги требует 20 т воды, а 1 т хлопчатобумажной ткани – в 3 раза больше. Что мы узнаем, вычислив значения выражений:
20 ∙ 3 – 20;  20 ∙ 2 + 20 ∙ 3 ∙ 2?

15. Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?

16. Сравните размах крыльев хищных птиц: белоголовый сип – 250 см, стервятник – 170 см, беркут – 2 м. Расставьте карточки с этими значениями в порядке возрастания.

17. Кит - морской гигант, который, как и многие животные, не смог уберечься от преследования человеком. В 1885 году в Охотском море плавало 60 судов, добывая по 35 китов в день. Каков был возможный ежедневный отлов морских гигантов? За неделю? За месяц?

18. Ученые  подсчитали, что в Самаре попадает в реки с заводов и фабрик 205.000 т вредных веществ в год, с жилых домов сливается на 35.000 т меньше, чем с заводов, а с автотранспорта в 2 раза меньше, чем с жилых домов. Сколько всего тонн отходов попадает в реки  за год? 

19.Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана?

20.Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик вашего класса сорвал по 5 штук? А если не по пять, а по 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать?

21.За час ночной охотник – летучая мышь – может съесть 165 малярийных комаров. Сколько вредных насекомых она уничтожает за месяц?

Площади и объемы.

  1. Во время субботника ученики 5-х классов убирали пришкольную территорию от мусора. Ученики 5б класса убрали участок прямоугольной формы, длина которого 20м, а ширина – на 3м меньше. Площадь участка, который убирал 5а класс, на 20 м2 меньше. Какую площадь убрали от мусора пятиклассники?
  2. Дом площадью 48 м и высотой 3 м во время весеннего паводка был заполнен водой. Сколько литров воды в доме?
  3. Картофелехранилище имеет длину 20м, ширину вдвое меньше длины, а высоту на 5м меньше ширины. Сколько тонн картофеля вмещают три таких хранилища, если каждое из них заполнено на 2/5 своего объема? (Вес 1 куб.м картофеля 650 кг).
  4. Длина прямоугольного поля 875м, ширина 640м. 7/8 этого поля засеяли пшеницей, причем на 1 га высевали 1ц 50кг. Сколько потребовалось пшеницы для посева?
  5. Если каждый из 30 миллионов школьников посадит и вырастит хотя бы по 2 фруктовых дерева, то какая площадь украсится садами, выращенными  школьниками? На одно дерево требуется участок длиной в 8м и шириной в 6м .
  6. Объем воды в озерах земного шара равен примерно 230 000 куб. км. Представь, что мы заполнили этой водой водонапорную башню, имеющую форму прямоугольного параллелепипеда. Длина и ширина его основания 0,5 км и 1км. Какую высоту должна иметь водонапорная башня? Сравни ее высоту с расстоянием от Земли до Луны. Недостающие данные найдите самостоятельно.

Задачи на дроби и проценты.

  1. Фермер засеял рожью 5га, что составляет 10% всего поля. Пшеницей – 24% всего поля, а остальное – просом. Сколько гектаров засеял фермер просом?
  2.  В первый день в ботаническом саду посадили 1500 деревьев, во второй – 500, а в третий 0,1 того, что посадили в первый и во второй вместе. Сколько деревьев посадили в ботаническом саду за три дня?
  3. Митя и Федя пошли в лес за березовым соком. За 1 час Митя собрал 4/5 двухлитровой банки, Федя – 50% трехлитровой банки. Кто из ребят собрал сока больше и на сколько?
  4. Школьники посадили 600 деревьев. Первая группа посадила 50% всех деревьев, вторая   1/3того, что посадила первая. Сколько деревьев посадила третья группа?
  5. В школьном саду за два дня посадили 75 деревьев. В первый день посадили 3/5всех деревьев. Сколько деревьев посадили во второй день?
  6. Подсчитайте, сколько воды требуется городу с населением 1 млн. жителей для разведения сточных вод в течение года, если известно, что в сутки потребность города в чистой воде составляет 0,5 млн. м3. Перед сбрасыванием в водоём стоки нужно разводить20-кратным объёмом чистой воды.
  7. Известно, что около 20-25% урожая в мире теряется из-за болезней и вредителей. Зная, сколько растительной продукции получено в этом году в нашем хозяйстве, подсчитайте потери. Ваши предложения по сокращению потерь урожая?
  8. Вокруг школы растет 50 деревьев. Когда школьники окопали часть деревьев, им осталось окопать еще 22% всех деревьев. Сколько деревьев окопали школьники?
  9. В тундре гнездится 100 видов птиц, из которых 3/10 – кулики. Сколько других видов птиц в тундре?
  10. На Якутии ежегодно добывается 1/5 часть добываемых в мире алмазов, из них 1/5 образуют собственность республики. Какую часть от добываемых в мире алмазов остается в республике? Изобразите круговую диаграмму. (1/25)
  11. В мире ежегодно добывается 1600млн  м древесины, около 20% всей древесины идет на топливо. Сколько кубических метров древесины ежегодно сжигается?

Текстовые задачи на все действия с десятичными дробями.

1.Первый завод выделяет в атмосферу 23,4 м3 вредных веществ за сутки, а второй в 3,6 раза больше. Сколько м3 выделяют оба завода за неделю, за месяц, за год?

2.Геологи отправились в экспедицию. 4 часа они шли пешком по труднопроходимому участку. За первый час они прошли 3,3 км, за второй – на 3,2 км больше, за третий – на 0,3 больше, чем в первый. Сколько км прошли геологи за четвертый час, если всего они прошли 15км?

3. В фермерском хозяйстве посеяли зерновые культуры. Овес занимает 3,4га, рожь – в 3 раза больше, чем овес, а пшеница – в 2 раза меньше, чем рожь и овес вместе. Какую площадь занимают в этом хозяйстве зерновые?

4. В среднем каждый человек употребляет 1,7 л воды в сутки при физиологической потребности 2-3 л. Подсчитайте, сколько воды употребляют в среднем все ученики класса, школы, жители деревни в сутки, в год?

5. В крупных промышленных центрах в воздухе находится 125- 500 мг/м3 CО2при норме 3 мг/м? Во сколько раз превышена норма?

6. За одну минуту  взрослый человек делает в среднем 16 вздохов (выдохов), и каждый раз через его легкие проходит примерно 0,5л воздуха. Сколько воздуха проходит через легкие человека за 1 мин? за 1ч? за 1 сутки? Сколько кг весит воздух, проходящий  через легкие человека за сутки, если 1л воздуха весит 1,3г? Ответ округлите до единиц.

7. В зависимости от времени года площадь озера Балхаш уменьшается с 22 тыс. кв.км до 17,5 тыс.кв.км. Во сколько раз уменьшится площадь озера Балхаш? Ответ округлите до десятых.

Отношения и пропорции.

  1. При производстве 80т копченой колбасы мясокомбинат выбрасывает в атмосферу 400м3 вредных веществ. На сколько м3 уменьшится выброс вредных веществ при сокращении производства колбасы до 60т?
  2. Известно, что 1 т пролитой нефти образует на поверхности воды пятно с площадью около 6 км? Какую площадь акватории покроет нефтяная плёнка в случае аварии танкера водоизмещением 5000 т? Сравните с площадью известных вам водохранилищ,  морей.
  3. Для выращивания 1 т пшеницы требуется 1500 т воды. Сколько воды ушло в этом году на получение урожая пшеницы в нашей республике, в районе, нашем хозяйстве?
  4. Одним из способов защиты окружающей среды является рассеивание вредных веществ с помощью строительства высоких труб. Известно, что дымовая труба высотой 100 м даёт возможность рассеивать вредные вещества в радиусе до 20 м. Определить радиус рассеивания веществ, если высота трубы: а) 50 м; б) 80 м. Проведите такие же расчеты рассеивания веществ, трубами предприятий вашей местности.
  5. Если вода будет просто капать из крана, то за 10 минут натечет стакан – 200 граммов. Сколько воды утечет за 1 час? За сутки (24 часа)? (Это столько воды, чтобы принимать душ в течение 10 минут.)
  6. Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 3000л воды. За сколько дней очистится 27000л воды? Сколько литров воды проходит через очистительные сооружения за час?
  7. За час ночной охотник – летучая мышь – может съесть 165 малярийных комаров. Сколько вредных насекомых она уничтожает за месяц?
  8.  Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. За сколько суток растение достигнет своей максимальной высоты – 6 м 30 см?
  9. Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту в реку поступает 100л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в реку за час, за сутки?
  10. 20кг макулатуры сохраняют одно дерево. Сколько деревьев сохраняет 100кг макулатуры?

Задачи на составление уравнений.

  1. В двух корзинах 168 ландышей. В одной корзине в 3 раза больше, чем в другой. Сколько ландышей в каждой корзине?
  2. Белка нашла 25 грибов. 3/5 грибов она с бельчатами съела вечером. Сколько грибов осталось у белки на утро?
  3. Ученики 5б класса работали на пришкольном участке. Детей, высаживающих рассаду, было в 2 раза больше, чем тех, которые поливали, а воду носили – на 3 человека больше, чем поливали. Сколько учеников 5б класса было занято работой каждого вида, если всего работало на участке 23 человека?
  4. Вокруг школы юннаты посадили кусты шиповника, боярышника  и сирени, причем боярышника - в 5 раз меньше, чем шиповника, а сирени в 4 раза больше, чем боярышника. Сколько кустов сирени посадили юннаты, если всего было посажено 70 кустов растений?
  5. В фермерском хозяйстве разводят гусей и кроликов, у которых вместе 25 голов и 54 лапки. Сколько гусей и сколько кроликов на ферме?
  6. Рыбоводческий колхоз продал за год карпа на 35т больше, чем форели. Сколько т каждого вида рыбы было продано, если всего продали 289т рыбы?

Диаграммы .

1.Утки могут летать на высоте до 800м, аист до 900м, ласточки до 2000м и орлы до 3000м. Начертите по этим данным  линейную  диаграмму.

2.Площадь заповедника Аскания-Нова ( Украина) равна 110 кв.км, а площадь заповедника Беловежская Пуща (Белоруссия) в 7,95 раз больше. Составь столбчатую диаграмму.

3.Начерти линейную диаграмму по следующим данным: длина Нила – 6671 км, Дуная – 2850 км, Волги – 3530 км, Дона – 1870 км. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Темы проектов с экологическим содержанием.

1. Влияние автомобилей на загрязнение атмосферы.

Этапы работы:

      -посчитать количество автомобилей проезжающих по исследуемому участку дороги;

      -зная приблизительную скорость автомобилей (40 км/ч) и длину дороги, вычислить время движения по данному участку пути;

      -найти информацию о выбрасывании  выхлопных газов одним автомобилем в течение одних суток (известно, что один автомобиль в течение суток может выбрасывать до 1кг выхлопных газов, в состав которых входит около 0,03кг угарного газа, 0,006кг оксида азота т. д.);

      -произвести необходимые действия и ответить на поставленный вопрос.

2.Вычисление количества пыли оседаемого на дорогу при проезде автотранспорта.

Этапы работы:

-посчитать количество автомобилей проезжающих по исследуемому участку дороги;

 -найти необходимую информацию (на 1 км дороги оседает от одного автомобиля в среднем 0,2 гр. пыли)

3.  Оформление клумбы возле клуба «Победы».

Этапы работы:

       -создание и защита эскиза-проекта клумбы на бумаге;

       -вычисление денежных затрат на покупку рассады и семян цветов;

       -посадка цветов на клумбу;

       -наблюдение и уход за произрастанием цветов в течение лета.

   

4.Вычисление площади вырубленного леса необходимого для изготовления тиража учебника "Математика”

Этапы работы:

       - вычислить площадь одной страницы учебника (измерить на уроке);

       - умножить площадь одной страницы на количество страниц в учебнике;

       -умножить на тираж учебника (посмотреть тираж);

       -выразить результат в квадратных метрах;

       -в Интернете на сайте Российский экологический центр http://www.rusecocentre.ru найти какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 м2  бумаги ( на 1000 м2 требуется ¼ га леса);

        -ответить на вопрос «Сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника?».

5. Сколько бумаги, выпущенной в нашей стране за год, потрачено с пользой?

Этапы работы:

    -сколько выброшенной бумаги приходится в день на одного ученика? (посчитать количество бумаги, оставленной после уроков на столах);

     -прикинуть сколько может быть оставлено бумаги в школах района за один день и за весь учебный год;

      -выразить массу выброшенной бумаги в кг, т;

      -посчитать какая часть выпущенной бумаги будет потрачена с пользой. На сайте Энциклопедии кругосвет http://www.krugosvet.ru (Бумага и прочие писчие материалы. Производство, стр.3) найти информацию о количестве бумаги, производимой в нашей стране за год  (около 6 000 тонн).

6.Вычисление площади зеленых насаждений  пришкольного участка, приходящихся на одного ученика.

Этапы работы:

       -учащиеся измеряют площадь пришкольного участка;

       - считают все зеленые насаждения;

       -зная количество всех учащихся школы, можно ответить на поставленный вопрос.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики посредством решения задач и создания проектов с экологическим содержанием Работу выполнила учитель математики МБОУ СОШ №83 Зиновьева Т.Г.

Слайд 2

Недостатки образовательного процесса: - пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий и во внеурочной деятельности по предмету; -низкая сформированность исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений; -большинство используемых в настоящее время учебников по математике содержат недостаточное количество задач связанных с экологией.

Слайд 3

Противоречия: - между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и незаинтересованностью в обучении части учащихся; - между необходимостью формировать инициативную личность и увеличивающейся тенденцией у подростков потребления знаний в уже готовом виде; - между необходимостью развивать у учащихся экологическую культуру и недостатком методической литературы для использования на уроках математики.

Слайд 4

Проблема : у части учеников познавательная активность в изучении предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении математики они испытывают значительные трудности и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления.

Слайд 5

Гипотеза исследования: использование задач и проектов с экологическим содержанием при обучении математике в 5-6 классах будет формировать устойчивый интерес к предмету у обучающихся, развивать познавательную активность, повлияет в целом на качество математических знаний, будет способствовать общему умственному развитию учащихся, а также развитию исследовательских навыков.

Слайд 6

Цель проекта : -формирование устойчивого интереса к изучению математики, развитие познавательной активности учащихся 5-6 классов на уроках с помощью системного использования задач и проектов экологического содержания .

Слайд 7

Задачи: Провести анализ школьной учебной литературы с целью получения информации о математических задачах с экологическим содержанием (Э.Р.Нурк, А.Э.Тельгмаа «Математика 5» и «математика 6»; Н.В.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд «Математика 5» и «Математика 6», дидактические материалы для 5-6 классов). Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме «Развитие познавательной активности школьников среднего звена». Разработать и систематизировать задачи и проекты экологического содержания по темам, изучаемым в 5-6 классах. Проверить эффективность использования задач и проектов с экологическим содержанием на уроках математики в 5-6 классах.

Слайд 8

Ожидаемые результаты: - повышение математических, экологических и экономических знаний школьников; - формирование представления о роли математики в решении экологических проблем; - пробуждение интереса и желания овладевать знаниями; - дальнейшее развитие общей культуры.

Слайд 9

План и сроки реализации проекта: На первом этапе (2012-2013уч.г.) был проведен анализ школьной учебной литературы с целью получения информации о математических задачах с экологическим содержанием (Э.Р.Нурк, А.Э.Тельгмаа «Математика 5» и «математика 6»; Н.В.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд «Математика 5» и «Математика 6», дидактические материалы для 5-6 классов), изучалась необходимая психолого-педагогическая и учебно-методическая литература по теме «Развитие познавательной активности школьников среднего звена», осуществлялось накопление эмпирического материала, был сформулирован рабочий вариант гипотезы, разрабатывались дидактические материалы, т.е. подборка задач.

Слайд 10

План и сроки реализации проекта: На втором этапе (2013-2014 уч.г.) будет проведена диагностическая работа с целью выявления уровня сформированности умений учащихся 5 класса решать математические задачи (итоговая тестовая работа за 4 класс); для изучения познавательной активности школьников будет проведено анкетирование (Приложение 1). На третьем этапе (2013-2015 уч.г.) будет осуществляться работа по использованию задач и проектов с экологическим содержанием в обучении школьников 5-6 классов (Приложение1; Приложение 2); сформулируются окончательные выводы и рекомендации.

Слайд 11

Цели использования технологии метода проектов в обучении: • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению; • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; • принимать самостоятельные аргументированные решения; • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Слайд 12

Проект – это «пять П». 1. Проблема. 2. П ланирование действий. 3. Поиск информации. 4. Продукт- результат работы. 5. Презентация результатов - представление готового продукта.

Слайд 13

«Вычисление площади вырубленного леса, необходимого для изготовления тиража учебника «Математика» Этапы работы : вычисление площади одной страницы учебника; вычисление площади всех страниц учебника; вычисление площади страниц всего тиража учебника; округление результата и выражение его в квадратных метрах; найти информацию о количестве вырубленных лесных угодий необходимых на изготовление 1 000 кв.м бумаги, довести работу до конца и представить на следующий урок результаты исследования; подготовить презентацию исследования.

Слайд 14

. Необходимым элементом педагогической деятельности является контроль . Выявить уровень качества обученности школьников можно через анализ результатов успеваемости. Для контроля развития познавательной активности в изучении математики необходимо отслеживать рост количества обучающихся, принимающих участие во внеклассных математических мероприятиях, конкурсах, олимпиадах.

Слайд 15

Характеристика условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов Учитель должен использовать специальные приемы деятельности, способствующие формированию устойчивого интереса к предмету в целом: включение учеников в коллективные формы деятельности; привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки; сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность; поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы. Для обеспечения достижений новых образовательных результатов в формировании устойчивого интереса к предмету необходимо создать: оснащение кабинета мультимедийной установкой (ноутбук, проектор, экран), компьютерами для выхода в Интернет; снабжение кабинета математики комплектами дидактических материалов, а так же дополнительной литературой по математике (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература); в качестве информационных условий можно использовать интернет-сайты, журналы: «Воспитание школьников», «Педагогика», «Математика в школе» и соответствующая литература.

Слайд 16

При решении задач и выполнении проектов с экологическим содержанием у школьников вырабатывается: осознанное усвоение математического материала, которое выражается в понимании взаимосвязей между изучаемыми понятиями и явлениями окружающей действительности; умение применять полученные знания в различных моделируемых в задачах ситуациях из реальной жизни; потребность к расширению полученных знаний о природе процессов и явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.

Проект на тему "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики". Рассматриваются   проблемы развития познавательных интересов и способностей в обучении....

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.

Познавательный интерес  - это один  из  важнейших  для  нас  мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная р...

Мастер - класс по теме "Развитие познавательной активности учащихся на уроке математики"

Мастер-класс по теме "Развитие творческой активности на уроках математики"...

из опыта работыпо теме :развитие познавательной активности учащихся на уроке математике

Учитель я! Моя задача -Решить вопрос и дать ответИ детям посулить удачу,Познания раскрыть секрет.Вхожу я в класс, и сердце бьется;"Надеюсь, верю и люблю!"И эти три святые словаДуше ребенка отдаю...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Развитие познавательной активности учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Особое значение имеет формирование познавательной активности в 5 - 6 классах, так как в начальных классах сформиров...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики...

«Проектирование системы деятельности, направленной на развитие познавательной активности учащихся на уроках математики».

Описание форм работы, направленных  на  развитие  и укрепление  познавательного  интереса   учащихся и как важного мотива  учения, и как стойкую черту л...