Тематическое планирование кружка "Журналистик"
рабочая программа по теме
Внеурочная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tem_planirovanie_kruzhka_zhurnalistik_2009-2010.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Откуда вы приходите, слова,
Исполненные доброго доверья?
По-моему, оттуда, где трава,
По-моему, оттуда, где деревья.
Ю.Левитанский
Творческое самовыражение – важнейшее условие развития личности. «Детское художественное творчество нужно прежде всего самому ребенку для развития его воображения, эмоционально-эстетической сферы, овладенью речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека,»- утверждал Л.С.Выготский.
Цель:
- высвободить внутренние творческие силы ребенка, его интеллектуальный и эмоционально-эстетический потенциал;
- сделать ещё один шаг к умению свободно, непринужденно – и одновременно чрезвычайно ответственно пользоваться словом, его художественными возможностями, его гибкой и музыкальной природой, его потенциалом точного и выразительного эквивалента собственному чувству.
Кружок «Журналистик»объединяет учащихся 4-11 классов.
Задачи деятельности кружка:
- Развивать культуру речи, информационную культуру учащихся;
- Вырабатывать умения, необходимые в профессиональной деятельности журналистов: брать интервью, писать заметки, очерки, проводить опрос;
- Развивать творческие способности школьников- осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, оформлять альбомы.
Содержание и методы деятельности.
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение теоретической и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях избирается дедуктивно - индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров, а затем анализируют работы кружковцев, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно-дедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.
При организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определенной мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное и т.п.
Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов. записываются слова, фразеологические сочетания, которые могут понадобиться для раскрытия темы. Можно предложить школьникам сделать синтаксические заготовки: словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на вопросы взаимосвязи жанра и стиля.
Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Необходимо вырабатывать у учащихся привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.
Основным направлением в деятельности студии журналистики является подготовка к публикации в школьной газете «Я и Мы», районной газете «Призыв» и детской районной газете «Наш выбор».
Помимо газет общего профиля, члены кружка выпускают стенные газеты специального назначения и издания, имеющие сменные полосы.
Важным звеном в деятельности кружка является также проведение различных праздников, конкурсов, бесед, часов общения и смотров.
Список членов объединения.
- Абросимова Настя -7 класс
- Горох Света – 7 класс
- Шлыков Саша – 7 класс
- Мамаев Дима – 7 класс
- Спирина Лиза – 6 класс
- Козлов Данила – 6 класс
- Периг Сергей – 6 класс
- Мамонтова Светв – 6 класс
- Солоницына Таня – 4 класс
- Затонская Лена – 4 класс
- Мамаева Надя – 4 класс
- Лебедева Таня – 8 класс
Программа обучения.
Программа рассчитана на два учебных года. Общее количество часов — 102 первый год обучения — 54 часов, второй — 68 часов (2 часа в неделю). Возрастной состав обучающихся — 11-16 лет.
Тематическое планирование занятий первого года обучения
№ п/п | Тематика занятий | Количество часов |
Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка. | Октябрь 1 | |
2 | Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи. «Фантазии осени» - зарисовки, «Чем могут гордиться деревья, травы, животные?! - сказка | 3 |
3 | Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства | 1 |
4 | Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи | 1 |
5 | Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно- | 1 |
выразительные особенности языковых средств публицистического стиля | ||
6 | Сходство и различие художественного и публицистического стилей | 1 |
7 | «Что такое хорошо и что такое плохо?» - рассуждение | Ноябрь 2 |
8 | Беседа «Моя любимая газета» | 1 |
9 | Виды газетных и журнальных публикаций. | 2 |
10 | «Сказка для мамы». Добросердечие. Сказка о добром солнышке | 2 |
11 | Лики лжи. Рассказ с включением диалога | 1 |
12 | «Формула счастья». Сочинение о самом счастливом дне. | Декабрь 2 |
13 | Заметка. Заметка информационного характера | 1 |
14 | Свобода. Сочинение-рассуждение | 1 |
15 | Заметка типа художественного описания с элементами повествования Новогодняя сказка, рассказы, поздравления | 1 |
16 | «Все в лесу поет» - творческие работы | 1 |
17 | Заметки на темы, связанные с оценкой поступков | 1 |
18 | Заметка на дискуссионную тему | 2 |
19 | Заметка-благодарность | Январь 1 |
20 | Заметка-вопрос | 1 |
21 | «Живая земля» - сказки, эссе, стихи | 1 |
22 | Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ | 3 |
23 | Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов. Интервью-монолог. Интервью-диалог | 3 |
24 | Коллективное интервью | Февраль 2 |
25 | Интервью-зарисовка | 1 |
26 | «Хочу я в мир, не мною созданный, внести красивое свое». | 1 |
27 | Благодарность. Сказка «Награда» | 1 |
28 | Анкетирование | 1 |
29 | Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ | 3 |
30 | «Зависть никогда не знает праздника» | Март 1 |
31 | Путевые заметки | 2 |
32 | Конкурс творческих работ. Путевые заметки | 2 |
33 | Подготовка работ для праздника «Веселая уточка» | 1 |
34 | «Какой бывает добрая душа?» | 1 |
35 | Дружба. Сказка по данному началу | 1 |
36 | Береги все живое | Апрель 3 |
37 | Репортаж. Событийный репортаж | 1 |
38 | Тематический репортаж | 1 |
39 | Постановочный репортаж | 1 |
40 | Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ | 3 |
41 | Зарисовка. Написание зарисовки. Анализ работ | Май 2 |
42 | Экскурсия в редакцию районной газеты «Призыв». Встреча с сотрудниками редакции | 4 |
43 | Подготовка и проведение смотра стенгазет | 3 |
Всего | 68 |
Тематическое планирование занятий второго года обучения
N9 п/п | Тематика занятий | Количеств о часов | |
1 | Корреспонденция | 2 | |
2 | Практическая работа. Написание корреспонденции. Анализ работ | 3 | |
3 | Статья. Передовая статья | 1 | |
4 | Статья, обобщающая опыт работы | 1 | |
5 | Проблемная статья | 1 | |
6 | Критическая статья | 1 | |
7 | Практическая работа. Написание статьи. Анализ работ | 4 | |
8 | Обзор печати. Тематический обзор | 2 | |
9 | Общий обзор | 2 | |
10 | Информационный обзор | 2 | |
11 | Практическая работа. Подготовка обзора. Анализ работ | 2 | |
12 | Рецензия - Рецензия на литературную тему | 2 | |
13 | Рецензия на искусствоведческую тему | 2 | |
1 | 4 | Практическая работа. Написание рецензии на телепередачу. Анализ работ | 4 |
1 | 5 | Очерк. Очерк портретного характера | 1 |
16 | Проблемный очерк | 1 | |
17 | Событийный очерк | 1 | |
18 | Путевой очерк | 1 | |
19 | Практическая работа. Написание очерка. Анализ работ | 4 | |
20 | Фельетон. Тематический фельетон | 1 | |
21 | Проблемный фельетон | 1 | |
22 | Практическая работа. Написание фельетона. Анализ работ | 3 | |
23 | Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции) | 2 | |
24 | Обучение практике верстки номеров стенных газет | 3 | |
25 | Литературное редактирование | 3 | |
26 | Практическая работа. Редактирование текста | 2 | |
27 | Теория и практика литературной правки | 3 | |
28 | Экскурсия в районную типографию | 1 | |
29 | Беседа «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?» | 1 | |
30 | Практическая работа. Оформление одного и того же материала в различных газетных жанрах | 4 | |
31 | Подготовка и проведение смотра лингвистических газет | 3 | |
32 | Час общения «Если бы я был редактором...» | 2 | |
33 | Итоговое занятие. Смотр достижений | 2 | |
Всего | 68 | ||
Итого за два года | 136 |
Результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- определять стиль и тип речи;
- давать характеристику текста публицистического стиля;
— в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и
пользоваться им в устных и письменных высказываниях;
— совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
- пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического
характера; - находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые
ошибки;
- соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
- строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
- фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным
высказываниям; - проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
Литература, использованная при подготовке программы
- Гринина-Земскова A.M. Сочинения в газетных жанрах (4-8-е классы). — М., 1977.
- Никитина Е.И. Русская речь. — М., 1992.
- Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. — М., 1980.
- Попов В.В., Гуревич СМ. Производство и оформление газеты. —М., 1977.
- Развивайте дар слова. Составители Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. — М., 1990.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке для работнике»печати. — М., 1967.
- Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? — М., 1988.
8-. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. — М., 1994.
9. Сижорский Н-.М: Теория и практика редактирования.— М., 1971. 10. Цейтлин С.Н: Речевые ошибки и их предупреждение. — М., 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...