Творческая мастерская
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Народные промыслы»
Цель мероприятия : Приобщение детей к истокам возникновения народных ремесел.
Задача : Развивать интерес к художественным рукоделиям.
Оборудование/: Стол со скатертью,самовар,чайные чашки, баранки.
Предметы изделий- хохломская роспись, дымковские игрушки, резьба по дереву.
Класс разделен на три группы Каждая группа готовила домашнее задание:
1 История ремесел «Дымковская игрушка»
2 История ремесел «Резьба по дереву»
3 История ремесел: «Хохлома»
Каждая группа оформляла по своей теме экспозицию: картины, предметы ремесел.
Все готовили : загадки, потешки, небылицы.
Ход урока.
Класс оформлен в народном стиле виде деревенской избы. Дети одеты в народные кастюмы, заняты вязанием, плетением кружев, резьбой итд. В центре стол с предметами: самовар, баранки. чайные чашки.
(Звучит наигрыш балалайки Р Н П «Светит месяц».
Ведущая: Хорошо зимой в деревне… Собрались мы с вами в теплой деревенской избе. А на улице вьюга да снег, мороз такой, что звери забились в норы. Дремлет под снегом деревня…Спят подо льдом рыбы..
А нам вместе уютно и хорошо. Хранит тепло русская печка, горит потрескивает лучина…
Вот такие длинные зимние вечера и становились вечерами загадок, шуток и прибауток.
И вы отгадайте мою загадку.
«Овечка – ярочка соскочила с лавочки.
Копытца яблочком
Вся мохнатенька, сама усатенька
Днем спит и сказки говорит
А ночью бродит, на охоту ходит»
(Кошка)
А кто знает загадку о ложках?
Дети загадывают загадки.
Ведущая: А знаете, откуда взялись загадки?
Родились они давным - давно, в те времена, когда топор за богатство считался.
Придумали охотники, рыбаловы да пастухи особый язык. Медведицу называли коровой, а корову – рыкушей. Молнию- турицей, а гром – туром. Вот из этой тайной речи и родились когда –то загадки.
«Горбатый кот Маше плечи трет
С самого утра пошел со двора
На берегу валялся а в воде не накупался»
(коромысло)
Учитель : Раз загадку про коромысло угадали, так давайте и песню разучим про коромысло.
учитель разучивает текст песни,мелодию.
Пошла млада за водой
Коромысел –золотой
Эй, да эй люли,
Коромысел – золотой.
Коромысел золотой-
Ведерки дубовые
Эй, да эй люли,
Ведерки дубовые
Ведерки дубовые
Подскобки –шелковые
Эй, да эй люли,
Подскобки шелковые
Брошу ведра под гору
Сама в пляску я пойду
Эй, да эй люли
Сама в пляску пойду.
(Дети выстраиваются в хоровод, и под ритмический плясовой рисунок исполняют песню).
Ведущая:
А вот загадка хитрая да веселая.
Влесу тук-тук,
Визбе ляп-ляп
На полу топ-топ
В руках дзинь- дзинь
(балалайка0
Ведущая:
А кто из вас знает скороговорки? (Дети отвечают)
А вы знаете ,скороговорку можно пропеть,получится забавная песенка,да и слова запомнятся лучше
Дыбы.дыбы.дыбы,дыбы,
Пошла баба по грибы.
Веники,веники,да
Веники помелики да
По печи валялися да
С печи оборвалися да.
(Звучит мелодия «Коробейники» )
Учитель: После пляски да шутки веселой отправимся ка мы на ярмарку на товары поглядеть.
Ведущая: Наши «гости из Дымкова» поведают нам о том, как прославилось село знаменитыми игрушками.(Историю ремесел дымковской игрушки рассказывает первая группа ребят)
Ученики:
Ласково и нежно называют эту игрушку дымка .С высокого берега реки Вятки ,на котором стоит город Киров,видно заречную слободу Дымково. Зимой когда топятся печи,вся слобода в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. Сначала были свистульки. Всю зиму женщины Дымвова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку,то в петушка,то в конька.
И вот на лотках и прилавках торгуют веселым товаром. Шумит народное гулянье. Но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и прозвали этот веселый праздник- »Свистунья»
Приходит зима,и снова в Дымкове принимаются за дело. И Так каждый год Много, много лет .Сто,Сто пятьдесят, А может и более того.
Вот придумали лепить и другие игрушки Давайте зайдем в мастерскую. Мастерица лепит из лепешки юбочку, Сверху приделала голову, руки. колбаску изогнула коромыслом,прилепила ведерки. На голову налепила высокий кокошник,крохотный носик и поставила фигурку сушится.
Стоит водоноска сохнет, ждет когда ее в русскую печь сушится отправят.
Потом разводят на молоке мел и белят игрушки. Затем игрушки расписывают Узор простой незатейливый:кружочки,прямые и волнистые полоски,клеточки,пятна.
Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные. зеленые,желтые,оранжевые, синие. Каждый цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Но ,оказывается еще не все закончено, Предстоит «сажать золото». Листочки золота настолько тонки, что легче пуха, и когда сажают золото то от сквозняков закрывают форточки, чтобы лепесточки не улетели.
Мастерица легонько касается золотого квадратика кисточкой,смоченной в сыром яйце, подносит к игрушке и сажает на нужное место: водоносками барышням на кокошники и шляпы, петушкам на гребешки,оленям на рога,деревьям на ствол и яблоки.
И вот игрушки засверкали,стали ненаглядными. И на душе становится празднично! И это все из глины.
Учитель: Свои историю ремесел «Резьба по дереву» рассказывают ученики второй группы.
Ученики:
Дерево было всегда одним из самых доступных и любимых материалов. Художественная резьба и роспись по дереву являются самыми древними видами русского народного творчества. Дерево- материал не долговечный, поэтому самые древние образцы русской резьбы не сохранились. Однако живы памятники деревянного зодчества и отдельные предметы, относящиеся к 9-14 столетиям.
Русская резьба по дереву украшала двери и стены изб,мебель а также предметы быта (дуги ,коромысла, чашки,ложки). Техники резьбы по дереву было много. Обьемная, рельефная, плоско-рельефная.
Основной древесиной были липа,осина. береза,ольха. дуб. Использовали также бересту. Почти в каждом хозяйстве было много изделий из бересты. Корзиночки, туеса, Вода и квас взятые в берестяном туесе на покос, даже знойным летом хранили прохладу, молоко долго не скисало, а ягоды и грибы не мялись, оставались сухими.
Более200лет назад, зародилось в вологодской земле в деревне Курово-Наволок, искусство берестяной резьбы. Техника на первый взгляд не сложная .Бересту снимают весной, с березы, затем вырезают узор. Изготовленным берестяным кружевом оклеивалось будущее изделие.
Мастера умели создавать удивительные по красоте и изысканности узоры.
Домовые росписи - орнаменты украшали с снаружи наличники, двери, ставни деревенского дома. Использовались в основном растительные мотивы. Резьбу на наличниках и воротах раскрашивали разными цветами.
Учитель: Историю ремесла хохломской росписи расскажут учащиеся третий группы
Ученики:
Яркое явление в искусстве росписи по дереву является хохломская роспись. На карте государства Российского 1613 г. к северу - востоку от Нижнего Новгорода изображена башенка, а под ней подпись Хохлома. Известно что в 1618 году царь Михаил Романов подарил Хохлому Дьяку Ивану Грамотину, а тот в свою очередь Троице - Сергиевскому монастырю. Такому подарку монахи были рады : ведь мастера — создатели деревянной посуды,о которой упоминается еще в летописи 1439 года,становились собственностью монастыря.
Посуда из дерева на Руси не диковинка. Из века в век, вгороде и в деревне ели и пили из деревянных чашек, ложек. В Хохломе умели не только резать чашки. Ложки, но и расписывать особым узором. Вырезанную вещь с начало покрывали глиной, затем пропитывали льняным маслом. Очень важным изобретением хохломских мастеров было использование металлического порошка,которым изделие как бы припудривалось. После этого кистью наносили рисунок и вновь пропитывали изделие олифой. Закаляли изделие в русской печи.Подвоздействием жара
Основной рисунок- колосья ,ягоды, листья.цветы и главное трава. «Травка»-черно-красная трава по золотистому фону-считается классической для хохломскрого художника.
Другой традиционный узор получил название «кудрины» (от слова кудри-вьющиеся волосы) Нетрудно заметить его сходство с рисунками из старинных русских летописей, каменнй тонкой резьбой,украшающих русские церкви.
Учитель: Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Своими корнями оно уходит в далекие дохристианские времена Все произведения народного искусства создавались ручным способом,причем каждый мастер все делал сам от начала до конца.Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавалисбь от учителя к ученику,из поколения в поколение — таков был путь к совершенству.
(Звучит оркестр народных инструментов «Русские напевы»)
Ведущая:
Вот и славное путешествие мы совершили в историю русских ремесел.
Приглашаем всех к столу, к русскому самовару, чай пить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – мастерская с применением технологии французских творческих мастерских
Урок русского языка...
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника
Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...
Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс
Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»
Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...
Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»
В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...
Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ
cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...