Игра-путешествие: «В гости к старичку - лесовичку».
методическая разработка по теме

Татьяна Викторовна Аверина

Занятие в виде игры-путешествия для расширения кругозора детей, формирование экологической культуры.

Цель:уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, дать знания о простейших способах их использования; закрепить правила экологической безопасности и грамотного обращения с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_lesovichku.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

               Игра-путешествие: «В  гости к старичку - лесовичку».

Методическая задача: провести занятие в виде игры-путешествия для расширения кругозора детей, формирование экологической культуры.

Обучающая цель: уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, дать знания о простейших способах их использования; закрепить правила экологической безопасности и грамотного обращения с природой; обогащать словарный запас детей.

Воспитательная цель: воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, стремление заботиться о нём; воспитывать правильное поведение в лесу, у реки.

Развивающая цель: развивать у детей познавательный интерес, память, любознательность.

Оборудование: рисунки лекарственных растений, изображения птиц, паровозика с вагончиком, рисунки детей по правилам поведения в природе, конверт с текстом письма, изображение отдыха людей на реке, картина «Лес».

                             

                                  Ход  занятия.

   Воспитатель (берёт со стола конверт). Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Его принесла сорока из нашего леса. (открывает конверт, достаёт письмо). Сейчас я его вам зачитаю:

   Знаю лес и лес люблю

   В гости вас к себе зову.

   Пусть на солнечной опушке

   Раздаётся звонкий смех,

   Игры, конкурсы, забавы.

   Приглашаю к себе всех.

Воспитатель. А в конце этого письма подпись:

   Я люблю гулять по лесу,

   В лес хожу я каждый день        

   Всё в лесу мне интересно.

   Каждый куст и каждый пень.

   Я весёлый старичок,

   старичок-лесовичок!

Воспитатель. Ну что, ребята, примем приглашение  старичка-лесовичка из нашего леса?   А отправимся мы с вами в путешествие на волшебном поезде. (На закрытой доске изображение паровозика и вагончика)

Внимание! Внимание! Желающих совершить увлекательное путешествие просим занять свои места! Поезд отправляется!

(Звучит запись песни «Песня паровозика». В это время воспитатель открывает доску. На доске рисунки лекарственных трав.)

Вот мы подъезжаем к лесу. А что мы можем услышать в лесу? Давайте, послушаем музыку леса. (Запись звуков летнего леса.)

 Ребята, что вы услышали? Правильно, шмель жужжит над цветком, комар пищит в прохладной тени дерева, кузнечик стрекочет в траве. А мы остановимся на чудесной лесной полянке. Посмотрите, ребята, сколько здесь растений. На этой полянке наша первая остановка и называется она «Лесная аптека». А почему она так называется, мы узнаем чуть позже.

 Первое задание от старичка-лесовичка:

«Ребята,  я задам вам несколько вопросов о растениях, которые растут у меня в лесу:

1.Какое растение используют для лечения ран и ссадин?

2.Из какого растения делают отвар для улучшения аппетита?

3.Каким растением лечат ангину?

4.Листья, какого растения добавляют в салат?

5.Из какого растения заваривают успокоительный чай?»

(Дети отвечая на вопросы, показывают на доске лекарственные травы.)

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Теперь вы поняли, почему наша первая остановка называется «Лесная аптека»?

Дети. Потому, что все растения на полянке лекарственные.

Воспитатель. Давайте, о некоторых из них почитаем стихи. Я уверена, что старичок-лесовичок услышит нас и ему будет приятно.

Дети рассказывают стихотворения о лекарственных травах:

        Одуванчик

   Ветерок подул слегка,

   Подхватил пушинки

   И понёс под облака

   Белые снежинки.

   Покружил и опустил

   Их на бугорочки,

   Чтоб весной там расцвели

   Жёлтые цветочки.

        Ромашки

   Возле леса на опушке

   В белых платьицах подружки.

   Спрятав солнышко в кармашке,

   Смотрят на людей ромашки.  

        Подорожник

   Нам он - как хороший друг,
  Лечит ранки ног и рук

   Путник часто ранит ноги
  Вот и лекарь у дороги.

 Воспитатель. Чтобы растения и дальше помогали нам, мы должны соблюдать Правила друзей природы. Давайте вспомним их, а помогать в этом, будут ваши рисунки.

  ( Дети с помощью рисунков рассказывают правила поведения в природе.)

  1. Не будем срывать цветы. Пусть красивые и полезные растения остаются в природе.
  2. Не будем ломать ветки деревьев и кустарников.
  3. Не будем ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
  4. Не будем собирать лекарственные растения там, где их мало.
  5. Бери столько сколько тебе нужно. Не рви лишнее.
  6. Нельзя вырывать растения с корнями, они  на этом месте не будут расти.

Воспитатель. Едем дальше и вот ещё одна остановка. Она называется «Музыка леса».

Ребята, что можно услышать в лесу?

Дети. Шелест травы, журчанье ручья, пение птиц.

Воспитатель. Правильно, вот и в нашем лесу тоже можно услышать пение птиц.

(Звучит запись пения птиц.)

Воспитатель. Ребята, каких птиц вы услышали в нашем лесу?

Дети. Дятла, кукушку.

Воспитатель. А сейчас вас ждёт следующее задание от «старичка - лесовичка». Он хочет узнать, знаете ли вы, какие птицы живут в его  лесу. Он прислал вам загадки.

(Дети отгадывают загадки и прикрепляют на доску изображения той птицы, которую назвали.)

Конкурс загадок «Мир птиц»:

     А кого в лесу недаром

     Называют санитаром?

     О себе загадку нам

     Загадать он хочет сам:

     -По деревьям я скачу,

     Проверяю их, лечу.

     Клювом я стучу: тук-тук.

     Где тут, где тут вредный жук?

     От меня спастись не пробуй,

     У меня язык особый,

     У меня на нём крючки-

    Все личинки, все жучки

    Попадут мне на обед,

    Никому пощады нет!

                        (Дятел)

    Лес без песен не бывает,

   Всюду птицы распевают,

   Сойки, иволги, дрозды

   Могут петь на все лады.

   Певчих птиц не перечесть,

   Но одна такая есть,-

   Не сверкает опереньем,

   Неприметная на вид,

   А чудесным звонким пеньем

   Всех на свете удивит.

   Можно слушать без конца

   Знаменитого певца.

                     (Соловей)

   Угадайте, что за птица

   Света яркого боиться?

   Клюв крючком, глаза пятачком,

   Ушастая голова. Кто это?

                         (Сова)

    Непоседа пёстрая,

    Птица длиннохвостая,

    Птица говорливая,

    Самая болтливая.

                         (Сорока)

    Эта птичка никогда

    Для птенцов не вьёт гнезда.

    Сядет где-то на суку

    И кричит: Ку-Ку! Ку-Ку!

                         (Кукушка)

    Как лиса среди зверей,

    Эта птица всех хитрей.

    Прячется в зелёных кронах.

    А зовут её …

                         (Ворона)

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. Ребята, а почему, дятла называют санитаром леса.

Дети. Потому, что он лечит деревья от вредных насекомых.

Воспитатель. Правильно, давайте послушаем стихотворение об этой птице.

    -Что ты, дятел так стучишь?

    Целый час в дупле осины,

    Как привязанный, торчишь!

   -Я не даром тут стучу,

    Червяков достать хочу.

    Пообедаю на славу

    И осину полечу.

      (Г. Ладонщиков)

Воспитатель. Ребята, а знаете ли вы, какие Правила друзей природы нужно соблюдать, чтобы птицы и дальше радовали нас своим пением.

( Дети с помощью рисунков рассказывают Правила друзей природы)

  1. Не будем разорять птичьи гнёзда.
  2. Не будем подходить близко к гнёздам птиц.Не будем прикасаться к гнезду, чтобы птицы-родители не покинули его.  
  3. В лесу нельзя шуметь, кричать, особенно когда у  птиц и зверей птенцы и детёныши.  
  4. Не будем ловить и уносить домой птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

Воспитатель. Правильно, вы хорошо знаете Правила друзей природы. Ну, а мы отправляемся в путь.

     Недалеко от нашего леса, течёт река. А знаете ли вы, ребята, как она называется.

Дети. Она называется «Цна».

Воспитатель. Здесь у реки и будет наша остановка «Речная». Прежде чем я прочитаю задание старичка-лесовичка, давайте послушаем музыку реки. Что вы услышали?

Дети. Кваканье лягушек, шелест прибрежной травы.

Воспитатель. А сейчас, давайте, послушаем стихотворение С. Михалкова «Прогулка».

(несколько детей рассказывают стихотворение.)

   Мы приехали на речку

   Воскресенье провести,

   А свободного местечка

   Возле речки не найти.

   Тут сидят и там сидят:

   Загорают и едят;

   Отдыхают, как хотят,

   Сотни взрослых и ребят.

   Мы по берегу прошли

   И поляночку нашли.

   Но на солнечной полянке

   Тут и там пустые банки

   И, как будто нам назло,

   Даже битое стекло!

   Мы по бережку прошли,

   Место новое нашли.

   Но и здесь до нас сидели;

   Жгли костёр, бумагу жгли

   Тоже пили, тоже ели,

   Насорили и ушли!

   Мы прошли, конечно, мимо…

   -Эй, ребята!- крикнул Дима.-

   Вот местечко хоть куда!

   Родниковая вода!

   Чудный вид!

   Прекрасный пляж!

   Распаковывай багаж!

   Мы купались, загорали,

   Жгли костёр,

   В футбол играли-

   Веселились, как могли!

   Пили квас, консервы ели,  

   Хоровые песни пели…

   Отдохнули и ушли!

   И остались на полянке

   У потухшего костра,

   Две разбитых нами склянки,

   Две размокшие баранки-

   Словом, мусора гора!

   Мы приехали на речку

   Понедельник провести,

   Только чистого местечка

   Возле речки не найти!

Воспитатель. А вот какое задание от старичка - лесовичка:

«Ребята, назовите правила, которые нарушили взрослые и дети»

Дети.

  1. Нельзя оставлять на берегу мусор. Его нужно собрать, а затем сжечь или закопать.
  2. Нельзя бросать мусор в реку. Если мы будем загрязнять нашу речку, то все растения и животные погибнут, а мы не сможем купаться в реке и загорать на её берегах. Наша река может превратиться в болото.

Воспитатель. Правильно, мы хотим, чтобы наша речка оставалась чистой и мы могли спокойно отдыхать на её берегах. А для этого мы не будем её загрязнять, а будем следить за чистотой реки и берега.

     Ну вот, мы и справились со всеми заданиями старичка - лесовичка. Наше путешествие подошло к концу и настал черёд встретиться с хозяином леса. А вот и он. (Появляется изображение старичка - лесовичка). Он рад приветствовать нас в своих владениях. Ему дорог его лес, и он хочет быть уверен, что и вы дорожите этим богатством. Я уверена, что старичок - лесовичок не сомневается в том, что вы всегда будете бережно относиться к природным сокровищам. Он всегда будет рад видеть вас в своих владениях.

       А мы отправляемся домой!

       Внимание! Внимание!

       Наш поезд отправляется на станцию «Школа-интернат»! Наше путешествие завершилось. (Звучит запись песни «Голубой вагон»).

 

                         

 

 

   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие "Урок в старой школе"

С.С.Самарова, Н.А.Упадышева, Н.А.МорозоваМероприятие было проведено в форме игра-путешествия. Выбранная форма  проведения  соответствует возрасту детей.Выбор темы  обусловлен  сист...

Игра-путешествие "Урок в старой школе"

С.С.Самарова, Н.Н.Упадышева, Н.А.МорозоваМероприятие было проведено в форме игра-путешествия. Выбранная форма проведения соответствует возрасту детей.Выбор темы обусловлен системой воспитательно...

Игра-путешествие "Ключ старого леса"

Методическая разработка воспитательного мероприятия для летнего оздоровительного лагеря, имеющего экологическую направленность....

Осенний праздник "Старичок - Лесовичок" для детей старшей логопедической группы

Конспект праздника для  детей старшей логопедической группы...

Осенний физкультурный праздник в старшей группе "В гостях у Старичка - Лесовичка"

В октябре, в нашем детском саду "Ромашка" дети старшей группы побывали в гостях у Старичка - Лесовичка.Они рассказали ему как  они делают зарядку,закаляются,гуляют на свежем воздухе....

факультативное занятие "В гостях у старичка- лесовичка"

Цели:личностные: проявление интереса к окружающему миру; формированиебережного отношения к природе; любви к растениям и животным;          формирование гра...

Отчет о проведении коррекционно-развивающего занятия «В гостях у Старичка-Лесовичка»

Отчет о проведении коррекционно-развивающего занятия «В гостях у Старичка-Лесовичка»...