Образовательная программа "Юный комбинатор".
рабочая программа по теме
Сегодня, в век информационного общества без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека и для жизни в этом обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, в школе являются творческие математические объединения.
Программа творческого объединения «Юный комбинатор» содержит традиционные темы занимательной математики, особое внимание уделено вопросам, не входящим в школьный курс обучения и вопросам геометрии.
Уровень сложности подобранных заданий позволяет привлечь значительное число учащихся.
Программа отличается своей мобильностью (содержит разные уровни сложности изучаемого материала) и позволяет найти оптимальный вариант работы для определенной группы учащихся (ее можно расширить, изменить с учетом конкретных педагогических задач и запросов детей).
Программа реализуется в творческих работах учащихся, проектной деятельности и других инновационных технологиях, используемых в системе работы объединения, направленных на развитие у учащихся интереса к математике, творческих способностей, навыков самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tvorcheskogo_obedineniya_yunyy_kombinator.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ДОД Новодугинский Дом детского творчества
Образовательная программа
«Юный комбинатор».
Возраст обучающихся: 12 – 15 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
ПДО Николаева Н. А.
2012 – 2013 учебный год.
Пояснительная записка
Сегодня, в век информационного общества без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека и для жизни в этом обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, в школе являются творческие математические объединения.
Актуальность создания программы обусловлена совершенствованием содержания занятий творческого объединения, как ведущей формы дополнительного математического образования и форм работы по повышению уровня математических знаний, требующих обновления и теоретического обобщения.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.
Данная программа поможет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на определенном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данной науки.
Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой и представляет собой расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.
Творческие работы, проектная деятельность и другие инновационные технологии, используемые в системе работы объединения , направлены на развитие у учащихся интереса к предмету, творческих способностей, навыков самостоятельной работы. Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Программа творческого объединения «Юный комбинатор» содержит традиционные темы занимательной математики, особое внимание уделено вопросам, не входящим в школьный курс обучения и вопросам геометрии. Уровень сложности подобранных заданий позволяет привлечь значительное число учащихся.
Программа отличается своей мобильностью (содержит разные уровни сложности изучаемого материала) и позволяет найти оптимальный вариант работы для определенной группы учащихся (ее можно расширить, изменить с учетом конкретных педагогических задач и запросов детей).
Программа реализуется в творческих работах учащихся, проектной деятельности и других инновационных технологиях, используемых в системе работы объединения, направленных на развитие у учащихся интереса к математике, творческих способностей, навыков самостоятельной работы.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в школьных олимпиадах, районных, всероссийских математических конкурсах.
Цели и задачи программы:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
- развитие у обучающихся интереса к математике, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания;
- развитие творческих способностей и склонностей;
- формирование навыков самостоятельного труда при поиске путей из трудных ситуаций.
Ожидаемые результаты
В результате занятий объединения «Юный комбинатор» обучающиеся должны:
- правильно употреблять математические термины;
- получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
- получить первоначальные навыки решения комбинаторных задач с помощью возможных вариантов;
- научиться анализировать готовые таблицы и диаграммы и делать соответствующие выводы;
- уметь применять приемы решения комбинаторных задач умножением;
- научиться оценивать вероятность случайного события на основе определения частоты события в ходе эксперимента;
- принять участие в школьном туре математической олимпиады, а также во всероссийских заочных олимпиадах.
Продолжительность реализации образовательной программы - 1 год.
Программа рассчитана на детей 12-15 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Основные формы проведения занятий:
- Комбинированное тематическое занятие:
- Выступление учителя или обучающегося;
- Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;
- Разбор решения задач;
- Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений;
- Ответы на вопросы учащихся;
- Домашнее задание.
2. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования.
3. Заслушивание рефератов, докладов, сообщений обучающихся, составление презентаций.
4. Просмотр видеофильмов по математике.
Формы подведения итогов: итоги подводятся после изучения каждой темы в виде зачетов, тестов, творческих заданий, игр.
Содержание
тематического плана
№ п/п | ТЕМА | Общее кол-во часов | В том числе | |
теоретические часы теоретические часы | практические часы | |||
1 | Вводное занятие. Математическая смесь. Математическая смесь | 2 | 1 | 1 |
2 | Из истории математики | 4 | 2 | 2 |
3 | Это интересно! | 18 | 6 | 12 |
4 | Комбинаторика | 20 | 4 | 16 |
5 | Развиваем гибкость ума через решение задач. | 14 | - | 14 |
6 | Геометрия – витамин для мозга. | 12 | 2 | 10 |
9 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
10 | Всего | 72 | 15 | 57 |
Содержание.
1. Вводное занятие.
Теория. Меры безопасности, санитарно-гигиенические правила работы. Устав школы, правила внутреннего распорядка и общие правила поведения, пожарная безопасность, способы и средства предотвращения пожаров и взрывов, оказание первой помощи. Режим работы кружка и его программа. Тестирование.
Практика. Математическая смесь.
2. Из истории математики
Теория. Счет у первобытных людей.
История развития математики: Древний Восток (Египет, Вавилон, Китай), Древняя Греция, Индия, страны Ислама.
Практика. Решение задач.
3. Это интересно!
Теория. Запись цифр и действий у разных народов.
Действия с римскими цифрами.
Составление выражений, восстановление знаков действий.
Головоломки. Приемы устного счета. Числовые ребусы.
Нахождение закономерностей. Секреты арифметических фокусов
Практика. Решение задач, головоломок. Составление задач с римскими цифрами. Составление ребусов Проведение математической олимпиады. Мини-доклады, презентации.
Тема 3. Комбинаторика
Теория. Элементы комбинаторики.
Простейшие комбинаторные задачи. Правило умножения. Перестановки
Сочетания. Случайные события и их вероятности.
Задачи на определение «Худшего случая».Принцип Дирихле.
Круги Эйлера. Графы.Применение графов к решению задач.
Практика. Решение комбинаторных задач. Написание мини – рефератов, составление презентаций.
Тема 4. Развиваем гибкость ума через решение задач.
Практика .Решение задач методом «с конца».
Решение задач на все действия с дробями. Задачи на свойства четных и нечетных чисел. Задачи на переливания. Задачи на взвешивание. Логические задачи.
Построение фигур одним росчерком карандаша.
Тема 5. Геометрия – витамин для мозга.
Теория. Геометрия на клетчатой бумаге: рисование фигур на клетчатой бумаге, разрезание фигур на равные части, игры с пентамино.
Геометрия в пространстве: задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом.
Геометрические построения с помощью циркуля и линейки: построение середины отрезка, серединного перпендикуляра, построение угла, равного данному, биссектрисы угла.
Лист Мебиуса. Кроссворды и чайнворды.
Практика. Решение задач. Творческие работы по составлению кроссвордов и чайнвордов.
6.Итоговое занятие. Игра «Математический калейдоскоп»
Литература.
- Мостеллер Ф. Пятьдесят занимательных вероятностных задач с решениями. М. «Наука», 1975.
- Шварцбурд С.И. Внеклассная работа по математике в 6 - 8 классах. М. Просвещение, 1974.
- Яковлев А.Я. Математика? – Забавно!.М. «Знание», 1992.
- Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя. М. Просвещение, 1991.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2005.
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Книга для учащихся 5-6 классов. М. Просвещение, 1998.
- Журнал « Математика в школе»
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. Пособие
для учащихся 4-8 классов средней школы. М. Просвещение, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Юный информатик"
Рабочая программа кружка "Юный информатик"...
Образовательная программа "Юный турист"
Программа имеет туристско-краеведческую направленность . Актуальность данной программы обусловлена необходимостью организации активного отдыха детей на основе познавательной и интерес...
Образовательная программа «Юный географ»
Объединение по интересам «Юный географ» - это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого производятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Объ...
Дополнительная образовательная программа "Юный спасатель"
Необходимость в разработке данной программы заключается в создании условий для формирования у детей потребности в здоровом образе жизни, умеющих ориентироваться в современных социальных условиях, подг...
Образовательная программа "Юный журналист"
Образовательная программа дополнительного образования детей военно-патриотической направленности....
Дополнительная образовательная программа «Юный патриот»
1. Пояснительная записка. 1.1 Направленность программы – военно-патриотическая.1.2. Актуальность.Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего по...
Рабочая программа по образовательной программе «Юный турист: изучаю родной край"
Пояснительная запискаОбразовательная программа «Юный турист: изучаю родной край» является составной частью духовно-нравственного образования детей в учреждении дополнительного образования ...