Модель школьного самоуправления, как один из способов профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании, повышения социальной компетентности учащихся.
статья по теме
В статье повествуется о формах воздействия на безнадзорность, правонарушения, наркоманию и повышенея социальной компетентности учащихся школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika.rar | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель школьного самоуправления, как один из способов профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании, повышения социальной компетентности учащихся.
Проблемы стабильного социума становятся актуальными день ото дня. Уже чётко определено, традиционными в советский период мерами не удалось добиться желаемых положительных результатов по воспитанию личности. Поэтому необходимо возрождение организаций, выработки у детей навыков по самоуправлению, обучение навыкам, самостоятельному принятию решений. это позволит затрачивать меньшее количество усилий и средств на профилактику безнадзорности. правонарушений. на социальную адаптацию при выходе во "взрослую" жизнь детей из школы.
В нашей школе был проведён ежегодный выборочный опрос учащихся 9-11 классов о злоупотреблении курения. алкоголизма и наркомании. опрос показал: а) всегда; б) никогда; в) иногда;
злоупотребление курением - а) 3,4%, б) 31,2%, в) 65,4%;
алкоголизмом - а) 14,7%, б) 62,9%, в) 22,8%;
наркоманией - а) 1,7%, б)96,6%, в) 1,7%.
Как бы предотвращая развитие этих событий, коллектив нашей школы решил видоизменить модель в форму школьной республики "Содружество". Были проведены круглые столы по ознакомлению с детскими общественными организациями, созданных на территории нашего района по информационным бюллитеням комитета по делам молодёжи "Молодёжная политика2", и наибольший интерес вызвал опыт Замьяновской средней школы, Енотаевского района и опыт Ярославского областного центра с детьми и юношеством. где формой жизнедеятельности коллектива является республика. была разработана программа развития воспитательной системы на основе новой модели.
так в 1999 году родилась в нашей Сасыкольской средней школе детская республика "Содружество", создавшаяся для того, чтобы детям дать ощущение романтики и своей самоценности, а нам педагогам - представление о воспитательном результате и инструмент для его достижения.
Республика живёт под девизом: " зная, что республика - игра, помни. что это жизнь" и строится на желании и интересах детей. Поэтому стараясь ничего не навязывать, пробуждая интерес к республике, её структуре. показывая романтику и преимущества. Необходимо сразу отметить тот положительный результат, который виден с первых шагов знакомства с учащимися школы. Они чётко соблюдают принятый устав разработанный Конституционным судом, /в который входят, как уч-ся так и советники педколлектива/, чтят традиции. на которых основана организация, осуществляют взаимодействие с педколлективом на правах равного партнёрства и участия в принятии решений по управлению коллективом уч-ся.
в результате статистической сверки численность детей стояших на учёте в школе и ПДН, и анализа состояния правонарушений и преступлений в школе стоят 31 ученик (сняты по выбытию 3 человека, по исправлению - 9 человек) на учёте в ПДН - 12 человек, (снято - 3 человека, выбыл - 1, поставлено - 9). Количество стоящих на учёте по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 2 человека, что составляет 4.7% от общего числа уч-ся в школе (886 человек).
Работа по профилактике безнадзорности ведётся исключительно силами коллектива школы и основывается на самосознании детей. Вся работа по прфилактике отрицательных социальных явлений ведётся в рамках деятельности воспитательной системы с обязательным контролем за поведением уч-ся по их месту жительства. в семье. Необходимо отметить, что в нашей школе обучаются дети с близлежащих сёл это составляет затруднение в общении с родителями и, тем не менее, благодаря скрупулёзной работе педколлектива и органов самоуправления жителей республики "Содружество" удаётся осуществить жизнедеятельность школы внеурочную, досуговую, как во время каникул, летнего отдыха.
Система органов самоуправления осуществляется по центрам. Так в течении прошлого года работа по борьбе с пагубными привычками велась следующая: проводили акцию: "Научись сказать- "Нет!", ко дню борьбы со СПИДом, наркоманией- выступление агитбригады, профилактические беседы, конкурсы плакатов и т.д.
подготовку и проведение мероприятий осуществляли центр пресс-службы, совет МЭРов и ДОМов, центр спорта и здоровья.
Для уч-ся младших классов проводили ;Театр здоровья" показ инсценированных сказок, мини-спектаклей- ответственные центр интересных дел, педклуб, лучик "Затейники", также организовали выставку рисунков по темам: "алкоголь- яд и обман", "Курить- здоровью вредить".
В среднем и старшем звене республики "Содружество" проводились такие мероприятия, как тренинг: "Если тебе предложат...", диспут "Болезнь или преступление?"- (конфликт с законом), ролевая игра: "Мой щит", "Говоря наркотикам "Нет", ты говоришь здоровью "Да", сообщения: "Индивидуальные пагубные привычки" среди 9-11 классов о борьбе с ПАВ, актуальный разговор: "между нами девочками". Все перечисленные мероприятия проводились так же центрами спорта и здоровья, образования. бюро добрых дел, пресс - службы. Индивидуальная форма работы используется клубом подросток - подростку, ребята прошли обучение в области и ведут работу в школьной ребячей республике с трудными детьми.
Улучшения работы профилактических способов безнадзорности, правонарушений, наркомании, повышения социальной компетенции уч-ся осуществляется прочными связями с работниками дополнительного образования, культуры- от кружков и секций школы до подобных подразделений центра детского творчества.
Я, как педагог - организатор считаю, что в начальной школе необходимо осторожно преподносить информацию о данных факторах малышам. Если в старших классах дети имеют более обширное представление о наркомании, правонарушениях их последствиях. как оградить себя от этого, то с младшими классами, на мой взгляд более трудней преподнести детям способы профилактики тактично, не ранив маленькие души чрезмерной информацией.
В нашей школе работае педагогический клуб( органов самоуправления), ребята 5-11 классов проводят профилактические игры в которых заключается цель: знакомство и сплочение друг к другу, снятие возбуждения, возможность проявления фантазии, возможность увидеть общее, создание доброжелательной атмосферы и т.д.
Мы используем игры. которые опубликованы в СМИ. В течении учебного года проводим мероприятия "Конституция республики - закон жизни", "Я+ты=мы", (5-7кл.), "О правовой культуре" (9-11кл.), "Азбука вежливости и хороших манер" (1-4кл.), "Выборы в ГОСдуму" (9кл.), "Приручи свой гнев" (социально - психологический тренинг в рамках программы "Помоги себе сам"), "Правовые нарушения" (встреча с инспектором ПДН), "Помошник в преступлении- также преступник" (7-8кл.), "Моральная юридическая ответственность" (9-11кл.), "Ответственность школьника" (1-4кл.) Совместно с ОИДН села проводятся операции "Подросток", "Бродяга", "Улица".
проблемой в данном направлении является увеличение потока людей, переселяющихся в село с различных мест, в основном семьи с неблагополучной направленностью (отстраняются от воспитания детей, ведут разгульный образ жизни, с тяжёлым материальным положением), для чего необходимо регулирующая функция со стороны администрации села и полиции по их прописке.
При занятости детей в досуговую деятельность , у детей не только исчезает чрезмерное количество свободного времени , но и появляются новые отношения, основанные на взаимообмене полученными знаниями.
Понятно, что данная деятельность работы не идеальна, но мы педагоги в процессе работы ищем новые пути к её совершенству.
В нашей школе зародились давно традиционные дела- праздники городов, линейка к 1 сентября, конкурс-шоу: "Мама + дети", День семьи, игра: "Ралли выживания", Праздник- шествие к 9 мая, Посвящение в первоклассники:" Ура" Вот и дождались!", Праздник прощания со школой. конкурсы: "Класс года" и "Ученик года" эти конкурсы способствуют повышению социальной компетенции уч-ся. ребят отвлекает весь процесс от правонарушений , наркомании, безнадзорности и даёт развитие личности ребёнка.
В связи с тенденцией роста этих отрицательных социальных явлений органам школьного самоуправления совместно с педагогами необходимо искать новые формы, пути профилактики, изучая опыт других школ для искоренения пагубных привычек из жизни ребёнка. Если мы будем идти вперёд, а не стоять на месте, то обязательно вырастим достойное поколение.
Педагог - организатор по в/р МБОУ "СОШ с. Сасыколи"
Харабалинского района, Астраханской области-
Резепова Светлана Васильевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование правовой культуры - как один из способов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Программа по формированию правовой культуры младших школьников, профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних....
Формирование социальной компетентности учащихся через школьную издательскую деятельность
Проект, которым я руковожу, посвящен подготовке и изданию на базе 525 школы Московского района СПб школьных газет, журналов, информационных буклетов, листовок, программок, брошюр и др. печатной продук...
«Команда самоуправления как один из способов воспитания самостоятельности классного коллектива»
Команда классного самоуправления - эффективный метод для классного руководителя!...
Команда самоуправления как один из способов воспитания самостоятельности классного коллектива
доклад...
Доклад "Способы развития социальной компетентности учащихся"
Способы развития социальной компетентности учащихся...
Документация Совета по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании среди несовершеннолетних и пропаганде здорового образа жизни
Положение о Совете по профилактике, приложения 1-4...
Профориентационная работа на уроках трудового обучения и СБО как один из путей формирования социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. И уроки трудового обучения и СБО (социально-бытова...