Модель школьного самоуправления, как один из способов профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании, повышения социальной компетентности учащихся.
статья по теме

Резепова Светлана Васильевна

В статье повествуется о формах воздействия на  безнадзорность, правонарушения,  наркоманию и повышенея социальной компетентности учащихся школ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika.rar20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Модель школьного самоуправления, как один из способов профилактики безнадзорности, правонарушений,  наркомании, повышения социальной компетентности учащихся.

 Проблемы стабильного социума становятся актуальными день ото дня. Уже чётко определено, традиционными в советский период мерами не удалось добиться желаемых положительных результатов по воспитанию личности. Поэтому необходимо возрождение организаций, выработки у детей навыков по самоуправлению, обучение навыкам, самостоятельному принятию решений. это позволит затрачивать меньшее количество усилий и средств на профилактику безнадзорности. правонарушений. на социальную адаптацию при выходе во "взрослую" жизнь детей из школы.

 В нашей школе был проведён ежегодный выборочный опрос учащихся 9-11 классов о злоупотреблении курения. алкоголизма и наркомании. опрос показал: а) всегда; б) никогда; в) иногда;

злоупотребление курением - а) 3,4%, б) 31,2%, в) 65,4%;

                         алкоголизмом - а) 14,7%, б) 62,9%, в) 22,8%;

                           наркоманией - а) 1,7%, б)96,6%, в) 1,7%.

 Как бы предотвращая развитие этих событий, коллектив нашей школы решил видоизменить модель в форму школьной республики "Содружество". Были проведены круглые столы по ознакомлению с детскими общественными организациями, созданных на территории нашего района по информационным бюллитеням комитета по делам молодёжи "Молодёжная политика2", и наибольший интерес вызвал  опыт Замьяновской средней школы, Енотаевского района  и опыт Ярославского областного центра с детьми и юношеством. где формой жизнедеятельности коллектива является республика. была разработана программа развития воспитательной системы на основе новой модели.

 так в 1999 году родилась в нашей Сасыкольской средней школе детская республика "Содружество", создавшаяся для того, чтобы детям дать ощущение романтики и своей самоценности, а нам педагогам - представление о воспитательном результате и инструмент для его достижения.

 Республика живёт под девизом: "  зная, что республика - игра, помни. что это жизнь" и строится на желании и интересах детей. Поэтому стараясь ничего не навязывать, пробуждая интерес к республике, её структуре. показывая романтику и преимущества. Необходимо сразу отметить тот положительный результат, который виден с первых шагов знакомства с учащимися школы. Они чётко соблюдают принятый устав разработанный Конституционным судом, /в который входят, как уч-ся так и советники педколлектива/, чтят традиции. на которых основана организация, осуществляют взаимодействие с педколлективом на правах равного партнёрства и участия в принятии решений по управлению коллективом уч-ся.

 в результате статистической сверки численность детей  стояших на учёте в школе и ПДН, и анализа состояния  правонарушений и преступлений в школе стоят 31 ученик (сняты по выбытию 3 человека, по исправлению - 9 человек) на учёте в ПДН - 12 человек, (снято - 3 человека, выбыл - 1, поставлено - 9). Количество  стоящих на учёте по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 2 человека, что составляет 4.7% от общего числа уч-ся в школе (886 человек).

 Работа по профилактике безнадзорности ведётся исключительно силами коллектива школы и основывается на самосознании детей. Вся работа по прфилактике отрицательных социальных явлений ведётся в рамках деятельности воспитательной системы с обязательным контролем за поведением уч-ся по их месту жительства. в семье. Необходимо отметить, что в нашей школе обучаются дети с близлежащих сёл это составляет затруднение в общении с родителями и, тем не менее, благодаря скрупулёзной работе педколлектива и органов самоуправления жителей республики "Содружество" удаётся осуществить жизнедеятельность школы внеурочную, досуговую, как во время каникул, летнего отдыха.

 Система  органов самоуправления осуществляется по центрам. Так в течении прошлого года работа по борьбе с пагубными привычками велась следующая: проводили акцию: "Научись сказать- "Нет!", ко дню борьбы со СПИДом, наркоманией- выступление агитбригады, профилактические беседы, конкурсы плакатов и т.д.

 подготовку и проведение мероприятий осуществляли центр пресс-службы, совет МЭРов и ДОМов, центр спорта и здоровья.

 Для уч-ся младших классов проводили  ;Театр здоровья" показ инсценированных сказок, мини-спектаклей- ответственные центр интересных дел, педклуб,  лучик "Затейники", также организовали выставку  рисунков по темам: "алкоголь- яд и обман", "Курить- здоровью вредить".

 В среднем и старшем звене республики "Содружество" проводились такие мероприятия, как тренинг: "Если тебе предложат...", диспут "Болезнь или преступление?"- (конфликт с законом), ролевая игра: "Мой щит", "Говоря наркотикам "Нет", ты говоришь здоровью "Да", сообщения: "Индивидуальные пагубные привычки" среди 9-11 классов о борьбе с ПАВ, актуальный разговор: "между нами девочками". Все перечисленные мероприятия проводились так же центрами спорта и здоровья, образования. бюро добрых дел, пресс - службы. Индивидуальная форма работы используется клубом подросток - подростку, ребята прошли обучение в области и ведут работу в школьной ребячей республике с трудными детьми.

 Улучшения работы профилактических способов безнадзорности, правонарушений, наркомании, повышения социальной компетенции уч-ся осуществляется прочными связями с работниками дополнительного образования, культуры- от кружков и секций школы до подобных подразделений центра детского творчества.

Я, как педагог - организатор считаю, что в начальной школе необходимо осторожно преподносить информацию о данных факторах малышам.  Если в старших классах дети имеют более обширное представление о наркомании, правонарушениях их последствиях. как оградить себя от этого,  то с младшими классами, на мой взгляд более трудней преподнести детям способы профилактики тактично, не ранив маленькие души чрезмерной информацией.

 В нашей школе работае педагогический клуб( органов самоуправления), ребята 5-11 классов проводят профилактические игры в которых заключается цель: знакомство и сплочение друг к другу, снятие возбуждения, возможность проявления фантазии, возможность увидеть общее, создание доброжелательной атмосферы и т.д.  

 Мы используем игры. которые опубликованы в СМИ. В течении учебного года проводим мероприятия "Конституция республики - закон жизни", "Я+ты=мы", (5-7кл.), "О правовой культуре" (9-11кл.), "Азбука вежливости и хороших манер" (1-4кл.), "Выборы в ГОСдуму" (9кл.), "Приручи свой гнев" (социально - психологический тренинг в рамках программы "Помоги себе сам"), "Правовые нарушения" (встреча с инспектором ПДН), "Помошник в преступлении- также преступник" (7-8кл.), "Моральная юридическая ответственность" (9-11кл.), "Ответственность школьника" (1-4кл.) Совместно с ОИДН села проводятся операции "Подросток", "Бродяга", "Улица".

 проблемой в данном направлении является увеличение потока людей, переселяющихся в село с различных мест, в основном семьи с неблагополучной направленностью  (отстраняются от воспитания детей, ведут разгульный образ жизни, с тяжёлым материальным положением), для чего необходимо регулирующая функция со стороны администрации села и полиции по их прописке.

 При занятости детей в досуговую деятельность , у детей не только исчезает чрезмерное количество свободного времени , но и появляются новые отношения, основанные на взаимообмене полученными знаниями.  

 Понятно, что данная деятельность работы не идеальна, но мы педагоги в процессе работы ищем новые пути к её совершенству.

  В нашей школе зародились давно традиционные дела- праздники городов, линейка к 1 сентября, конкурс-шоу: "Мама + дети", День семьи, игра: "Ралли выживания", Праздник- шествие к 9 мая, Посвящение в первоклассники:" Ура" Вот и дождались!", Праздник прощания со школой. конкурсы: "Класс года" и "Ученик года" эти конкурсы способствуют повышению социальной компетенции уч-ся. ребят отвлекает весь процесс от правонарушений , наркомании, безнадзорности и даёт развитие личности ребёнка.

 В связи с тенденцией роста этих отрицательных социальных явлений органам школьного самоуправления  совместно с педагогами необходимо искать новые формы, пути профилактики, изучая опыт других школ для искоренения пагубных привычек из жизни ребёнка. Если мы будем идти вперёд, а не стоять на месте, то обязательно вырастим достойное поколение.

Педагог - организатор по в/р МБОУ "СОШ с. Сасыколи"

Харабалинского района, Астраханской области-

Резепова Светлана Васильевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правовой культуры - как один из способов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Программа по формированию правовой культуры младших школьников,  профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних....

Формирование социальной компетентности учащихся через школьную издательскую деятельность

Проект, которым я руковожу, посвящен подготовке и изданию на базе 525 школы Московского района СПб школьных газет, журналов, информационных буклетов, листовок, программок, брошюр и др. печатной продук...

«Команда самоуправления как один из способов воспитания самостоятельности классного коллектива»

Команда классного самоуправления - эффективный метод для классного руководителя!...

Доклад "Способы развития социальной компетентности учащихся"

Способы развития социальной компетентности учащихся...

Профориентационная работа на уроках трудового обучения и СБО как один из путей формирования социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. И уроки трудового обучения и СБО (социально-бытова...