Доклад "Способы развития социальной компетентности учащихся"
статья на тему

Караулова Марина Сергеевна

Способы развития социальной компетентности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа-интернат № 4 «ОАО «РЖД»

Доклад на тему:

«Способы развития социальной компетентности учащихся»

Выполнила: воспитатель Караулова М.С.

Елец 2016

«Обстоятельства могут заставить полностью

некомпетентного человека стать компетентным

в определенной области»

Артур Блох (американский писатель)

Способы развития социальной компетентности учащихся

Фундаментальные изменения в общественной жизни нашей страны конца 20 века – начала 21 века предъявляют существенно новые требования к личности. Человек должен быть ответственным и инициативным, продуктивным и эффективным, адаптивным к изменяющимся условиям, с сформированными ценностями и основными социально значимыми компетенциями, обладающим новым типом функциональной грамотности.

Понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия – ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и пр.).

В педагогической литературе встречаются различные подходы к определению социальной компетентности. Одним из подходов является понимание ее как адаптационного механизма (Н. И. Белоцерковец). Другой подход основан на рассмотрении понятия социальной компетентности через определенную систему социальных знаний и умений (В.Н. Куницина, Н.А. Гончарова, И.А.Зимняя и др.). Ряд авторов подчеркивают поведенческое проявление социальной компетентности (У. Пфингстен и Р. Хинтч). Однако преобладает подход представления социальной компетентности через сформированные способности, новообразования человека. Исследователями  установлено, что социальная компетентность:

1) отражает взаимодействие человека и социального окружения;

2) подразумевает обладание человеком способами межличностного взаимодействия; эти способы могут быть приобретены им посредством личного социального опыта, подражания  традициям, установкам общества или посредством получения знаний;

3) является интегративной характеристикой, включающей в себя несколько компонентов;

4) подразумевает учет соотношения собственных целей и потребностей с целями другой личности, группы людей и социума в целом.

В большинстве исследований социальная компетентность рассматривается как констатация наличия/отсутствия у человека тех или иных знаний, умений, способов действий в социуме.

На основе выделенных особенностей сформулируем определение социальной компетентности как интегративной характеристики, отражающей способность личности вступать в эффективные межличностные и социальные отношения, анализировать, оценивать риски, принимать решения в ситуации неопределенности с учетом интересов, целей и потребностей собственных, другого и не противоречащим нормам, ценностям общества.

Структуру и содержание социальной компетентности можно представить в виде таблицы:

Компоненты социальной компетентности

Содержание компонентов социальной

 компетентности

Компонент, связанный с целеполаганием: способность брать на

 себя ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цели и

 планировать результат, анализировать, корректировать.

тенденция контролировать свою деятельность;

поиск и использование обратной связи,

склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию

внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;

умение принимать решения в различных жизненных обстоятельствах

Компонент, связанный с ориентацией на Другого: умение понимать и учитывать чувства и потребности других людей,

 управлять своими эмоциями в общении.

интеллектуальная направленность на понимание другого человека;

эмоциональная отзывчивость, способность сопереживать;

интуитивное прогнозирование поведения людей;

умение вызывать определённые эмоции у партнёра по общению

Компонент, связанный с социальной

 мобильностью, активностью человека.

готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство;

исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и

 ресурсов (как материальных, так и человеческих);

готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск;

готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;

установка на взаимный выигрыш и широта перспектив;

персональная ответственность

Иными словами, социальная компетентность – это:  

•        приспособленность к жизни,

•        умение адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах,

•        способность к осуществлению ответственного выбора.

Показатели социальной компетентности:

- сотрудничество, работа в команде,

- коммуникативные навыки;

- способность принимать собственные решения;

- способность делать осознанный выбор;

- стремление к осознанию собственных потребностей и целей;

- наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;

- владение банком приёмов ненасильственного разрешения конфликтов;

- развитие личностных качеств, саморегулирование.

Формирование компетентностей происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых,  до производственных и  социальных. Воспитатель должен определиться, какие именно социальные компетенции он должен сформировать у учащихся? Я, опираясь на исследования Мачехиной О.Н., предлагала ученикам следующие беседы дискуссии: «Я и мои социальные роли», «Я – Гражданин», «Я друг/подруга», «Я - пассажир»? «Я член коллектива», «Умеем ли мы общаться? Культура спора» характеризующие социальные роли, которые учащимся придется выполнять в течение жизни.

Формирование этих компетенций позволит работать над такими качествами личности как: терпимость, креативность, нацеленность на успех, ответственность, уверенность в себе.

Чтобы личность могла самореализоваться, ей необходима специальная психолого-педагогическая деятельность, адекватно направленная на формирование культуры социальной компетентности.

Среди таких способов наиболее эффективными считаются групповая работа, ролевые игры, коллективное творческое дело, проектная деятельность, используемые во внеурочной деятельности.

Для детей 4-6 классов общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья, школа, двор) окружением. Его социальная компетентность определяется тем, насколько он осведомлен о том и другом. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях, социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Поэтому, одним из важных путей развития социальной компетентности я считаю формирование у ребенка знаний о способах поведения и взаимодействия в каждом из этих окружений. Детей необходимо знакомить с традициями, выработанными в школе, городе, правилами поведения, нормами взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных жизненных (и не только школьных) ситуациях. Эту работу нельзя ограничить разовыми мероприятиями. Она должна носить систематический характер, что требует усиления внимания к ней со стороны педагогов.

Я вела целенаправленную работу по сплочению детского коллектива, привлекала детей к выработке правил взаимодействия, обсуждала с детьми различные ситуации взаимодействия и стратегии поведения в них. Знакомила детей со способами и правилами поведения и взаимодействия в процессе специально организованного наблюдения, обсуждения литературных произведений, разбора конкретных ситуаций и т.д. Например обсуждались ситуации такого типа:

1. Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги - ребята весело смеются. Что вы можете сказать о таких мальчиках?

2. Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежливый - зовет меня Танька». - «А ты как его зовешь?»- спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»- ответила Таня. Как вы думаете, права ли Таня?

3. Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет. (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)

4. Вы постучали в дом. Вам открыли и вы увидели, что ошиблись адресом. Как поступаете дальше?

Отмечу, что необходимо осознанное усвоения ребенком, понимания, зачем существуют те или иные способы и правила поведения, их принятия детьми. Тем более что сами по себе знания еще не обеспечивают человеку компетентность в обществе. Известны многочисленные примеры, когда человек, имеющий много знаний об обществе и правилах поведения в нем, оказывается слабо адаптированным, и наоборот, тот, кто плохо успевает по общественным наукам, оказывается успешным в социуме. Ребенок, знающий правила, далеко не всегда адаптирован к школьной жизни. Имеющиеся знания надо уметь применить. Это обеспечивается наличием умений и сформированностью навыков. Именно поэтому необходимо проводить работу с детьми по формированию социальной компетентности, что позволит сплотить класс, развить у них культуру общения, поведения в различных социальных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».

ДОКЛАД  на тему: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».  Теоретические основы развития социальной компетентности учащ...

Мастер - класс. Деловая игра как способ развития социальной компетентности у учащихся на уроках географии.

В работе рассмотрены: основные функции деловой игры, технология, основные принципы социализации взаимодействия....

Развитие социальной компетентности учащихся на уроках математики

Формы и методы развития социальной компетентности...

Формирование и развитие социальной компетентности учащихся через культуру и творчество в процессе подготовки к волонтерской деятельности в период проведения Универсиады 2013.

Уважаемые коллеги!Представляю Вашему вниманию текст выступления и презентацию из опыта работы с волонтерами. В любой деятельности человека сосуществуют 2 уровня – стереотипный и импровизационный. Если...

Роль самоподготовки в развитии социальной компетентности учащихся специальной школы.

Основной целью в своей работе ставим подготовку наших детей к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах.   В силу этого – развиваем у наших ребят такое качество ка...