Доклад "Способы развития социальной компетентности учащихся"
статья на тему
Способы развития социальной компетентности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Способы развития социальной компетентности учащихся" | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа-интернат № 4 «ОАО «РЖД»
Доклад на тему:
«Способы развития социальной компетентности учащихся»
Выполнила: воспитатель Караулова М.С.
Елец 2016
«Обстоятельства могут заставить полностью
некомпетентного человека стать компетентным
в определенной области»
Артур Блох (американский писатель)
Способы развития социальной компетентности учащихся
Фундаментальные изменения в общественной жизни нашей страны конца 20 века – начала 21 века предъявляют существенно новые требования к личности. Человек должен быть ответственным и инициативным, продуктивным и эффективным, адаптивным к изменяющимся условиям, с сформированными ценностями и основными социально значимыми компетенциями, обладающим новым типом функциональной грамотности.
Понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия – ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и пр.).
В педагогической литературе встречаются различные подходы к определению социальной компетентности. Одним из подходов является понимание ее как адаптационного механизма (Н. И. Белоцерковец). Другой подход основан на рассмотрении понятия социальной компетентности через определенную систему социальных знаний и умений (В.Н. Куницина, Н.А. Гончарова, И.А.Зимняя и др.). Ряд авторов подчеркивают поведенческое проявление социальной компетентности (У. Пфингстен и Р. Хинтч). Однако преобладает подход представления социальной компетентности через сформированные способности, новообразования человека. Исследователями установлено, что социальная компетентность:
1) отражает взаимодействие человека и социального окружения;
2) подразумевает обладание человеком способами межличностного взаимодействия; эти способы могут быть приобретены им посредством личного социального опыта, подражания традициям, установкам общества или посредством получения знаний;
3) является интегративной характеристикой, включающей в себя несколько компонентов;
4) подразумевает учет соотношения собственных целей и потребностей с целями другой личности, группы людей и социума в целом.
В большинстве исследований социальная компетентность рассматривается как констатация наличия/отсутствия у человека тех или иных знаний, умений, способов действий в социуме.
На основе выделенных особенностей сформулируем определение социальной компетентности как интегративной характеристики, отражающей способность личности вступать в эффективные межличностные и социальные отношения, анализировать, оценивать риски, принимать решения в ситуации неопределенности с учетом интересов, целей и потребностей собственных, другого и не противоречащим нормам, ценностям общества.
Структуру и содержание социальной компетентности можно представить в виде таблицы:
Компоненты социальной компетентности | Содержание компонентов социальной компетентности |
Компонент, связанный с целеполаганием: способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цели и планировать результат, анализировать, корректировать. | тенденция контролировать свою деятельность; поиск и использование обратной связи, склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей; умение принимать решения в различных жизненных обстоятельствах |
Компонент, связанный с ориентацией на Другого: умение понимать и учитывать чувства и потребности других людей, управлять своими эмоциями в общении. | интеллектуальная направленность на понимание другого человека; эмоциональная отзывчивость, способность сопереживать; интуитивное прогнозирование поведения людей; умение вызывать определённые эмоции у партнёра по общению |
Компонент, связанный с социальной мобильностью, активностью человека. | готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство; исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих); готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск; готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели; установка на взаимный выигрыш и широта перспектив; персональная ответственность |
Иными словами, социальная компетентность – это:
• приспособленность к жизни,
• умение адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах,
• способность к осуществлению ответственного выбора.
Показатели социальной компетентности:
- сотрудничество, работа в команде,
- коммуникативные навыки;
- способность принимать собственные решения;
- способность делать осознанный выбор;
- стремление к осознанию собственных потребностей и целей;
- наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;
- владение банком приёмов ненасильственного разрешения конфликтов;
- развитие личностных качеств, саморегулирование.
Формирование компетентностей происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. Воспитатель должен определиться, какие именно социальные компетенции он должен сформировать у учащихся? Я, опираясь на исследования Мачехиной О.Н., предлагала ученикам следующие беседы дискуссии: «Я и мои социальные роли», «Я – Гражданин», «Я друг/подруга», «Я - пассажир»? «Я член коллектива», «Умеем ли мы общаться? Культура спора» характеризующие социальные роли, которые учащимся придется выполнять в течение жизни.
Формирование этих компетенций позволит работать над такими качествами личности как: терпимость, креативность, нацеленность на успех, ответственность, уверенность в себе.
Чтобы личность могла самореализоваться, ей необходима специальная психолого-педагогическая деятельность, адекватно направленная на формирование культуры социальной компетентности.
Среди таких способов наиболее эффективными считаются групповая работа, ролевые игры, коллективное творческое дело, проектная деятельность, используемые во внеурочной деятельности.
Для детей 4-6 классов общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья, школа, двор) окружением. Его социальная компетентность определяется тем, насколько он осведомлен о том и другом. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях, социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Поэтому, одним из важных путей развития социальной компетентности я считаю формирование у ребенка знаний о способах поведения и взаимодействия в каждом из этих окружений. Детей необходимо знакомить с традициями, выработанными в школе, городе, правилами поведения, нормами взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных жизненных (и не только школьных) ситуациях. Эту работу нельзя ограничить разовыми мероприятиями. Она должна носить систематический характер, что требует усиления внимания к ней со стороны педагогов.
Я вела целенаправленную работу по сплочению детского коллектива, привлекала детей к выработке правил взаимодействия, обсуждала с детьми различные ситуации взаимодействия и стратегии поведения в них. Знакомила детей со способами и правилами поведения и взаимодействия в процессе специально организованного наблюдения, обсуждения литературных произведений, разбора конкретных ситуаций и т.д. Например обсуждались ситуации такого типа:
1. Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги - ребята весело смеются. Что вы можете сказать о таких мальчиках?
2. Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежливый - зовет меня Танька». - «А ты как его зовешь?»- спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»- ответила Таня. Как вы думаете, права ли Таня?
3. Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет. (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)
4. Вы постучали в дом. Вам открыли и вы увидели, что ошиблись адресом. Как поступаете дальше?
Отмечу, что необходимо осознанное усвоения ребенком, понимания, зачем существуют те или иные способы и правила поведения, их принятия детьми. Тем более что сами по себе знания еще не обеспечивают человеку компетентность в обществе. Известны многочисленные примеры, когда человек, имеющий много знаний об обществе и правилах поведения в нем, оказывается слабо адаптированным, и наоборот, тот, кто плохо успевает по общественным наукам, оказывается успешным в социуме. Ребенок, знающий правила, далеко не всегда адаптирован к школьной жизни. Имеющиеся знания надо уметь применить. Это обеспечивается наличием умений и сформированностью навыков. Именно поэтому необходимо проводить работу с детьми по формированию социальной компетентности, что позволит сплотить класс, развить у них культуру общения, поведения в различных социальных условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».
ДОКЛАД на тему: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры». Теоретические основы развития социальной компетентности учащ...
Мастер - класс. Деловая игра как способ развития социальной компетентности у учащихся на уроках географии.
В работе рассмотрены: основные функции деловой игры, технология, основные принципы социализации взаимодействия....
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Выступление на РМО...
Развитие социальной компетентности учащихся на уроках математики
Формы и методы развития социальной компетентности...
Формирование и развитие социальной компетентности учащихся через культуру и творчество в процессе подготовки к волонтерской деятельности в период проведения Универсиады 2013.
Уважаемые коллеги!Представляю Вашему вниманию текст выступления и презентацию из опыта работы с волонтерами. В любой деятельности человека сосуществуют 2 уровня – стереотипный и импровизационный. Если...
Роль самоподготовки в развитии социальной компетентности учащихся специальной школы.
Основной целью в своей работе ставим подготовку наших детей к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах. В силу этого – развиваем у наших ребят такое качество ка...